Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 20:14, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование страхового рынка, в частности развитие и становление основных видов страхования, развитие данной сферы в период кризиса.
Введение…………………………………………………………………………...3
Понятие и сущность страховой деятельности.………………………………5
1.1 Развитие страхового рынка.………………………………………5
1.2 Источники правового регулирования страховых отношений.…………6
1.3 Обзор страхового рынка в первом полугодии 2009 года………………8
Особенности организации обязательного страхования в РФ……………..11
2.1 Обязательное медицинское страхование……………………………….11
2.2 Изменения в пенсионном законодательстве в 2009 году...……………16
2.3 Сущность и понятие обязательного пенсионного страхования……….21
Особенности организации добровольного страхования в РФ..…………...25
3.1 Состояние системы личного страхования ……………………………..25
3.2 Состояние системы имущественного страхования.……………………28
3.3 Актуальные проблемы сферы страхования в кризисном периоде…...38
Заключение……………………………………………………………………….48
Список использованной литературы…………………………………………...51
Финансовый упадок разрешил, в конце концов, наиболее понятно и верно проявить “личико” отечественного страхового рынка. Предполагается, что в обозримые год - два в РФ закрепится наиболее определенное разделение страховых компаний на 2 главные категории: национальные фавориты, соревнующиеся друг с другом на всех ключевых разделах рынка (всего максимум 30 фирм) и нищевые страховые компании, работающие на тесных отделенных рыночных разделах. Это приблизит текстуру русского страхования к аналогичным рынкам экономически развитых государств, где разделение на тесную категорию фаворитов и широкую категорию нищевых специальных страховых компаний присутствует теснее с начала XX века. Ясное разделение стразовой деятельности и ее квалификация станет не во вред и страхователям - она явится им ориентиром в выборе страховой компании.
Однако стоит заметить, что обстановка в сфере страхования видно усугубилась в пределах РФ. Заметно упало региональное пребывание страховщиков. В среднем по ареалам Российской Федерации количество фирм, исполнявших в них страховые операции, стало меньше в первом полугодии 2009 года на 11%. В начале года еще понизилось и количество фирм, на практике проводивших в ареалах страховые операции: когда в первом полугодии 2008 года региональные сборы в размере более 10 тысячи руб. имели 726 фирм, то в январе-июне 2009 года - исключительно 678 страховых компаний.
Согласно мониторингам ЦСИ “Росгосстраха”, в 2009 году суммарные затраты на ведение дела российских страховых компаний уменьшатся на 11% по сравнению с уровнем предыдущего года.
Таким
образом, можно предположить, что после
выхода страны в докризисное положение,
обстановка поменяется и рынок страхования
возвратится на прежний уровень. Но пока
стоит радоваться тем маленьким удачам,
которые смогли достигнуть страховые
компании на данный момент.
2. Особенности
организации обязательного
2.1 Обязательное
медицинское страхование
Обязательное
медицинское страхования
Федеральную программу обязательного медицинского страхования разрабатывает Министерство Здравоохранения и социального развития РФ и утверждает Правительство РФ. На основе федеральной программы высшие органы субъектов РФ утверждают территориальные программы ОМС, которые не могут ухудшать условия оказания медицинской помощи по сравнению с базовой программой.
Гарантированный перечень видов медицинской помощи, то есть базовая программа, включает: скорую медицинскую помощь при травмах и острых заболеваниях, угрожающих жизни; лечение в амбулаторных условиях; диагностику и лечение на дому; осуществление профилактических (прививки, диспансеризация и пр.); стоматологическую помощь; лекарственную и стационарную помощь. Все виды скорой медицинской помощи, а также стационарная помощь больным с острыми заболеваниями предоставляется независимо от места проживания и прописки бесплатно за счет средств бюджетов соответствующих территорий.
Министерством здравоохранения и социального развития РФ установлен обязательный для аптек всех форм собственности ассортиментный перечень лекарственных, профилактических, диагностических средств и изделий медицинского назначения. Постановлением Правительства РФ от 30.07.94 № 890 (в редакции от 27.12.97) утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50% скидкой. Все лекарственные средства отпускаются бесплатно следующим группам населения: участникам гражданской и Великой Отечественной войн; инвалидам Великой Отечественной войны, инвалидам боевых действий на территориях других государств и приравненных к ним по льготам инвалидам; родителям и женам военнослужащих, погибших при защите страны; Героям СССР, РФ, полным кавалерам ордена Славы; бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей; детям в возрасте до 3-х лет, а также детям из многодетных семей в возрасте до 6-ти лет; инвалидам 1-ой группы, неработающим инвалидам 2-ой группы, детям-инвалидам в возрасте до 16 лет; гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы и др.
Правовые,
экономические и
Отношения, складывающиеся в результате осуществления обязательного медицинского страхования, входят в предмет права социального обеспечения. Добровольное медицинское страхование осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских услуг сверх установленных программами ОМС.
Права и обязанности субъектов ОМС закреплены типовыми правилами обязательного медицинского страхования (письмо Федерального Фонда ОМС от 28.06.94 № 3-1354).
Субъектами
ОМС являются: застрахованный; страхователь;
страховая медицинская
Застрахованными по системе ОМС могут быть как граждане РФ, так и лица без гражданства. Медицинское страхование иностранцев, временно находящихся на территории РФ осуществляется в порядке, устанавливаемом правительством РФ. Иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ, имеют такие же права, как и граждане РФ, если международным договором не предусмотрено иное.
Граждане РФ имеют право на: выбор страховой медицинской организации; выбор медицинского учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования; получение медицинских услуг на всей территории РФ, в том числе и за пределами постоянного места жительства; получение медицинских услуг в соответствии и качеством и объемом, установленным государственной программой, независимо от того, предусмотрено это договором или нет.
Страхователями выступают как юридические, так и физические лица, вносящие взносы в фонды ОМС. Плательщиками взносов являются:
- для неработающего населения – высшие органы государственного управления субъектов РФ и местная администрация;
- для наемных работников – работодатели;
- лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью и некоторые другие граждане (например, лица творческих профессий, не объединенные в союз) платят взносы самостоятельно. Таким образом они являются и застрахованными и страхователями.
При недостатке средств в местном бюджете для уплаты взносов за неработающих граждан выделяются дотации в порядке, установленном Правительством РФ.
За отказ хозяйствующих субъектов от регистрации в качестве плательщиков взносов на ОМС, сокрытие или занижение сумм, с которых должны платиться взносы, нарушение сроков их перечисления применяются финансовые санкции в виде штрафа и (или) пени, уплата которых не освобождает страхователя от выполнения обязательств по ОМС. При наложении финансовых санкций Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования пользуются правами налоговых органов. В Санкт-Петербурге вновь зарегистрированное предприятие не сможет открыть расчетный и другие счета в банке без предъявления справки из Территориального Фонда обязательного медицинского страхования о постановке на учет.
От уплаты взносов на ОМС освобождаются общественные организации инвалидов и предприятия (объединения), находящиеся в собственности этих организаций и созданные для осуществления уставных целей.
Страхователи имеют право: на выбор страховой медицинской организации; осуществления контроля за выполнением договора ОМС.
Страхователи обязаны: заключать договоры ОМС; вносить взносы на ОМС; принимать меры по устранению неблагоприятных факторов на здоровье граждан; предоставлять страховой медицинской организации информацию о состоянии здоровья контингента, подлежащего страхованию и др.
Страховые медицинские организации – это юридические лица любых форм собственности, получившие лицензию органов Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью. Они не входят в систему здравоохранения. Законодательство запрещает органам управления здравоохранением и медицинским учреждениям быть учредителями страховых медицинских организаций, им разрешено владеть акциями последних в объеме не более 10% общего пакета.
Страховая медицинская организация имеет право на: выбор медицинского учреждения для оказания медицинской помощи по договорам медицинского страхования; участие в аккредитации медицинских учреждений; участие в определении тарифов на медицинские услуги; предъявление иска к медицинскому учреждению или медицинскому работнику на материальное возмещение физического и морального вреда, причиненного застрахованному по их вине, и др.
Страховая медицинская организация обязана: осуществлять деятельность по обязательному медицинскому страхованию на некоммерческой основе; заключать договоры с медицинскими учреждениями на оказание застрахованным медицинской помощи по ОМС; выдавать застрахованному или страхователю медицинские полисы; контролировать объем, качество и сроки оказания медицинской помощи; защищать интересы застрахованных; для обеспечения устойчивости своей деятельности создавать резервные фонды.
К
медицинским учреждениям
Все медицинские учреждения должны иметь лицензию и пройти аккредитацию. Лицензия – это государственное разрешение на осуществление медицинской помощи и услуг по программам обязательного и добровольного медицинского страхования. Лицензии выдаются лицензионными комиссиями, создаваемыми при органах управления (местной администрации) из представителей органов управления здравоохранением, профессиональных медицинских ассоциаций, медицинских учреждений и общественных организаций.
Аккредитация направлена на определения соответствия медицинского учреждения установленным профессиональным стандартам. Аккредитацию проводят специальные комиссии, образуемые из представителей органов управления здравоохранением, профессиональных медицинских ассоциаций и страховых медицинских организаций. По результатам аккредитации органы управления субъектов РФ выдают сертификат.
Таким
образом, обязательное медицинское
страхование является одним из значимых
видов страхования граждан РФ.
2.2. Изменения
в пенсионном законодательстве
в 2009 году
Со следующего года отменяется единый социальный налог. Работодатели будут уплачивать страховые взносы c заработной платы работников. Основные изменения, касающиеся уплаты пенсионных взносов с 2010 года, внесены двумя законами:
Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ);
Федеральным
законом от 24.07.2009 № 213-ФЗ «О внесении
изменений в отдельные
За исключением ряда положений данные законы вступают в силу с 1 января 2010 года.
Рассмотрим, какие изменения внесли новые законы в порядок исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с 2010 года.
С 1 января 2010 года все организации, индивидуальные предприниматели, адвокаты и нотариусы, занимающиеся частной практикой, вместо ЕСН будут уплачивать страховые взносы на обязательное социальное страхование — пенсионное, медицинское и социальное. Общие правила их исчисления и уплаты установлены Законом № 212-ФЗ.
Особенности
уплаты страховых взносов по каждому
виду обязательного социального
страхования устанавливаются