Социальное страхование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 17:30, контрольная работа

Описание

И система социального обеспечения, и система социального страхования все более активно используются как высокоэффективные механизмы социальной защиты всех граждан независимо от взносов или продолжительности их трудового стажа, хотя эти факторы продолжают играть заметную роль при определении размеров отдельных пособий, превышающих основной минимум. Формирование идей, доктрин, а впоследствии и механизмов социальной защиты, основанных на принципах социальной справедливости, позволяет странам Запада распространять материальную поддержку на широкий круг лиц, исходя скорее из их потребностей, нужд, чем из приобретенных ими прав на пособие.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная.doc

— 116.00 Кб (Скачать документ)

     По-прежнему отдельный порядок установлен для  взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев  на производстве и профессиональных заболеваний. Они уплачиваются самостоятельно. Подобное исключение обусловлено тем, что ставки взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний дифференцированы в зависимости от категорий профессионального риска, к которым относится сфера деятельности плательщика (Закон РФ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ). Таким образом, включение данных взносов в состав единого социального налога не позволил бы установить единую для всех предприятий, независимо от сферы деятельности, шкалу ставок и расчет налога был бы значительно усложнен.

     Социальное  страхование и обеспечение –  это система материального обеспечения  трудящихся в случае старости, инвалидности, временной потери трудоспособности, потери кормильца, а также система оздоровительных мероприятий – профилактории, санатории, дома отдыха, лечебное питание.

     Социальное  страхование и обеспечение производится в основном за счет предприятий, учреждений, организаций и распространяется на всех работников, не зависимо от форм собственности предприятий.

     Анализ  действующего законодательства, связанного с единым социальным налогом, а также  ведомственных актов (МНС России и др.) показывает наличие ряда пробелов, противоречий и излишней детализации, устранение которых позволило бы улучшить механизм администрирования ЕСН, сделать налоговое законодательство более понятным для налогоплательщиков.

     Проведенный анализ практики применения ЕСН позволил сформулировать следующие выводы:

    1. Цели, декларируемые при введении ЕСН, не были достигнуты в полном объеме. Количество оформляемых плательщиком платежных документов не уменьшилось, а даже увеличилось; количество органов, осуществляющих контроль за поступлением платежей в государственные внебюджетные фонды, практически не сократилось.
    2. Остается дискуссионной правовая природа ЕСН, имеющего признаки индивидуальной возмездности, что не соответствует законодательному определению налога как безвозмездного платежа.
    3. Действующее законодательство по вопросам ЕСН противоречиво и нуждается в серьезной переработке.
    4. Установленный налоговым законодательством целевой характер использования ЕСН, аккумулируемого в федеральном бюджете, противоречит принципам бюджетного законодательства.

     Законодательная инициатива Правительства по снижению ЕСН в первозданном виде сохраняет, консервирует нерешенные проблемы, решая чисто техническую задачу изменения ставок ЕСН в различные государственные социальные внебюджетные фонды. 

    1. Модернизация  единого социального  налога. 
 

     Ставка  ЕСН может быть снижена за счет прекращения финансирования из средств налогообложения ФОТ выплат не страхового характера. Выплаты, не связанные с потерей заработка, которые носят характер социальной помощи, выполняют компенсационную роль или нацелены на поддержку наиболее уязвимых слоев населения, необходимо финансировать из источников, отличных от налогообложения ФОТ.

     Так, в действующей системе обязательного  социального страхования к этой категории выплат и расходов можно  отнести: единовременное пособие при  рождении или усыновлении ребенка; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; социальное пособие на погребение; льготы по срокам оплаты и размеру пособий по временной нетрудоспособности, связанные с местом проживания, семейным положением и т.п.; содержание детско-юношеских спортивных школ; оплату путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей; другие виды социальной помощи.

     По  оценкам, такие расходы в системе  социального страхования в 2003 г. составят около 1% ФОТ работающих граждан.

     В системе обязательного медицинского страхования также существуют расходы  не страхового характера. В 2002 г. платежи ЕСН в части ОМС на 29% превышали стоимость базовой программы ОМС для работников. Это означает, что на оплату медицинской помощи неработающему населению направлялись средства, равные 1,05% ФОТ.

     В итоге ставка ЕСН в результате упразднения рисков не страхового характера могла бы быть снижена как минимум на 1,6-1,8% ФОТ (1,6-1,8 млрд. долл.).

     Ставка ЕСН может быть уменьшена за счет прекращения финансирования из средств налогообложения ФОТ выплат, не связанных с потерей заработка. В соответствии с предлагаемым вариантом средства ЕСН направляются на финансирование гарантированных государством базовых выплат в части пенсионного и медицинского обеспечения. Исходя из этого, устанавливается и ставка данного налога.

     Для финансирования выплат, имеющих страховую  природу и связанных с потерей  заработка работающих граждан, целесообразно  установить страховые взносы работодателей (а в дальнейшем и работников). При этом размеры тарифов страховых взносов для работодателей и работников следовало бы определить на основе актуарных расчетов исходя из уровня страхового обеспечения в ходе переговоров сторон социального партнерства. Кроме того, в рамках подготовки Генерального соглашения социальные партнеры могли бы договориться о порядке и условиях назначения страхового обеспечения по обязательному страхованию социальных рисков в соответствии с социально-экономическим положением государства и с учетом интересов и возможностей работодателей и работников.

     К таким пособиям и выплатам можно  отнести: пособия по временной нетрудоспособности, в том числе в связи с  несчастным случаем на производстве и профзаболеванием; единовременные и ежемесячные страховые выплаты по страхованию в связи с несчастным случаем на производстве и профзаболеванием; пособия по беременности и родам; страховую и накопительную части пенсий работающих граждан.

     В результате нагрузка на ФОТ, по сравнению с нынешней стала бы ниже. При этом повысится финансовая устойчивость системы страхования социальных рисков и эффективность расходования средств социального страхования.

     Предполагается, что в первые годы после введения такого механизма формирования платежей на обязательное социальное страхование основную финансовую нагрузку по-прежнему будут нести работодатели. По мере роста заработной платы планируется выплата части страховых взносов работниками, в дальнейшем - выравнивание взносов, уплачиваемых работниками и работодателями, а также более активное привлечение частных страховых компаний.

     Выплаты страхового характера осуществляются только работающим гражданами и финансируются  за счет страховых взносов работодателей  и трудящихся из средств государственных  внебюджетных страховых фондов, управляемых социальными партнерами, или из негосударственных страховых компаний, имеющих соответствующую лицензию.

На наш  взгляд, реформированию обязательного  страхования социальных рисков должны предшествовать:

  • анализ законодательной и нормативной правовой базы (федеральной и регионов) в сфере социального страхования, ведомственных актов, регулирующих вопросы социального страхования;
  • ревизия перечня выплат и расходов, осуществляемых в системе обязательного социального страхования, подготовка предложений по установлению четких границ для страховых и нестраховых выплат и расходов, определение источников финансирования для каждого их вида;
  • приведение порядка, условий и размеров страхового обеспечения в соответствие с социально-экономическим положением страны;
  • определение потребности системы обязательного социального страхования в финансовых средствах, установление размера страховых тарифов для финансирования выплат страхового характера и ставки ЕСН для финансирования нестраховых выплат и расходов;
  • внесение изменений в закон о Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, предусматривающих процедуры и механизмы принятия решений по вопросам социального страхования, установления страховых тарифов и ставки социального налога;
  • изменение законодательства о внебюджетных государственных социальных фондах, о системе управления системой и ресурсами социального страхования, обеспечение паритетности участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы ОСС;
  • создание условий для привлечения частных страховых компаний к системам ОСС и ОМС.
 
    1. Ожидаемые результаты. 
 

     Осуществление предлагаемых преобразований будет  иметь ряд благоприятных социальных и экономических последствий  краткосрочного и долгосрочного характера, включая:

  • снижение налоговой нагрузки на ФОТ;
  • установление объективно обоснованных тарифов страховых взносов;
  • сохранение уровня государственных гарантий гражданам по временной нетрудоспособности и материнству, недопущение снижения размеров социальных пособий;
  • обеспечение сбалансированности между суммой обязательных платежей в рамках ОСС и размерами обеспечения по страхованию;
  • финансовую стабилизацию системы ОСС и создание предпосылок для ее устойчивого развития на основе сбалансированности доходов и расходов;
  • участие негосударственных институтов в системах ОМС и ОСС;
  • упорядочение систем расчета и выплаты пособий по ОСС;
  • повышение роли сторон социального партнерства в управлении Фондом социального страхования РФ;
  • создание условий для роста заработной платы, вывода заработной платы из "тени" при увеличении объемов средств на социальное страхование.

     Реализация  этих предложений способствовала бы превращению социального страхования  в один из важнейших макроэкономических механизмов развития и регулирования социальных процессов, а также адаптации систем ОСС и ОМС к условиям рыночной экономики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Задача 
 

Вычислить значение месячной нетто-премии, которую  должен вносить страхователь в течение 10 лет, чтобы с 50 лет получать ежеквартально в течении 5 лет пенсию 50 тыс. д.е.

Возраст страхователя в момент заключения договора – 30 лет.

Норма доходности 5%.

Таблица смертности – общая (по данным переписи 1994 года или современные данные).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Журнал «Человек и труд», №3; 2003. Статья Олега Еремеева «ЕСН: вариант модернизации» - http://www.chelt.ru/2003/3-03/eremeev-3-3.html
  2. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. Учебник. - М.: Издательство БЕК, 2001.
  3. Львов Д.С. Поршнев А.Г. Управление социально-экономическим развитием России: концепции, цели, механизмы. - М., 2002.
  4. НК РФ с изменениями и дополнениями – Гарант, 2006.
  5. Роик В.Д. Основы социального страхования. - М.: Анкил, 2005.
  6. Романов В. С. Понятие рисков и их классификация как основной элемент теории рисков // Инвестиции в России. — 2000г.
  7. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании» с изменениями и дополнениями // Гарант, 2006.
  8. Федеральный закон от 22 декабря 2005 г. N 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год» // Гарант, 2006.
  9. Фонд социального страхования www.fss.ru
  10. Якушев Л.П. Социальная защита. - М.: Владос, 2001.

Информация о работе Социальное страхование