Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 14:59, доклад
Социальное страхование составляет основной элемент шведской социальной политики. Цель системы социального обеспечения в Швеции, как это подчеркивается в официальных документах, — обеспечить человека экономической защитой в случае болезни, при рождении ребенка и по старости (всеобщее страхование), в связи с несчастными случаями и болезнями по производственной причине (страхование от несчастных случаев на производстве) и безработицей (страхование от безработицы и денежная помощь от рынка труда). Окончательной гарантией независимо от причины обращения, считается денежное пособие, известное как социальная помощь.
Существует возможность ухода на пенсию в любое время в возрасте между 60 и 70 годами с соответствующим изменением размера пенсии. Однако, как правило, в Швеции уходят на пенсию в 65 лет. В 1976 г. вступил в силу специальный закон о частичных пенсиях. Он дает возможность человеку в возрасте от 60 до 65 лет сократить свое рабочее время и получать частичную компенсацию за потерянный доход. Существует одно условие — получатель должен работать не менее 17 часов в неделю. Схема частичных пенсий разрешает уходить на пенсию раньше с 50-процентной компенсацией за потерянный доход. Преждевременные пенсии выплачиваются по более благоприятным условиям для достигших возраста 60 лет. Система частичных пенсий является прежде всего средством сокращения безработицы.
Народная и дополнительная пенсия включают три формы: по старости, по инвалидности и семейные, выплачиваемые в связи со смертью кормильца. Один человек может получать одновременно несколько пенсий.
Каждый гражданин, постоянно проживающий в Швеции, имеет право на получение народной пенсии по выходе на пенсию. С 1979 г. имеющие право на дополнительную пенсию также получают народную пенсию.
Пенсия по старости для одного человека выплачивается в размере 96% базовой суммы, а для мужа и жены — пенсионеров — 157% на двоих. Размер народных пенсий по старости весьма низкий (примерно 20% заработка до ухода с работы), поэтому имеющий только основную или очень низкую дополнительную пенсию получает также коммунальную жилищную субсидию (в 1988 г. их получали 31% пенсионеров по возрасту) и надбавку к пенсии (48% базовой суммы) , которые не облагаются налогом.
Если человек в возрасте
от 16 лет и старше теряет половину
трудоспособности из-за болезни, по инвалидности
или умственной отсталости до пенсионного
возраста, то он получает пенсию по инвалидности.
При возможном улучшении
Семейная пенсия включает вдовью пенсию (не выплачиваемую вдовцам) и сиротам. Пенсия выплачивается в случаях, когда вдова, достигшая возраста 36 лет ко времени смерти мужа, была замужем не менее 5 лет, и полная пенсия выплачивается при достижении вдовой возраста 50 лет, или когда вдова имеет ребенка в возрасте до 16 лет. Полная пенсия вдове идентичная пенсии по старости, выплачиваемой живущему отдельно человеку. Выплата пенсии прекращается при выходе вдовы замуж. Пенсия детям в возрасте до 18 лет выплачивается по случаю смерти одного или обоих родителей и составляет от 25 до 40% базовой суммы.
Дополнительная пенсия — выплачивается в полном объеме с 1980 г. Для получения дополнительной пенсии необходимо иметь “пенсионный доход”, который рассчитывается для застрахованных лиц в возрасте от 16 до 64 лет.
Для получения полной пенсии надо проработать 30 лет (для неполной — минимум 3 года). При меньшем стаже размер пенсии сокращается на 1/30 за каждый неотработанный год. Средний размер дохода для начисления пенсии рассчитывается по 15 годам с наивысшей оплатой.
Дополнительная пенсия по старости в сумме с народной составляет свыше 70% среднего дохода за прошлые годы, с которого начислялась пенсия. Система дополнительных пенсий дает возможность получать также преждевременную пенсию, пенсию по инвалидности, вдовью (если умерший муж имел право на дополнительную пенсию, то вдова при наличии детей получает 35-40% суммы, которую бы получал супруг) и пенсию сиротам (до достижения ими 19 лет).
Действующая ныне система
страхования от несчастных случаев
на производстве вступила в силу в 1977
г. Возмещение выплачивается в случае
как профессионального
Возмещение компенсирует доход, потерянный вследствие травмы на производстве, и все необходимые медицинские расходы. Эта система финансируется через взносы предпринимателей с фонда заработной платы в размере 1%.
Имеются три типа пособий в системе страхования от несчастных случаев на производстве: эквивалентные пособиям в системе страхования по болезни, эквивалентные народным и дополнительным пенсиям, и пособия в связи со смертью.
Большинство занятых имеет дополнительное страхование помимо упомянутой системы в результате соглашения профсоюзов с администрацией. Это страхование покрывает ту часть дохода, которая не охвачена при выплате пособий системой обязательного страхования от несчастных случаев на производстве.
Система страхования от безработицы,
действующая с 1974 г. отличается от перечисленных
выше систем страхования. Для получения
пособия по безработице необходимо
быть членом кассы по безработице, организуемой
профсоюзами. Таких касс 43, в них
состоят на добровольной основе около
3,5 млн членов. Эти кассы действуют
по всей стране и охватывают различные
профессиональные категории. Иными
словами, местные конторы страхования
не имеют дела с этим типом страхования.
Занятые неполное рабочее время,
трудящиеся в сельском хозяйстве, временные,
сезонные рабочие и
С 1974 г. лица в возрасте 20 лет и более, новички на рынке труда и не зарегистрированные в кассах по безработице, могут получать помощь от рынка труда наличными. Размер выплат в 1989 г. составлял 158 крон в день. Общие требования те же, что в системе страхования по безработице, но пособия меньше и период выплаты короче — до 150 дней. Это пособие выплачивается местными конторами социального страхования. Как правило, безработный для получения помощи должен проработать не менее 5 из 12 предыдущих месяцев. Лица без работы в течение 3 месяцев после завершения курсов переподготовки имеют право на такую помощь.
Если человек не охвачен какой-либо системой страхования или пособия недостаточно большие, то он может получать общественную помощь. В Законе о социальных услугах, вступившем в силу с 1 января 1982 г. говорится, что коммуны несут в конечном счете ответственность за людей, проживающих в рамках их границ, независимо от гражданства.
Кроме описанных выше форм
социального страхования име
Пособие на ребенка выплачивается на всех детей с рождения до 16 лет (если продолжает посещать школу — до 18 лет). В 1992 г. его размер составлял 10020 крон на ребенка в год. Оно не облагается налогом. Кроме этого, многодетные семьи с тремя и более детьми ежегодно получают дополнительное пособие на детей: 3360 крон за первых трех детей вместе и свыше 10 тыс. крон за каждого последующего ребенка.
Пособие на переподготовку состоит из ежедневного пособия, соответствующего выплатам при страховании по безработице (270-450 крон). В целях содействия безработным в поисках новой работы выдаются субсидии по переезду.
Пособие на образование взрослых предоставляется взрослым, которые уходят с работы для обучения в обязательной общеобразовательной и средней школе, для компенсации потери дохода. Учащийся, являющийся членом кассы по безработице, получает 65% пособия по безработице. Кроме того, он может получать кредит на сумму 1200-1600 крон в месяц.
Анализ системы социального
страхования в Швеции показывает
ее высокую степень развития. Вместе
с тем в последние гг. обострился
ряд ее финансовых проблем. Одна из
важнейших — проблема пособий
по безработице, которые рассчитаны
на кратковременную безработицу. Тяжелое
положение наблюдается и в
области пенсионного