Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 10:53, лекция
Проведение страховых операций требует большого объема работы с документами. Единственным подходом, обеспечивающим эффективное ведение страхового дела, является построение хорошо организованной системы документооборота и максимальной автоматизации всех этапов работы с документами.
Проведение страховых операций требует большого объема работы с документами. Единственным подходом, обеспечивающим эффективное ведение страхового дела, является построение хорошо организованной системы документооборота и максимальной автоматизации всех этапов работы с документами.
Процесс отражения
совершаемых организацией операций
в первичных документах принято
называть документированием
Документооборот представляет собой процесс создания (получения), принятия к учету, обработки и передачи в архив первичных учетных документов. Последствия отсутствия надлежаще организованной системы документооборота:
- неоперативное поступление информации;
- отсутствие определенного маршрута документа;
- увеличение сроков прохождения документа;
- необоснованное
скопление документов на
- увеличение утерь документов;
- низкая исполнительская дисциплина, отсутствие ответственности;
- отсутствие контроля исполнения документа.
В настоящее время
значение процедур документирования усиливается
в связи с налоговым
Затраты должны быть:
- произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода;
- экономически обоснованы;
- документально подтверждены.
Каждый документ
в бухгалтерском учете проходит
свой маршрут, однако для всех документов
существуют следующие этапы
- составление первичного
учетного документа в
- передача документа в бухгалтерию;
- проверка и обработка принятых документов;
- составление по документам учетных регистров;
- сдача документа в архив.
Первичный учетный
документ должен быть составлен в
момент совершения операции или после
ее окончания и принимается к
учету, если он составлен по форме, содержащейся
в альбомах унифицированных форм
первичной учетной
Страховые организации
применяют типовые формы
Страховые организации при расчете с населением для учета наличных средств используют квитанцию на получение страхового взноса по установленной форме N А-7. Применение этой квитанции регламентируется Письмом Росстрахнадзора от 23 февраля 1994 г. N 16-37, утвердившим форму квитанции на получение страхового взноса в качестве документа - бланка строгой отчетности (БСО).
При проведении обязательного
страхования ответственности
В настоящее время нормативные акты, определяющие документооборот учета, хранения и уничтожения БСО, отсутствуют. Наиболее общие требования к БСО приведены в Письма Минфина России от 23 августа 2001 г. N 16-00-24/70 и от 5 августа 2003 г. N 16-00-12/29, а также в Письме МНС России от 15 апреля 2002 г. N АС-6-06/476.
Для обеспечения учета БСО необходимо предусмотреть следующее:
- установить перечень БСО;
- назначить ответственных
лиц по хранению и
- вести учет поступления
и движения данных бланков
в журналах учета, которые
- производить выдачу
бланков материально-
- производить списание
использованных (испорченных) бланков
с подотчета материально-
Организация может
использовать не только унифицированные
формы документов. В случае оформления
хозяйственных операций документами,
формы которых не предусмотрены
в альбомах унифицированных форм,
организация разрабатывает их самостоятельно
и утверждает. При этом документы
должны содержать следующие
1) наименование документа;
2) дату составления документа;
3) наименование организации, от имени которой составлен документ;
4) содержание хозяйственной операции;
5) измерители хозяйственной
операции в натуральном и
6) наименование должностей
лиц, ответственных за
7) личные подписи
указанных лиц и их
В страховой деятельности к числу первичных документов, не предусмотренных альбомом унифицированных форм первичной документации, относятся формы договоров страхования (сострахования), перестрахования, ряд документов, связанных с ведением договоров перестрахования и зачетных операций по ним (бордеро премий, бордеро убытков), заявление о наступлении страхового случая, акт независимого оценщика, страховой акт и пр. Страховая организация должна определить необходимый и достаточный перечень документов, которые разрабатываются самостоятельно, с приложением этих форм к учетной политике. При этом особое внимание уделяется вопросам документального оформления страховых выплат. Документами, подтверждающими возникновение обязательства страховой организации по осуществлению страховой выплаты, в соответствии с Методическими рекомендациями по применению главы 25 НК РФ, утвержденными Приказом МНС России от 20 декабря 2002 г. N БГ-3-02/729, являются:
- двусторонний акт
о наступлении страхового
- двусторонний акт
о наступлении страхового
- страховой акт, подписываемый только страховой организацией;
- решение страховой
организации о страховой
- любые другие
документы, содержащие согласие
(акцепт) страховщика произвести
страховую выплату и
Формы первичных
учетных документов, утвержденные организацией,
приводятся в приложении к учетной
политике. Перечень лиц, имеющих право
подписи первичных учетных
Информация, содержащаяся
в первичных документах, накапливается
и систематизируется в учетных
регистрах - в регистрах аналитического
и синтетического учета. При составлении
учетных регистров
Страховые организации, как отмечалось, применяют журнально-ордерную форму с использованием компьютерной технологии обработки учетной информации.
Для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных учетных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности ведутся регистры бухгалтерского учета (в электронном виде и в виде машинограмм):
1. Главная книга.
2. Журналы-ордера:
2.1. журнал-ордер по счету 50 "Касса",
2.2. журнал-ордер по счету 51 "Расчетный счет",
2.3. журнал-ордер по счету 71 "Расчеты с подотчетными лицами",
2.4. журнал-ордер по счету 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда",
2.5. журнал-ордер "Прочие операции",
2.6. журнал-ордер по счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".
3. Кассовая книга.
4. Книга (реестр) финансовых вложений (ценных бумаг и др.).
5. Оборотные ведомости
по синтетическим и
Основное внимание в учете страховых организаций уделяется работе с договорами страхования (сострахования) и перестрахования. Роль регистров бухгалтерского учета страховых операций выполняют следующие журналы:
1. Журнал учета
заключенных договоров
2. Журнал учета
убытков и досрочно
3. Журнал учета
договоров, принятых в
4. Журнал учета
убытков по договорам,
В п. 13 Правил формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни (утв. Приказом Минфина России от 11 июня 2002 г. N 51н (ред. от 23 июня 2003 г.)), приведены сведения, которые являются обязательными реквизитами данных журналов. Формы журналов разрабатываются страховщиками самостоятельно, утверждаются и приводятся в приложении к учетной политике.
Ввиду отсутствия унифицированных
форм первичных документов, регулирующих
операции по перестрахованию, одной
из проблем является доказательное
подтверждение производимых страховой
организацией выплат по договорам, принятым
в перестрахование. В договоре перестрахования
застрахованным является именно риск
выплаты страхового возмещения или
страховой суммы. Для того чтобы
идентифицировать произведенную выплату
именно как страховую, а также
источник выплаты страхового возмещения,
перестраховщику необходимо, кроме
счета страховщика и бордеро
убытков, иметь и весь пакет документов
в отношении страхового случая, имеющийся
у прямого страховщика. Если данные
действия не выполнены и перестраховщик
не может документально
Для организации
документооборота необходимо разработать
правила документооборота (положение
об организации документооборота),
основным элементом которых является
график движения документов. График документооборота
должен устанавливать в организации
рациональное движение документов. В
графике необходимо предусмотреть
оптимальное число
Работники организации
создают и представляют документы,
относящиеся к сфере их деятельности,
по графику документооборота. Для
этого каждому исполнителю