Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 19:54, доклад
В социалистическом искусстве ХХ века превалировало несколько стилевых течений. Четких границ между ними не было, иногда даже несколько течений существовали вместе в одно время. Но все же можно выделить основные направления и, относящиеся к ним постройки. Наиболее ярким отражением архитектуры эпохи социализма является архитектура Москвы XX века. В г. Москве самое характерное архитектурное сооружение в стиле модерн - «Метрополь», а в стиле национальной романтики - Ярославский вокзал. Проанализируем здания, построенные в XX веке и отнесем их к основным развивающимся стилям в то время.
Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Здание музея построено в центре Москвы, неподалеку от Кремля, в 1898-1912 годах архитектором Р. Клейном. Это красивое монументальное сооружение с шестиколонным портиком на высоком цоколе, с ведущей к входу широкой маршевой лестницей по праву считается одним из лучших творений московского зодчего. Идея создания в Москве Музея изящных искусств (так он назывался прежде) родилась в среде передовой русской интеллигенции, а конкретное воплощение в жизнь она получила благодаря инициативе профессора Московского университета И. В. Цветаева. Он стал и первым директором музея. Первоначально музей был задуман как университетский, в учебных целях. Но уже первая экспозиция включала помимо слепков с выдающихся памятников древней и средневековой скульптуры редкую коллекцию памятников древней Ассирии и Египта.
Неоклассическая тенденция практически не прерывалась в течение всего двадцатого века, но приобретала различные формы. В 1910 году в ней воплощались классические традиции как достояние национальной культуры. В том же году возникло движение — «новая архитектура». Она решительно отвергала все традиции исторических стилей, выдвигая собственные принципы — конструктивный, функциональный, эстетический. Первый из них был направлен на разработку новых металлических и железобетонных конструкций, на поиски их выразительности самих по себе. Второй принцип предполагал функциональную обусловленность архитектурных форм, проистекающих в здании. Третий заключался в выработке форм лапидарных и геометричных, отвечающих техническим свойствам новых материалов. Но в широкое интернациональное движение, включившее в себя различные концепции и социальные программы, «новая архитектура» превратилась с 20-х годов.
В
церковном зодчестве
Подобно тому, как ярославское направление железной дороги подсказало Шехтелю решение художественного образа здания, архитектура Казанского вокзала также навеяна ассоциациями, почерпнутыми зодчим в путешествиях по древним русским городам.
Автор
этого самого молодого вокзала на
площади (1913-1926, закончилось строительство
в 1940г.) А. Щусев шел по пути стилизации
под древнерусскую архитектуру.
Использовав принцип «хоромной»
композиции, он сочетал несколько непохожих
друг на друга объемов, напоминающих то
крепостные башни, а то и торговые ряды.
На одном из них — часы со знаками зодиака.
Композиционно их объединяет могучая
вертикаль ярусной башни, прототипом которой
служила башня Сююмбеки в Казанском кремле.
Завершает вокзальное здание шпиль с драконом
Зеланом, который был изображен на древнем
гербе Казани. В декоре Щусев широко использовал
элементы московского барокко. Как для
большинства произведений неорусского
направления, сказочно-экзотический наряд
вокзала не имеет органичных связей с
его интерьерами, планировка которых обусловлена
функцией. Залы были расписаны художником
Е. Лансере. В архитектуре жилых домов
это движение привело к стилизации декора
фасадов.
Заключение
В целом ХХ век был наиболее насыщен стилями и направлениями, причем диаметрально противоположными. И что интересно, каждое из направлений получило признание, «свое место под солнцем», все они были очень последовательными, одно вытекало из другого. 20-й век можно назвать концом огромной эпохи.
В
свое время эта архитектура, как
и современная ей советская литература,
советское изобразительное
Список литературы:
1.
Искусство Советского Союза:
2. Москва юбилейная: Альбом. — М: АО «Московские учебники и Картолитография», 1998. — 269 с.; ил.
3. Каменная летопись Москвы: Путеводитель. — М.: Моск. рабочий, 1978, 352с., Иконников А. В.
4. Москва: Диалог путеводителей, М.: Московский рабочий, 1986 г., Ю. Александров, 494с.; ил.
5. Москва: Краткий путеводитель, М.: Московский рабочий, 1987, С. Фролкин.
6. Москва: Энциклопедия, М.: Советская энциклопедия,1980г.