Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 01:09, контрольная работа
Основными типами регулируемого являются следующие системы: «полупроводниковый преобразователь – двигатель постоянного тока» (ПП – ДПТ) и «полупроводниковый преобразователь частоты – асинхронный двигатель» (ПЧ – АД). Частотно-регулируемые электроприводы постепенно вытесняют приводы постоянного тока, поскольку современные преобразователи частоты обеспечивают регулирование скорости асинхронных двигателей, по качеству не уступающих приводам постоянного тока. Кроме того, преимущества асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором по сравнению с двигателями постоянного тока, такие как высокая надёжность, меньшая стоимость, простота изготовления и эксплуатации, в сочетании с высокими регулировочными и динамическими показателями превращают асинхронный частотно-регулируемый электропривод в доминирующий тип электропривода.
Целью выпускной квалификационной работы является проектирование электропривода подъемного стола на базе системы ПЧ – АД с применением регулятора скорости при настройке контура скорости на симметричный оптимум.
Введение
Возрастающие технологические требования к качеству производственных процессов, необходимость внедрения высоких технологий обусловливают устойчивую тенденцию внедрения в различные отрасли промышленного и сельскохозяйственного производства регулируемых электроприводов.
Развитие математической теории машин переменного тока, создание усовершенствованных силовых полупроводниковых приборов и преобразователей на их основе, использование современных средств управления, включая микропроцессорные, позволяют создавать высококачественные и надёжные системы регулируемых асинхронных электроприводов, которые становятся основным видом регулируемого электропривода.
Основными типами регулируемого являются следующие системы: «полупроводниковый преобразователь – двигатель постоянного тока» (ПП – ДПТ) и «полупроводниковый преобразователь частоты – асинхронный двигатель» (ПЧ – АД). Частотно-регулируемые электроприводы постепенно вытесняют приводы постоянного тока, поскольку современные преобразователи частоты обеспечивают регулирование скорости асинхронных двигателей, по качеству не уступающих приводам постоянного тока. Кроме того, преимущества асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором по сравнению с двигателями постоянного тока, такие как высокая надёжность, меньшая стоимость, простота изготовления и эксплуатации, в сочетании с высокими регулировочными и динамическими показателями превращают асинхронный частотно-регулируемый электропривод в доминирующий тип электропривода.
Целью выпускной квалификационной работы является проектирование электропривода подъемного стола на базе системы ПЧ – АД с применением регулятора скорости при настройке контура скорости на симметричный оптимум.
1. РАСЧЕТ ЭЛЕКТРОПРИВОДА ПОДЪЕМНОГО СТОЛА
Основную часть своего вращающего момента приводы подъемных устройств (рисунок 1.1) расходуют уже в режиме движения без ускорения (квазистационарный режим). Поэтому для ускорения масс необходима лишь небольшая составляющая вращающего момента (исключение: подъемное устройство с противовесом).
Рисунок 1.1 - Подъемное устройство
Исходные данные для расчёта:
масса подъёмного стола mс = 200 кг;
масса груза mгр = 300 кг;
ускорение а = 0,3 м/c2;
скорость подъёма v = 0,3 м/с;
диаметр звездочки D = 250 мм;
КПД нагрузки hн = 0,9;
КПД редуктора hр = 0,95;
общий КПД h = 0,85;
базовая частота f1 = 50 Гц;
максимальная частота fmax = 70 Гц;
продолжительность включения ПВ = 40%.
При расчете параметров для привода подъемного устройства с преобразователем частоты за максимальную частоту следует обязательно принимать 70 Гц. Если привод достигает максимальной скорости при 70 Гц вместо 50 Гц, то передаточное число редуктора, а значит и создаваемый вращающий момент, становится больше в 1,4 (70/50) раза. Если теперь установить базовую частоту на 50 Гц, то при таком расчете вращающий момент на выходном валу в диапазоне до базовой частоты увеличивается в 1,4 раза и затем в диапазоне до 70 Гц снижается до номинального значения. Такая настройка параметров обеспечивает резерв вращающего момента в 40% в диапазоне до базовой частоты. Этим обеспечивается увеличенный пусковой момент и повышенная надежность подъемного устройства.
В подъемно-транспортных
машинах применяются
Двигатели постоянного тока более удобны для использования в грузоподъемных машинах, так как они способны создавать бoльший пусковой момент, позволяют осуществлять регулирование частоты вращения в широких пределах и могут использоваться при бoльшей частоте вращения. Однако эти двигатели дороже, чем двигатели переменного тока, менее надежны и требуют применения специальных выпрямителей, преобразующих ток промышленной частоты в постоянный. Поэтому в отечественном краностроении существует тенденция применения двигателей переменного тока.
Наиболее простыми, надежными и недорогими двигателями переменного тока являются двигатели с короткозамкнутым ротором.
Типоразмер двигателя подбирается по максимальной статической мощности Рст.max, кВт.
Для механизма подъема груза эта мощность определяется по формуле
При том условии, что динамическая мощность привода подъемных устройств без противовеса относительно мала (менее 20 % от статической мощности), достаточно определить статическую мощность двигателя.
Номинальная мощность двигателя Рдв может быть принята на 20…30 % меньше максимальной статической мощности, т. е.
Рдв = (0,7...0,8)Рст.max = 1,21…1,38 кВт.
Это обусловлено тем, что эквивалентная мощность, развиваемая двигателем при работе с грузами разного веса и зависящая от использования механизма по грузоподъемности, всегда меньше Рст.max. При работе с грузами номинального веса крановые двигатели обладают необходимой перегрузочной способностью, достаточной, чтобы выдержать кратковременную перегрузку.
Выбираем асинхронный
Технические данные двигателя 4МТКF011-6
Тип двигателя |
Мощность на валу при ПВ = = 40% Pном, кВт |
Частота вращения nном, об/мин |
Коэффициент полезного действия, % |
Напряжение питания U1л.ном, В |
Номинальный ток статора I1ном, А |
Момент инерции Jдв, кг·м2 |
Кратность максимального момента λ |
4МТКF011-6 |
1,4 |
875 |
61,5 |
380 |
5,2 |
0,08 |
3 |
Номинальный момент на валу двигателя
Момент инерции нагрузки
Момент статического сопротивления нагрузки
Динамический момент
где время разгона с.
Динамический момент должен быть меньше, чем 130 % номинального момента, обеспечиваемого преобразователем и рассчитанного по номинальной мощности:
> 130%.
Поскольку условие не выполняется, выбираем двигатель большей мощности. Технические данные сводим в таблицу 2.
Технические данные двигателя 4МТКF012-6
Тип двигателя |
Мощность на валу при ПВ = = 40% Pном, кВт |
Частота вращения nном, об/мин |
Коэффициент полезного действия, % |
Напряжение питания U1л.ном, В |
Номинальный ток статора I1ном, А |
Момент инерции Jдв, кг·м2 |
Кратность максимального момента λ |
4МТКF012-6 |
2,2 |
880 |
67 |
380 |
7,2 |
0,11 |
3 |
Номинальный момент на валу двигателя
Момент инерции нагрузки
Момент статического сопротивления нагрузки
Динамический момент
< 130%.
Частота вращения выходного вала
Передаточное число редуктора
Поскольку необходимые параметры нагрузки определены, переходим к расчёту динамической модели системы ПЧ-АД.
2. СТРУКТУРНАЯ СХЕМЫ ДИНАМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ СИСТЕМЫ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ЧАСТОТЫ – АСИНХРОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ
Данные для расчёта принимаем по таблице 2.
1) Определение электромеханической постоянной времени двигателя Тм, с
где – модуль жёсткости линеаризованной механической характеристики двигателя, Н×м×с;
– критический момент, Н×м;
Критический момент
Модуль жёсткости
где критическое скольжение
Электромеханическая времени
2) Определение электромагнитной
постоянной времени двигателя Т
3) Определение коэффициента передачи по моменту Км
где рад/В·с – коэффициент передачи канала регулирования частоты;
В – входное напряжение операционного усилителя;
– коэффициент усиления регулятора момента;
рп = 3 – число пар полюсов;
В·с/рад – коэффициент передачи тахогенератора, образующего положительную обратную связь.
При заданном значении постоянной времени тахогенератора (постоянной времени фильтра) структурная схема динамической модели двигателя принимает вид, изображённый на рис. 2.1.
с контуром скорости
На основании полученной структурной схемы переходим к синтезу регулятора скорости.
3. СИНТЕЗ КОНТУРА СКОРОСТИ
3.1. Синтез регулятора скорости для настройки контура скорости
на симметричный оптимум
Согласно рисунку 2.1 имеем передаточную функцию контура скорости в виде
.
Передаточная функция контура скорости КС, настроенного на симметричный оптимум СО, имеет вид
Для определения структуры РС приравняем последние выражения и получим
При расчете параметров регулятора скорости РС постоянную времени тахогенератора ТТГ следует отнести к малой постоянной времени. Тогда суммарная малая постоянная времени контура скорости рассчитывается по формуле
Передаточная функция регулятора скорости для настройки контура скорости на симметричный оптимум
Введем обозначения
- коэффициент передачи РС;
Трс =
- постоянная времени РС
и перепишем в выражение виде
Полученное выражение является передаточной функцией ПИ-регулятора.
Определим параметры РС и построим динамическую модель КС скоростного ЭП. Коэффициент передачи тахогенератора ТГ Ктг = Кпс = 0,0955 В·с/рад; постоянная времени тахогенератора = 0,001 с. Рассчитываем суммарную малую постоянную КС
Определяем параметры РС для настройки на СО.
Рассчитываем коэффициент передачи и постоянную времени РС
Для построения динамической модели привода, настроенного на СО
Подставив заданные и рассчитанные числовые значения в схему на рисунке 2.1, получаем ССДМ КС, настроенного на СО (рисунок 3.1).
Рисунок 3.1 - Структурная схема динамической модели КС в среде MatLab |