Социальное страхование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 21:31, творческая работа

Описание

Страхование - одна из древнейших категорий общественных отношений. Зародившись в период разложения первобытнообщинного строя, оно постепенно стало непременным спутником общественного производства. Первоначальный смысл рассматриваемого понятия связан со словом “страх”. Владельцы имущества, вступая между собой в производственные отношения, испытывали страх за его сохранность, за возможность уничтожения или утраты в связи со стихийными бедствиями, пожарами, грабежами и другими непредвиденными опасностями экономической жизни.

Работа состоит из  1 файл

Социальное страхование.pptx

— 172.24 Кб (Скачать документ)

Социальное  страхование

Что такое социальное страхование

 

Страхование -  одна из древнейших категорий общественных отношений. Зародившись в период разложения первобытнообщинного строя, оно постепенно стало непременным спутником общественного производства. Первоначальный смысл рассматриваемого понятия связан со словом “страх”. Владельцы имущества, вступая между собой в производственные отношения, испытывали страх за его сохранность, за возможность уничтожения или утраты в связи со стихийными бедствиями, пожарами, грабежами и другими непредвиденными опасностями экономической жизни.

  Одна из основных черт  рыночных отношений – наличие  развитых систем защиты граждан: социального страхования и социальной помощи. При этом главным институтом защиты человека является социальное страхование. В период социально – экономических реформ, когда сложившиеся отношения между социальными объектами изменяются кардинальным образом, общество оказалось не готовым к осмыслению задач в области организации социального страхования в условиях рыночной экономики. В этой связи принципиально важным является изучение теоретических основ социального страхования, а также концептуальных подходов и формирующейся законодательной базы.

Состояние экономики обуславливает вероятность возникновения социальных рисков для трудящихся, опасность для них оказаться в тяжелом материальном положении, а направленность социальной политики влияет на организацию социальной защиты, в частности, социального страхования. Этим определяется тесная взаимосвязь экономики, социальной политики и социального страхования.

   Переход к рыночной экономике существенно меняет социально-экономическую среду. В общественное сознание возвращается понятие “социальный риск” – вероятность материальной необеспеченности трудящихся вследствии потери возможности участвовать в экономическом процессе. Причиной фактора социального риска зачастую носят объективный характер:

    • утрата заработка в случае временной нетрудоспособности,
    • профессиональных заболеваний, у
    • трата нетрудоспособности из-за несчастного случая,
    • риск безработицы и так далее – не зависят  или мало зависят от возможности значительного количества людей.
    • Социальное страхование распространяется прежде всего на активное, занятое население и финансируется за его счет, а также за счет работодателей. Оно основывается на анализе различных социальных рисков потери дохода или заработка лицами наемного труда и тщательно статистическом учете.
    • Социальные риски существовали и при прежней модели хозяйственной деятельности, но в значительно в меньших размерах. Централизованно - плановая социалистическая система стандартизировала, минимизировала, но обеспечила определенные условия общественной  жизнедеятельности, в том числе несла ответственность и за социальный риск.

 

 

Система социального страхования хоть и медленно, но начинает меняться. На смену единой государственной форме социального страхования приходит развлетленная.

 

Система автономных внебюджетных видов социального страхования:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

пенсионного

 

социального

 

медицинского

 

занятости

 

Социальное страхование – это один из важнейших механизмов регулирования социально – трудовой сферы. В последние годы резко понизился уровень социальной защиты населения, отчетливо обозначилась неготовность системы погасить и компенсировать неминуемые издержки структурной перестройки, резко ухудшается демографическая ситуация, растет заболеваемость, увеличиваются масштабы маргинализации в обществе. В этих условиях нет четкого понимания роли социального страхования не только у населения, но и у многих специалистов.

Виды социального страхования

 

Социальное страхование включает обязательное пенсионное страхование, страхование на случай болезни, от несчастных случаев и по безработице. Финансирование выплат осуществляется за счет взносов работодателей, работополучателей и государственных дотаций. Виды страхования отличаются суммами взносов и выплат при наступлении страховых случаев.

Государственное пенсионное страхование. Для уплаты взносов фиксируется некоторый верхний предел доходов работника, выше которого доход освобождается от уплаты взносов. Взносы по этому виду социального страхования оплачиваются работником и работодателем в равных долях.

Страхование на случай болезни. Здесь также взносы производятся в равных долях и работником, и работодателем. Но превышение некоторого предела дохода работника освобождает его от обязанности застраховываться, хотя ему предоставляется право страховаться на добровольной основе.

Страхование от несчастных случаев. Взносы по этому виду страхования уплачиваются только работодателем (предприятием). Размер взноса начисляется на фонд заработной платы предприятия.

Страхование по безработице. Принципы уплаты взносов здесь такие же, как и в пенсионном страховании: разделение размера взносов поровну между работником и работодателем и установление предела дохода, свыше которого он уже не подлежит “обложению”.

Размер  взносов по обязательному государственному пенсионному страхованию составляет 17,7% от дохода, который подлежит обложению взносами. Возраст для получения пенсии по старости, как правило, составляет 65 лет, но женщины и безработные получают право на такую пенсию при достижении 60 лет. Для лиц свободных профессий, для домохозяек, самозанятых предусматривается добровольное пенсионное страхование. Государственная пенсия по старости составляет примерно 45-60% от последнего “чистого” дохода: подразумевается доход, не превышающий предела, с которого исчисляются взносы. Такой же размер пенсий назначается по нетрудоспособности, по утрате же профессиональной трудоспособности пенсия, как правило, равняется 30-45% от прежнего “чистого” дохода. Повлиять на размер пенсии при обязательном государственном пенсионном страховании практически невозможно, разве что увеличением своего дохода, и то здесь предусмотрен некоторый предел. В добровольном же страховании размер пенсий прямо зависит от размера уплачиваемых взносов.

Другой  вид обязательного государственного социального страхования — страхование на случай болезни. Функции страховщика осуществляются больничными кассами, подобными тем, которые существовали в дореволюционной России. Они являются “правовыми корпорациями самоуправления”.

О страховании  от несчастных случаев население в целом мало информировано, так как взносы по нему уплачиваются исключительно работодателем за работающих по найму. Задачами этого вида социального страхования являются: предотвращение несчастных случаев на производстве, восстановление трудоспособности пострадавшего, в том числе помощь в приобретении новой профессии, денежные страховые выплаты пострадавшему или его родственникам как возмещение понесенного работником ущерба.

В мировой практике чаще используются дифференцированные нормы страховых выплат, которые  исчисляются в зависимости от уровня травматизма и профессиональных заболеваний, полученных вследствие вредности  производства, и определяются для  каждого конкретного предприятия, помимо норм, разрабатываемых для  отрасли в целом. Такой подход оказывает стимулирующее действие на руководство предприятия: чтобы  снизился размер страховых взносов, должны улучшаться условия труда, уменьшаться  вредность производства и число  несчастных случаев.

Для получения права  на выплаты по страхованию по безработице безработный должен пройти регистрацию на бирже труда как ищущий работу. Но можно подать заявление заранее, при получении извещения предприятия об окончании вашей работы на нем по различным причинам (это, как правило, осуществляется). В результате увольняющийся получает возможность зарегистрироваться на бирже труда и тем самым избежать перерыва в получении средств для существования.

Таким образом, наблюдается определенное сходство системы социального страхования  с той, которая существовала в  начале ХХ в. в России и которую  необходимо возрождать сегодня.

В настоящее  время в России существует 5 видов  государственных пенсий:

  4 трудовых:

    • по старости
    • по инвалидности
    • по случаю потери кормильца
    • пенсия за выслугу лет

 и социальная пенсия - лицам, не имеющим права на получение  трудовой пенсии.

По старости

 

         Лица, достигшие пенсионного возраста (ж-55, м-60 лет) и имеющие трудовой стаж (ж-20, м-25 лет) получают пенсии по старости. В размере 55% от размера заработной платы, принимаемого для исчисления пенсии + 1% за каждый год трудового стажа (превышающего требуемый), но не более 75% заработка.

  Для исчисления пенсии на усмотрение работника может быть взят заработок за последние 2 года (с премиальными и доплатами), либо средний за любые 5 лет подряд в течение трудового стажа.

  Для большинства пенсионеров пенсия не представляет среднюю за 2 года, так как существует максимальный размер пенсии - 3 минимальных заработных платы. Минимальный размер пенсии - 1 минимальная заработная плата. Таким образом, max пенсия = 83,6 х 3. Сейчас сумма компенсации к пенсии 83,6 х 3 + 85 руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По инвалидности

 

          Пенсии по инвалидности выплачивается  инвалидам I и II  группы в размере 75% заработной платы, получаемой до пенсии, III группы - 30%. Существует min и max размеры пенсий. Для I и II min размер равен min размеру пенсии по старости. Мax для I и II группы = max размеру пенсии по старости. Для III группы min = 2/3 min пенсии по старости, max = min пенсии по старости. Инвалиды должны проходить освидетельствование каждые 2 года.

По случаю потери кормильца

 

           Пенсии по потери кормильца  получают нетрудоспособные члены  семьи, находившиеся на его  иждивении (дети, жена, родители). Размер  равен 30% заработной платы кормильца  на каждого иждивенца (до 18 лет). Существует max предел пенсии, он равен min пенсии по старости на каждого иждивенца.

Пенсия  за выслугу лет

 

             Пенсию за выслугу лет получают  лица, работавшие по специальности,  связанные с повышенными требованиями  к трудоспособности (летчики, циркачи,  педагогические работники). Размеры  те же, что и у пенсий по  старости. Военнослужащие получают  пенсию за выслугу лет по  специальному закону.

 

Социальные пенсии

 

Социальные пенсии получают инвалиды с детства и  престарелые граждане, не имеющие право на получение трудовых пенсий. Инвалиды с детства получают пенсию в размере минимальной пенсии по старости. Не работавшие имеют право получать 2/3 минимальной пенсии по старости по достижении ими 60-65 лет.

Для большинства пенсионеров потеряна связь пенсии с трудовым заработком. Пенсионное обеспечение лежит на плечах предприятий, работодателей.

Сейчас планируется переход на новую систему пенсионного обеспечения, включающую три уровня:

    1. Социальная пенсия (нижний уровень). Должна выплачиваться за счет средств государства, предприятий.
    2. Трудовые пенсии, которые будут зарабатываться трудящимися в процессе трудовой деятельности и будут формироваться за счет взносов предприятий по данному работнику (заводится лицевой счет на каждого работника на котором содержатся средства, перечисляются как страховые взносы). Это дает возможность контроля застрахованного над страхователем.
    3. 3 уровень может получить любой гражданин,   заключивший договор страхования с негосударственной страховой компанией и уплачивающий взносы за счет своих средств.

Исторические аспекты развития социального страхования в России

 

По временной протяженности  опыт социального страхования  занимает около столетия. Но по внутренней сути - это, пожалуй, наиболее значительный опыт в сравнении с опытом других стран. Ибо периоды реформ, революций, реконструкций выявили как внутренние структурные особенности системы  социального страхования в России, так и ее функциональную зависимость  от состояния и изменения государства  в целом. Вместе с тем, опыт организации  отечественного социального страхования  на начальном этапе вполне соотносим  с мировым, обращение к которому стало довольно частым в последние  десятилетия.

В истории развития системы социального  страхования в России условно  можно выделить три основных этапа.

 

 

 

Этапы развития системы  социального страхования

 

с 80-х годов прошлого века до 1917 г.

 

1918—1933 гг

 

1933—1990 гг

 

Первый этап -

  • с 80-х годов прошлого века до 1917 г. В этот период социальное страхование в России развивалось в едином русле с аналогичными системами других стран (Германии, Франции, Австрии).

Второй этап -

- 1918—1933 гг. В этот  период сделана попытка претворить  большевистскую программу социального  страхования, разработанную Пражской  конференцией (1912 г.). Первым шагом  советской власти по реформированию  социального страхования стало  принятие декларации Народным  Комиссариатом Труда (НКТ) о  введении в России полного  социального страхования и Положения  о социальном обеспечении трудящихся (31 октября 1918 г.) в соответствии  с которым социальное страхование  заменялось социальным обеспечением, а все органы, ведающие страхованием, ликвидировались.

Информация о работе Социальное страхование