Страхование в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 03:17, реферат

Описание

Страхование во внешнеэкономической деятельности связано с обслуживанием специфических страховых интересов экспортеров и импортеров товаров и услуг, участников международных экономических отношений. Нарастающее в последние годы количество международных торговых сделок привело к усложнению форм договоров. Вместе с тем, растет и уровень риска при совершении внешнеэкономических операций. Как показывает практика, полностью исключить риски, даже при самой совершенной форме договорных отношений, невозможно. Им можно только противодействовать различными способами. К числу наиболее распространенных относится страхование - механизм, с помощью которого происходит перераспределение рисков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. Сущность и особенности страхования ВЭД
1.1. Концепция управления рисками во ВЭД
1.2. Система страхования ВЭД

2. Организация страхования ВЭД в Республике Беларусь
2.1. Страхование грузов при международных перевозках и ответственность перевозчика
2.2. Страхование экспортных кредитов
2.3. Страхование иностранных инвестиций
2.4. Перестрахование рисков ВЭД

3. Проблемы и тенденции развития страхования ВЭД в Республике Беларусь
3.1. Состояние страхового рынка Республики Беларусь
3.2. Направления развития страхования ВЭД в Беларуси

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

курсач.doc

— 152.00 Кб (Скачать документ)

     Как известно, иностранные инвестиции могут осуществляться в разных формах:

     - долевого участия в предприятиях, создаваемых совместно с юридическими лицами и гражданами Беларуси и других стран, а также приобретения долей участия в предприятиях, паев, акций, облигаций и других ценных бумаг;

     - создания предприятий, полностью  принадлежащих иностранным инвесторам, а также филиалов иностранных юридических лиц.

     К валютным операциям, связанным с  движением капитала относятся:

     - прямые инвестиции, т.е. вложения  в уставный капитал предприятия  с целью извлечения дохода  и получения прав на участие в управлении предприятием;

    вырезано

     В итоге появился облигаторный перестраховочный договор как более популярная форма. Между страховой компанией  и перестраховщиком заключается  соглашение о том, что все риски, подпадающие под определенные условия  отбора, будут передаваться перестраховщику.

     Таковы  две основные формы перестрахования. Рассматривая более детально вторую, можно выделить два типа договоров  облигаторного перестрахования.

    1. Пропорциональное перестрахование

     Согласно  этому методу перестрахования страховая компания решает, какую долю риска она желает оставить на своей ответственности (собственном удержании), а затем передает остаток риска перестраховщикам по договору пропорционального перестрахования. Премии и убытки затем распределяются в тех же пропорциях. Существуют два подвида договоров пропорционального перестрахования:

    • Договор квотного перестрахования (по данным договорам перестраховывается фиксированная доля от каждого риска, определенного в договоре);
    • Договор перестрахования эксцедента суммы (альтернативой передаче фиксированной доли от каждого риска является определение доли риска, оставляемой на своей ответственности. Эта доля называется "собственное удержание" и определяется на основании ожидаемых финансовых убытков. В большинстве случаев прямой страховщик будет рассчитывать величину максимально возможного убытка. Этот расчет осуществляется с учетом всех опасностей, связанных с данным риском).

     Страховая компания может заключить договор  перестрахования с разделением  риска на уровни. Уровень определяется размером собственного удержания прямого страховщика. Перестрахование будет определяться кратно этой величине, например будет десятикратным. Компания-цедент не обязана использовать все десять уровней, это полностью на ее усмотрении.

    1. Непропорциональное облигаторное перестрахование

     Пропорциональное  перестрахование основывается на пропорции  стоимости или оценки риска. Непропорциональный тип облигаторного перестрахования  основан на суммах убытков, а не на страховых суммах. Перестраховщик соглашается платить возмещение сверх оговоренной суммы, которую страховщик соглашается принять на собственное удержание. Есть два основных вида непропорциональных договоров:

    • Договор перестрахования эксцедента убытка (данный вариант договора перестрахования состоит в том, что страховщик-цедент оплачивает первую оговоренную сумму убытков);
    • Договор перестрахования эксцедента убыточности (этот последний вариант перестрахования предоставляет защиту всего страхового портфеля, а не конкретных рисков. Перестраховщик соглашается осуществить выплату, когда и если уровень убыточности по конкретному виду страхования превысит оговоренное значение. Убыточность определяется как сумма претензий, выраженная в процентах от премий. Когда этот показатель превышает определенное значение, вступают в действие перестраховщики) [43, c.131-132].

     Очевидно, что для страховой компании важно  знать стоимость перестрахования, поскольку эти затраты должны быть отнесены на счет страхователя. Страхователь не является стороной в договоре перестрахования, как мы уже отмечали выше, но страховая компания будет включать стоимость перестрахования в страховую премию. Способы расчета премий по перестрахованию различаются для пропорционального и непропорционального перестрахования.

     Расчет  премии по перестрахованию для пропорционального покрытия относительно прост. Она определяется как фиксированная доля, премии и убытки делятся в данной пропорции.

     В случае непропорционального перестрахования  окончательная стоимость для  перестраховщика становится известна только после оплаты всех претензий, а это может занять несколько лет после наступления страхового события.

     На  рис. 2.1 показаны различия между сострахованием и перестрахованием. 

    вырезано 

Рис. 2.1. Схемы сострахования и перестрахования 

     На  схеме в каждом случае лидер или первый страховщик удерживает 40% риска - разница возникает лишь в отношениях сторон между собой.

     Касаясь вопроса развития перестрахования  в Беларуси, следует отметить, что  Правительством Белоруссии подготовлен проект Указа Президента о создании государственной перестраховочной организации, необходимость создания которой была одобрена главой государства.

     Цель  создания компании - предотвращение необоснованного перевода страховой премии в зарубежные перестраховочные организации.

     Запланировано выделение средств из государственного бюджета размере 20 миллионов евро для формирования уставного фонда.

     Все страховщики, работающие на рынке республики, помимо перестраховочной премии, в обязательном порядке должны будут производить отчисления в пользу вновь создаваемой компании в размере 6 процентов от каждого рубля страховой премии вне зависимости от вида страхования. Максимальный размер перестраховочной комиссии, уплачиваемой государственным перестраховщиком, устанавливается на уровне 2 процента.

     В 2004 году из общего объема полученной премии (390, 15 млрд.рублей) в перестрахование ( в том числе и зарубежное) страховщиками республики было передано 16,37 млрд рублей [25].

     Подводя итог главе, отметим, что страхование внешнеэкономической деятельности в нашей стране только развивается. В связи с этим, отечественные страховые компании предлагают достаточно традиционный набор страховых продуктов: страхование грузов, страхование ответственности перевозчиков и т.п.

     Тем не менее, необходимость стимулирования процесса создания благоприятного инвестиционного климата и поддержки национального экспорта являются двигателем развития новых видов страхования в сфере внешнеэкономической деятельности. Так, на страховом рынке внедряется услуга страхования инвестиционных рисков, проделана значительная работа по обеспечению страхования экспортных рисков. Актуальность данных направлений страхования отмечена в ряде программных документов, в т.ч. в концепции Национальной программы развития экспорта на 2006-2010 гг. Все это позволяет сделать вывод о перспективности развития отечественного страхования в области внешнеэкономической деятельности. 

 

3. Проблемы и  тенденции развития  страхования ВЭД  в Республике Беларусь 

3.1. Состояние страхового  рынка Республики  Беларусь 

     На 1.07.2005 г. в республике действовало 29 страховых организаций, 6 из которых занимаются исключительно страхованием жизни, и 4-5 страховых брокеров (точных данных нет). За 2 последних года страховую деятельность прекратили 9 организаций: Агро, БелАСКО, Бояр, БелБрит, Капитал, Медполис, МТЗ-перспектива, Славнефтегаз, Челенджер [11].

     В настоящее же время на страховом рынке Беларуси осталось 25 страховых организаций. Страхование жизни и дополнительной пенсии осуществляют 5 страховщиков [35].

     На  сегодняшний день все действующие  страховые компании выполнили требование увеличить минимальный уставный фонд до 200 000 EUR, а страхующие жизнь - до 400 000 EUR.

    вырезано

     Большую практическую помощь Беларусь могла  бы получить от специализированного подразделения Агентства - Департамента по инвестиционной политике и консультативным услугам. Он оказывает широкий спектр услуг по организации и проведению круглых столов, конференций (вопросы привлечения прямых иностранных инвестиций), в разработке соответствующих государственных программ (привлечение иностранных инвестиций), а также в экспертизе проектов документов. Кроме того, осуществляет информационную поддержку за пределами страны, методическую и организационную помощь национальным агентствам по привлечению инвестиций (или другим ответственным государственным органам), в улучшении статистической отчетности, регулярно осуществляет программы повышения квалификации руководящих кадров, проводит специальные сравнительные исследования проблем привлечения иностранных инвестиций в различных регионах.

     То есть заинтересованность в таком сотрудничестве проявляют прежде всего страны, имеющие скромные показатели притока иностранных капиталовложений и желающие улучшить свой инвестиционный климат. Республика Беларусь должна извлекать необходимые уроки из международного опыта и использовать предоставляющиеся возможности. Более того, активное налаживание взаимодействия с Агентством в указанной сфере даст ей возможность выйти на взаимовыгодное сотрудничество с другой не менее важной организацией - Консультативной службой по иностранным инвестициям (КСИИ; Foreign Investment Advisory Service).

     Эта структура - совместный проект Агентства, МФК и МБРР. Хотя КСИИ и работает под патронажем и содействием данных организаций, она является автономной в своей практической деятельности и успешно дополняет работу Агентства и МФК.

    вырезано

     Во-первых, взносы, как по обязательному, так и по добровольному страхованию, должны относиться на издержки предприятий, а не выплачиваться из прибыли. Во-вторых, осуществление отдельных видов хозяйственной деятельности должно происходить при условии обязательного страхования сопряженных рисков. В-третьих, необходима демонополизация рынка страхования с предоставлением права осуществлять обязательное страхование частным компаниям. В-четвертых, необходимо привлекать иностранные страховые компании на рынок Беларуси. Также важное значение имеет слаженная политика сопредельных государств в страховой области, конструктивные отношения со специализированными международными организациями и фондами. Принятие данных мер будет способствовать как развитию рынка страхования, так и финансового рынка в целом. 

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Либерализация внешнеэкономической деятельности и конверсионные процессы привели  к резкому увеличению количества участников экспортно-импортных операций. Однако из-за отсутствия специальных знаний по экспортному менеджменту, зарубежной юридической коммерческой практике и навыков по управлению предпринимательскими рисками, они испытывают серьезные затруднения при сотрудничестве с зарубежными партнерами и часто несут серьезные финансовые потери.

     В связи с этим все более острую необходимость приобретает процесс развития страхования в сфере внешнеэкономической деятельности, обусловленный наличием разнообразных рисков, которым подвергаются участники международных экономических отношений. Отметим, что среди системы многочисленных методов управления рисками во ВЭД основное место занимает страхование.

     Выделяют  несколько разновидностей страхования  во ВЭД.

     Транспортное страхование, например, является системой экономических отношений, связанных с созданием и использованием средств страхового фонда для оказания финансовой помощи участникам перевозки грузов или пассажиров при различных непредвиденных обстоятельствах.

     В международной практике морских  перевозок действуют традиционные условия поставки товаров, в которых оговариваются вопросы страхования грузов, зафиксированные в международных правилах толкования торговых терминов Инкотермс. Международные автомобильные перевозки регулируются международной конвенцией КДПГ (CMR).

Информация о работе Страхование в РБ