Правовые и экономические основы функционирования Федераль-ного фонда обязательного медицинского страхования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2011 в 12:21, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы заключается в рассмотрении изучении порядка формирования и использования средств Фонда обязательного медицинского страхования.

Задачи данной курсовой работы:

рассмотреть функции и задачи ФОМС;
рассмотреть источники формирования и направления использования Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
Проанализировать состав и структуру деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
Проанализировать направления расходной и доходной части бюджета ФОМС за 2008 – 2010г.г.;

Содержание

Введение 6
1 Федеральный фонд обязательного медицинского страхования: задачи и функции 8
1.1 Основные положения медицинского страхования 8
1.2 Задачи и функции Федерального фонда обязательного медицинского страхования 9
1.3 Источники формирования и направления использования бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования. 11
2 Анализ динамики доходов и структуры расходов бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2008 – 2010 г.г. 15
2.1 Анализ динамики доходов бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2008 – 2010 г.г. 15
2.2 Анализ структуры расходов бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2008 – 2010 г.г. 17
2.3 Направления совершенствования обязательного медицинского страхования в стране 20
Заключение 23
Список использованных источников 25
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
Приложение Д

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по бюджетной системе.doc

— 423.00 Кб (Скачать документ)

      Исходя  из данных таблицы, можно сделать следующие выводы: в 2010 году по сравнению с 2008 поступление страховых взносов (с 2008 по 2009 ЕСН) увеличилось на 32,5% и произошло значительное сокращение средств выделяемых ФФОМС из Федерального бюджета на 32,84%.

      Для наглядности рассмотрим удельный вес  динамики доходов ФФОМС на диаграмме.

Рисунок 1 – Удельный вес доходов бюджета  ФФОМС.

2.2 Анализ структуры расходов бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2008 – 2010 г.г.

      Проведем  анализ расходов Федерального фонда  обязательного медицинского страхования. Рассмотрим их в структуре и динамике (прил.В.3).

      Таблица 4 – Анализ структуры расходов ФФОМС за 2008-2010 г.г. (тыс. руб.)

Вид расходов 2008 2009 2010 Отклонение
Сумма Сумма Сумма 2009 к 2008 2010 к 2009
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 168706056,3 130037389,3 137958769,0 -38668667,0 +7921380,0
Здравоохранение, физическая культура и спорт 10494,2 15430,0 17000,0 +4935,8 +1570,0
Международное сотрудничество 320,4 330,1 8365,1 +9,7 +8035,0
Обязательное  медицинское страхование неработающего населения (детей)  3538700,0 3822570,0 4071040,0 +283870,0 +248470,0

     Продолжение таблицы 4

Вид расходов 2008 2009 2010 Отклонение
Сумма Сумма Сумма 2009 к 2008 2010 к 2009
Выполнение  территориальной программы обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования 71279396,2 91643420,8 82501366,5 +20364024,6 -9142054,3
Фонд  компенсаций 20996951,9 22829098,4 23300000,0 +1832146,5 +470901,6
Общегосударственные вопросы   755516,6 567649,7 528206,9 -187 866,9 -39442,8
Образование 11144,2 12326,8 12323,1 +1182,6 -3,7
Органы  управления государственных внебюджетных фондов 227291,3 257571,9 281841,8 +30028,3 +24269,9
Информатика   527904,9 309747,7 246000,0 -218157,2 -63747,7

     Из  представленных в таблице 2 данных видно, что бюджет ФФОМС в 2009 году по сравнению с 2008 годом увеличил свои расходы на 20364024,6 тысяч рублей, а в 2010 году по сравнению с 2009году сократил на 9142054,3 тысяч рублей. В том числе за счет таких статей расходов, как:

    • Общегосударственные вопросы – на 187 866,90 тысяч рублей;
    • Информатика – на 218157,2 тысяч рублей (Планируется расходы бюджета ФОМС направить на финансовое обеспечение мероприятий по созданию единой информационной системы обязательного медицинского страхования);
    • Выполнение территориальной программы обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования на 9142054,3 тысяч рублей

     В структуре расходов ФОМС на 2009 год  отсутствуют следующие виды расходов, ранее осуществляемые за счет средств федерального бюджета:

    • На финансовое обеспечение оказания социальной услуги по дополнительной медицинской помощи в части, предусматривающей обеспечение необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов [14, c. 111].
    • На финансовое обеспечение выполняемого в соответствии с программами государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи государственного задания на оказание учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-социальную помощь, дополнительной медицинской помощи, оказываемой врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики, медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики [13, c. 55].

      Распределение дотаций из бюджета ФОМС, направляемых в бюджеты ТФОМС на выполнение территориальных программ ОМС в рамках базовой программы ОМС в соответствующем году:

      На 2008 год всего по РФ 49 823,3 млн. рублей, в том числе: на выполнение территориальных программ ОМС в рамках базовой программы ОМС 41 823,3 млн. рублей; на завершение в первом полугодии 2008 года расчетов за фактически отпущенные лекарственные средства отдельным категориям граждан в 2007 году 8 000 млн. рублей. На 2009 год всего по РФ 85 687,1 млн. рублей. [3, 4]

      Дотации на выполнение территориальных программ ОМС в рамках базовой программы  ОМС направляются в бюджеты ТФОМС  ежемесячно в размере одной двенадцатой годового объема бюджетных ассигнований.

      Распределение субсидий из бюджета ФОМС, направляемых в бюджеты ТФОМС на ОМС неработающего населения в 2008 году сумма по РФ - 3 538,7 млн.рублей, в 2009 году - 3 822,6 млн.рублей. [3, 4]

      По  целевой статье расходов 505 21 00 «Проведение  диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» предусмотрены средства в суммах: 2009 год - 828236,0 тыс. рублей; 2010 год -834034,0 тыс. рублей; 2011 год - 890748,3 тыс. рублей.

      Необходимо  отметить, что по данному виду расходов наблюдается постоянное неисполнение бюджета ФОМС. Так, в 2007 году исполнение бюджета ФОМС на проведение диспансеризации, находящихся в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составило 62 %, по состоянию на 1 июля 2008 года бюджет ФОМС исполнен на 1,2 процента.

      По  целевой статье расходов 505 24 00 «Проведение  дополнительной диспансеризации работающих граждан» запланированы средства в суммах: 2009 год - 4000000,0 тыс. рублей; 2010 год - 4000000,0 тыс. рублей; 2011 год - 4000000,0 тыс. рублей.

      В 2007 и 2008 годах на данные цели также предусматривались средства в объеме 4000000,0 тыс. рублей на финансовый год, которые выделялись из федерального бюджета своевременно и в полном объеме. Однако исполнение бюджета ФОМС по данному виду расходов в 2007 году составило 57,6 %, в I полугодии 2008 года -17,2 процента.[2]

      Полный  перечень расходов бюджета ФФОМС  за 2008-2009 г.г. представлен в приложении Д.5

      Сравнительный анализ доходов и расходов представлен  в приложении Г.4

2.3 Направления совершенствования  обязательного медицинского страхования в стране

      В соответствии со статьей 50 Федерального закона от 29.11.2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в период 2011-2012 годов  планируется направление в бюджеты  территориальных фондов обязательного медицинского страхования предусмотренных в бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2011 и 2012 годы средств в размере 460 млрд. рублей на финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации и программ модернизации федеральных государственных учреждений здравоохранении, оказывающих медицинскую помощь (далее – программы модернизации здравоохранения).

      Указанные средства будут формироваться в  соответствии с Федеральным законом от 24.06.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» за счет доходов, поступающих в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования от средств страховых взносов в размере два процентных пункта.

      Средства  бюджета Федерального фонда обязательного  медицинского страхования планируется направлять на совершенствование оказания медицинской помощи, входящей в базовую программу обязательного медицинского страхования, в учреждениях здравоохранения, работающих в системе обязательного медицинского страхования, на следующие цели:

      1) укрепление материально-технической базы государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, в том числе обеспечение завершения строительства ранее начатых объектов (техническая готовность указанных объектов на 1 января 2011 года должна составлять не менее 80 процентов фактически произведенных застройщиком затрат от сметной стоимости строительства объекта), текущий и капитальный ремонт государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, приобретение медицинского оборудования;

      2) внедрение современных информационных систем в здравоохранение в целях перехода на полисы обязательного медицинского страхования единого образца, в том числе обеспеченных федеральным электронным приложением универсальной электронной карты, внедрение телемедицинских систем, систем электронного документооборота и ведение медицинских карт пациентов в электронном виде;

      3) внедрение стандартов медицинской  помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами.

      Приоритетом программ модернизации здравоохранения установлено совершенствование оказания медицинской помощи при заболеваниях, являющихся причинами высокой смертности и определяющих высокий уровень потери трудового потенциала страны (заболевания системы кровообращения, онкологические заболевания, заболевания костно-мышечной системы и осложнения в ходе беременности, родов и в послеродовой период, медицинское сопровождение новорожденных, особенно с низкой и экстремально низкой массой тела, детские заболевания).

      В целях обеспечения выполнения перечня поручений Президента Российской Федерации (от 06.12.2010 №Пр-3534) по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года в бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования предусмотрено не менее 25 процентов средств, совокупно выделяемых на модернизацию здравоохранения в период 2011 – 2012 годов (до 100 млрд. руб.): на развитие медицинской помощи детям и новорожденным, в том числе на оснащение учреждений родовспоможения современным оборудованием для выхаживания новорожденных с низкой и экстремально низкой массой тела, развитие неонатальной хирургии, паллиативной помощи детям, а также на обеспечение проведения начиная с 2011 года углубленной диспансеризации подростков и снижения числа абортов.

      В 2011 – 2012 годах также будут осуществлены мероприятия по реализации программ модернизации федеральных государственных  учреждений, которые оказывают медицинскую помощь и полномочия собственника которых осуществляют Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федеральное медико-биологическое агентство. Разработку и утверждение программ модернизации ФГУ осуществляет Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

      Финансовое  обеспечение указанных программ предусматривается за счет средств  бюджета Федерального фонда обязательного  медицинского страхования на укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения и внедрение современных информационных систем в здравоохранение.[11,18] 
 
 

Заключение

      Федеральный фонд обязательного медицинского страхования  создан в 1991 г. в соответствии с Законом «Об обязательном медицинском страховании в РСФСР» от 28.06.1991г. В законе определены правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения РФ. Закон направлен на усиление заинтересованности и ответственности населения и государства, предприятий, учреждений, организаций в охране здоровья граждан в новых экономических условиях и обеспечивает конституционное право граждан РФ на медицинскую помощь. Цель Закона - гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия.

      Медицинское страхование в РФ осуществляется в обязательной и добровольной формах. Обязательное медицинское страхование выступает как составная часть государственной социальной поддержки населения.

      Обязательное  медицинское страхование обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

      Фонд  обязательного медицинского страхования является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность на правах юридического лица в соответствии с действующим законодательством РФ.

      Средства  ФОМС составляют существенную часть  источников финансирования здравоохранения. Во всех экономически развитых странах проблеме финансирования здравоохранения уделяется самое пристальное внимание. Это объясняется тем, что, во-первых, в шкале ценностей здоровье рассматривается как самое главное благо; во-вторых, растут сами затраты на здравоохранение, так как с появлением новых болезней и поиском методов лечения возрастает объем научно-исследовательской работы и профилактических мероприятий; в-третьих, прогресс медицинской науки невозможен без затрат на оборудование, дорогостоящую диагностику, подготовку кадров.

Информация о работе Правовые и экономические основы функционирования Федераль-ного фонда обязательного медицинского страхования