Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 03:08, реферат
Наступление финансового кризиса и возникновение в связи с этим финансовой несостоятельности предприятий и дефицита бюджетов привело к возрастанию интереса к вопросам активизации системы финансового контроля как в государственном, так и в негосударственном секторах.
В области контроля в коммерческом секторе экономики государственные органы ограничили свои функции регулированием внешней формы финансового контроля - внешнего аудита как своеобразного гаранта достоверности информации о деятельности хозяйствующих субъектов для внешних пользователей, получаемой в виде бухгалтерской финансовой отчетности.
Служба внутреннего аудита может самостоятельно подготавливать предложения и рекомендации по улучшению работы отдельных подразделений и организации в целом, обращаться с ними к высшим органам управления, информировать о недостатках внешних аудиторов.
2. Управленческий
финансовый контроль выполняют
органы управления
В ходе управленческого контроля достигнутые результаты деятельности сравниваются с данными за прошлые периоды, с показателями других организаций, среднеотраслевыми показателями; определяется влияние разнообразных факторов на результаты хозяйственной деятельности; выявляются недостатки и ошибки деятельности. Большая роль отводится изучению использования резервов повышения эффективности производства, рационализации, экономному использованию ресурсов, внедрению передового опыта научной организации труда, новых технологий, предупреждению излишних затрат1.
Предложенная
классификация и система видов
финансового контроля, хотя и не
претендуют на всеобъемлющий характер,
но могут оказать содействие в
понимании осуществления
1.3 Особенности финансового
Успешное функционирование страховой организации достигается за счет эффективного контроля, позволяющего менеджерам получить информацию, необходимую для принятия управленческих решений. Контроль обеспечивает оценку реальной ситуации и создает предпосылки для внесения изменений в запланированные показатели развития страхового предпринимательства. Он является одним из инструментов менеджмента по выработке управленческих решений, обеспечивающих бесперебойное функционирование страховщика. С помощью контроля достигаются цели и задачи как долгосрочной перспективы, так и оперативного менеджмента.
Контроль - это сбор, обработка и анализ информации о фактических результатах страхового предпринимательства, сравнение их с плановыми показателями, выявление отклонений и их причин, разработка мероприятий, необходимых для достижения поставленных целей. Осуществление контроля сопровождается установлением и использованием стандартов и критериев.
Целью предварительного контроля является определение условий, которые могут воспрепятствовать выполнению бизнес-процесса, предупреждение отклонений. Текущий контроль играет роль обратной связи и направлен на предупреждение отклонений при выполнении планового задания. Он может быть сплошным или выборочным.
Заключительный контроль проводится по окончании выполнения задания и направлен на определение степени соответствия между запланированными и реально достигнутыми показателями. Недостатком заключительного контроля является низкая оперативность.
Контроль как функция
Чем отчетливее связь между целями
предпринимательства и
Контроль позволяет выявить наиболее перспективные направления, сконцентрировать усилия менеджмента на выгодных бизнес-процессах. Это средство диагностики управленческих решений, выраженное в конкретных и адекватно воспринимаемых исполнителями указаниях топ-менеджеров. Контроль позволяет оценить степень восприятия исполнителем полученной в указаниях информации, стимулировать персонал и сделать выводы об эффективности применяемых стимулов.
Контроль выступает средством административного воздействия на персонал, в том числе на менеджеров, которые в ряде случаев могут умышленно действовать вопреки требованиям топ-менеджера, позволяет обнаружить факты нежелательного поведения персонала страховой организации.
Эффективное управление ресурсами
в страховой организации
- стратегическое и оперативное планирование деятельности;
- оценка текущего финансового
состояния страховой
- корректировка планов при
- оптимальное распределение
- анализ финансовых показателей
страхового портфеля за
- обоснование рациональной цены
страховых продуктов через
Задача планирования. В условиях рыночных отношений необходима стратегия, которая охватывает все стороны деятельности, в том числе поступления и выплаты по страховой и перестраховочной деятельности, инвестиционную политику, развитие региональной сети продаж страховых продуктов, налоговую политику, распределение прибыли. Стратегия обеспечивает соответствие финансово-экономических возможностей страховой организации условиям страхового рынка. Для страхового менеджмента в основе задач планирования лежит разработка эффективной стратегии и бизнес-плана на прогнозный период.
При формировании финансовых результатов
значима стохастическая составляющая,
поэтому краткосрочное
Задача формирования сбалансированного страхового портфеля как динамически развивающейся совокупности страховых договоров заключается в том, чтобы он обладал свойствами статистической и структурной однородности, равновесия и стабильности. В процессе контроля исследуются формирование и использование финансовых средств страховой организации в отчетном периоде в соответствии с установленными законами и нормативными актами.
В Стратегии развития страхования в Российской Федерации на 2008 - 2012 годы (далее - Стратегия) отмечено: актуарный контроль положен в основу современного международного подхода к стандартам платежеспособности и ведения бухгалтерского учета. Вопросы формирования страхового портфеля рассматриваются также с позиции актуариев по оценке финансовых обязательств страховщика. Актуарная деятельность по оценке сбалансированности страхового портфеля служит дополнением к аудиторской деятельности по проверке отражения бизнес-процессов при формировании страхового портфеля и является его математическим обоснованием. Для решения ряда аудиторских вопросов, касающихся актуарной деятельности, необходимо сочетание работы аудиторов и актуариев. Взаимосвязь подходов актуария и аудитора к проблеме формирования страхового портфеля представлена в табл. 1.1.
Таблица 1.1
Особенности актуарной и аудиторской деятельности при формировании страхового портфеля
Основные подходы |
Особенности актуарной деятельности |
Особенности аудиторской деятельности |
Цель |
Формирование |
Проверка достоверности
отражения бизнес-процессов |
Задачи |
Определение вероятности наступления страхового случая; расчет страховых тарифов; расчет размера страховых резервов; прогнозирование будущих поступлений страховых взносов и страховых выплат; расчет вероятности разорения страховщика; оценка соответствия страховых обязательств активам и будущим поступлениям страховщика |
Проверка нормативно-правового обеспечения и его использование при формировании страхового портфеля; проверка достоверности отражения бизнес-процессов формирования страхового портфеля в бухгалтерском учете и отчетности; проверка степени оптимальности структуры страхового портфеля на основе анализа и влияние на финансовую устойчивость, платежеспособность страховщика |
Источники информации для принятия решений |
Статистическая отчетность, статистические материалы |
Учредительные документы, бухгалтерская и статистическая отчетность, первичные документы и др. |
Документ по результатам деятельности |
Математическое обоснование формирования сбалансированного страхового портфеля |
Аудиторское заключение
о достоверности ведения |
Составляющими элементами бизнес-процесса страховой компании выступают: страховой портфель, страховые резервы, страховые выплаты, финансовый результат страхового предпринимательства. Один из показателей, формирующих страховой портфель с позиции аудитора, - страховые взносы, которые составляют:
- в брутто-сумме - доход от операции страхования;
- в нетто-сумме (страховые
При проверке формирования страхового портфеля объектами аудита выступают:
- страховые взносы (брутто-взносы);
- страховые резервы (нетто-
Размер индивидуальных обязательств перед страхователями выражается через страховые суммы, однако непосредственным объектом аудита они не являются, так как в бухгалтерском учете не отражаются, а используются при оценке оптимальной структуры страхового портфеля.
Объектом аудита формирования страхового
портфеля выступают материалы бухгалтерс
Цель аудита при формировании страхового
портфеля - выражение мнения о достоверности
отражения в бухгалтерском
Задача тарификации. Основной источник формирования финансовых ресурсов страховщика - это поступление страховых взносов, объем которых зависит от количества заключаемых договоров страхования, величины страховых сумм и размеров страховых тарифов. Расчет тарифной ставки проводится по нескольким этапам, на каждом из которых актуарий определяет соответствующие части брутто-ставки: основная часть, рисковая надбавка, нагрузка. Завершающим этапом выступает оценка максимального и минимального размера применимого страхового тарифа. Внимание менеджеров обращается на минимальное значение, так как занижение страховых тарифов влечет снижение поступлений от страховой деятельности, недостаточность средств страхового фонда для обеспечения предстоящих страховых выплат при наступлении страховых случаев. Решение задачи тарификации заключается в оперативном контроле и оценке достаточности применяемых страховых тарифов.
Задача оценки достаточности страховых резервов. Страховые резервы по своему характеру являются кредитным капиталом, поэтому можно утверждать, что большой их размер говорит о финансовой устойчивости страховщика при условии оптимального их размещения и соблюдения пропорции с объемом собственных средств. Страховые резервы должны быть адекватны обязательствам по договорам страхования. В Стратегии отмечено: необходимо усилить контроль за выполнением страховщиками своих обязательств, при этом особое внимание должно быть обращено на те страховые организации, в которых доля неудовлетворенных претензий велика, обнаружены факты необоснованности отказов в страховых выплатах и нарушений сроков страховых выплат. Решение задачи оценки достаточности страховых резервов должно основываться на анализе обязательств страховщика, являться результатом обоснованных математических расчетов.
Задача формирования инвестиционного портфеля состоит в достижении оптимального сочетания между риском и доходностью для инвестора-страховщика, что обеспечивает высокую рентабельность вложений, позволяющую сохранить реальную стоимость вложенных средств в течение времени инвестирования и в случае необходимости иметь возможность легко реализовать размещенные активы. В этом заключается сущность управленческих решений менеджеров и задач формирования оптимального варианта инвестиционного портфеля с использованием алгоритма. Задача оптимизации инвестиционного портфеля страховщика может решаться в одной из следующих постановок:
- максимизировать доходность
- минимизировать величину
Методика оптимизации размещени
Задача мониторинга и оценки финансового состояния. Сбор, анализ информации о внешней среде деятельности (мониторинг внешних факторов) и текущем финансовом состоянии (мониторинг внутренних факторов) - это одна из основных функций менеджеров страховой организации. Инструментом, позволяющим контролировать финансовые результаты, являются планы.
В основе контроля и оценки текущего
финансового состояния на определенный
момент лежит сравнение фактических
значений параметров, характеризующих
финансовую устойчивость с плановыми.
Оценка финансового состояния
Информация о работе Особенности финансового контроля за деятельностью страховых организаций