Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2011 в 20:13, реферат
Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Цель медицинского страхования - гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия. Правовые отношения в данной сфере регулируются Законом Российской Федерации от 28 июня 1991 года N 1499-1 "О медицинском страховании граждан Российской Федерации".
Введение.......................................................................................3
1. История становления ОМС................................................4
2. Организация и финансирование ОМС..............................7
1) Принципы организации и финансирования ОМС...............7
2) Федеральный фонд ОМС.......................................................9
3) Территориальные фонды ОМС...........................................10
4) Страховые медицинские организации................................11
5) Особенности организации ОМС в современных условиях........................................................................................14
3. Правила обязательного медицинского страхования......15
Заключение................................................................................20Список использованной литературы.......................................20
Приложения...............................................................................21
Страховые
взносы уплачиваются со всех выплат, начисленных
в пользу работников в денежной и
натуральной форме, за исключением
выплат, осуществляемых за счёт чистой
прибыли, компенсационных выплат, социальных
выплат и некоторых других. Суммы
начисленных взносов
За неработающее население страховые взносы на ОМС обязаны платить органы исполнительной власти с учетом объемов территориальных программ ОМС в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение. К неработающему населению относят детей, учащихся, инвалидов, пенсионеров, безработных. Органы исполнительной власти обязаны перечислять средства на ОМС неработающего населения ежемесячно не позднее 25-го числа, в размере не менее 1/3 квартальной суммы средств, предусмотренных на указанные цели, с учетом индексации.
Перечисление средств в территориальные фонды ОМС должно осуществляться по нормативу на неработающее население, который устанавливается исходя из стоимости территориальной программы ОМС. Однако в настоящее время обязательства местных администраций по уплате этих страховых платежей весьма неопределенны, так как полностью отсутствуют какие-либо законодательные или нормативные акты, регулирующие эти вопросы. Если для хозяйствующих субъектов тарифы устанавливаются Налоговым кодексом, то для органов исполнительной власти нормативных документов по расчету платежей на ОМС неработающего населения не существует. Расчет взносов производится по остаточному принципу исходя из нормативов, самостоятельно устанавливаемых в каждом субъекте РФ.
В
соответствии с Законом РФ «О медицинском
страховании граждан в
Финансовый и организационный механизм обязательного медицинского страхования представлен в Приложении 1.
Первый уровень организации системы ОМС представляет Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС), который осуществляет общее нормативное и организационное руководство системой. Федеральный ФОМС является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением, действующим на основании устава. ФФОМС подотчетен Законодательному Собранию и Правительству РФ. Ежегодно бюджет фонда и отчет о его исполнении утверждаются Государственной Думой. Управление деятельностью фонда осуществляется правлением и постоянно действующей исполнительной дирекцией. В состав правления входят представители Законодательного Собрания, министерств здравоохранения и социального развития, финансов, территориальных ФОМС, Центрального банка, Ассоциации страховых медицинских организаций, Профессиональной медицинской ассоциации, страхователей и профсоюзов.
Основные источники формирования финансовых средств ФФОМС:
Федеральный ФОМС самостоятельно не осуществляет страховые операции. Одной из финансовых функций этого фонда является предоставление дотаций территориальным фондам ОМС на выполнение территориальных программ ОМС в рамках базовой программы (в том числе дотации на реализацию социальной программы поддержки неработающих пенсионеров и субсидии на обязательное медицинское страхование детей).
Кроме того, за счет средств ФФОМС:
ФФОМС осуществляет организационное управление системой ОМС путем разработки нормативных документов по ведению медицинского страхования в регионах, подготовки типовых или примерных правил страхования населения, участия в создании территориальных фондов ОМС.
Совместно с территориальными фондами федеральный фонд осуществляет контроль за рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования, в том числе путем проведения соответствующих ревизий и целевых проверок.
Второй уровень организации обязательного медицинского страхования представлен территориальными фондами ОМС (ТФОМС) и их филиалами. Территориальные фонды занимают центральное место в системе, поскольку именно ими осуществляется аккумулирование и распределение финансовых средств ОМС.
Территориальные ФОМС создаются органами представительной и исполнительной власти субъектов РФ, являются самостоятельными государственными некоммерческими финансово-кредитными учреждениями и подотчетны создавшим их органам власти. Финансовые средства ТФОМС образуются в основном за счет двух источников:
Главной задачей ТФОМС является обеспечение ОМС на территории субъекта РФ на принципах всеобщности и социальной справедливости. На ТФОМС возложена задача обеспечения финансовой сбалансированности и устойчивости системы ОМС. Территориальные программы оказания гражданам бесплатной медицинской помощи и правила страхования граждан утверждают органы исполнительной власти субъектов РФ, а ТФОМС только участвуют в их разработке.
Формирование финансовых ресурсов ОМС в регионах имеет ещё один существенный недостаток. Они представляют собой своего рода «общий котел», куда поступают и смешиваются два финансовых потока, совершенно разных по своему происхождению которым управляют органы местной администрации. При таком подходе невозможно решить проблему полной уплаты взносов за неработающее население, так как всегда остается возможность восполнить несостоятельность бюджета за счет страховых взносов хозяйствующих субъектов. Чем исправнее будут платить взносы работодатели, тем меньше будут вносить за неработающее население органы исполнительной власти, вместо того чтобы в целом увеличивать объем медицинских гарантий.
Для выполнения своих функций ТФОМС могут создавать филиалы в городах и районах. Филиалы выполняют задачи ТФОМС по финансированию страховых медицинских организаций.
Третий уровень организации ОМС представляют страховые медицинские организации (СМО). Именно им по закону отводится непосредственная роль страховщика, осуществляющего обязательное медицинское страхование граждан и страхование обеспечения необходимыми лекарственными средствами отдельных категорий граждан. При отсутствии на данной территории страховых медицинских организаций филиалам ТФОМС разрешено осуществлять обязательное медицинское страхование граждан, т.е. вести расчеты с медицинскими учреждениями.
СМО получают финансовые средства на осуществление ОМС от ТФОМС по душевым нормативам в зависимости от количества и половозрастной структуры застрахованного ими контингента населения и осуществляют страховые выплаты в виде оплаты медицинских услуг, предоставляемых застрахованным гражданам. Средства на обеспечение лекарствами отдельных категорий граждан ТФОМС распределяет между страховщиками исходя из численности лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в соответствии с федеральным регистром таких лиц.
По
Положению о страховых
Из средств, поступающих от ТФОМС на обеспечение медицинского страхования закрепленного за страховой компанией контингента населения, СМО оплачивают стоимость медицинских услуг, предоставленных застрахованным ею гражданам, покрывают расходы на ведение ОМС и формируют обязательные страховые резервы. К числу этих резервов относятся:
Полученные от ТФОМС средства на обеспечение лекарствами СМО использует на оплату самих лекарств, на формирование запасного резерва и на оплату расходов на ведение дела по обеспечению необходимыми лекарственными средствами по установленным нормативам. В запасной резерв направляются средства, предназначенные для возмещения возможного превышения расходов над средствами, запланированными на эти цели. Сумма средств запасного резерва не должна превышать сумму средств на оплату необходимых лекарственных средств в течение месяца. Средства этого запасного резерва могут быть использованы только на оплату лекарств.
Размеры страховых резервов устанавливаются ТФОМС по единым нормативам в процентах к финансовым средствам, передаваемым СМО на проведение страхования. Территориальный фонд ОМС устанавливает также нормативы расходов на ведение дела страховой медицинской организацией. Норматив может дифференцироваться в зависимости от количества застрахованных граждан.
Страховую деятельность СМО строят на договорной основе, заключая четыре группы договоров.
ТФОМС не вправе отказать страховой компании в финансировании ОМС, если у нее имеются страховые договоры, заключенные со страхователями, уплачивающими страховые взносы в данный территориальный фонд. Финансирование осуществляется по дифференцированным среднедушевым нормативам, которые выражают стоимость территориальной программы ОМС на одного жителя в зависимости от половозрастной структуры застрахованного контингента.