Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 15:12, контрольная работа
Страховой рынок – это особая социально-экономическая среда, определенная сфера экономических отношений, где объектом купли-продажи выступает страховая защита.
История развития страхового рынка в России насчитывает не один десяток лет. Уже в конце XVIII века сложились довольно зрелые рыночные страховые структуры: акционерные, взаимные, земские страховые учреждения. Через систему перестраховочных договоров страховой рынок в России был интегрирован в мировой. Существовала стройная система государственного страхового надзора, регулирующие страховые отношения. После Октябрьской революции они были ликвидированы и заменены государственной страховой монополией, отражающей интересы командно-административной системы управления экономикой в России. С развитием рыночных отношений государственная монополия на осуществление страховой деятельности была нарушена, появилось множество разнообразных по величине и возможностям страховых компаний. В настоящее время созданы предпосылки для интеграции российского страхового бизнеса в мировую систему страхования.
Одной из главных проблем современного российского страхового рынка является слабая страховая культура широких слоев населения. В структуре среднестатистических расходов российских граждан на страхование приходится лишь 0,36%, когда в экономически развитых странах этот показатель достигает 30%. Другой не менее важной проблемой является падение популярности страхования среди широких слоев населения. Причины кроются и в высоком уровне инфляции, и в массовых банкротствах финансовых и страховых компаний и банков, и в общей неуверенности в политической и экономической стабильности страны. Серьезным препятствием в развитии страхового бизнеса является падение жизненного уровня населения.
По форме организации страховщики могут представлять собой: страховую организацию, акционерное страховое общество, общество взаимного страхования, правительственные страховые организации, государственную страховую организацию и др.
Страховая организация (компания) – исторически сложившаяся организационно-правовая форма, представляющая собой обособленную структуру осуществляющую заключение договоров страхования и их обслуживание. Страховые организации функционируют в экономической системе в качестве самостоятельных хозяйствующих субъектов и строят свои отношения с другими страховщиками на основе равноправия и сотрудничества. В условиях рыночных отношений монополизация страхового рынка не допускается: нормальным считается ситуация, при которой в отрасли действуют десять и более конкурентов, причем доля одного, крупнейшего из них, не должна превышать 31% общего объема продаж страховых услуг, двух – 44%, трех – 54% и четырех – 64%. Если такое соотношение нарушается, то государство вводит экономические санкции и тем самым ограничивает участие соответствующих страховщиков на рынке.
Основной задачей страховой организации является предоставление комплекса страховых и консультационных услуг, обеспечивающих определенные гарантии компаниям и фирмам в бесперебойности производственного или торгового цикла; индивидуальным клиентам – повседневное и надежное страховое обслуживание, достижение долгосрочных индивидуальных целей.
Страховые организации составляют основу институциональной структуры страхового рынка. С финансовой точки зрения они являются формой выражения страхового фонда, а сосредоточенные в страховом фонде ресурсы – источником долгосрочных кредитов. В США, например, на долю финансовых ресурсов страховых компаний приходится около 50% долгосрочных кредитов, выданных промышленным и торговым компаниям.
Первичное звено российского страхового рынка – это страховое общество или страховая организация (компания). Именно здесь осуществляется процесс формирования и использования страхового фонда, формируются особые экономические отношения, переплетаются личные, групповые, коллективные интересы. Наличие рыночных отношений в экономике существенно изменило роль и место страховщика в системе экономических отношений.
Введение 3
1. Сущность и структура страхового рынка. 5
2. Организационно-правовые формы страховых организаций. 7
3. Внутренняя среда и внешнее окружение страховой организации. 12
4. Страховые посредники 19
5. Объединение страховщиков. Страховые пулы. 21
6. Прогнозирование развития страхового рынка в России. 23
Заключение 25
Список литературы 27
Приложение 28
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное
образовательное учреждение
Сибирский государственный аэрокосмический университет
имени академика М.Ф.Решетнева
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Страхование»
На тему: «Современное состояние страхового рынка в РФ»
Выполнил:
Проверил:
Красноярск 2010г.
Содержание
Введение
Страховой рынок – это особая социально-экономическая среда, определенная сфера экономических отношений, где объектом купли-продажи выступает страховая защита.
История развития страхового рынка в России насчитывает не один десяток лет. Уже в конце XVIII века сложились довольно зрелые рыночные страховые структуры: акционерные, взаимные, земские страховые учреждения. Через систему перестраховочных договоров страховой рынок в России был интегрирован в мировой. Существовала стройная система государственного страхового надзора, регулирующие страховые отношения. После Октябрьской революции они были ликвидированы и заменены государственной страховой монополией, отражающей интересы командно-административной системы управления экономикой в России. С развитием рыночных отношений государственная монополия на осуществление страховой деятельности была нарушена, появилось множество разнообразных по величине и возможностям страховых компаний. В настоящее время созданы предпосылки для интеграции российского страхового бизнеса в мировую систему страхования.
Одной из главных проблем современного российского страхового рынка является слабая страховая культура широких слоев населения. В структуре среднестатистических расходов российских граждан на страхование приходится лишь 0,36%, когда в экономически развитых странах этот показатель достигает 30%. Другой не менее важной проблемой является падение популярности страхования среди широких слоев населения. Причины кроются и в высоком уровне инфляции, и в массовых банкротствах финансовых и страховых компаний и банков, и в общей неуверенности в политической и экономической стабильности страны. Серьезным препятствием в развитии страхового бизнеса является падение жизненного уровня населения.
По форме организации страховщики могут представлять собой: страховую организацию, акционерное страховое общество, общество взаимного страхования, правительственные страховые организации, государственную страховую организацию и др.
Страховая организация (компания)
– исторически сложившаяся
Основной задачей страховой организации является предоставление комплекса страховых и консультационных услуг, обеспечивающих определенные гарантии компаниям и фирмам в бесперебойности производственного или торгового цикла; индивидуальным клиентам – повседневное и надежное страховое обслуживание, достижение долгосрочных индивидуальных целей.
Страховые организации составляют основу институциональной структуры страхового рынка. С финансовой точки зрения они являются формой выражения страхового фонда, а сосредоточенные в страховом фонде ресурсы – источником долгосрочных кредитов. В США, например, на долю финансовых ресурсов страховых компаний приходится около 50% долгосрочных кредитов, выданных промышленным и торговым компаниям.
Первичное звено российского страхового рынка – это страховое общество или страховая организация (компания). Именно здесь осуществляется процесс формирования и использования страхового фонда, формируются особые экономические отношения, переплетаются личные, групповые, коллективные интересы. Наличие рыночных отношений в экономике существенно изменило роль и место страховщика в системе экономических отношений.
Страховой рынок – это особая социально-экономическая среда, определенная сфера экономических отношений, где объектом купли-продажи выступает страховая защита, формируются спрос и предложение на нее. Объективная основа развития страхового рынка – необходимость обеспечения бесперебойности воспроизводственного процесса путем оказания денежной помощи пострадавшим в случае непредвиденных неблагоприятных обстоятельств.
Наименование (фирменное наименование) субъекта страхового дела – юридического лица должно содержать слова, указывающие на осуществляемый вид деятельности: «страхование», «перестрахование», «взаимное страхование», «страховой брокер», или производные от таких слов и словосочетаний (п.3 ст.4 Федерального закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» №172-ФЗ от 10 декабря 2003г.).
Страховой рынок рассматривать как:
Обязательными условиями функционирования страхового рынка являются:
Страховой рынок представляет собой сложную систему, состоящую из различных звеньев. Он обеспечивает ограниченную связь между страховщиком и страхователем. Здесь происходит общественное признание страховой услуги. Первостепенным экономическим законом функционирования страхового рынка является закон спроса и предложения.
Первичное звено страхового рынка – страховое общество или страховая организация. Здесь происходит процесс формирования и использования страхового фонда, складываются специфические экономические отношения. Страховая организация – обособленная структура, осуществляющая заключение договоров страхования и их обслуживание. Экономическая особенность страховой организации заключается в том, что ее ресурсы полностью обособлены. Страховая организация функционирует в экономической системе в качестве самостоятельного экономического субъекта.
Структура страхового рынка может быть охарактеризована в институциональном и территориальном аспектах.
В институциональном аспекте она представлена акционерными, государственными и кооперативными страховыми организациями, обществами взаимного страхования.
Существуют закрытые акционерные страховые общества, акции которых распространяются среди учредителей, и открытые (их акции которых свободно продаются и покупаются).
В территориальном аспекте можно выделить:
Развитие рыночных отношений уничтожает территориальные преграды, усиливает интеграционные процессы, ведет к включению национальных страховых рынков в мировой. Примером такой интеграции может служить создание общеевропейского страхового рынка стран – членов ЕС.
В зависимости от масштабов спроса и предложения на страховые услуги можно выделить страховые рынки:
По отраслевому признаку выделяют рынки:
В свою очередь,
каждый из этих рынков можно разделить
на отдельные сегменты. Например, на
рынке личного страхования
Участниками страхового рынка выступают продавцы, покупатели и посредники. Категорию продавцов составляют страховые и перестраховые компании. В качестве покупателей выступают страхователи – дееспособные физические и юридические лица, решившие оформить договор страхования с тем или иным продавцом.
Посредниками между продавцами и покупателями выступают страховые агенты и страховые брокеры, своими усилиями содействующие заключению договора страхования. (рис.1Приложение 1)
С развитием
рыночных отношений страховые
Она заключается в том, что страховые организации все больше выполняют функции специализированных кредитных институтов – занимаются кредитованием определенных сфер и отраслей хозяйственной деятельности. Страховые организации занимают второе после коммерческих банков место по величине активов и по возможностям их использования в качестве ссудного капитала. Характер аккумулированных ресурсов позволяет использовать их для долгосрочных производственных капиталовложений через рынок ценных бумаг.
Приток денежных средств в виде страховых премий и доходов от активных
операций, как правило, намного превышает сумму ежегодных выплат держателям полисов. Это позволяет страховым организациям из года в год увеличивать инвестиции в высокодоходные ценные бумаги с фиксированным сроком погашения, главным образом, в облигации промышленных организаций, государственные облигации и закладные под недвижимость.
По Закону РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страховщиками могут быть юридические лица любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством РФ, созданные для осуществления страховой деятельности и имеющие лицензии.
В настоящее
время в Государственном
Таблица 1.
Организационная структура пяти крупнейших российских страховых организаций
Название страховой организации (бренд) |
Структура,
включая наличие отдельных |
Количество филиалов и представительств |
1 |
2 |
3 |
«АльфаСтрахование» |
Группа входит в состав одного из крупнейших негосударственных финансово-промышленных консорциумов «Альфа-Групп». Она объединяет ОАО «АльфаСтрахование», ООО «АльфаСтрахование-жизнь» |
210 региональных представительств в Российской Федерации |
«Ингосстрах» |
Входит в международную группу ИНГО, куда помимо него входят другие компании более 50% капиталов которых контролируются «Ингосстрахом». Имеет СО по страхованию |
88 филиалов в РФ, имеет представительства в ближнем и дальнем зарубежье |
Продолжение таблицы
«Росгосстрах» |
Группа СО включает в себя ОАО «Росгосстрах», 3 региональных : «Росгосстрах-Столица», «Росгосстрах-Татарстан» и «Росгосстрах-Аккорд», а также 7 межрегиональных страховых организаций: «Росгосстрах-Центр», «Росгосстрах-Поволжье», «Росгосстрах-Северо-Запад», «Росгосстрах-Сибирь», «Росгосстрах-Юг», «Росгосстрах-Урал» и «Росгосстрах-Дальний Восток» |
На территории РФ работают 76 республиканских, краевых и областных филиалов, 2700 агентств, страховых отделов и центров урегулирования убытков |
«РОСНО» |
Группа СО включает
универсальную страховую органи |
100 филиалов, объединенных по территориальному признаку в 10 дирекций, и 186 агентств во всех субъектах РФ. |
«СОГАЗ» |
Группа объединяет
страховые организации ОАО « |
Включает 70 филиалов и 130 отделений |
Информация о работе Современное состояние страхового рынка в РФ