Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 15:47, реферат
Происходящие в последние годы в Российской Федерации процессы демократизации общества находят свое отражение в развитии законодательно-нормативной базы обеспечения и защиты прав граждан при оказании медицинской помощи.
Основными законодательно-нормативными актами, регулирующими процессы обеспечения и защиты прав граждан, являются:
Конституция Российской Федерации 1993 г.;
Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом Российской Федерации в 1991 г.;
Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, принятые Верховным Советом Российской Федерации в 1993 г.;
Реферат:
Территориальная система
Происходящие в последние годы в Российской Федерации процессы демократизации общества находят свое отражение в развитии законодательно-нормативной базы обеспечения и защиты прав граждан при оказании медицинской помощи.
Основными законодательно-нормативными актами, регулирующими процессы обеспечения и защиты прав граждан, являются:
Конституция Российской Федерации 1993 г.;
Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом Российской Федерации в 1991 г.;
Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, принятые Верховным Советом Российской Федерации в 1993 г.;
Закон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», принятый Верховным Советом РФ в 1991 г., с изм. и доп. в ред. от 1993 г.;
Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации» 1995г.
Правовые нормы, касающиеся защиты прав граждан, установлены также Законом РФ от 02. 07. 92 № 33 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Законом РФ от 22. 12. 92 № 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека». Законом РФ от 30. 03. 95 № 38 «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызванного вирусом иммунодефицита человека». Указом Президента РФ от 17. 02. 95 № 161 «О гарантиях права граждан на охрану здоровья при распространении рекламы».
Законодательными актами, определяющими гражданские правоотношения в Российской Федерации, являются также принятый в 1995 г. Гражданский кодекс РФ и введенный в действие с 1 января 1997 г. новый Уголовный кодекс РФ. Кроме того, при введении в действие Закона РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» разработан ряд нормативных документов и методических рекомендаций по вопросам обеспечения и защиты прав граждан при оказании медицинской помощи.
Если проанализировать
состояние законодательной
Организацию защиты прав граждан при получении медицинской помощи в Российской Федерации можно проанализировать на примере этой деятельности в 1996-1999 гг. Анализ показал, что в 85 субъектах Российской Федерации территориальные фонды ОМС и страховые медицинские организации проводят работу по защите прав застрахованных в системе обязательного медицинского страхования. В этот период отмечается интенсивный рост обращений граждан в территориальные фонды ОМС и страховые медицинские организации.
В структуре обращений граждан основными причинами являлись:
нарушение права
на выбор лечебно-
недостатки в лекарственном обеспечении;
обеспечение граждан страховыми медицинскими полисами;
взимание средств за оказанную медицинскую помощь.
Этот период характеризуется появлением совершенно нового аспекта в защите прав граждан при получении медицинской помощи - возмещение ущерба пациентам. При этом наиболее массовым является досудебный способ разрешения, т. к. судебная система еще не готова к массовым обращениям граждан.
Один из важнейших
аспектов обеспечения прав граждан
при получении медицинской
Основными видами нарушений, выявленных при проведении экспертизы качества, являются:
медицинская помощь ненадлежащего качества;
завышение объема оказанной медицинской помощи;
действия, препятствующие проведению экспертизы;
несоответствие сроков госпитализации.
Таким образом, настоящий период характеризуется:
развитием законодательно-нормативной базы;
повышением активности пациентов по возмещению ущерба:
совершенствованием организации экспертизы качества медицинской помощи.
Сегодня можно констатировать, что в нашей стране сделан определенный шаг в защите прав пациентов. Существующие законодательно-нормативные акты отражают нормы международного права по вопросам обеспечения и защиты прав граждан в области охраны здоровья. Вместе с тем необходимо говорить о совершенно новом подходе к вопросу защиты прав застрахованных. Необходима продуманная, основанная на нормах правого обеспечения, учитывающая особенности сферы медицинской помощи система защиты прав граждан в условиях проведения ОМС. Такое решение можно найти при введении территориальной системы обеспечения и защиты прав граждан в условиях ОМС. Как и любая система, система обеспечения и защиты прав граждан характеризуется наличием подсистем: «субъект», «объект» и «связь» (рис. 1).
Объектом системы является право на медицинскую помощь, которое разделяется на социальное и индивидуальное право. Социальное право жителей субъекта Российской Федерации определяет объем бесплатной для жителя медицинской помощи и представлено в виде территориальной программы ОМС. Индивидуальное право определяет объем медицинской помощи конкретному пациенту и представлено в виде медико-экономического стандарта или протокола ведения больного при конкретном заболевании,
Таким образом, индивидуальное право пациента - это часть социального права жителя субъекта Российской Федерации. При этом социальное право жителя субъекта РФ должно быть равно социальному праву гражданина РФ либо превышать его.
Субъектами системы обеспечения и защиты прав граждан в условиях ОМС являются следующие органы и представители;
органы законодательной власти субъектов РФ;
органы исполнительной власти субъектов РФ;
страхователи:
территориальный фонд ОМС - отдел ЗПГ;
страховые медицинские организации (отделы ЗПГ) и их ассоциации;
органы управления здравоохранением;
профессиональные медицинские ассоциации;
лицензионно-аккредитационные комиссии:
лечебно-профилактические учреждения;
органы прокуратуры:
антимонопольные комитеты;
уполномоченный по правам человека:
профсоюзные органы;
общества защиты прав потребителей;
граждане;
третейские суды;
арбитражные суды;
суды общей юрисдикции.
Рис. 1. Территориальная система обеспечения и защиты прав граждан в системе ОМС
При этом, как следует из рис. 1, все субъекты обеспечения и защиты прав граждан в системе ОМС в зависимости от возложенных на них обязательств могут быть разделены на группы:
органы обеспечения прав;
органы государственного контроля;
субъекты общественного контроля;
субъекты ЭКМП;
субъекты досудебного и судебного разрешения споров.
Подсистема «связь» образует
взаимоотношения между
Основные положения
1. Структурные преобразования:
организация координирующего органа - Координационного совета по защите прав граждан, в состав которого должны войти представители всех заинтересованных организаций;
организация структурных
подразделений по защите прав граждан
в территориальных фондах ОМС
и страховых медицинских
организация третейского суда в системе ОМС.
2. Организационные мероприятия:
проведение экономической политики, направленной на увеличение доходной части территориального фонда ОМС и рациональное использование финансовых средств системы;
проведение мероприятий по стандартизации в здравоохранении и в системе ОМС;
создание условий для
информационного обеспечения
проведение контроля качества медицинской помощи с применением финансовых санкций в соответствии с Положением о контроле качества медицинской помощи;
введение в практику работы
досудебного и судебного
подготовка кадров по вопросам обеспечения и защиты прав граждан в системе ОМС;
рассмотрение состояния дел по защите прав граждан на заседаниях Координационного совета не реже 2 раз в год;
проведение ежегодного анализа состояния дел по защите прав граждан по специально разработанной методике, отражающей деятельность всех участников обеспечения и защиты прав граждан, и разработка плана мероприятий по устранению причин.
Формирование
территориальной системы
Учитывая большое количество субъектов системы, которые обеспечивают право и осуществляют защиту при его нарушении, возникает необходимость в координации деятельности этих субъектов. Необходимо отметить, что отсутствие координации обусловлено прежде всего разными уровнями подчиненности субъектов, состоящих из органов федерального, областного, муниципального подчинения, а также общественных организаций.
Координация деятельности возможна путем создания Координационного совета по обеспечению и защите прав граждан (далее - Совет), в состав которого должны войти представители всех субъектов системы. Предпочтительно поручить руководство Советом заместителю руководителя исполнительной власти субъекта Российской Федерации, курирующему социальную сферу.
Совет должен 2 раза в год заслушивать доклад территориального фонда ОМС о состоянии обеспечения и защиты прав граждан в системе ОМС, который готовится на основе анализа статистической формы «ПГ» и других материалов. Советом делаются представления в адрес руководителей органов и учреждений, ответственных за реализацию того или иного элемента обеспечения и защиты прав граждан.
Контроль за исполнением осуществляют соответствующие органы и организации (табл. 1).
Например, исполнение закона органами исполнительной и законодательной власти осуществляют органы прокуратуры, а при нарушениях, допущенных органами управления здравоохранением или территориальным фондом ОМС, меры принимают органы исполнительной и законодательной власти. Таким образом, регулярный анализ состояния дел и взаимный контроль за исполнением возложенных законом обязанностей позволит более эффективно решать задачи по обеспечению и защите прав граждан в системе ОМС.
Необходимым аспектом
территориальной системы
Таблица 1
Схема контроля обеспечения и защиты прав граждан в системе ОМС
№ п/п
Участники обеспечения и защит
прав граждан в системе ОМС
Органы и учреждения, осуществляющие контроль
1
Органы законодательной власти
Органы прокуратуры
Органы юстиции
2
Органы исполнительной власти
Органы прокуратуры
Органы юстиции
3
Страхователи
Фонды ОМС
СМО и их ассоциации
Профсоюзные органы
Органы прокуратуры
Органы юстиции
4
Органы управления здравоохранением
Органы законодательной власти
Органы исполнительной власти
Органы прокуратуры
Органы юстиции
5
Фонды ОМС
Органы законодательной власти
Органы исполнительной власти
Органы прокуратуры
Органы юстиции
6
СМО и их ассоциации