Страхование автотранспортных средств: учет и налогообложение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2011 в 14:09, реферат

Описание

Страхование автотранспортных средств регламентируется положениями ст. ст. 927 - 970 ГК РФ, Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон N 4015-1), а также Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон N 40-ФЗ) и Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 N 263 (далее - Правила обязательного страхования).

Работа состоит из  1 файл

1.docx

— 38.42 Кб (Скачать документ)

    Если  по условиям договора страхования предусмотрена  уплата страхового взноса разовым платежом, то по договорам, заключенным  на срок более одного отчетного периода, расходы признаются равномерно в течение  срока действия договора пропорционально  количеству календарных  дней действия договора в отчетном периоде.

    Таким образом, организация, купившая автомобиль для его использования  в производственных (управленческих) целях, вправе учесть расходы по его  обязательному и  добровольному страхованию (ОСАГО  и каско) для целей  налогообложения прибыли в порядке, изложенном выше. Однако часто поднимается вопрос? можно ли включить в налоговые расходы страховые взносы по договору автокаско. Ответ специалистов следующий.

    В отличие от ОСАГО  договор каско  заключают по собственной  инициативе, страхуя  автомобиль в комплексе: от угона, ущерба и  причинения вреда  третьим лицам. Таким  образом, договор  каско соединяет  в себе два вида страхования - имущества (автомобиля) и гражданской  ответственности  его владельца.

    Взносы  по договору каско, возможно, списать на расходы  лишь в части страхования  от ущерба и угона. Поскольку эти  виды относятся к  страхованию самого транспорта (пп. 1 п. 1 ст. 263 НК РФ). Но если договор предусматривает также страхование ответственности за нанесение ущерба третьим лицам, то ее Налоговый кодекс упоминает лишь в исключительном случае. А именно, когда "такое страхование необходимо в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации или общепринятыми международными требованиями" (пп. 8 п. 1 ст. 263 НК РФ).

    Налоговики  тоже запрещают уменьшать  налогооблагаемую прибыль  на расходы по добровольному  страхованию ответственности  автовладельцев (Письмо УМНС России по Москве от 29 сентября 2004 г. N 26-12/62978). Хотя некоторые суды с этим не согласны, поскольку в Налоговом  кодексе нет прямого  запрета на включение  в расходы взносов  по добровольной автогражданке (Постановление ФАС Московского округа от 10 октября 2005 г. по делу N КА-А40/9616-05; Постановление ФАС Поволжского округа от 8 июня 2006 г. по делу N А65-35811/2005-СА2-41).

    Чтобы избежать проблем  с инспекторами, следует  взять у страховщика  расшифровку страхового тарифа. А сумму  взносов на страхование  ответственности  не учитывать при  налогообложении  прибыли.

    Датой получения дохода при наступлении  страхового случая считается  день, когда страховая  организация или  виновник чрезвычайной ситуации признали сумму  возмещения убытков, либо когда решение  суда вступило в законную силу (пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ). При получении страхового возмещения по поврежденному имуществу у налогоплательщика не возникает объекта обложения НДС, таким образом, сумма страховой выплаты не включается в налогооблагаемую базу НДС. Однако если в дальнейшем проводится ремонт поврежденного имущества за счет полученных в счет возмещения ущерба по договору страхования сумм, организация не вправе принимать НДС к вычету по ремонтным работам, так как НДС уплачивается за счет страхового возмещения. 

Учет  страхового возмещения

Действующим законодательством  порядок бухгалтерского и налогового учета страхового возмещения не регламентирован. Лишь в письме от 29.03.2007 № 03-03-06/1/185 Минфин России рекомендует учитывать сумму  страхового возмещения, полученную по договору страхования в связи  с угоном застрахованного автомобиля, в составе внереализацонных доходов, что представляется вполне логичным. Кроме того, в рассматриваемом письме Минфин России уточняет со ссылкой на статью 251 НК РФ, что основания для невключения суммы страхового возмещения в доходы, учитываемые для целей налогообложения, отсутствуют.

Вместе с тем, по мнению автора, в указанном письме содержится следующее спорное утверждение: "Одновременно в состав внереализационных  расходов списывается стоимость  утраченного имущества, по которому произошла выплата".

В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 265 НК РФ к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в  частности, убытки от хищений, виновники  которых не установлены. Факт отсутствия виновных лиц должен быть документально  подтвержден уполномоченным органом  государственной власти.

Таким образом, при документальном подтверждении  уполномоченным органом государственной  власти факта отсутствия виновных в  хищении имущества лиц налогоплательщик для целей исчисления налога на прибыль  может уменьшить полученные доходы на сумму внереализационных расходов в виде убытков от хищений.

В соответствии со статьей 151 УПК РФ предварительное  следствие по фактам хищения имущества  производится следователями органов  внутренних дел РФ. Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 208 УПК РФ в случае неустановления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, предварительное следствие по уголовному делу приостанавливается, о чем следователь выносит соответствующее постановление.

На основании  подпункта 13 пункта 2 статьи 42 УПК РФ потерпевший вправе получить копию  указанного постановления, которым  и подтверждается факт отсутствия виновных лиц. Таким образом, налогоплательщик может включить убытки от хищения  имущества в состав внереализационных  расходов только при наличии постановления  следователя о приостановлении  уголовного дела.

К данному выводу пришел ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 09.02.2006 по делу № А56-9808/2005. Аналогичный порядок  также разъяснен МНС РФ в письме от 08.06.2004 № 02-5-10/37 "О списании убытков  от хищения имущества в состав внереализационных расходов".

Также законодательством  не определен вопрос о порядке  учета части страховой премии, возвращаемой страховщиком в случае досрочного прекращения договора страхования, в том числе прекращения договора ОСАГО.

Учитывая, что  статьей 251 НК РФ не предусмотрено исключение из перечня налогооблагаемых доходов  суммы получаемого страхового возмещения в связи с досрочным расторжением договора, указанные суммы облагаются налогом на прибыль в общем порядке. Указанная позиция изложена в письме Минфина России от 16.11.2005 № 03-03-04/1/37.

Для организаций, применяющих УСН, Минфин России в  письме от 29.03.2006 № 03-11-04/2/72 определяет некоторые особенности:

"...если ранее  уплаченные страховые взносы (премии) были учтены в составе расходов  при налогообложении, при получении  части взносов (премий) от страховщика  их сумма должна быть учтена  при определении налоговой базы  по налогу, уплачиваемому в связи  с применением упрощенной системы  налогообложения. Если уплаченные  организацией страховые взносы (премии) не включались в состав расходов, то и при получении от страховщика  части указанных взносов в  связи с расторжением договора  страхования их сумма не должна  учитываться для целей налогообложения."

Страхование грузов

Действующим законодательством  ответственность транспортной компании за перевозимый груз предусмотрена:

пунктом 1 статьи 17 Конвенции о договоре международной  дорожной перевозки грузов 1956 года, В соответствии с этим документом перевозчик несет ответственность  за полную или частичную потерю груза  или за его повреждение, происшедшее  в промежуток времени между принятием  груза к перевозке и его  сдачей, а также за опоздание доставки;

статьей 793 ГК РФ и статьей 132 Устава автомобильного транспорта РСФСР, предусматривающими, что автотранспортные предприятия  и организации несут ответственность  за сохранность груза с момента  принятия его к перевозке и  до выдачи грузополучателю или иным лицам, в соответствии с распоряжениями собственника груза.

Возможность признания  расходов на добровольное страхование  грузов для целей налогообложения  прибыли организаций предусмотрена  подпунктом 2 пункта 1 статьи 263 НК РФ. Таким  образом, расходы перевозчиков, связанные  со страхованием грузов, могут быть учтены для целей налогообложения.

Вместе с тем, в случае страхования груза собственниками расходы в виде страховых взносов  также могут быть учтены в составе  расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по прибыли (письмо Минфина России от 12.02.2007 № 03-03-06/4/12).

Особенности страхования  при осуществлении международных  перевозок

В настоящее  время деятельность российских автоперевозчиков при осуществлении международных  перевозок определена:

Конвенцией о  договоре международной дорожной перевозки  грузов 1956 года;

Таможенной конвенцией о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 года (далее - Конвенция МДП 1975 г.).

Однако в указанных  конвенциях не определены требования в отношении страхования ответственности  за причинение ущерба и порядок такого страхования.

"Система Зеленой  карты"

При осуществлении  международных перевозок для  передвижения по территории других государств организации и предприниматели  вынуждены приобретать полис  страхования гражданско-правовой ответственности  владельцев транспортных средств. В  большинстве случаев деятельность международных автоперевозчиков не представляется возможной без дополнительного  страхового полиса, так называемой "зеленой карты".

Система международной  карточки страхования автотранспортных средств ("Система Зеленой карты") изложена в приложении к Сводной  резолюции об облегчении международных  автомобильных перевозок (СР.4)

"Система Зеленой  карты" была введена в начале 50-х годов прошлого века в  странах ЕЭС, а свое название  получила по первоначальному  цвету страхового полиса. Этот  документ подтверждает наличие у владельца автотранспортного средства страхового покрытия, действительного на территории любой страны Европейского Сообщества и некоторых других стран, присоединившихся к данной системе.

"Зеленая карта"  подтверждает факт страхования ответственности владельца конкретного автотранспортного средства, действует исключительно в случае ДТП и служит для покрытия расходов лица, которому нанесен материальный, физический и моральный ущерб. "Зеленая карта" действительна на территории всех стран ЕС и других государств, присоединившихся к данной системе. В каждой стране правительство официально признает одну-единственную организацию, создаваемую уполномоченными страховщиками в качестве национального страхового Бюро. В соответствии с нормами рассматриваемой резолюции Членами Бюро могут стать только те страховщики, которые уполномочены обеспечивать страхование автогражданской ответственности. Указанные страховые компании берут на себя обязательство произвести документальное оформление и возместить ущерб, причиненный третьим лицам владельцами "зеленых карт" с последующей компенсацией затрат и расходов по оформлению и возмещению ущерба страховым компаниям, выдавшим "зеленую карту". Национальные бюро "Зеленая карта" входят в единую организацию - Совет бюро со штаб-квартирой в Брюсселе, который действует под эгидой Рабочей группы по автомобильному транспорту Комитета по внутреннему транспорту Экономической комиссии ООН для Европы. 

Россия является единственной европейской страной, которая не является членом международной "Системы Зеленой карты". Поскольку  Россия не входит в данную международную  систему страхования, страховая  компания-посредник (брокер) осуществляет посредническую деятельность, связанную  с заключением на территории РФ договоров  страхования гражданской ответственности  владельцев и пользователей автотранспортных средств, выезжающих за пределы РФ, от имени иностранных страховщиков.

В соответствии с нормами статьи 263 НК РФ расходы  по добровольному страхованию ответственности  за причинение вреда могут быть учтены в составе расходов, уменьшающих  налогооблагаемую базу по прибыли, если такое страхование является условием осуществления налогоплательщиком деятельности в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации  или общепринятыми международными требованиями. Следовательно, не представляется возможным говорить о наличии  международных обязательств РФ в  части страхования ответственности  при осуществлении международных  перевозок грузов и багажа.

Минфин России в письме от 19.07.2006 № 03-03-04/1/592 не дал  однозначного ответа о возможности  отнесения расходов по приобретению полиса обязательного страхования  ответственности при пересечении  границы Украины. Минфин России предоставил  возможность организациям самостоятельно определять международные правовые акты, ратифицированные (подписанные) Россией, устанавливающие международные  обязательства России в сфере  страхования перевозчиков. При этом Минфин России в письме уточняет:

"...в случае  если обязательное страхование  гражданско-правовой ответственности  владельцев транспортных средств  - российских организаций производится  в Украине на основании требований  международных конвенций, расходы  на такое страхование могут  учитываться в целях налогообложения  прибыли на основании статьи 263 Кодекса.

В иных случаях  расходы, понесенные российской организацией в Украине на обязательное страхование  гражданско-правовой ответственности  владельцев транспортных средств, при  формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются".

Страхование книжек МДП

Для международных  перевозчиков существует возможность  страхования так называемых "таможенных рисков", предусмотренных Конвенцией МДП 1975 г. Основными целями указанной  конвенции являются:

Информация о работе Страхование автотранспортных средств: учет и налогообложение