Социальное страхование в Швеции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 14:59, доклад

Описание

Социальное страхование составляет основной элемент швед­ской социальной политики. Цель системы социального обеспечения в Швеции, как это подчеркивается в официальных документах, — обеспечить человека экономической защитой в случае болезни, при рождении ребенка и по старости (всеобщее страхование), в связи с несчастными случаями и болезнями по производственной причине (страхование от несчастных случаев на производстве) и безработицей (страхование от безработицы и денежная помощь от рынка труда). Окончательной гарантией независимо от причины обращения, считается денежное пособие, известное как социаль­ная помощь.

Работа состоит из  1 файл

Социальное страхование в Швеции.docx

— 26.09 Кб (Скачать документ)

Существует возможность  ухода на пенсию в любое время  в возрасте между 60 и 70 годами с соответствующим  изменением размера пенсии. Однако, как правило, в Швеции уходят на пен­сию в 65 лет. В 1976 г. вступил в силу специальный закон о частич­ных пенсиях. Он дает возможность человеку в возрасте от 60 до 65 лет сократить свое рабочее время и получать частичную компен­сацию за потерянный доход. Существует одно условие — получа­тель должен работать не менее 17 часов в неделю. Схема частичных пенсий разрешает уходить на пенсию раньше с 50-процентной ком­пенсацией за потерянный доход. Преждевременные пенсии выпла­чиваются по более благоприятным условиям для достигших воз­раста 60 лет. Система частичных пенсий является прежде всего средством сокращения безработицы.

Народная и дополнительная пенсия включают три формы: по старости, по инвалидности и семейные, выплачиваемые  в связи со смертью кормильца. Один человек может получать одновре­менно  несколько пенсий.

Каждый гражданин, постоянно  проживающий в Швеции, име­ет право  на получение народной пенсии по выходе на пенсию. С 1979 г. имеющие право на дополнительную пенсию также полу­чают  народную пенсию.

Пенсия по старости для  одного человека выплачивается в  раз­мере 96% базовой суммы, а для  мужа и жены — пенсионеров — 157% на двоих. Размер народных пенсий по старости весьма низ­кий (примерно 20% заработка  до ухода с работы), поэтому име­ющий только основную или очень низкую дополнительную пен­сию получает также  коммунальную жилищную субсидию (в 1988 г. их получали 31% пенсионеров по возрасту) и надбавку к пенсии (48% базовой  суммы) , которые не облагаются налогом.

Если человек в возрасте от 16 лет и старше теряет половину трудоспособности из-за болезни, по инвалидности или умствен­ной отсталости до пенсионного  возраста, то он получает пенсию по инвалидности. При возможном улучшении здоровья выдается временная пенсия по инвалидности. Размер пенсии зависит от степени  снижения трудоспособности. Пенсия по полной инва­лидности в системе  народных пенсий равна пенсии по старости. Если человек заботится о физически  неполноценном ребенке в возрасте до 16 лет, то в системе народных пенсий выплачиваются пособия на детей.

Семейная пенсия включает вдовью пенсию (не выплачиваемую вдовцам) и сиротам. Пенсия выплачивается  в случаях, когда вдова, достигшая  возраста 36 лет ко времени смерти мужа, была замужем не менее 5 лет, и  полная пенсия выплачивается при  достижении вдовой возраста 50 лет, или  когда вдова имеет ребенка  в возрасте до 16 лет. Полная пенсия вдове  идентичная пенсии по старости, выплачиваемой  живущему отдельно человеку. Выплата  пенсии прекращается при выходе вдовы  замуж. Пенсия детям в возрасте до 18 лет выплачивается по случаю смерти одного или обоих ро­дителей и  составляет от 25 до 40% базовой суммы.

Дополнительная пенсия —  выплачивается в полном объеме с 1980 г. Для получения дополнительной пенсии необходимо иметь “пенсионный  доход”, который рассчитывается для  застрахованных лиц в возрасте от 16 до 64 лет.

Для получения полной пенсии надо проработать 30 лет (для неполной — минимум 3 года). При меньшем  стаже размер пенсии сокращается  на 1/30 за каждый неотработанный год. Средний  размер дохода для начисления пенсии рассчитывается по 15 годам с наивысшей оплатой.

Дополнительная пенсия по старости в сумме с народной сос­тавляет  свыше 70% среднего дохода за прошлые  годы, с которого начислялась пенсия. Система дополнительных пенсий дает воз­можность получать также преждевременную  пенсию, пенсию по ин­валидности, вдовью (если умерший муж имел право на дополни­тельную пенсию, то вдова  при наличии детей получает 35-40% суммы, которую бы получал супруг) и пенсию сиротам (до дости­жения  ими 19 лет).

Действующая ныне система  страхования от несчастных случаев  на производстве вступила в силу в 1977 г. Возмещение выплачива­ется в случае как профессионального заболевания, так и несчаст­ного случая на работе, по пути на работу или с работы, ухудше­ния трудоспособности и смерти. Данной системой охвачены все занятые и  участвующие в профессиональной подготовке.

Возмещение компенсирует доход, потерянный вследствие трав­мы  на производстве, и все необходимые  медицинские расходы. Эта система  финансируется через взносы предпринимателей с фонда заработной платы в  размере 1%.

Имеются три типа пособий  в системе страхования от несча­стных  случаев на производстве: эквивалентные  пособиям в систе­ме страхования  по болезни, эквивалентные народным и дополни­тельным пенсиям, и  пособия в связи со смертью.

Большинство занятых имеет  дополнительное страхование по­мимо  упомянутой системы в результате соглашения профсоюзов с администрацией. Это страхование покрывает ту часть дохода, ко­торая не охвачена при выплате пособий системой обязательного страхования от несчастных случаев на производстве.

Система страхования от безработицы, действующая с 1974 г. отличается от перечисленных  выше систем страхования. Для по­лучения пособия по безработице необходимо быть членом кассы по безработице, организуемой профсоюзами. Таких касс 43, в них  со­стоят на добровольной основе около 3,5 млн членов. Эти кассы действуют  по всей стране и охватывают различные  профессио­нальные категории. Иными  словами, местные конторы страхова­ния не имеют дела с этим типом страхования. Занятые неполное рабочее время, трудящиеся в сельском хозяйстве, временные, се­зонные рабочие и предприниматели  в большей части не застрахо­ваны. Однако для некоторых из этих групп  населения несколько улучшила положение  помощь от рынка труда наличными. Выплата пособия по безработице  оговорена рядом условий: регистрация  в качестве ищущего работу на местной  бирже труда, готовность принять  предложения о направлении на работу, потеря места “не по собственной  вине”, членство в кассе по безработице  не менее 12 месяцев. Пособия выплачиваются  непрерывно максимум за 300 рабочих дней, а для пожилых людей в возрасте от 55 до 64 лет — за 450 дней и состоит из ежедневных выплат. Ежедневное пособие может достигать 91,7% зарабатываемого дохода.

С 1974 г. лица в возрасте 20 лет и более, новички на рынке  труда и не зарегистрированные в  кассах по безработице, могут полу­чать  помощь от рынка труда наличными. Размер выплат в 1989 г. составлял 158 крон в день. Общие требования те же, что  в системе страхования по безработице, но пособия меньше и период выплаты  короче — до 150 дней. Это пособие  выплачивается местными конто­рами социального страхования. Как правило, безработный для по­лучения помощи должен проработать не менее 5 из 12 предыду­щих  месяцев. Лица без работы в течение 3 месяцев после завершения курсов переподготовки имеют право на такую  помощь.

Если человек не охвачен  какой-либо системой страхования или  пособия недостаточно большие, то он может получать обще­ственную помощь. В Законе о социальных услугах, вступившем в силу с 1 января 1982 г. говорится, что  коммуны несут в конечном счете  ответственность за людей, проживающих  в рамках их границ, независимо от гражданства.

Кроме описанных выше форм социального страхования име­ется ряд других пособий.

Пособие на ребенка выплачивается  на всех детей с рождения до 16 лет (если продолжает посещать школу —  до 18 лет). В 1992 г. его размер составлял 10020 крон на ребенка в год. Оно  не облага­ется налогом. Кроме этого, многодетные семьи с тремя  и более детьми ежегодно получают дополнительное пособие на детей: 3360 крон за первых трех детей вместе и  свыше 10 тыс. крон за каж­дого последующего ребенка.

Пособие на переподготовку состоит из ежедневного пособия, соответствующего выплатам при страховании  по безработице (270-450 крон). В целях  содействия безработным в поисках  новой работы выдаются субсидии по переезду.

Пособие на образование взрослых предоставляется взрослым, которые  уходят с работы для обучения в  обязательной общеобразо­вательной и  средней школе, для компенсации  потери дохода. Уча­щийся, являющийся членом кассы по безработице, получает 65% пособия по безработице. Кроме  того, он может получать кредит на сумму 1200-1600 крон в месяц.

Анализ системы социального  страхования в Швеции показы­вает  ее высокую степень развития. Вместе с тем в последние гг. обострился ряд ее финансовых проблем. Одна из важнейших — проблема пособий  по безработице, которые рассчитаны на крат­ковременную безработицу. Тяжелое  положение наблюдается и в  области пенсионного обеспечения. Старение населения также яв­ляется  одной из главных причин усиления напряженности в сис­теме здравоохранения.


Информация о работе Социальное страхование в Швеции