Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 03:17, реферат
Страхование во внешнеэкономической деятельности связано с обслуживанием специфических страховых интересов экспортеров и импортеров товаров и услуг, участников международных экономических отношений. Нарастающее в последние годы количество международных торговых сделок привело к усложнению форм договоров. Вместе с тем, растет и уровень риска при совершении внешнеэкономических операций. Как показывает практика, полностью исключить риски, даже при самой совершенной форме договорных отношений, невозможно. Им можно только противодействовать различными способами. К числу наиболее распространенных относится страхование - механизм, с помощью которого происходит перераспределение рисков.
ВВЕДЕНИЕ
1. Сущность и особенности страхования ВЭД
1.1. Концепция управления рисками во ВЭД
1.2. Система страхования ВЭД
2. Организация страхования ВЭД в Республике Беларусь
2.1. Страхование грузов при международных перевозках и ответственность перевозчика
2.2. Страхование экспортных кредитов
2.3. Страхование иностранных инвестиций
2.4. Перестрахование рисков ВЭД
3. Проблемы и тенденции развития страхования ВЭД в Республике Беларусь
3.1. Состояние страхового рынка Республики Беларусь
3.2. Направления развития страхования ВЭД в Беларуси
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованных источников
Как известно, иностранные инвестиции могут осуществляться в разных формах:
- долевого участия в предприятиях, создаваемых совместно с юридическими лицами и гражданами Беларуси и других стран, а также приобретения долей участия в предприятиях, паев, акций, облигаций и других ценных бумаг;
-
создания предприятий,
К валютным операциям, связанным с движением капитала относятся:
-
прямые инвестиции, т.е. вложения
в уставный капитал
вырезано
В итоге появился облигаторный перестраховочный договор как более популярная форма. Между страховой компанией и перестраховщиком заключается соглашение о том, что все риски, подпадающие под определенные условия отбора, будут передаваться перестраховщику.
Таковы две основные формы перестрахования. Рассматривая более детально вторую, можно выделить два типа договоров облигаторного перестрахования.
Согласно этому методу перестрахования страховая компания решает, какую долю риска она желает оставить на своей ответственности (собственном удержании), а затем передает остаток риска перестраховщикам по договору пропорционального перестрахования. Премии и убытки затем распределяются в тех же пропорциях. Существуют два подвида договоров пропорционального перестрахования:
Страховая компания может заключить договор перестрахования с разделением риска на уровни. Уровень определяется размером собственного удержания прямого страховщика. Перестрахование будет определяться кратно этой величине, например будет десятикратным. Компания-цедент не обязана использовать все десять уровней, это полностью на ее усмотрении.
Пропорциональное
перестрахование основывается на пропорции
стоимости или оценки риска. Непропорциональный
тип облигаторного
Очевидно,
что для страховой компании важно
знать стоимость
Расчет премии по перестрахованию для пропорционального покрытия относительно прост. Она определяется как фиксированная доля, премии и убытки делятся в данной пропорции.
В
случае непропорционального
На
рис. 2.1 показаны различия между сострахованием
и перестрахованием.
вырезано
Рис. 2.1.
Схемы сострахования и перестрахования
На схеме в каждом случае лидер или первый страховщик удерживает 40% риска - разница возникает лишь в отношениях сторон между собой.
Касаясь вопроса развития перестрахования в Беларуси, следует отметить, что Правительством Белоруссии подготовлен проект Указа Президента о создании государственной перестраховочной организации, необходимость создания которой была одобрена главой государства.
Цель создания компании - предотвращение необоснованного перевода страховой премии в зарубежные перестраховочные организации.
Запланировано выделение средств из государственного бюджета размере 20 миллионов евро для формирования уставного фонда.
Все страховщики, работающие на рынке республики, помимо перестраховочной премии, в обязательном порядке должны будут производить отчисления в пользу вновь создаваемой компании в размере 6 процентов от каждого рубля страховой премии вне зависимости от вида страхования. Максимальный размер перестраховочной комиссии, уплачиваемой государственным перестраховщиком, устанавливается на уровне 2 процента.
В 2004 году из общего объема полученной премии (390, 15 млрд.рублей) в перестрахование ( в том числе и зарубежное) страховщиками республики было передано 16,37 млрд рублей [25].
Подводя итог главе, отметим, что страхование внешнеэкономической деятельности в нашей стране только развивается. В связи с этим, отечественные страховые компании предлагают достаточно традиционный набор страховых продуктов: страхование грузов, страхование ответственности перевозчиков и т.п.
Тем
не менее, необходимость стимулирования
процесса создания благоприятного инвестиционного
климата и поддержки национального экспорта
являются двигателем развития новых видов
страхования в сфере внешнеэкономической
деятельности. Так, на страховом рынке
внедряется услуга страхования инвестиционных
рисков, проделана значительная работа
по обеспечению страхования экспортных
рисков. Актуальность данных направлений
страхования отмечена в ряде программных
документов, в т.ч. в концепции Национальной
программы развития экспорта на 2006-2010
гг. Все это позволяет сделать вывод о
перспективности развития отечественного
страхования в области внешнеэкономической
деятельности.
3. Проблемы и
тенденции развития
страхования ВЭД
в Республике Беларусь
3.1.
Состояние страхового
рынка Республики
Беларусь
На 1.07.2005 г. в республике действовало 29 страховых организаций, 6 из которых занимаются исключительно страхованием жизни, и 4-5 страховых брокеров (точных данных нет). За 2 последних года страховую деятельность прекратили 9 организаций: Агро, БелАСКО, Бояр, БелБрит, Капитал, Медполис, МТЗ-перспектива, Славнефтегаз, Челенджер [11].
В настоящее же время на страховом рынке Беларуси осталось 25 страховых организаций. Страхование жизни и дополнительной пенсии осуществляют 5 страховщиков [35].
На сегодняшний день все действующие страховые компании выполнили требование увеличить минимальный уставный фонд до 200 000 EUR, а страхующие жизнь - до 400 000 EUR.
вырезано
Большую практическую помощь Беларусь могла бы получить от специализированного подразделения Агентства - Департамента по инвестиционной политике и консультативным услугам. Он оказывает широкий спектр услуг по организации и проведению круглых столов, конференций (вопросы привлечения прямых иностранных инвестиций), в разработке соответствующих государственных программ (привлечение иностранных инвестиций), а также в экспертизе проектов документов. Кроме того, осуществляет информационную поддержку за пределами страны, методическую и организационную помощь национальным агентствам по привлечению инвестиций (или другим ответственным государственным органам), в улучшении статистической отчетности, регулярно осуществляет программы повышения квалификации руководящих кадров, проводит специальные сравнительные исследования проблем привлечения иностранных инвестиций в различных регионах.
То есть заинтересованность в таком сотрудничестве проявляют прежде всего страны, имеющие скромные показатели притока иностранных капиталовложений и желающие улучшить свой инвестиционный климат. Республика Беларусь должна извлекать необходимые уроки из международного опыта и использовать предоставляющиеся возможности. Более того, активное налаживание взаимодействия с Агентством в указанной сфере даст ей возможность выйти на взаимовыгодное сотрудничество с другой не менее важной организацией - Консультативной службой по иностранным инвестициям (КСИИ; Foreign Investment Advisory Service).
Эта структура - совместный проект Агентства, МФК и МБРР. Хотя КСИИ и работает под патронажем и содействием данных организаций, она является автономной в своей практической деятельности и успешно дополняет работу Агентства и МФК.
вырезано
Во-первых,
взносы, как по обязательному, так и по
добровольному страхованию, должны относиться
на издержки предприятий, а не выплачиваться
из прибыли. Во-вторых, осуществление отдельных
видов хозяйственной деятельности должно
происходить при условии обязательного
страхования сопряженных рисков. В-третьих,
необходима демонополизация рынка страхования
с предоставлением права осуществлять
обязательное страхование частным компаниям.
В-четвертых, необходимо привлекать иностранные
страховые компании на рынок Беларуси.
Также важное значение имеет слаженная
политика сопредельных государств в страховой
области, конструктивные отношения со
специализированными международными
организациями и фондами. Принятие данных
мер будет способствовать как развитию
рынка страхования, так и финансового
рынка в целом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Либерализация
внешнеэкономической
В связи с этим все более острую необходимость приобретает процесс развития страхования в сфере внешнеэкономической деятельности, обусловленный наличием разнообразных рисков, которым подвергаются участники международных экономических отношений. Отметим, что среди системы многочисленных методов управления рисками во ВЭД основное место занимает страхование.
Выделяют несколько разновидностей страхования во ВЭД.
Транспортное страхование, например, является системой экономических отношений, связанных с созданием и использованием средств страхового фонда для оказания финансовой помощи участникам перевозки грузов или пассажиров при различных непредвиденных обстоятельствах.
В международной практике морских перевозок действуют традиционные условия поставки товаров, в которых оговариваются вопросы страхования грузов, зафиксированные в международных правилах толкования торговых терминов Инкотермс. Международные автомобильные перевозки регулируются международной конвенцией КДПГ (CMR).