Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 10:54, доклад
Ограничители грузоподъемности (ограничители грузового момента) предназначаются для предупреждения падения (опрокидывания) стреловых, башенных и портальных кранов. Они автоматически отключают механизм подъема груза и изменения вылета в случае подъема груза, масса которого превышает предельное для данного вылета значение более чем па 10%, а у портальных кранов более чем на 15%. Некоторое увеличение перегрузки для портальных кранов обусловлено большей их устойчивостью по сравнению с другими кранами и обычно хорошим состоянием крановых путей. Отключение механизмов поворота и передвижения при срабатывании ограничителя грузоподъемности не обязательно.
Ограничители грузоподъемности (ограничители грузового момента) предназначаются для предупреждения падения (опрокидывания) стреловых, башенных и портальных кранов. Они автоматически отключают механизм подъема груза и изменения вылета в случае подъема груза, масса которого превышает предельное для данного вылета значение более чем па 10%, а у портальных кранов более чем на 15%. Некоторое увеличение перегрузки для портальных кранов обусловлено большей их устойчивостью по сравнению с другими кранами и обычно хорошим состоянием крановых путей. Отключение механизмов поворота и передвижения при срабатывании ограничителя грузоподъемности не обязательно. Ограничитель также должен действовать, если при опускании стрелы с грузом вылет будет увеличен до положения, при котором масса груза превышает допустимую нагрузку.
Для стреловых кранов, имеющих две и более грузовых характеристики, применяется ограничитель грузового момента, имеющий устройство для переключения его в соответствии с выбранной для работы крана характеристикой (работа на выносных опорах или без них, работа с основной или удлиненной стрелой и т. п.).
После действия ограничителя грузового момента должно быть возможно опускание груза или включение других механизмов с целью уменьшения грузового момента.
Краны мостового типа должны
оборудоваться ограничителем
Ограничитель грузоподъемности
кранов мостового типа не должен допускать
перегрузку более чем на 25% (ст. 172
Правил по кранам). При регулировке
ограничителей у таких кранов
на меньшую величину нагрузки они
оказывались неработоспособными по
причине частных ложных срабатываний,
вызванных динамическими
Необходимость поставки крана мостового типа, оборудованного ограничителем грузоподъемности, должна быть указана в заказе па кран.
Различают ограничители массы,
срабатывающие при подъеме
Существуют автоматические
ограничители грузоподъемности двух основных
классов: устройства, включающие электрические
элементы для преобразования обработки
механических величин, и устройства,
не содержащие в своих функциональных
узлах электрических элементов.
К первому классу приборов относятся
электромеханические
К наиболее распространенным относятся ограничители грузового момента электромеханического типа. Они в принципе пригодны для установки на кранах любого типа независимо от рода двигателя (электрического, внутреннего сгорания, парового), используемого для привода механизмов. Прибор ОГП-1 данного типа разработан ВНИИстроидормашем и серийно выпускается несколькими приборостроительными заводами. Он состоит из трех узлов: датчика усилий, датчика угла наклона стрелы (корректирующего устройства) и релейного блока с панелью сигнализации.
Рис. 6. 6. Принципиальная
электрическая схема
1 — датчик усилий; 2 — датчик угла; 3— катушка
реле
В ограничителе используется
принцип сравнения
В качестве преобразователей величины нагрузки и угла поворота стрелы в электрические сигналы используются потенциометры, соединенные по схеме моста сопротивлений (рис. 6. 6), в одну из диагоналей которого включен источник постоянного тока, а в другую — обмотка поляризованного реле.
На стреловых самоходных кранах датчик усилий (Дус) обычно устанавливается между растяжками, соединяющими головку стрелы с подвижной обоймой полиспаста. На башенных крапах он может быть расположен иначе. Вместо обычно применяемых в датчиках спиральных пружин здесь используется кольцевая пружина (динамометрическое кольцо), которая включается в систему стрелоподъемных канатов с помощью тяг. Динамометрическое кольцо соединяется с передаточным механизмом спиральной пружиной.
Механизм преобразует
линейное перемещение тяг в угловое
и через пружинную муфту
Датчик угла поворота стрелы (Дуг) устанавливается на кране соосно с осью поворота стрелы и связывается в этой осью поводком. При подъеме или опускании стрелы вращение от поводка передается на фланец датчика, валик и кулачок. От кулачка движение передается на рычаг токосьемника с контактными ламелями, которые перемещаются по обмотке потенциометра. Релейный блок, размещаемый в кабине крановщика, подает с выдержкой в 2 —3 с команду в цепь управления краном при балансе моста.
ОГП-1 серийно изготовляется
Кишиневским заводом «
Рисунок 6. 7. Установка
ограничителя на кране:
1 — датчик усилий; 2 — датчик угла поворота;
3 — блок управления
Рисунок 6.8. Ограничитель
грузоподъемности крана MK A-10M:
а — установка прибора на кране; б—гидравлическая
схема прибора; 1— укосина; 2— головка
блоков; 3—стреловой канат; 4 — грузовой
канат; 5—оттяжки; 6 — рычаг; 7 — гидроцилиндр
тормоза стреловой лебедки; 8 — гидроцилиндр
педали муфты сцепления: 9— тяга; 10 — регулировочный
винт; 11 — эксцентриковый вал; 12 — гидроцилиндр;
13 — груз; 14 - гидравлический золотник;
15 — связь; 16 — блокировочный гидравлический
золотинк; 17 — гидравлический кран управления
В процессе эксплуатации ОГП-1 на стреловых кранах различных марок выявился ряд серьезных конструктивных и эксплуатационных недостатков, основными из которых являются:
· а) частый выход ограничителя из строя по причине износа рычажной системы, а также вследствие воздействия на потенциометр вибрации, климатических и тому подобных факторов;
· б) сложность и трудоемкость настройки, требующей высокой квалификации обслуживающего персонала;
· г) высокая стоимость прибора.
ВНИИстройдормашем ведется подготовительная работа к замене серийного выпуска ОГП-1 ограничителем ОГБ-2, в котором применены датчики с бесконтактными преобразователями и прочими бесконтактными элементами. Бесконтактные ограничители могут быть двух основных видов: построенные на принципе сравнения (аналогично принципу ОГП-1) и вычисляющие опрокидывающий момент. Отделом автоматики и телемеханики ЦНИИОМТП при участии треста «Оргтехстрой» Главзапстроя Министерства строительства СССР и ЦКБ Главстроймеханизации Милмонтажспецстроя СССР разработано бесконтактное устройство защиты кранов от опрокидывания. Устройство относится ко второй группе бесконтактных ограничителей грузоподьемности, вычисляющих опрокидывающий момент. Оно представляет собой счетно-решающее устройство, непрерывно обрабатывающее информацию, поступающую от датчиков усилия и вылета стрелы (в случае необходимости — от датчиков ветровой нагрузки и уклона подкранового пути), и определяет действующую величину опрокидывающего момента. При достижении опрокидывающим моментом опасного, заранее установленного значения срабатывают исполнительные органы устройства, отключающие механизмы крана.
На рис. 6. 8 приведена конструкция односигнального ограничителя грузоподъемности автомобильного крана МКА-10М, датчиком усилия которого служит оттяжка головок блоков. Этот ограничитель является базовой моделью для унифицированного ряда легких стреловых монтажных кранов с дизель-механическим приводом механизмов на гусеничном, пневмоколесном и автомобильном ходу моделей: МКГ-6, 3, МКА-6, 3, МКГ-10А, МКП-10, МКА-10М, МКГ-16М, МКП-16, МКА-16.
Для защиты кранов от перегрузки при подъеме груза, превышающего допустимый для данного вылета, используют электромеханические ограничители грузоподъемности ОГП-1.
Структурная схема ограничителя дана на рис. 107, а на рис. 108 показана установка датчиков ограничителя на кране КБ-160.2.
Рис. 107. Структурная схема ограничителя грузоподъемности ОГП-1.
Датчик усилия (рис. 108, а) является динамометром, преобразующим посредством рычажной системы и потенциометра усилие динамометрического кольца в пропорциональный электрический сигнал. Датчик усилия установлен в стреловом расчале 2 у оголовка стрелы. Необходимое соотношение между усилием в стреловом расчале и усилием, действующим на датчик, устанавливается с помощью регулировочной стяжной гайки 4, фиксируемой контргайками 3 и 5. Датчик усилия помещен в металлическом корпусе водозащищенного исполнения.
Датчик угла (рис.
108, б) является потенциометром, преобразующим
посредством кулачка, рычажной системы
и ползуна угол подъема стрелы
в пропорциональный электрический
сигнал. Датчик установлен на кронштейне
башни соосно с корневым шарниром
стрелы. Датчик приводится в действие
с помощью рычага и пальца, приваренного
к металлоконструкции стрелы. Необходимый
рабочий участок кулачка
Рис. 108. Установка
датчиков ограничителя ОГП-1 на кране
КБ-160.2:
а — усилия, б — угла; 1 — датчик усилия,-
2 — рас-чал стрелы, 3,5 — контргайки,; 4 —
стяжная райкай 6 — кронштейн, 7 — рычаг;
8 — стрела крана, 9 — датчик угла,- 10 —
палецв 11 — кондукторный фланец
Релейный блок (рис. 109, а) предназначен Для сравнения электрического сигнала от датчика усилия с сигналом от датчика угла и выдачи соответствующих команд приборам панели сигнализации и исполнительным органам крана. На передней панели блока расположены переключатель характеристик, предохранитель и тумблер. внутри релейного блока размещены реле, конденсаторы, постоянные Резисторы и настроечные потенциометры.
Панель сигнализации
(рис. 109, б) является индикаторным устройством,
позволяющим наблюдать по шкале
миллиамперметра степень
Релейный блок и панель сигнализации помещены в ящиках закрытого исполнения и установлены в кабине управления.
Работа ограничителя ОГП-1 основана на сравнении электрического сигнала датчика усилия, пропорционального усилию в стреловом расчале, с величиной электрического- сигнала, задаваемого датчиком угла и определяющего допустимую величину усилия. Ограничитель рассматриваемой модификации имеет шесть различных характеристик, переключаемых в зависимости от ветрового района и высоты крана. Характеристики устанавливаются с помощью переключателя на релейном блоке и кондукторного фланца на датчике угла. При переключении характеристик следует строго соблюдать последовательность работ, величины высот и ветровых нагрузок, приведенные в Инструкции по монтажу и эксплуатации крана, на котором ограничитель установлен.
Рис. 109. Релейный блок
и панель сигнализации ограничителя
ОГП-1:
а — релейный блок, б — панель сигнализации;
1 — переключатель характеристик, 2 — предохранитель,
3 — тумблер, 4 — миллиамперметр, 5 — сигнальные
лампы
Электрическая схема ограничителя приведена на рис. ПО. Ограничитель ОГП-1 питается постоянным током напряжением 12В от блока питания, для чего включают тумблер В1 на релейном блоке. При отсутствии груза на крюке или при работе с допустимым по массе грузом поляризованное реле нагрузки Р1, включенное в диагональ моста, находится подтоком и его замыкающий контакт закрыт. На реле Р2 подано питание. Реле РЗ обесточено, так как контакт Р2 в цепи его катушки разомкнут. На реле Р4 подано питание, и его замыкающий контакт закрыт, что обеспечивает нормальную работу цепи управления крана. На панели сигнализации горит зеленая лампа Л2.
При перегрузке крана, вызванной подъемом груза, превышающего грузоподъемность крана, или опусканием стрелы с грузом, превысившим грузоподъемность на данном вылете, появление недопустимого усилия в датчике усилия сопровождается изменением сопротивления потенциометра R1 и обесточиванием реле Р1. Замыкающий контакт Р1 открывается и отключает реле Р2. Замкнувшийся контакт Р2 включает катушку реле РЗ. Размыкающий контакт РЗ размыкает с выдержкой времени 1,3—1,5 с цепь катушки реле Р4. Контакт Р4 в цепи линейного контактора крана размыкается, запрещая подъем груза и опускание стрелы. Замыкающий контакт РЗ включает аварийную красную лампу Л1 на панели сигнализации. При опускании груза или подъеме стрелы усилие в стреловом расчале уменьшается «схема ОГП-1 возвращается в исходное состояние.
Рис. 111. Принципиальная электрическая схема типовой цепи защиты
Защиту выполняют с помощью контактов силовых контроллеров и командоконтроллеров, замкнутых только в нулевом, положении рукояток управлений. Эти контакты {В2-1, В5-1 и В8-1) включены в цепь катушки КЛ последовательно с кнопкой Кн1, поэтому катушка линейного контактора может быть включена только при условии, что рукоятки управления всех контроллеров и командоконтроллера находятся в нулевом положении. После включения контактора рукоятки управления могут быть переведены в любое положение, так как замкнутся блок-контакты КЛ и участок цепи с кнопкой Кн1 и нулевыми контактами В2-1 и В5-1 контроллеров и В8-1 командоконтроллера будет заблокирован параллельной цепью.
Максимальная защита электродвигателей обеспечивает автоматическое отключение электродвигателя при его перегрузке или при возникновении в его цепи короткого замыкания. Защита выполняется с помощью реле максимального тока. Размыкающие контакты реле включаются последовательно с катушкой линейного контактора, а катушки реле включаются в силовые цепи электродвигателей.