Страхование в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 20:14, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является исследование страхового рынка, в частности развитие и становление основных видов страхования, развитие данной сферы в период кризиса.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Понятие и сущность страховой деятельности.………………………………5
1.1 Развитие страхового рынка.………………………………………5
1.2 Источники правового регулирования страховых отношений.…………6
1.3 Обзор страхового рынка в первом полугодии 2009 года………………8
Особенности организации обязательного страхования в РФ……………..11
2.1 Обязательное медицинское страхование……………………………….11
2.2 Изменения в пенсионном законодательстве в 2009 году...……………16
2.3 Сущность и понятие обязательного пенсионного страхования……….21
Особенности организации добровольного страхования в РФ..…………...25
3.1 Состояние системы личного страхования ……………………………..25
3.2 Состояние системы имущественного страхования.……………………28
3.3 Актуальные проблемы сферы страхования в кризисном периоде…...38
Заключение……………………………………………………………………….48
Список использованной литературы…………………………………………...51

Работа состоит из  1 файл

1 часть вся доработанная.doc

— 235.00 Кб (Скачать документ)

     Финансовый  упадок разрешил, в конце концов, наиболее понятно и верно проявить “личико” отечественного страхового рынка. Предполагается, что в обозримые год - два в РФ закрепится наиболее определенное разделение страховых компаний на 2 главные категории: национальные фавориты, соревнующиеся друг с другом на всех ключевых разделах рынка (всего максимум 30 фирм) и нищевые страховые компании, работающие на тесных отделенных рыночных разделах. Это приблизит текстуру русского страхования к аналогичным рынкам экономически развитых государств, где разделение на тесную категорию фаворитов и широкую категорию нищевых специальных страховых компаний присутствует теснее с начала XX века. Ясное разделение стразовой деятельности и ее квалификация станет не во вред и страхователям - она явится им ориентиром в выборе страховой компании.

     Однако  стоит заметить, что обстановка в сфере страхования видно усугубилась в пределах РФ. Заметно упало региональное пребывание страховщиков. В среднем по ареалам Российской Федерации количество фирм, исполнявших в них страховые операции, стало меньше в первом полугодии 2009 года на 11%. В начале года еще понизилось и количество фирм, на практике проводивших в ареалах страховые операции: когда в первом полугодии 2008 года региональные сборы в размере более 10 тысячи руб. имели 726 фирм, то в январе-июне 2009 года - исключительно 678 страховых компаний.

     Согласно  мониторингам ЦСИ “Росгосстраха”, в 2009 году суммарные затраты на ведение  дела российских страховых компаний уменьшатся на 11% по сравнению с уровнем предыдущего года.

     Таким образом, можно предположить, что после выхода страны в докризисное положение, обстановка поменяется и рынок страхования возвратится на прежний уровень. Но пока стоит радоваться тем маленьким удачам, которые смогли достигнуть страховые компании на данный момент. 

 

2. Особенности  организации обязательного страхования  в РФ 

2.1 Обязательное медицинское страхование 

     Обязательное  медицинское страхования является одним из видов социального страхования населения. Оно должно гарантировать всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи в пределах Федеральной и территориальных программ и финансировать профилактические мероприятия.

      Федеральную программу обязательного медицинского страхования разрабатывает Министерство Здравоохранения и социального развития РФ и утверждает Правительство РФ. На основе федеральной программы высшие органы субъектов РФ утверждают территориальные программы ОМС, которые не могут ухудшать условия оказания медицинской помощи по сравнению с базовой программой.

      Гарантированный перечень видов медицинской помощи, то есть базовая программа, включает: скорую медицинскую помощь при травмах  и острых заболеваниях, угрожающих жизни; лечение в амбулаторных условиях; диагностику и лечение на дому; осуществление профилактических (прививки, диспансеризация  и пр.); стоматологическую помощь; лекарственную и стационарную помощь. Все виды скорой медицинской помощи, а также стационарная помощь больным с острыми заболеваниями предоставляется независимо от места проживания и прописки бесплатно за счет средств бюджетов соответствующих территорий.

      Министерством здравоохранения и социального развития РФ установлен обязательный для аптек всех форм собственности ассортиментный перечень лекарственных, профилактических, диагностических средств и изделий медицинского назначения. Постановлением Правительства РФ от 30.07.94 № 890 (в редакции от 27.12.97) утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50% скидкой. Все лекарственные средства отпускаются бесплатно следующим группам населения: участникам гражданской и Великой Отечественной войн; инвалидам Великой Отечественной войны, инвалидам боевых действий на территориях других государств и приравненных к ним по льготам инвалидам; родителям и женам военнослужащих, погибших при защите страны; Героям СССР, РФ, полным кавалерам ордена Славы; бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей; детям в возрасте до 3-х лет, а также детям из многодетных семей в возрасте до 6-ти лет; инвалидам 1-ой группы, неработающим инвалидам 2-ой группы, детям-инвалидам в возрасте до 16 лет; гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы и др.

      Правовые, экономические и организационные  основы обязательного медицинского страхования населения в России определены Законом от 28.07.91 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 01.07.94 № 9-ФЗ.

      Отношения, складывающиеся в результате осуществления  обязательного медицинского страхования, входят в предмет права социального  обеспечения. Добровольное медицинское страхование осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских услуг сверх установленных программами ОМС.

     Права и обязанности субъектов ОМС  закреплены типовыми правилами обязательного медицинского страхования (письмо Федерального Фонда ОМС от 28.06.94 № 3-1354).

     Субъектами  ОМС являются: застрахованный; страхователь; страховая медицинская организация; медицинское учреждение.

     Застрахованными по системе ОМС могут быть как  граждане РФ, так и лица без гражданства. Медицинское страхование иностранцев, временно находящихся на территории РФ осуществляется в порядке, устанавливаемом правительством РФ. Иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ, имеют такие же права, как и граждане РФ, если международным договором не предусмотрено иное.

     Граждане  РФ имеют право на: выбор страховой медицинской организации; выбор медицинского учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования; получение медицинских услуг на всей территории РФ, в том числе и за пределами постоянного места жительства; получение медицинских услуг в соответствии и качеством и объемом, установленным государственной программой, независимо от того, предусмотрено это договором или нет.

     Страхователями  выступают как юридические, так  и физические лица, вносящие взносы в фонды ОМС. Плательщиками взносов  являются:

- для неработающего населения – высшие органы государственного управления субъектов РФ и местная администрация;

- для наемных работников – работодатели;

- лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью и некоторые другие граждане (например, лица творческих профессий, не объединенные в союз) платят взносы самостоятельно. Таким образом они являются и застрахованными и страхователями.

     При недостатке средств в местном  бюджете для уплаты взносов за неработающих граждан выделяются дотации  в порядке, установленном Правительством РФ.

     За  отказ хозяйствующих субъектов  от регистрации в качестве плательщиков взносов на ОМС, сокрытие или занижение сумм, с которых должны платиться взносы, нарушение сроков их перечисления применяются финансовые санкции в виде штрафа и (или) пени, уплата которых не освобождает страхователя от выполнения обязательств по ОМС. При  наложении финансовых санкций Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования пользуются правами налоговых органов. В Санкт-Петербурге вновь зарегистрированное предприятие не сможет открыть расчетный и другие счета в банке без предъявления справки из Территориального Фонда обязательного медицинского страхования о постановке на учет.

     От  уплаты взносов на ОМС освобождаются  общественные организации инвалидов  и предприятия (объединения), находящиеся  в собственности этих организаций  и созданные для осуществления уставных целей.

     Страхователи  имеют право: на выбор страховой  медицинской организации; осуществления  контроля за выполнением договора ОМС.

     Страхователи  обязаны: заключать договоры ОМС; вносить  взносы на ОМС; принимать меры по устранению неблагоприятных факторов на здоровье граждан; предоставлять страховой медицинской организации информацию о состоянии здоровья контингента, подлежащего страхованию и др.

     Страховые медицинские организации – это  юридические лица любых форм собственности, получившие лицензию органов Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью. Они не входят в систему здравоохранения. Законодательство запрещает органам управления здравоохранением и медицинским учреждениям быть учредителями страховых медицинских организаций, им разрешено владеть акциями последних в объеме не более 10% общего пакета.

     Страховая медицинская организация имеет право на: выбор медицинского учреждения для оказания медицинской помощи по договорам медицинского страхования; участие в аккредитации медицинских учреждений; участие в определении тарифов на медицинские услуги; предъявление иска к медицинскому учреждению или медицинскому работнику на материальное возмещение физического и морального вреда, причиненного застрахованному по их вине, и др.

     Страховая медицинская организация обязана: осуществлять деятельность по обязательному медицинскому страхованию на некоммерческой основе; заключать договоры с медицинскими учреждениями на оказание застрахованным медицинской помощи по ОМС; выдавать застрахованному или страхователю медицинские полисы; контролировать объем, качество и сроки оказания медицинской помощи; защищать интересы застрахованных; для обеспечения устойчивости своей деятельности создавать резервные фонды.

     К медицинским учреждениям относятся: научно-исследовательские институты, лечебно-профилактические и другие организации, оказывающие медицинскую помощь. Физические лица также могут заниматься медицинской деятельностью без образования юридического лица индивидуально или коллективно.

     Все медицинские учреждения должны иметь лицензию и пройти аккредитацию. Лицензия – это государственное разрешение на осуществление медицинской помощи и услуг по программам обязательного и добровольного медицинского страхования. Лицензии выдаются лицензионными комиссиями, создаваемыми при органах управления (местной администрации) из представителей органов управления здравоохранением, профессиональных медицинских ассоциаций, медицинских учреждений и общественных организаций.

     Аккредитация  направлена на определения соответствия медицинского учреждения установленным профессиональным стандартам. Аккредитацию проводят специальные комиссии, образуемые из представителей органов управления здравоохранением, профессиональных медицинских ассоциаций и страховых медицинских организаций. По результатам аккредитации органы управления субъектов РФ выдают сертификат.

      Таким образом, обязательное медицинское  страхование является одним из значимых видов страхования граждан РФ. 
 
 

2.2. Изменения  в пенсионном законодательстве  в 2009 году 

     Со  следующего года отменяется единый социальный налог. Работодатели будут уплачивать страховые взносы c заработной платы работников. Основные изменения, касающиеся уплаты пенсионных взносов с 2010 года, внесены двумя законами:

Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ);

Федеральным законом от 24.07.2009 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные  акты Российской Федерации и признании  утратившими силу отдельных законодательных  актов (положений законодательных  актов) Российской Федерации в связи  с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"» (далее — Закон № 213-ФЗ).

     За  исключением ряда положений данные законы вступают в силу с 1 января 2010 года.

     Рассмотрим, какие изменения внесли новые  законы в порядок исчисления и  уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с 2010 года.

     С 1 января 2010 года все организации, индивидуальные предприниматели, адвокаты и нотариусы, занимающиеся частной практикой, вместо ЕСН будут уплачивать страховые  взносы на обязательное социальное страхование  — пенсионное, медицинское и социальное. Общие правила их исчисления и уплаты установлены Законом № 212-ФЗ.

     Особенности уплаты страховых взносов по каждому  виду обязательного социального  страхования устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного  социального страхования. Следовательно, при расчете страховых взносов в Пенсионный фонд нужно также пользоваться положениями Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в новой редакции (далее — Закон № 167-ФЗ).

Информация о работе Страхование в РФ