Современное состояние страхового рынка в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 15:12, контрольная работа

Описание

Страховой рынок – это особая социально-экономическая среда, определенная сфера экономических отношений, где объектом купли-продажи выступает страховая защита.
История развития страхового рынка в России насчитывает не один десяток лет. Уже в конце XVIII века сложились довольно зрелые рыночные страховые структуры: акционерные, взаимные, земские страховые учреждения. Через систему перестраховочных договоров страховой рынок в России был интегрирован в мировой. Существовала стройная система государственного страхового надзора, регулирующие страховые отношения. После Октябрьской революции они были ликвидированы и заменены государственной страховой монополией, отражающей интересы командно-административной системы управления экономикой в России. С развитием рыночных отношений государственная монополия на осуществление страховой деятельности была нарушена, появилось множество разнообразных по величине и возможностям страховых компаний. В настоящее время созданы предпосылки для интеграции российского страхового бизнеса в мировую систему страхования.
Одной из главных проблем современного российского страхового рынка является слабая страховая культура широких слоев населения. В структуре среднестатистических расходов российских граждан на страхование приходится лишь 0,36%, когда в экономически развитых странах этот показатель достигает 30%. Другой не менее важной проблемой является падение популярности страхования среди широких слоев населения. Причины кроются и в высоком уровне инфляции, и в массовых банкротствах финансовых и страховых компаний и банков, и в общей неуверенности в политической и экономической стабильности страны. Серьезным препятствием в развитии страхового бизнеса является падение жизненного уровня населения.
По форме организации страховщики могут представлять собой: страховую организацию, акционерное страховое общество, общество взаимного страхования, правительственные страховые организации, государственную страховую организацию и др.
Страховая организация (компания) – исторически сложившаяся организационно-правовая форма, представляющая собой обособленную структуру осуществляющую заключение договоров страхования и их обслуживание. Страховые организации функционируют в экономической системе в качестве самостоятельных хозяйствующих субъектов и строят свои отношения с другими страховщиками на основе равноправия и сотрудничества. В условиях рыночных отношений монополизация страхового рынка не допускается: нормальным считается ситуация, при которой в отрасли действуют десять и более конкурентов, причем доля одного, крупнейшего из них, не должна превышать 31% общего объема продаж страховых услуг, двух – 44%, трех – 54% и четырех – 64%. Если такое соотношение нарушается, то государство вводит экономические санкции и тем самым ограничивает участие соответствующих страховщиков на рынке.
Основной задачей страховой организации является предоставление комплекса страховых и консультационных услуг, обеспечивающих определенные гарантии компаниям и фирмам в бесперебойности производственного или торгового цикла; индивидуальным клиентам – повседневное и надежное страховое обслуживание, достижение долгосрочных индивидуальных целей.
Страховые организации составляют основу институциональной структуры страхового рынка. С финансовой точки зрения они являются формой выражения страхового фонда, а сосредоточенные в страховом фонде ресурсы – источником долгосрочных кредитов. В США, например, на долю финансовых ресурсов страховых компаний приходится около 50% долгосрочных кредитов, выданных промышленным и торговым компаниям.
Первичное звено российского страхового рынка – это страховое общество или страховая организация (компания). Именно здесь осуществляется процесс формирования и использования страхового фонда, формируются особые экономические отношения, переплетаются личные, групповые, коллективные интересы. Наличие рыночных отношений в экономике существенно изменило роль и место страховщика в системе экономических отношений.

Содержание

Введение 3
1. Сущность и структура страхового рынка. 5
2. Организационно-правовые формы страховых организаций. 7
3. Внутренняя среда и внешнее окружение страховой организации. 12
4. Страховые посредники 19
5. Объединение страховщиков. Страховые пулы. 21
6. Прогнозирование развития страхового рынка в России. 23
Заключение 25
Список литературы 27
Приложение 28

Работа состоит из  1 файл