Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 19:54, доклад
В социалистическом искусстве ХХ века превалировало несколько стилевых течений. Четких границ между ними не было, иногда даже несколько течений существовали вместе в одно время. Но все же можно выделить основные направления и, относящиеся к ним постройки. Наиболее ярким отражением архитектуры эпохи социализма является архитектура Москвы XX века. В г. Москве самое характерное архитектурное сооружение в стиле модерн - «Метрополь», а в стиле национальной романтики - Ярославский вокзал. Проанализируем здания, построенные в XX веке и отнесем их к основным развивающимся стилям в то время.
Введение
В социалистическом искусстве ХХ века превалировало несколько стилевых течений. Четких границ между ними не было, иногда даже несколько течений существовали вместе в одно время. Но все же можно выделить основные направления и, относящиеся к ним постройки. Наиболее ярким отражением архитектуры эпохи социализма является архитектура Москвы XX века. В г. Москве самое характерное архитектурное сооружение в стиле модерн - «Метрополь», а в стиле национальной романтики - Ярославский вокзал. Проанализируем здания, построенные в XX веке и отнесем их к основным развивающимся стилям в то время.
Модерн в архитектуре
Москвы ХХ века
Этот
стиль открывает собой
Одно из самых замечательных зданий в стиле модерн не только в России, но и во всём мире - Метрополь. Автором и инициатором этого проекта стал Савва Иванович Мамонтов. Он сыграл важную роль в становлении модерна в России. «Метрополь» называют «энциклопедией русского модерна» и «Вавилонской башней нового времени». Он строился в 1899—1904 годах по проекту архитектора В. Валькотта при участии Л. Кекушева и А. Эрихсона. Пластика фасадов с обилием выступов и разнообразными по форме оконными проемами подчеркивает причудливая игра светотени. Это впечатление усиливает контраст фактуры и цвета использованных материалов.
Романтический образ гигантского здания исполнен динамики. Горизонталям балконов вторят плавные, текучие линии завершения ризалитов, а вертикальный строй эркеров подхватывают островерхие башенки. По богатству скульптуры керамических украшений с «Метрополем» не может сравниться ни одно здание Москвы. Главенствующее место на фасаде, обращённом к бывшему проспекту Маркса (ныне к Охотному ряду), занимает керамическое панно «Принцесса Грёза», выполненное по рисунку М. Врубеля. Другие панно — «Жажда», «Поклонение божеству», «Поклонение природе», «Орфей играет», «Жизнь», «Полдень» и «Поклонение старине» — работы художника А. Головина. Вдоль всего здания проходит многофигурный барельеф «Времена года», созданный по моделям скульптора Н. А. Андреева.
Модерн нигде не стал государственным стилем: он оказался слишком волен для официальных зданий. Он использовался в строительстве особняков и парадных зданий. Собственно и «Метрополь» задумывался как полифункциональное здание. Там должны были разместиться театр, выставочные и читальные залы, а также частная опера Мамонтова. В ходе реализации проекта в него были внесены существенные изменения. В облике здания появилась многобашенность, вызывающая ассоциации со Средневековьем, что характерно для модерна. До наших дней сохранилась первоначальная отделка интерьеров, которые по своим художественным достоинствам не уступает фасадам. Сохранились витражи, украшавшие лифтовые клетки на каждом этаже. Восхищают своей красотой кабинеты с богато украшенными лепниной потолками. Удивляет разнообразие люстр, торшеров, ламп, очень любимых модерном и проектировавшихся всегда с таким разнообразием и выдумкой. Но «Метрополь» — отнюдь не единственный памятник архитектуры модерна, хотя, несомненно, лучший. Еще одним таким памятником является особняк Рябушинского на улице Качалова. Творец этого замечательного здания — Ф. Шехтель — воплотил в нем идеал, который он видел в сложном движении и переливах форм, отражающих многообразие и постоянное изменение окружающего мира. Четкая конструкция, удобная и рациональная планировка определили живописную асимметрию объемов. В их динамике, диссонансах ритма оконных проемов, остром рисунке набегающих плоскостей карниза, волнообразном движении чугунных узоров ограды выявляется драматическое и иррациональное начало, порождающее смутные, тревожные предчувствия, многозначительную недосказанность намека, что так близко поэзии символистов.
Стремясь к выявлению в пластике планировочных и конструктивных основ здания, модерн выдвинул широкую эстетическую программу. В поисках острого, подчас экстравагантного образа, он не чуждался даже гротеска. Сторонники нового стиля разработали выразительный архитектурный язык изощренных декоративных форм, капризно искривленных текучих линий, смело ввели в архитектуру изобразительное искусство и широко использовали новые строительные материалы.
Модерн в России имел несколько течений и прошел сложный путь развития. Новый этап в творчестве Шехтеля, нашедший выражение в архитектуре здания банка Рябушинского, был отмечен эстетикой рационализма, выдвижением на первый план ритмичных, обусловленных пространственной структурой композиций, в основе которых лежит плоскость, линейно-графическое начало. Этой работой Шехтель открыл принципиально новый художественный эффект, контраст больших стеклянных плоскостей и светлого глазурованного кирпича. Нашим современникам, привыкшим к стеклу и бетону, как к материалу зодчества, трудно оценить смелость приемов Шехтеля; для своего времени они были поистине новаторскими. Ясная геометрически строгая архитектура здания, похожего на гигантский кристалл, внесла собственное мощное звучание в ансамбль. Дом Рябушинского — это доказательство, что стиль модерн растет «изнутри», сочетая в себе все самое различное в одно целое.
Архитектура сосредотачивается на создании какого-то своего особого комфорта. Особняк Рябушинского стал своего рода переходным этапом в стиле модерн, от пластичных форм к более геометризированным.
Этот стиль предпочитало Московское купечество, поскольку дома построенные в стиле модерн выглядили особенно шикарно и показывали состоятельность их владельцев. Поэтому Шехтель являлся также архитектором дома московского купечества, возведенного в 1909 г. Он демонстрирует изысканную красоту целесообразности. Сетка каркаса делает почти невесомыми стены с крупными застекленными проемами. Скругленные пилоны, облицованные блестящим глазурованным кирпичом, плавные линии венчающего здания карниза, точно угаданные пропорции придают зданию особые элегантность и выразительность.
Благодаря новаторству Шехтеля, сделавшего стиль модерн более геометричным и нашедшем красоту самой конструкции, выделился отдельный стиль-конструктивизм.
Конструктивизм
Конструктивизм, в переводе с латыни, — построение. Это искусство возникло в рамках поздней «конструктивной» стадии стиля модерн. Последователи конструктивизма стремились к революционному переустройству жизни. Они выдвинули лозунг «производственного искусства» и внедрили его в жизнь. Были провозглашены новые эстетические идеалы простоты, демократичности, утилитарной целесообразности предметного мира. Преклоняясь перед возможностями новой техники, конструктивисты изучали и пропагандировали эстетические особенности таких материалов, как металл, стекло, бетон, дерево. Творческие концепции конструктивизма в архитектуре утверждали функциональность, технологичность архитектурных форм. Эти принципы были реализованы в теории и на практике братьев Весниных, Гинзбурга, Мельникова. В 1925 году была создана творческая организация ОСА, представители которой разрабатывали функциональный метод проектирования зданий и градостроительных комплексов, внедряли новые принципы планировки и переустройства поселков, городов. Если в первых сооружениях преобладал массив, то к 1930 году стекло стало заменять стены, крыши сооружались плоскими, симметричная композиция зданий развертывалась по горизонтали. Общественно признание получили многие сооружения конструктивистов.
Среди арбатских домов выделяется своей необычностью особняк в Кривоарбатском переулке, построенный в 1927-1929 годах известным архитектором К. Мельниковым. Виртуозно владевший формой, он не «лепил» здания, а оперировал четкими геометрическими фигурами и объемами. Господству прямых углов в жилом доме Мельников противопоставил круг. Фантастически смелая и необычная форма в виде двух врезанных друг в друга бетонных цилиндров с оконными проемами, образующими орнаментальный узор, заключает в себе удобную квартиру в трех уровнях. Зодчий исходил из того, что цилиндр предоставляет наибольшую площадь здания, сокращая до минимума поверхность стен без прямых углов. Все в этом экспериментальном доме было необычно и удивительно — от конструкции до интерьеров и их освещения.
На рубеже
1920-1930-х годов наметился
Сталинский неоклассицизм, социалистический реализм и
послевоенная
архитектура
В
это время формируется
Социалистический реализм объединяет не одно, а несколько направлений, которые сформировались на социально-политический основе. Соцреализм стал направлением в какой-то степени стартовым, в том смысле, что оно дало жизнь таким движениям, как примитивизм, авангард.
Авангард, в переводе с французского, означает «передний край». Авангард — это, прежде всего, подчеркнутое начинание, поиск в искусстве. На разных этапах авангардные искусства сменяли друг друга: в начале XX века возникшие тогда фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм; в 1920-30-х годах эта роль перешла к сюрреализму; после 2 Мировой Войны (в конце 1940 — 1950-х годов) на первый план вышли новые течения абстрактного искусства. В 1960 — 1970-х годах выдвигаются различные формы акционизма, концептуальное искусство (течение этого периода называют неоавангард). У авангарда нет четко определенных границ: его завершение относят к 1920 году (когда были выдвинуты его основные идеи), ко времени появления неоавангарда или постмодернизма. Но и к концу XX века не исчез интерес к варьированию принципов авангарда.
В период Второй Мировой войны искусство и все человечество переживают глубочайшую драму — нашествие фашизма. Эмиграция художников, архитекторов из стран, захваченных нацистами, определила еще одну линию в искусстве XX века — искусство сопротивления фашистской агрессии. Самый тяжелый урон в годы войны понесла архитектура. Ее история в эти годы — это история разрушений и гибели городов и архитектурных памятников.
Архитектуру 30-х годов, периода ВОВ и послевоенную архитектуру 2-ой половины ХХ века принято выделять в эпоху «сталинской архитектуры» иногда «тоталитарной архитектуры». Также она получила название «архитектуры 50-х годов», по периоду ее основного расцвета.
В ней снова проявляются черты конструктивизма. Архитектура этого времени не получила собственного стилевого определения. Весь этот период можно назвать — Социалистическая Утопия как архитектурная реальность. Граница этой архитектурной эпохи определяется политическим курсом государства, который в лозунгах звучал как «построение социализма в отдельно взятой стране». Эта — архитектура, лишенная логики, естественности. Кажется, здание возводится лишь ради своих гипертрофированных карнизов, арочных проемов, порталов, колоннад. Эта архитектура отличается парадоксальной непоследовательностью и противоречивостью. Но при ближайшем рассмотрении она оказывается удивительно обдуманно, преследующей в своем содержании сугубо практические, а не отвлеченные цели.