Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2011 в 12:21, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в рассмотрении изучении порядка формирования и использования средств Фонда обязательного медицинского страхования.
Задачи данной курсовой работы:
рассмотреть функции и задачи ФОМС;
рассмотреть источники формирования и направления использования Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
Проанализировать состав и структуру деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
Проанализировать направления расходной и доходной части бюджета ФОМС за 2008 – 2010г.г.;
Введение 6
1 Федеральный фонд обязательного медицинского страхования: задачи и функции 8
1.1 Основные положения медицинского страхования 8
1.2 Задачи и функции Федерального фонда обязательного медицинского страхования 9
1.3 Источники формирования и направления использования бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования. 11
2 Анализ динамики доходов и структуры расходов бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2008 – 2010 г.г. 15
2.1 Анализ динамики доходов бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2008 – 2010 г.г. 15
2.2 Анализ структуры расходов бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2008 – 2010 г.г. 17
2.3 Направления совершенствования обязательного медицинского страхования в стране 20
Заключение 23
Список использованных источников 25
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
Приложение Д
Исходя из данных таблицы, можно сделать следующие выводы: в 2010 году по сравнению с 2008 поступление страховых взносов (с 2008 по 2009 ЕСН) увеличилось на 32,5% и произошло значительное сокращение средств выделяемых ФФОМС из Федерального бюджета на 32,84%.
Для наглядности рассмотрим удельный вес динамики доходов ФФОМС на диаграмме.
Проведем анализ расходов Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Рассмотрим их в структуре и динамике (прил.В.3).
Таблица 4 – Анализ структуры расходов ФФОМС за 2008-2010 г.г. (тыс. руб.)
Вид расходов | 2008 | 2009 | 2010 | Отклонение | |
Сумма | Сумма | Сумма | 2009 к 2008 | 2010 к 2009 | |
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования | 168706056,3 | 130037389,3 | 137958769,0 | -38668667,0 | +7921380,0 |
Здравоохранение, физическая культура и спорт | 10494,2 | 15430,0 | 17000,0 | +4935,8 | +1570,0 |
Международное сотрудничество | 320,4 | 330,1 | 8365,1 | +9,7 | +8035,0 |
Обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей) | 3538700,0 | 3822570,0 | 4071040,0 | +283870,0 | +248470,0 |
Продолжение таблицы 4
Вид расходов | 2008 | 2009 | 2010 | Отклонение | |
Сумма | Сумма | Сумма | 2009 к 2008 | 2010 к 2009 | |
Выполнение территориальной программы обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования | 71279396,2 | 91643420,8 | 82501366,5 | +20364024,6 | -9142054,3 |
Фонд компенсаций | 20996951,9 | 22829098,4 | 23300000,0 | +1832146,5 | +470901,6 |
Общегосударственные вопросы | 755516,6 | 567649,7 | 528206,9 | -187 866,9 | -39442,8 |
Образование | 11144,2 | 12326,8 | 12323,1 | +1182,6 | -3,7 |
Органы управления государственных внебюджетных фондов | 227291,3 | 257571,9 | 281841,8 | +30028,3 | +24269,9 |
Информатика | 527904,9 | 309747,7 | 246000,0 | -218157,2 | -63747,7 |
Из представленных в таблице 2 данных видно, что бюджет ФФОМС в 2009 году по сравнению с 2008 годом увеличил свои расходы на 20364024,6 тысяч рублей, а в 2010 году по сравнению с 2009году сократил на 9142054,3 тысяч рублей. В том числе за счет таких статей расходов, как:
В структуре расходов ФОМС на 2009 год отсутствуют следующие виды расходов, ранее осуществляемые за счет средств федерального бюджета:
Распределение дотаций из бюджета ФОМС, направляемых в бюджеты ТФОМС на выполнение территориальных программ ОМС в рамках базовой программы ОМС в соответствующем году:
На 2008 год всего по РФ 49 823,3 млн. рублей, в том числе: на выполнение территориальных программ ОМС в рамках базовой программы ОМС 41 823,3 млн. рублей; на завершение в первом полугодии 2008 года расчетов за фактически отпущенные лекарственные средства отдельным категориям граждан в 2007 году 8 000 млн. рублей. На 2009 год всего по РФ 85 687,1 млн. рублей. [3, 4]
Дотации на выполнение территориальных программ ОМС в рамках базовой программы ОМС направляются в бюджеты ТФОМС ежемесячно в размере одной двенадцатой годового объема бюджетных ассигнований.
Распределение субсидий из бюджета ФОМС, направляемых в бюджеты ТФОМС на ОМС неработающего населения в 2008 году сумма по РФ - 3 538,7 млн.рублей, в 2009 году - 3 822,6 млн.рублей. [3, 4]
По целевой статье расходов 505 21 00 «Проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» предусмотрены средства в суммах: 2009 год - 828236,0 тыс. рублей; 2010 год -834034,0 тыс. рублей; 2011 год - 890748,3 тыс. рублей.
Необходимо отметить, что по данному виду расходов наблюдается постоянное неисполнение бюджета ФОМС. Так, в 2007 году исполнение бюджета ФОМС на проведение диспансеризации, находящихся в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составило 62 %, по состоянию на 1 июля 2008 года бюджет ФОМС исполнен на 1,2 процента.
По целевой статье расходов 505 24 00 «Проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан» запланированы средства в суммах: 2009 год - 4000000,0 тыс. рублей; 2010 год - 4000000,0 тыс. рублей; 2011 год - 4000000,0 тыс. рублей.
В 2007 и 2008 годах на данные цели также предусматривались средства в объеме 4000000,0 тыс. рублей на финансовый год, которые выделялись из федерального бюджета своевременно и в полном объеме. Однако исполнение бюджета ФОМС по данному виду расходов в 2007 году составило 57,6 %, в I полугодии 2008 года -17,2 процента.[2]
Полный перечень расходов бюджета ФФОМС за 2008-2009 г.г. представлен в приложении Д.5
Сравнительный анализ доходов и расходов представлен в приложении Г.4
В
соответствии со статьей 50 Федерального
закона от 29.11.2010 №326-ФЗ «Об обязательном
медицинском страховании в
Указанные средства будут формироваться в соответствии с Федеральным законом от 24.06.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» за счет доходов, поступающих в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования от средств страховых взносов в размере два процентных пункта.
Средства бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования планируется направлять на совершенствование оказания медицинской помощи, входящей в базовую программу обязательного медицинского страхования, в учреждениях здравоохранения, работающих в системе обязательного медицинского страхования, на следующие цели:
1) укрепление материально-технической базы государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, в том числе обеспечение завершения строительства ранее начатых объектов (техническая готовность указанных объектов на 1 января 2011 года должна составлять не менее 80 процентов фактически произведенных застройщиком затрат от сметной стоимости строительства объекта), текущий и капитальный ремонт государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, приобретение медицинского оборудования;
2) внедрение современных информационных систем в здравоохранение в целях перехода на полисы обязательного медицинского страхования единого образца, в том числе обеспеченных федеральным электронным приложением универсальной электронной карты, внедрение телемедицинских систем, систем электронного документооборота и ведение медицинских карт пациентов в электронном виде;
3)
внедрение стандартов
Приоритетом программ модернизации здравоохранения установлено совершенствование оказания медицинской помощи при заболеваниях, являющихся причинами высокой смертности и определяющих высокий уровень потери трудового потенциала страны (заболевания системы кровообращения, онкологические заболевания, заболевания костно-мышечной системы и осложнения в ходе беременности, родов и в послеродовой период, медицинское сопровождение новорожденных, особенно с низкой и экстремально низкой массой тела, детские заболевания).
В целях обеспечения выполнения перечня поручений Президента Российской Федерации (от 06.12.2010 №Пр-3534) по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года в бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования предусмотрено не менее 25 процентов средств, совокупно выделяемых на модернизацию здравоохранения в период 2011 – 2012 годов (до 100 млрд. руб.): на развитие медицинской помощи детям и новорожденным, в том числе на оснащение учреждений родовспоможения современным оборудованием для выхаживания новорожденных с низкой и экстремально низкой массой тела, развитие неонатальной хирургии, паллиативной помощи детям, а также на обеспечение проведения начиная с 2011 года углубленной диспансеризации подростков и снижения числа абортов.
В 2011 – 2012 годах также будут осуществлены мероприятия по реализации программ модернизации федеральных государственных учреждений, которые оказывают медицинскую помощь и полномочия собственника которых осуществляют Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федеральное медико-биологическое агентство. Разработку и утверждение программ модернизации ФГУ осуществляет Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Финансовое
обеспечение указанных программ
предусматривается за счет средств
бюджета Федерального фонда обязательного
медицинского страхования на укрепление
материально-технической базы учреждений
здравоохранения и внедрение современных
информационных систем в здравоохранение.[11,18]
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования создан в 1991 г. в соответствии с Законом «Об обязательном медицинском страховании в РСФСР» от 28.06.1991г. В законе определены правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения РФ. Закон направлен на усиление заинтересованности и ответственности населения и государства, предприятий, учреждений, организаций в охране здоровья граждан в новых экономических условиях и обеспечивает конституционное право граждан РФ на медицинскую помощь. Цель Закона - гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия.
Медицинское страхование в РФ осуществляется в обязательной и добровольной формах. Обязательное медицинское страхование выступает как составная часть государственной социальной поддержки населения.
Обязательное
медицинское страхование
Фонд обязательного медицинского страхования является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность на правах юридического лица в соответствии с действующим законодательством РФ.
Средства ФОМС составляют существенную часть источников финансирования здравоохранения. Во всех экономически развитых странах проблеме финансирования здравоохранения уделяется самое пристальное внимание. Это объясняется тем, что, во-первых, в шкале ценностей здоровье рассматривается как самое главное благо; во-вторых, растут сами затраты на здравоохранение, так как с появлением новых болезней и поиском методов лечения возрастает объем научно-исследовательской работы и профилактических мероприятий; в-третьих, прогресс медицинской науки невозможен без затрат на оборудование, дорогостоящую диагностику, подготовку кадров.