Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 12:33, курсовая работа
Страхование как система экономических отношений связана с защитой материальных интересов физических и юридических лиц, что осуществляется посредством отчислений из денежных фондов, которые формируются за счет страховых взносов (страховых премий) страхователей.
Введение 3
1. Сущность, принципы, формы, функции, роль социального страхования 5
1.1. Виды социального страхования 8
1.2. Особенности социального страхования 14
2. Социально-экономическое содержание страхового рынка 16
2.1. Общая характеристика страхового рынка 18
2.2. Субъекты страхового рынка 21
2.3. Структура страхового рынка 35
3. Роль государства в регулировании страхового рынка 37
4. Список использованной литературы 42
социальными
субъектами; участию в управлении
социальным страхованием.
1.1. Виды социального страхования
Виды социальных услуг в Украине согласно «Основам законодательства Украины об общеобязательном государственном социальном страховании»:
1) пенсионное страхование;
- пенсии по возрасту, по инвалидности вследствие общего заболевания (в том числе увечья, не связанного с работой, инвалидности с детства);
- пенсии в связи с потерей кормильца;
- медицинские профилактически - реабилитационные мероприятия;
- пособие на погребение пенсионеров;
- 2) медицинское страхование:
- диагностика и амбулаторное лечение;
- стационарное лечение;
- предоставление готовых лечебных средств и изделий медицинского назначения:
- профилактические и просветительские мероприятия;
- обеспечение медицинской реабилитации лиц, которые перенесли особенно тяжелые операции или имеют хронические заболевания.
Объем услуг, предоставляемых за счет средств обязательного медицинского страхования, определяется базовой и территориальными программами обязательного медицинского страхования, которые утверждаются в порядке, установленном законодательством;
—
3) страхование в связи с
- пособие по временной нетрудоспособности (включая уход за больным ребенком);
- пособие по беременности и родам:
- пособие при рождении ребенка и по уходу за ним;
- пособие на погребение (кроме погребения пенсионеров, безработных и лиц, умерших от несчастного случая на производстве);
- обеспечение оздоровительных мероприятий;
4) страхование
от несчастного случая на
- профилактические мероприятия по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- восстановление здоровья и трудоспособности потерпевшего;
- пособие по временной нетрудоспособности вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;
- возмещение убытков, причиненных работнику увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им своих трудовых обязанностей;
- пенсия по инвалидности вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;
- пенсия в связи с потерей кормильца, умершего вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;
- пособие на погребение лиц, умерших вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.
В соответствии с Законом Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания. Повлекшего утрату трудоспособности», несчастный случай - это ограниченное во времени событие или внезапное воздействие на работника опасного производственного фактора или среды, происшедшее в процессе выполнения им трудовых обязанностей, вследствие которых причинен вред здоровью или наступила смерть.
К профессиональному
заболеванию относится
5) страхование на случай безработицы:
- пособие по безработице;
- возмещение расходов, связанных с профессиональной подготовкой или переподготовкой и профориентацией;
- материальная помощь безработному и членам его семьи:
- дотация работодателю для создания рабочих мест;
- пособие на погребение безработного.
Страхование на случай безработицы осуществляется на принципах, определенных в Законе Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы»:
- предоставление государственных гарантий реализации застрахованными лицами своих прав;
-обязательность страхования на случай безработицы всех работающих на условиях трудового договора (контракта) и на иных основаниях, предусмотренных законодательством о труде;
- добровольность такого страхования лицами, обеспечивающими себя
работой самостоятельно (члены творческих союзов, творческие работники, не являющиеся членами творческих союзов), а также гражданами – субъектами предпринимательской деятельности;
- целевое использование средств страхования на случай безработицы;
- солидарность и субсидирование;
- обязательность финансирования Фондом общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы расходов, связанных с предоставлением материального обеспечения в случае безработицы и социальных услуг в объемах, предусмотренных настоящим законом;
- паритетность в управлении страхованием на случай безработицы государства, представителей застрахованных лиц и работодателей;
- дифференциация размеров выплаты пособия по безработице в зависимости от страхового стажа и продолжительности безработицы;
- предоставление на уровне не ниже прожиточного минимума, установленного законом, пособия по безработице и материальной помощи в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации;
- законодательное определение условий и порядка осуществления страхования на случай безработицы.
Дополнение
перечня материального
Согласно Закону «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», пенсионное страхование состоит из трех уровней - двух общеобязательных (солидарного и накопительного) и одного добровольного негосударственного. Закон «О негосударственном пенсионном обеспечении» предусмотрел для граждан также возможность заключать договоры страхования пожизненной пенсии, страхования риска наступления инвалидности или смерти участника пенсионного фонда. Негосударственное пенсионное обеспечение является важным дополнением к действующей системе государственного солидарного страхования, на данный момент не способной в полной мере удовлетворить все потребности граждан пенсионного возраста.
Негосударственное пенсионное страхование дополняет систему социального страхования. Одним из «столпов» пенсионной реформы в Украине является система негосударственного пенсионного обеспечения, призванная перенести время заботы об обеспечении ныне работающих после их выхода па пенсию с государства на самих работающих и их работодателей. Пенсионное обеспечение могут осуществлять: компании страхования жизни, негосударственные пенсионные фонды и банки.
Задачи Закона Украины «О негосударственном пенсионном обеспечении»:
• Объявление о существовании в Украине системы пенсионного обеспечения, дополняющей государственную солидарную систему пенсионного обеспечения.
• Объявление о финансовых институтах, принимающих участие в таком негосударственном пенсионном обеспечении на базе профильных (специальных) Законов: «О страховании», «О банках и банковской деятельности», «О пенсионных фондах».
• Объявление о добровольности работодателя накапливать и обеспечивать гарантии предоставления накопленных сумм работнику, в зависимости от количества проработанных лет на предприятии работодателя.
• Объявление о вариантах пенсионных схем (капитал, срочная рента, пенсия с гарантированным сроком выплат, пожизненный аннуитет).
• Объявление о создании механизма сохранности средств путем создания Резервного фонда.
• Объявление о налоговых льготах и сроках внесения изменений в Налоговый кодекс Украины (или в соответствующие налоговые законы). Пенсионные активы могут быть использованы исключительно для целей инвестиционной деятельности фонда, выполнения обязательств фонда перед его участниками и оплаты затрат, связанных с осуществлением негосударственного пенсионного обеспечения, а именно:
1) инвестирования
соответственно с целью
2) выполнения договоров выплаты пенсии на определенный срок, заключенных с участниками фонда, и для осуществления одноразовых пенсионных выплат, предусмотренных этим законом;
3) оплаты договоров страхования пожизненной пенсии и договоров «страхование риска», наступление инвалидности или смерти;
4) оплаты услуг профессионального администратора, включая оплату рекламных и агентских услуг, связанных с функционированием пенсионного фонда, и затрат на оповещение информации о его деятельности;
5) уплаты вознаграждения за предоставление услуг по управлению активами пенсионного фонда;
6) оплаты услуг хранителя;
7) оплаты услуг по проведению плановых аудиторских проверок пенсионного фонда;
8) оплаты услуг торговцев ценными бумагами (посредников), затрат на ведение учета и перерегистрацию прав собственности на активы пенсионного фонда;
9) оплаты других услуг, осуществление которых предусмотрено нормативно-правовыми актами по вопросам негосударственного пенсионного обеспечения и на оплату которых могут быть использованы пенсионные активы.
Пенсионные активы не могут использоваться для других целей, например, в качестве предмета залога. Они также не могут включаться в ликвидационную массу хранителя пенсионного фонда в случае признания его банкротом.
Таким
образом, социальное страхование представляет
собою часть денежных отношений по распределению
и перераспределению национального дохода
с целью формирования и использования
фондов, предназначенных для содержания
лиц, не участвующих в общественном производстве.
1.2. Особенности социального страхования
По форме
страхование выступает как
Акционерное
страхование - негосударственная
Взаимное
страхование - негосударственная
Целью взаимного страхования является не получение прибыли, а использование полученного дохода для возмещения ущерба и облегчения условий страхования, прежде всего, для снижения размера взносов для его участников.
Простейшие формы взаимного страхования в виде товариществ, взаимопомощи известны с глубокой древности. Еще кочевники Древнего Востока, занимавшиеся скотоводством и караванной торговлей, в случае падежа животных совместно возмещали убытки членов своего племени. Греческие купцы, участвовавшие в период активного колониального освоения Средиземноморья (УШ-У1 вв. до н. э.) в торговых экспедициях, были хорошо знакомы с механизмом раскладки платы за ущерб от кораблекрушений на всех участников экспедиции.