Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 22:32, реферат
Страхование как социально-экономический институт имеет долгую и интересную историю развития. Первые страховые отношения появились еще в глубокой древности, практически на этапе возникновения цивилизации и образования зачаточных институтов государственности. Возникновению страхования предшествовали объективные предпосылки, побудившие людей вступать в определенные совместные социально-экономические отношения, названные позже страхованием.
Опасные явления и события, причинявшие людям невосполнимые имущественные и физические потери, послужили объективными предпосылками возникновения страховых отношений.
Известный нормативный акт времен
Московской Руси - «Стоглав» (1551г.) содержит
статьи, предусматривающие
Истоки транспортного
Схожие с современными страховыми компаниями были союзы крестьян для взаимного обеспечения на случай пожаров либо падежа скота, впервые появившиеся в Исландии в XII веке. Союзы состояли обыкновенно из 20 зажиточных крестьян. В случае несчастья доля убытка оплачивалась материалами и работой, доля - деньгами.
Первый известный историкам письменный договор страхования был заключен в 1347году в Генуе, и там же появилось первое именно страховое общество, занимавшееся страхованием грузоперевозок.
В конце XV века европейцы начали предпринимать крупные путешествия в Азию и Америку, которые привели к «торговой революции» (предшествующей более известной «промышленной» революции). Именно в то время понятия «риск» и «общий фонд» слились воедино.
Если небольшой флотилии малых
кораблей удастся добраться из Европы,
скажем, до Индонезии, торговать там
и вернуться с грузом экзотических
товаров, существует риск того, что
не все корабли завершат плавание.
Штормы могут потопить одни суда, на
иных кончатся запасы продовольствия
(или команда полностью
Первый состоял в создании совместного предприятия, через которое инвесторы вкладывали денежные средства в несколько кораблей с общим грузом, распределяя между собой риск убытков и все прибыли, которые могли образоваться как следствие предприятия.
Второй путь - это страхование: система, при которой владелец корабля и/или груза (персональное лицо либо компания) предлагает денежную сумму иным людям, которые согласны компенсировать ему потери, если данный корабль потерпит неудачу в предпринятом рейсе. Таким образом, совместные (акционерные) общества и страхование стали дополнять друг друга, а не развиваться в конкуренции друг с другом. Группа людей либо компании собирали денежные премии в обмен на обещание выплатить возмещение владельцу судна в случае его потери. Такие страховщики создавали общий фонд, который они обещали использовать для выплат страхователям в случае наступления риска.
В 1601 году при Парламенте Англии была создана комиссия по разрешению спорных вопросов контрактов морского страхования.
Одна из самых крупных в мире страховых компаний «Ллойд», созданная в Лондоне, с первого дня своего появления тоже была связана с судоходством. В 1688г. Эдвард Ллойд держал кофейню, куда приходили лондонские торговцы и банкиры, чтобы обсудить свои дела в непринужденной обстановке. Там предприниматели, заключавшие с моряками сделки страхования, ставили свои подписи под конкретной страховой суммой, которую они обязывались выплатить в обмен на уплату страховых взносов. Таких страховщиков стали называть андеррайтерами (от английского «anderwrite», что означает подписывать).
Начальной сферой приложения усилий страховых компаний стало страхование от огня. В густонаселенных городах XVII века большинство домов были деревянными. Огонь обеспечивал отопление, и приготовление пищи, свечи использовались для освещения. Вот почему риск пожара в городском доме был высок. В сельской общине, избежавшей урбанизации, все соседи собирались помочь восстановить сгоревший при пожаре дом. Там действовал принцип взаимопомощи. В отличие от этого, на городской улице соседями семьи, потерявшей кров, окажутся, например, ткачи, сапожники, клерки либо рыбаки, у которых не будет ни времени, ни умения помочь соседям восстановить уничтоженное огнем жилище. Взамен этого они все готовы уплатить премию страховой компании, которая обещает две вещи: подать услуги пожарной команды (т.е. локализацию пожаров для предотвращения их распространения и минимизацию новых пожаров) и выплатить застрахованному лицу возмещение, достаточное для найма нужных специалистов (строителей, каменщиков, плотников и др.) для устранения повреждений либо восстановления сгоревшего дома.
В 1680 году в Англии открывается первая в истории компания по страхованию от огня. Страховой бизнес становится популярным и выгодным.
Параллельно со страхованием от пожаров возникли фонды страхования жизни, и к середине XVII века были созданы страховые компании и взаимные общества, которые занимались страхованием жизни.
Чуть позже из классических видов страхования - морского, от огня и страхования жизни, появилось большое разнообразие подвидов страхования.
В средние века страховщики были хитры. Тaким oбрaзoм, например, они не страховали произведения искусства, денежные средства и ценные бумаги. Компенсация утраты этих ценностей была непосильной ношей для любой страховой компании. Сегодня страхуют все, без исключений, не смотря на то, что количество рисков растет и не намерено даже стабилизироваться. Это означает одно: поток клиентов страховых компаний не иссякнет. Страх потерять все заставит их прийти за полисом. Этот страх - движущая сила страхового бизнеса, который дает главное - уверенность в завтрашнем дне. Гарантии в том, что ущерб не станет роковым, а потеря - невосполнимой, могут дать сегодня исключительно страховщики.
На сегодняшний день во всех развитых странах мира страховые компании аккумулируют гораздо больше денег, чем банки. Вкладывать денежные средства в страховые компании выгодно, т.к. для них созданы конкретные социальные и финансовые льготы. Тaким oбрaзoм, в развитых странах мира граждане накапливают в страховой системе в 7-8 раз больше своих сбережений, чем в банках.
Морская торговля, которая развивалась быстрыми темпами в Средиземноморье, способствовала совершенствованию начальных форм страхования. Тaкая практика была распространена в Афинах, о чем свидетельствовал в своих работах Демосфен (около 384-322 до н. э.): торговец, получивший ссуду, возвращал ее исключительно в случае успешного завершения своего предприятия (путешествия), вместе с этим он возвращал на 30% больше денег, чем занимал. Процент -- огромный. Это, естественно, еще не страхование, но общие начала, в том числе и в том, что касается объема ставки, уже присутствуют.
Во времена Римской Империи представители власти сами становились гарантами от конкретных рисков, подписывая особые протоколы с поставщиками и торговцами, которые брали на себя обязательство снабжать легионеров в Испании: возмещение ущерба от потери судов, перевозивших оружие и товары жизнеобеспечения, в случае военных действий либо шторма. Для длительных маршрутов по Средиземному морю пользовались и практикой предоставления ссуд: от 50% и выше от оценочной стоимости груза и судна (usura infinitae).
В условиях экономического роста, который наблюдался в конце XII -- начале XIII в., Римская католическая церковь, обладавшая фактически неограниченным воздействием, не могла оставаться в стороне от растущей практики ссужения деньгами и совершенствования ростовщичества.
В 1234 г. декретом папы Григория IX запрещаются все операции, связанные с ростовщичеством: согласно с принципами Священного Писания. Однако, понимая необходимость ссуд и займов для совершенствования экономики, церковь через какое-то время чуть меняет свое решение, позволяя ростовщичество, но с разумными ставками. Тем самым она открывает дорогу для появления теории «разумной ставки»: получаемое вознаграждение должно быть пропорционально услуге, оказанной таким образом торговцу, лицу, взявшему в долг, либо любому другому хозяйствующему субъекту, с оговоркой, что «нельзя давать денежные средства в рост ближнему родственнику своему».
Запрещая и ограничивая
Перевозчики платили торговцам либо банкирам «цену риска» - дополнительную сумму денег в зависимости от типа корабля, груза и продолжительности перевозки. «Цена риска» получила название страховой премии (от лат. Ргеаmium). Так родилась профессия страховщика.
P.S. про историю зарождения страхование в России расскажет другая группа
Зарождение и
развитие страхования
Страхование в древнем мире
Первые признаки страхования
появились еще в античные времена.
Так, по дошедшим до нас источникам
в рабовладельческом обществе были
соглашения, суть которых со-стояла
в стремлении рассредоточить между всеми
заинтересованными в страховании лицами
риск возможного ущерба, когда опасности
повседневном мире подвергаются совместные
имущественные интересы многих лиц. На
Ближнем Востоке еще за два тысячелетия
до нашей эры в эпоху вавилонского царя
Хаммурапи члены торгового ка-равана заключали
между собой договоры о том, чтобы сообща
возмещать убытки, по-стигшие кого-либо
из них в пути, от ограбления, кражи или
пропажи товара. Аналогич-ные договоры
заключались в Палестине и Сирии на случай
падежа, растерзания хищ-ными зверями,
кражи или пропажи осла у кого-либо из
участников каравана. В области торгового
мореплавания соглашения о взаимном распределении
убытков от корабле-крушения и иных морских
опасностей заключались между корабельщиками-купцами
в государствах на севере Персидского
залива, в Финикии и Древней Греции.
Для этих и других подобных случаев характерна
одна особенность: здесь еще нет страховых
взносов, которые регулярно уплачиваются
участниками таких соглашений. Последние
берут на себя лишь обязательства возместить
убытки потерпевшему, по-сле того как они
возникнут, путем специального сбора средств
среди всех лиц, участ-вующих в соглашении.
Такая организация страховой защиты, заключающаяся
в обяза-тельствах возмещать убытки не
из заранее сформированного страхового
фонда, а пу-тем последующей раскладки
суммы ущерба, понесенного одним из участников
согла-шения, на всех его членов представляет
собой древнейшую форму страхования.
Впоследствии страховые отношения начинают
строиться и на основе регулярных взно-сов,
уплачиваемых участниками соглашения,
что приводит к предварительному накоп-лению
денежного фонда, который используется
для возмещения возникающего ущер-ба.
Таким образом, происходит переход от
последующей раскладки убытка к системе
периодических, твердо определенных страховых
взносов и предварительного аккуму-лирования
страхового фонда. Однако такой переход
происходит постепенно и долгое время
обе вышеуказанные системы страховой
защиты существуют параллельно, до-полняя
друг друга, причем первая — преимущественно
в области торговли, а вторая — в основном
в области ремесла. Еще одна характерная
особенность существовавших в этот период
отношений страхования состоит в том,
что они носили черты взаимного страхования,
т. е. страховое обеспечение осуществлялось
через профессионально-корпоративные
организации, которые защищали имущественные
интересы своих чле-нов. Наибольшее развитие
взаимное страхование получило в Древнем
Риме, где оно широко использовалось в
различных профессиональных союзах и
коллегиях.
Римские профессиональные корпорации
представляли собой организации, объеди-нявшие
своих членов на основе общественно-экономических,
религиозных и личных интересов. Одной
из основных целей таких коллегий являлось
обеспечение своим членам достойного
погребения, а также оказание им материальной
поддержки в слу-чаях болезни, увечья и
т. д. В соответствии с существовавшими
правилами члены профессиональных коллегий
при вступлении в них вносили единовременный
платеж, а затем уплачивали ежемесячные
взносы. В случае смерти члена коллегии
из ее фонда наследникам уплачивалась
заранее оговоренная сумма. Аналогичное
страхование проводилось в Древнем Риме
в военных и религиозных организациях.
Страхование в средние века
Страхование в средние века обычно именуется
гильдийскоцеховым. Первоначально оно
было аналогично по своему характеру страхованию
в профессиональных коллеги-ях рабовладельческого
общества. При этом оно прошло примерно
те же этапы разви-тия, что и страхование
в древнем мире: от последующей раскладки
ущерба, понесен-ного каждым отдельным
участником соглашения, — к системе заранее
установленных и периодически уплачиваемых
страховых взносов, из которых формировался
страхо-вой фонд, используемый для возмещения
убытков, понесенных участниками договора.
Одновременно происходила конкретизация
случаев, при наступлении которых осуще-ствлялись
выплаты, более строго оговаривались размеры
таких выплат. В частности, уже в то время
произошло разделение страхования на
имущественное и личное. Иму-щественное
страхование предусматривало возмещение
ущерба, возникшего в резуль-тате стихийных
бедствий, кораблекрушений, пожаров, падежа
скота, краж и грабежей. Личное
страхование предусматривало выплаты определенных
сумм в случае болезни, а также выдачу
пособий на погребение и содержание вдов
и сирот в случае смерти главы семьи.
Таким образом, средневековое страхование
отличалось от античного прежде всего
бо-лее широким и конкретным перечнем
страховых случаев, который охватывал
многие страховые риски, присущие современному
страхованию имущества и личному страхо-ванию.
На позднем этапе развития средневековое
страхование утрачивает замкнутый характер,
участниками страховых фондов нередко
становятся лица, посторонние для данной
корпорации. Однако и в этот период еще
не произошло отделения страховщика от
страхователя, а потому, несмотря на определенные
особенности, присущие страхо-ванию в
различных социально-экономических условиях
и регионах мира, общим для него в течение
всего рассматриваемого периода является
то, что члены того или иного коллектива
страховали себя и не ставили целью получение
прибыли.
Страхование в эпоху капитализма
В условиях капиталистического
способа производства страхование
приобретает ком-мерческий характер,
его целью становится получение прибыли.
В результате страхо-вое обеспечение превращается
в специфический товар, реализация которого
приносит доход, а страховая деятельность
становится одним из видов бизнеса. История
разви-тия страхования в эпоху капитализма
может быть разделена на три этапа: первый
— начинается в середине XIV века и продолжается
до конца XVII столетия; второй — ох-ватывает
XVIII и первую половину XIX века; третий —
начинается в середине XIX века и продолжается
по настоящее время.
Первый этап соответствует периоду первоначального
накопления капитала. Он характеризуется
возникновением страхового договора.
Первый страховой полис, по свиде-тельству
историков, был выдан в 1347 г. на перевозку
груза из Генуи на остров Майор-ка. Однако
договоры на этом этапе заключали, как
правило, лица, не специализиро-вавшиеся
исключительно на страховой деятельности,
а также объединения по взаим-ному страхованию.
Среди видов операций преобладает в это
время транспортное, и в первую очередь
морское страхование. Первым по времени
центром такого страхова-ния считается
северная Италия. Несколько позже страхование
появляется в Испании, а со второй половины
XVI века его центр перемещается на северо-западное
побере-жье Европы (в Нидерланды, а затем
в Германию). В XVII веке значительное развитие
получает страхование во Франции.
Второй этап характеризуется появлением
и развитием специализированных страховых
обществ. Первым предвестником современной
страховой компании было основанное в
1668 г. в Париже общество морского страхования,
которое, однако, быстро распалось. В 1720
г. два общества морского страхования
были созданы в Англии. Затем страхо-вые
общества появляются и в других странах:
в Италии (Генуя — 1741 г.), Дании (1746 г.), Швеции
(1750 г.) и т. д. В Германии первые общества
морского страхования были созданы в 1765
г. в Гамбурге и Берлине. С начала XVIII века
лидерство в разви-тии страхования переходит
к Англии, которая сохраняет его и в XIX
веке.
С конца XVII века происходят изменения
и в видах страхования. Морское
страхование перестает быть единственным
получившим развитие, видом страхования.
Все боль-шее значение, в частности, приобретает
страхование от огня, толчком к развитию
ко-торого послужил пожар в Лондоне в 1666
г., длившийся четыре дня и уничтоживший
13 200 домов. После него в Лондоне был учрежден
«Огневой
офис», занимавшийся стра-хованием
домов и других сооружений, который начал
осуществлять страховые опера-ции с 1681
г. В середине XVIII века также в Англии возникает
страхование жизни. В конце XVIII века появляется
сельскохозяйственное страхование. Причем
родиной страхования от градобития принято
считать Францию, а страхования от падежа
скота — Германию. С развитием машинного
производства в середине XIX века сначала
в Великобритании, а затем в Германии и
других странах появляется страхование
от не-счастных случаев. В 1825 г. во Франции
появляется страхование гражданской ответст-венности.
На третьем этапе развития страхование
становится формой крупного предпринима-тельства.
Начало этому этапу положило объединение
страховых организаций и созда-ние страховых
картелей и концернов. Один из первых крупных
страховых картелей, имевших международный
характер, был создан в Берлине в 1874 г.
В него вошли 16 страховых обществ разных
стран (Австрии, России, Швеции и др.). Но
особенно ярко процесс создания крупных
монополистических объединений проявился
после Первой мировой войны. К началу 1920-х
годов страхование стало рассматриваться
как одно из наиболее прибыльных направлений
в бизнесе. С тех пор оно входит в число
ведущих областей экономики, сосредоточившей
значительные капиталы.
Основными чертами, характеризующими
становление и развитие современного
рынка страховых услуг, являются:
1) укрупнение и увеличение размеров капитала
и активов страховых организаций;
2) существенный рост объема страховых
операций;
3) многообразие видов страхования; 4) проведение
операций по обязательному стра-хованию;
5) развитие операций по перестрахованию;
6) создание развитой системы страховых
посредников;
7) развитие системы государственного
надзора за деятельностью страховых организа-ций;
8) превращение страховых компаний в крупнейших
инвесторов, аккумулирующих и размещающих
значительную часть финансовых ресурсов;
9) выход страхования за национальные границы,
приобретение им международного характера
и как закономерный итог данного процесса
— глобализация страхового рын-ка.