Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:45, реферат
Асфальтоукладчики предназначены для приема асфальтобетонных смесей из транспортных средств, распределения по дорожному основанию слоем заданной толщины, разравнивания и предварительного уплотнения уложенного слоя. Их применяют при строительстве автомобильных дорог и аэродромов, городских улиц и площадей, а также при ремонте дорожных покрытий.
Самоходные асфальтоукладчики осуществляют одновременно несколько технологических операций, которые можно разделить на основные и вспомогательные. К основным относятся операции, обязательные для любого асфальтоукладчика, а именно: профилировка асфальтобетонной смеси слоем заданной толщины с требуемым поперечным уклоном и продольным профилем в соответствии с проектными отметками поверхности покрытия; уплотнение укладываемого слоя; отделка (выглаживание) поверхности покрытия. Устройства и механизмы, предназначенные для выполнения основных технологических операций, принято называть рабочими органами укладчика.
К вспомогательным относятся все остальные технологические операции;
прием асфальтобетонной смеси из транспортных средств, из передвижных асфальтосмесителей или из валика без остановки укладчика; подача асфальтобетонной смеси на подготовленное и уплотненное основание; распределение смеси по ширине укладываемой полосы.
Специализированные
Специализированный асфальтоукладчик состоит из следующих основных узлов и механизмов: приемного бункера с упорной балкой и толкающими роликами, двух скребковых транспор-теров-питателей с шиберными заслонками, распределительных шнеков рабочего органа с системой обогрева, рамы, ходовой части, трансмиссии и силовой установки, пульта управления и рабочего места оператора. Асфальтобетонная смесь поступает из автосамосвала в приемный бункер, откуда скребковыми транспортерами-питателями подается на дорожное основание к шнекам, распределяющим смесь по ширине укладываемой полосы. Шнек создает призму материала перед рабочим органом. При движении асфальтоукладчика материал из призмы поступает под рабочий орган и выходит из-под него слоем необходимой плотности.
Приемные устройства предназначены
для приема материалов из автотранспортных
средств, передвижных асфаль-
Прием материала из автотранспортных средств производится на ходу, без остановки асфальтоукладчика, поэтому для контакта с колесами автосамосвалов укладчики имеют специальные упорные балки с толкающими роликами. Упорная балка представляет собой присоединенный к основной раме металлический брус, к которому спереди на проушинах крепятся два толкающих ролика, располагаемых по осям задних колес самосвала. С основной рамой укладчика упорная балка соединяется жестко или с помощью вертикального шарнира, проходящего посередине балки.
Бункер асфальтоукладчика служит для накопления материала и обеспечения непрерывной работы укладчика с заданной производительностью на время смены автосамосвала. Таким образом, бункер является устройством, согласующим цикличную подачу смеси с непрерывной ее укладкой в покрытие. Существуют приемные бункера с активными питающими органами — питателями и не имеющие питателей.
Рис. 7.18. Технологическая схема самоходного асфальтоукладчика:
1 — упорная балка с
толкающими роликами; 2 — приемный
бункер; 3 — шиберные заслонки; 4 —
скребковые транспортеры-
Бункер состоит из двух боковых, передней и задней стенок и днища. На укладчиках с питателем днищем бункера служит часть питателя, на укладчиках без питателей днищем бункера служит основание дороги.
Тенденцией развития современных асфальтоукладчиков является увеличение вместимости приемных бункеров.
Это достигается путем: – увеличения габаритных размеров бункера — длины и высоты боковых стенок; изменения формы бункера (установки вертикальных боковых стенок с горизонтальным дном); – установки передних стенок, предотвращающих просыпание смеси перед укладчиком во время отъезда автосамосвала и при подъеме боковых стенок; устройства за бункером над питателями тоннелей или ниш.
Изменение формы приемных бункеров потребовало, в свою очередь, устройства поворотных боковых стенок бункера для того, чтобы механизировать разгрузку смеси на питатель и ликвидировать ручной труд по очистке боковых стенок. Поворот боковых стенок осуществляется гидроцилиндрами, которые обычно устанавливают под боковыми стенками, иногда над бункером или у его задней стенки. Для уменьшения просыпания смеси перед укладчиком при разгрузке автосамосвала бункер оборудуют передней стенкой.
Приемные бункера
Питатели служат для подачи материала к рабочим органам асфальтоукладчика. Питатели испытывают значительные нагрузки вследствие высокой температуры транспортируемых материалов (до 180 °С), частых включений и выключений привода и ограниченного по высоте пространства для их размещения: сверху — днищем бункера, высоту которого лимитирует разгрузочная высота автосамосвала (обычно около 500 мм), снизу — дорожным просветом машины (120— 180 мм).
На асфальтоукладчиках с активной подачей материала к рабочим органам применяют скребковые транспортеры. На укладчиках легкого типа (ДС-63) обычно устанавливают односекцион-ные транспортеры, на остальных — двухсекционные, состоящие из двух рядом расположенных транспортеров. Наибольшее распространение получили укладчики с двухсекционными транспортерами.
Скребковый транспортер состоит из ведущего вала со звездочками, ведомого вала со звездочками или роликами, тяговых цепей, устройства для их натяжения, скребков, днища и защитных козырьков. Транспортер устанавливают в нижней части рамы асфальтоукладчика. Ведомый вал размещают в передней части приемного бункера под передней стенкой, ведущий вал со звездочками — в задней части рамы укладчика. Устройство для натяжения тяговых цепей устанавливают на ведомом валу. В качестве тяговых цепей используют специальные цепи с большим разрывным усилием. Устройство для их натяжения состоит из специальных винтов с гайками.
Для дозировки материала, подаваемого скребковым транспортером, служат заслонки, регулирующие толщину слоя материала, выходящего из приемного бункера. В зависимости от типа и класса асфальтоукладчика устанавливают от одной до трех заслонок, обычно шиберные (все отечественные модели) или секторные.
Каждая секция скребкового транспортера имеет независимый привод через цепную передачу: механический (от основного двигателя через механическую трансмиссию) или гидромеханический (от индивидуального гидромотора). Механический привод обеспечивает ступенчатое изменение скорости движения скребков питателя, гидропривод — бесступенчатое плавное.
Для распределения материала по ширине укладываемой полосы на самоходных асфальтоукладчиках применяют плужные, лопастные и шнеко-вые распределители.
Плужные распределители просты
по конструкции, не имеют привода
и трансмиссии, укладчики с плужными
распределителями менее энергоемки,
проще в обслуживании, уходе и
ремонте. К недостаткам плужных
распределителей относятся
Трехточечная подвеска плужного распределителя обеспечивает укладку горизонтального, односкатного и двухскатного покрытия. Независимая регулировка каждой точки производится вручную с помощью штурвалов.
Шнековые распределители в асфальтоукладчиках получили наибольшее распространение. Они компактны, эффективны в работе, имеют простую конструкцию и надежны в эксплуатации.
В отличие от лопастных распределителей циклического действия шнек обеспечивает непрерывное распределение материала, плавную, равномерную нагрузку привода и имеет более простой привод. Шнековые распределители работают в призме материала, расположенной в шнековой камере, которая образуется четырьмя щитами: передним, задним отражательным и двумя торцовыми. Днищем шнековой камеры служит основание дороги. Передний и отражательный щиты образуют коридор, по которому транспортируется распределяемый материал. Торцовые щиты служат для предупреждения пересыпания материала за пределы укладываемой полосы покрытия.
Шнековый распределитель представляет собой вал с опорами, на котором закреплены шнек с лопатками и рыхлителем. Шнек разделен на две половины с правой и левой навивками спирали. Обе половины имеют независимый привод.
На современных асфальтоукладчиках применяют сплошные, секционные и комбинированные шнеки. Сплошные шнеки (все отечественные модели) собирают из отдельных витков, которые приваривают к трубе, закрепляемой на валу болтами или специальными клиновыми соединениями. Секционные шнеки также собирают из отдельных секций, каждую из которых крепят независимо друг от друга непосредственно к валу. Как правило, секции шнека взаимозаменяемы. Комбинированные шнеки имеют в центральной части сплошную спираль, а по краям — съемные секции.
Преимуществом сплошных шнеков
является их небольшая масса, так
как они имеют высокую
Привод шнека осуществляется через цепную передачу, расположенную в середине укладчика. Цепные передачи левой и правой половин шнека располагают в одном кожухе. Кожух — жесткий, с герметичными уплотнениями мест выхода валов шнека. В него заливают масло для смазки приводных цепей. Применяют механический привод (через механическую трансмиссию от основного двигателя машины) или гидромеханический (от гидромоторов). На большинстве асфальтоукладчиков устанавливают общий привод шнека и скребкового транспортера, обеспечивая независимое включение каждой половины шнека, кинематически сблокированной с соответствующей секциеи скребкового транспортера.
При механическом приводе для отключения шнека и питателя используют фрикционные муфты, при гидравлическом приводе шнеки и питатель отключают, останавливая гидроиотор. На новых моделях асфальтоукладчиков применяют автоматическое управление приводом шнеков и питателей.
Рабочие органы асфальтоукладчика предназначены для профилировки, предварительного уплотнения укладываемого слоя и отделки его поверхности. В качестве рабочего органа на самоходных укладчиках применяют систему брус — плита. По взаимному расположению бруса и плиты различают разделенные и неразделенные системы, а по характеру работы плиты—системы с плитами статического и вибрационного действия (с виброплитами). По характеру колебаний бруса различают системы с качающимся и трамбующим брусом. Качающимся называют брус, колеблющийся в горизонтальной плоскости в направлении, перпендикулярном к направлению движения асфальтоукладчика. Трамбующим брусом принято называть брус, колеблющийся в вертикальной плоскости. Наибольшее распространение в самоходных асфальтоукладчиках получили рабочие органы с трамбующим брусом и выглаживающей плитой (все отечественные модели).
Рабочие органы самоходных асфальтоукладчиков включают в себя отражательный и торцовые щиты, брус и плиту с системой обогрева. Отражательный щит служит для перемещения призмы материала, находящейся перед рабочим органом, а также для предохранения бруса от налипания асфальтобетонной смеси. Торцовые щиты предназначены для предупреждения просыпания материала на соседнюю полосу и формирования боковых кромок укладываемого покрытия. Брус предназначен для предварительного уплотнения укладываемого слоя и его профилировки с помощью нижней кромки, а также для возбуждения колебаний плиты, что улучшает уплотнение слоя. Плита служит опорой рабочего органа и предназначена для формирования поперечного профиля, уплотнения укладываемого покрытия и для его отделки.
На большинстве моделей асфальтоукладчиков отражательный щит устанавливают под некоторым углом к направлению движения укладчика.
Брус имеет раму и профилирующий нож, который крепят болтами к нижней части рамы. Нож бруса изготовляют из износостойкой стали. Привод трамбующего бруса осуществляется от эксцентрикового вала.
Существуют различные
схемы крепления рамы трамбующего
бруса к эксцентриковому валу.
В наиболее распространенной схеме
рама трамбующего бруса соединена
общими шарнирами с шатунами эксцентрикового
вала и рычагами, которые шарнирно
соединены с рамой