Социальное страхование в Швеции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 14:59, доклад

Описание

Социальное страхование составляет основной элемент швед­ской социальной политики. Цель системы социального обеспечения в Швеции, как это подчеркивается в официальных документах, — обеспечить человека экономической защитой в случае болезни, при рождении ребенка и по старости (всеобщее страхование), в связи с несчастными случаями и болезнями по производственной причине (страхование от несчастных случаев на производстве) и безработицей (страхование от безработицы и денежная помощь от рынка труда). Окончательной гарантией независимо от причины обращения, считается денежное пособие, известное как социаль­ная помощь.

Работа состоит из  1 файл

Социальное страхование в Швеции.docx

— 26.09 Кб (Скачать документ)

Социальное  страхование в Швеции

 

Социальное страхование  составляет основной элемент швед­ской  социальной политики. Цель системы  социального обеспечения в Швеции, как это подчеркивается в официальных  документах, — обеспечить человека экономической защитой в случае болезни, при рождении ребенка и  по старости (всеобщее страхование), в  связи с несчастными случаями и болезнями по производственной причине (страхование от несчастных случаев на производстве) и безработицей (страхование от безработицы и  денежная помощь от рынка труда). Окончательной  гарантией независимо от причины  обращения, считается денежное пособие, известное как социаль­ная помощь.

Система страхования здоровья является прежде всего инстру­ментом  создания большего социально-экономического равенства. Она дает возможность  людям с низкими доходами, нуждающими­ся  в интенсивной медицинской помощи, получить медицинские услуги на основе равенства с другими. Более того, система страхо­вания функционирует  как финансовый инструмент государствен­ного  регулирования.

Государственное страховое  управление находится под юрис­дикцией Министерства здравоохранения и  социальных дел и от­вечает за систему всеобщего страхования  и надзор за всеобщими страховыми кассами. Каждая коммуна имеет местную  контору этих касс, задача которых  осуществлять административные предписа­ния центрального правительства.

Развитие системы социального  страхования прошло длитель­ный  путь. На первом этапе, начавшемся с 80-х  гг. XIX в., главное внимание уделялось  страховым мерам по месту работы: страхова­ние по болезни, меры по охране труда и страхование от несчаст­ных  случаев на производстве. Цель этих мер — снизить для пред­принимателей  издержки на рабочую силу. Почти  не было помощи безработным, проводились  некоторые мероприятия помощи бед­ным. С 1913 г. осуществлялась первая национальная программа со­циального обеспечения (система народных пенсий). Второй этап начался с 30-х гг. с приходом к  власти социал-демократов. Стала проводиться  политика на рынке труда, оказание помощи семьям. Расширились системы социального  страхования и здравоохране­ния. Третий этап начался со вступления в силу Закона о социаль­ных услугах  в 1982 г., включающего все сферы  социальной дея­тельности государства.

Начало политике социального  страхования было положено в 1889 г. принятием  Закона об охране труда. Сначала она  развива­лась через систему обществ  взаимопомощи, предоставлявших ме­дицинские услуги, пособия по безработице и  болезни. Общества взаимопомощи получали государственную финансовую поддержку  при выполнении определенных условий, в противном случае им приходилось  полностью опираться на членские взносы, а членство было необязательным. Система страхования по болезни  была зна­чительно улучшена в 1931 г. Но 1/3 населения все еще не была застрахована. В 1946 г. риксдаг принял систему обязательного страхования, которая действует с 1955 г. Вместо обеспечения равных пособий для каждого (как это вначале намечалось) была введена система защиты людей от потери доходов. В 1955 г. общества взаи­мопомощи были преобразованы в государственные учреждения. Они осуществляют полное или частичное возмещение медицинских расходов всем гражданам (сейчас в основном путем прямых пла­тежей медицинским организациям и выплаты пособий по болез­ни). Началась и координация различных форм страхования. В 1962 г. был принят Закон о страховании, и общества страховых по­собий по болезни стали называться местными конторами социаль­ного страхования.

Пособия на детей сначала  осуществлялись и форме вычетов  из налогов для лиц, имеющих детей, но в 1947 г. они были заменены прямыми  пособиями на детей, финансируемыми из государствен­ных источников и выплачиваемыми всем родителям независимо от того имеют ли они работу или нет.

Пенсионная система, установленная  в 1913 г. Законом о на­родных (основных) пенсиях, основывалась на принципе страхова­ния: как взносы, так и выплаты определялись, исходя из доходов и рассчитывались индивидуально. Однако во время кризиса 30-х гг. эта система не смогла обойтись без государственной поддержки. Новый Закон о народных пенсиях  был принят риксдагом в 1935 г. В 1946 г. пенсии охватили все население. Они  частично финанси­ровались взносами лиц, имеющих облагаемые налогами доходы, но в основном из государственных  источников. Первоначально они охватывали только пенсионеров по возрасту, но затем посте­пенно были распространены на инвалидов и вдов. В 1948 г. ре­альный  размер пенсий был значительно повышен. Все меньше пенсионеров обращалось за помощью по бедности. С 1951 г. пенсии изменяются с изменением индекса  стоимости жизни. В 1975 г. риксдаг  принял решение, что пенсионеры, получающие только основную пенсию, должны получать специальную над­бавку.

В 1959 г. риксдаг принял Закон  о всеобщих дополнительных пенсиях, вступивший в силу с 1960 г. Он дает возможность  полу­чать более высокие пенсии в зависимости от уровня предпенсионных доходов.

Страхование от несчастных случаев на производстве было вве­дено в начале XX в. и в течение долгого  времени было наиболее развитой областью социального страхования. Оно финансирова­лось взносами предпринимателей. Эта система  законодательно из­менялась в 1954 и 1976 гг. В 1976 г. страхование от несчастных случаев на производстве было улучшено: в принципе потерянные доходы компенсировались полностью. В 1977 г. это положение  было распространено на самостоятельных  работников.

После принятия в 1934 г. решения  о государственных субси­диях обществам, выдающим пособия по безработице, система  страхования по безработице неоднократно улучшалась. В 1973 г. она была дополнена  системой пособий для незастрахованных.

С 1974 г. пособия по болезни, на рождение ребенка, на боль­ного ребенка  и по безработице стали облагаться налогом и, таким образом, считаться  частью доходной базы для начисления допол­нительных пенсий.

 

Система социального страхования  финансируется из государст­венных и местных налогов, взносов с  предпринимателей, трудя­щихся, работающих не по найму и др.

Главный источник (свыше 40%) — взносы предпринимателей, исчисляемые  с суммы фонда заработной платы.

Доля социальных расходов в ВВП в 80-е гг. колебалась в  пре­делах 31-35%. Большая часть этих расходов относится к системе  национального страхования. Что  касается финансирования, то за 70-е  гг. все индивидуальные взносы на социальное страхование, ко­торые уплачивались трудящимися, были заменены взносами с пред­принимателей (с 1970 по 1989 гг. по закону они возросли с 14 до 37,5% суммы заработной платы; единственное исключение — взно­сы на страхование  по безработице (трудящиеся платят по 10-18 крон в месяц), которое сейчас дополняется также взносами с  предпринимателей. Лица, работающие не по найму, платят взно­сы в размере 32,5% дохода. Трудящиеся также платят взносы с до­ходов от совместительства на обязательное страхование по болез­ни, на народные и дополнительные пенсии.

Государственное страхование  по болезни финансируется взносами предпринимателей, государственными субсидиями и взносами самостоятельных работников. Государство платит 15%, а остальная  часть приходится на предпринимателей (с 1991 г. посо­бия за первые 14 дней болезни  оплачиваются только предприни­мателями). В 1989 г. размер взносов предпринимателей составлял 10,1% фонда заработной платы. Расходы на выплату народных пенсий финансируются государством через  налоговые поступле­ния. В 1989 г. пенсионные взносы, внесенные предпринимателя­ми, составляли 9,45% фонда заработной платы.

В 1962 г. вступил в силу Закон о все­общем страховании, что привело к организационной  координации различных форм страхования. Закон включает три типа страхова­ния: системы страхования по болезни  и страхование родителей, система  народных пенсий и система всеобщих дополнительных пенсий.

Все постоянно проживающие  в Швеции (как шведской, так и  иной национальности) в возрасте от 16 лет и старше зарегистриро­ваны  в одной из 26 местных контор социального  страхования.

Система страхования по болезни  состоит из следующих видов страхования: медицинское, стоматологическое, пособия  родите­лям и по болезни.

Обязательное медицинское  страхование (эта система введена  в 1955 г.) охватывает различные выплаты  в связи с посещением врача, стоматолога, лечением в больнице и т.д. Как  правило, эти расходы непосредственно  оплачиваются конторой социального  страхования медицинскому учреждению или лицу, ответственно­му за лечение. Обычно пациент платит только небольшую сумму за консультацию.

Общий тариф применяется  к государственным амбулаторным услугам. В конце 80-х гг. пациент  платил 60 крон за посещение врача (или 90 крон при вызове врача на дом  при расходах госу­дарства 400 крон в  час). Эти деньги пациент выплачивает  ланд­стингу, а врачи получают от него полную зарплату. Посещение частных врачей подпадает под отдельный лист по возмещению, ус­тановленный правительством. Как правило, пациент платит 60 крон из своего кармана за каждое посещение, а остальную часть гонорара врач получает из национальной системы страхования здоровья.

С 1985 г. структура компенсаций  в системе национального стра­хования здоровья изменилась. Государство теперь субсидирует рас­ходы ландстингов, исходя не из количества посещений  врачей, физиотерапевтов и т.п., а  в пропорции к числу жителей  региона. Эта компенсация должна покрывать расходы не только на ме­дицинскую помощь, как было раньше, но и на профилактические программы. Компенсация частным  врачам выплачивается каждым ландстингом  в соответствии с отдельными соглашениями.

Гонорары, которые платят пациенты, включают не только по­сещение врача независимо от того, государственный  он служащий или частный практик, но и выписку рецепта и больничного  листа для получения пособия  по болезни, рентгеновские и лаборатор­ные  исследования, на которые направлен  пациент, лечение с ис­пользованием  медицинской техники, направление  к специалисту.

Расходы на лечение в больнице по болезни или в связи с  рож­дением ребенка оплачиваются непосредственно  местной конторой социального страхования  и в конце 80-х гг. обычно составляли 50 крон в день (общие расходы составляли примерно 2000 крон). Па­циент не платит ничего за лечение в больнице города, где он проживает. Максимальный оплачиваемый срок лечения в боль­нице —  до 2 лет.

Застрахованное лицо, посетившее медицинское учреждение, имеет право  на компенсацию дорожных расходов. Эта компенсация основана на самом  дешевом способе доставки пациента в зависи­мости от его состояния.

При покупке лекарств в  конце 80-х гг. компенсировались все  расходы свыше 65 крон, а для хронических  больных и при болез­нях, угрожающих жизни, — полностью. Вместе с тем  полная ком­пенсация пенсионерам за медицинское обслуживание, выдавав­шаяся  ранее в течение 365 дней суммарно после выхода на пен­сию, отменена в 1987 г. Однако часто болеющие защищены от чрезмерных расходов тем, что в  течение года они платят только за 15 врачебных услуг и покупок  лекарств.

Страхование по болезни также  включает зубоврачебное лечение, в  том числе профилактику. С 1974 г. стоматологическое  стра­хование стало частью обязательной системы страхования здо­ровья. Оно охватывает всех застрахованных в возрасте свыше 20 лет. По закону стоматологическая  помощь осуществляется бесплат­но детям  и молодежи до 20 лет. Пособие охватывает лечение, про­веденное не только государственной  стоматологической службой, но и большинством частных дантистов, которые связаны с систе­мой социального страхования. Зубные врачи должны придержи­ваться установленного тарифа, ставки которого не могут быть превышены.

Стоматологическая помощь обходится  пациенту дорого. В бо­льшинстве случаев  он платит из своего кармана 60% расходов за зубоврачебные услуги, если они  не превышают 3000 крон за про­ведение  одного курса лечения, и 25% расходов сверх этой суммы. Зубной врач непосредственно  получает возмещение за остальную часть  из местной конторы социального  страхования.

Пособие по болезни —  компенсация, выплачиваемая за потерю дохода из-за болезни или травмы. Оно составляет до 90% обычно получаемого  дохода и облагается налогом, как  и другие формы до­ходов. До декабря 1987 г. пособие по болезни выплачивалось  со второго дня заболевания, после  оплачивался и первый день. Для  получения пособия необходимо сообщить о болезни местной кон­торе социального  страхования. Пребывание в больнице сокращает пособие до 1/3 его размера.

При рождении ребенка система  страхования родителей обес­печивает  пособие им в течение 12 месяцев. Женщина  во время беременности может получать за 50 дней до ожидаемой даты рож­дения  ребенка пособие по материнству. После рождения ребенка родители сами определяют, как поделить 12-месячный оплачи­ваемый отпуск между собой. Сейчас этим пользуется каждый пя­тый отец.

Кроме того, отцы имеют право  отсутствовать на работе в те­чение 10 дней после рождения ребенка с  получением пособия ро­дителям, даже если мать получает аналогичное пособие. Этим пользуются 72% отцов.

Родители, которые вынуждены  оставаться дома для ухода за ребенком до достижения им 12 лет, имеют право  на получение по­собия родителям  в следующих случаях: при болезни  ребенка; если в семье имеются  дети, а мать находится в больнице в ожидании еще одного ребенка, то отец остается дома и получает пособие; если ребенок посещает врача, то сопровождающий его родитель полу­чает пособие. В среднем как матери, так и  отцы остаются дома по этим причинам по 6-7 дней в году.

Каждый родитель имеет  право на пособие по болезни ребенка  сроком до 60 дней в год на каждого  ребенка. Родители, имеющие ребенка  в возрасте до 8 лет, могут сократить  продолжительность своего рабочего дня с 8 до 6 часов с соответствующим  снижением зарплаты.

Система национальных пенсий включает народную (основную), дополнительную (трудовую) и частичную (неполную) пенсию. Во всех этих случаях выплаты основываются на ежегодно устанавли­ваемой правительством так называемой базовой сумме, которая  ав­томатически возрастает с инфляцией. Базовая сумма равнялась в 1990 г. 29,7 тыс. крон.

Пенсионный возраст в  Швеции — одинаковый для мужчин и женщин — 65 лет.

Информация о работе Социальное страхование в Швеции