Социальное страхование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 21:31, творческая работа

Описание

Страхование - одна из древнейших категорий общественных отношений. Зародившись в период разложения первобытнообщинного строя, оно постепенно стало непременным спутником общественного производства. Первоначальный смысл рассматриваемого понятия связан со словом “страх”. Владельцы имущества, вступая между собой в производственные отношения, испытывали страх за его сохранность, за возможность уничтожения или утраты в связи со стихийными бедствиями, пожарами, грабежами и другими непредвиденными опасностями экономической жизни.

Работа состоит из  1 файл

Социальное страхование.pptx

— 172.24 Кб (Скачать документ)

 

Третий этап -

  • 1933—1990 г.г. В 1933 г. социальное страхование в СССР передается профсоюзам, а страховые кассы и все наработки, связанные со страховой медициной и дифференциацией тарифов в зависимости от социальных рисков, ликвидируются. В 1937 и 1938 г.г. профсоюзы были освобождены от выплаты пенсий неработающим пенсионерам. Эти расходы взял на себя государственный бюджет, а бюджет социального страхования консолидировался с государственным.

 

Таким образом, в  отличие от подавляющего большинства  промышленно развитых государств в  нашей стране долгое время применялась  неразвитая модель формирования фондов на социальное страхование по принципу «единого котла» без учета социальных рисков.

Социальное страхование  становится инструментом перераспределительной  политики государства, утрачивает свои основные черты и трансформируется в социальное обеспечение. Страховая  защита в результате эволюции возвращается к далекому от совершенства первоисточнику социального страхования - к организованной взаимопомощи, приобретшей общегосударственный  характер.

Длительное применение низких страховых тарифов, не покрывающих  расходы по социальному страхованию, привело к занижению в себестоимости  продукции совокупных затрат труда  и искажению действительного  соотношения издержек производства и прибыли. Предприятия утратили верные представления о реальной величине расходов на воспроизводство  рабочей силы, а государство под  предлогом финансирования социального  обеспечения из государственного бюджета  продолжало изымать большую часть  прибыли трудовых коллективов, оставляя предприятиям крайне мало возможностей как для улучшения условий  труда, создания социально-оздоровительных  инфраструктур, так и для развития автономных (на уровне отраслей, регионов и предприятий) систем социального  страхования.

 

Кризис экономики  — кризис социальной политики

Системный экономический  и политический кризис, проявился  в сокращении производства (более  чем на 50% за 1991-1995 гг.), инфляции и  снижении жизненного уровня населения (на 50% за 1991-1995 гг.). Политическая ситуация в России характеризовалась нестабильностью, острой борьбой между законодательной  и исполнительной властью. Серьезную  опасность несут сепаратистские тенденции, которые дают о себе знать  в отдельных регионах.

Не преодолены кризис неплатежеспособности российских предприятий  и бюджетный кризис, В середине 1995 г. объем неплатежей промышленности достиг 250 трлн. руб., или 6% валового внутреннего  продукта. Дефицит федерального бюджета  в 1992-1993 гг., составлял более 20%, в 1994 г. - 10,4%, в 1995 г. - около 8% валового внутреннего  продукта.

Продолжается социально-демографический  кризис: депопуляция, рост нищеты, безработицы, заболеваемости и смертности. Численность населения России в 1993 г. в сравнении с 1992 г. сократилась на 300 тыс. человек в 1994 г. - на 920 тыс. человек, в 1995 г. - на 435 тыс. человек. Средняя продолжительность жизни в России сократилась с 69,2 лет в 1990 г. до 69,0 лет в 1991 г., 67,9 лет в 1992 г., с 66 лет в 1993 г. до 64-х в 1994-1995 гг. Либерализация цен в 1992 г. вызвала открытую инфляцию с высоким ростом уровня потребительских цен.

Проблемы безработицы  становятся все более актуальными. В 1991 г. было зарегистрировано 62 тыс. безработных, в1992 г. 578 тыс., в 1993 г. - 836 тыс., в 1994 г. - 1,7 млн., в 1995 г. - 2,4 млн. человек.

 

 

 

 

 

  
Система государственных внебюджетных фондов в РФ.

 

Формирование современной системы  социального страхования в России включает создание государственных  внебюджетных фондов страхования от важнейших социальных рисков. Они  обеспечивают защиту конституционных  социальных прав граждан в условиях рыночной экономики и включают деятельность Пенсионного фонда РФ, Фонда социального  страхования РФ, Фонда обязательного  медицинского страхования.

Внебюджетные фонды:

1. Пенсионный фонд РФ

2. Фонд социального страхования  РФ

3. Фонды обязательного медицинского  страхования

4. Государственный фонд занятости  населения РФ

 

 

   Плательщиками страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды являются предприятия независимо от организационно-правовой формы деятельности. Все организации регистрируются как страхователи в течение 30 дней с момента регистрации. Если срок будет превышен, то к нарушителю применяют штраф в размере 10% причитающихся к уплате страховых взносов.

В формировании государственных  внебюджетных фондов, основанных на страховых  взносах много схожего, но есть и  отличия. Все они организационно обособлены. Для каждого из фондов есть свой тариф; полностью не совпадает  круг выплат, на которые начисляются  взносы; имеется разница в применении штрафных санкций за нарушение страховых  взносов и сокрытие денежных сумм, на которые должны начисляться взносы.

Взносы во внебюджетные государственные социальные фонды  начисляют по страховым тарифам, размеры которых установлены  федеральным законом. В настоящее время они составляют:

  • в Фонд социального страхования к оплате труда, начисленной по всем основаниям - 5,4%;
  • в Фонд обязательного медицинского страхования -3,6%
  • в Фонд занятости населения - 1,5% к начисленной заработной плате по всем основаниям, включая договора подряда и поручения;
  • в Пенсионный фонд - 28% по отношениям к выплатам, начисленным работнику, независимо от источников их финансирования (оплата труда по всем основаниям, по договорам подряда и поручениям, компенсационные выплаты сверх установленной нормы, выплаты социального характера за счет чистой прибыли и др.) за исключением выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ПФ РФ.

 

 

Рис.1 Исчисление и  уплата страховых взносов во внебюджетные фонды.

Государственные внебюджетные фонды РФ

 

Фонд социального страхования  РФ

 

Пенсионный фонд РФ

 

Фонды обязательного медицинского страхования

 

 Государственный фонд  занятости населения РФ

  
Фонд социального страхования РФ

 

В соответствии с действующим законодательством  все работники (штатные, нештатные, временные, совместители, работающие по трудовому соглашению) подлежат обязательному  государственному социальному страхованию  независимо от характера и длительности выполняемых работ.

Механизм взаимоотношений с  Фондом социального страхования  регулируется Инструкцией о порядке  начисления, уплаты страховых взносов, расходования и учета средств  государственного страхования, утвержденной постановлением Фонда социального  страхования РФ, Министерством труда  и социального развития РФ, Минфина  РФ от 02.10.96 № 162, 2, 87 07-1-07.

Из средств этого фонда выплачиваются  членам трудового коллектива пособия  по временной нетрудоспособности, пособие  по беременности и родам, единовременное пособие при рождении ребенка, на погребение, ежемесячное пособие  на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им полутора лет, о также  расходы, связанные с санаторно-курортным  обслуживанием работников и членов их семей и рядом нужд социальной защиты работников.

Рассмотрим основные задачи фонда.

 

 

Основные  задачи фонда:

обеспечение гражданам государственных пособий,  санаторно-курортного лечения, оздоровления работников и членов их семей;

участие в разработке и реализации государственных  программ охраны здоровья работников;

осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость фонда;

разработка  предложений о размерах тарифа страховых  взносов;

подготовка  и повышение квалификации специалистов системы государственного социального  страхования;

сотрудничество  с аналогичными фондами других государств и международными организациями  по вопросам социального страхования.

Средства ФСС направляются на: 

    • выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;
    • оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком - инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет;
    • оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения;
    • частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев;
    • частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря;
    • частичное содержание детско - юношеских спортивных школ;
    • оплату проезда к месту лечения и обратно;
    • создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях;
    • обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;
    • проведение научно - исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;
    • участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования.

Пенсионный фонд РФ

 

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) образован постановлением Правительства  России от 22 декабря 1990 г. в целях  государственного управления финансами  пенсионного обеспечения в стране.

ПФР обеспечивает:

    • аккумуляцию страховых взносов и финансирование расходов, 
      предусмотренных Положением о нем;
    • контроль за своевременным и полным поступлением в ПФР 
      страховых взносов, за правильным и рациональным расходованием его 
      средств;
    • международное сотрудничество по вопросам, относящимся к 
      компетенции ПФР;
    • проведение   научно-исследовательской    работы    в   области государственного пенсионного страхования.

ПФР может принимать участие  в  финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.

 

Средства ПФР  направляются на:

• выплату государственных пенсий;

• выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;

• оказание материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

• обеспечение деятельности ПФР.

 

В России осуществляется постепенный переход от распределительной пенсионной системы к накопительной, суть которой состоит в том, что каждый работник в течение трудовой деятельности осуществляет взносы, в пенсионный фонд средства которого длительное время используются для инвестирования в экономику, а после прекращения трудовой деятельности идут на его личное пенсионное обеспечение. Аккумуляция финансовых ресурсов в пенсионном фонде и их расходование на выплату пенсий осуществляется по установленным государством тарифам и нормативам.  

Фонд обязательного медицинского страхования 

 

Закон   "О   медицинском   страховании граждан в Российской Федерации". Он обеспечивает конституционное  право  граждан  России  на  медицинскую  помощь  и  направлен  на повышение ответственности граждан, государства и работодателей  в области охраны здоровья. Законом  введено  обязательное медицинское  страхование (с 1993 г.), в  России оно  является всеобщим, составной частью государственного социального страхования  и реализуется посредством программ обязательного медицинского страхования (базовой и региональных).

   Согласно закону, граждане России имеют право на:

    • выбор страховой медицинской организации, свободный выбор 
      медицинского учреждения и врача;
    • медицинскую помощь на всей территории России;
    • предъявление иска страхователю, страховщику и медицинскому 
      учреждению на возмещение ущерба пациенту.

 Для выполнения задач по  обязательному медицинскому страхованию  в РФ образован Федеральный  фонд обязательного медицинского  страхования.

 

 

Средства  ФОМС направляются на:

финансирование  ОМС проводимого страховыми медицинскими органами;

осуществление финансово-кредитной деятельности по обеспечению системы ОМС;

выравнивание  ресурсов городов, районов для проведения ОМС;

направление финансовых ресурсов для разработки тарификации стоимости медицинских  услуг;

создание  финансовых резервов устойчивого медицинского страхования;

текущее содержание.   

Государственный фонд занятости населения  РФ

 

Государственный Фонд занятости (ГФЗН) образован в соответствии с Законом  РФ (от 19 апреля 1991 г.) «О занятости населения  Российской Федерации» и предназначен для аккумуляции страховых взносов, поступлений из бюджетной системы  и финансирования мероприятий, связанных  с разработкой и реализацией  государственной политики занятости  населения.

Фонд — государственный внебюджетный фонд. Его средства являются государственной  собственностью РФ и находятся в  оперативном управлении и распоряжении Федеральной службы занятости населения  и подведомственных ему территориальных  органов — на уровне субъекта РФ, города, района. Фонды занятости  в отличие от других государственных  внебюджетных социальных фондов не имеют  статуса юридического лица.

Средства Фонда имеют строго целевой характер и при их недоиспользовании в отчетном году изъятию не подлежат (переходят на следующий год).

Фонды занятости в городах и  районах формируются за счет обязательных страховых взносов работодателей; ассигнований из городских и районных бюджетов; доходов от коммерческого  использования (размещения) временно свободных  средств фонда.

В свою очередь фонды  занятости субъектов Федерации  и федеральная часть Фонда  формируются за счет отчислений из нижестоящих фондов; ассигнований из соответствующих бюджетов; дотаций, субсидий и субвенций из вышестоящего фонда; доходов от коммерческого  использования временно свободных  средств соответствующего фонда.

Информация о работе Социальное страхование