Интересно, что наименование «Алматы»,
означая в переводе с тюркского «яблочное
место», начало свое существование не
от яблока «апорт», а от дикой яблони «кульджинка»,
которая также называется «яблоней Недзвецкого».
По словам академика Н. И. Вавилова, посетившего
Алматы в 1928 году, нигде в другом месте
ему не приходилось видеть такого обилия
разновидностей дикой яблони с плодами,
столь близкими к садовым, и, может быть,
именно здесь и есть настоящая родина
культурного яблока. Широкое распространение
в предгорьях Алатау зарослей дикой яблони,
груши, вишни, урюка указывало на особенно
благоприятные условия для развития здесь
культурного плодоводства. А это тоже
вопрос градостроительства.
В 1935 году строители и архитекторы Большой
Алматы (бригада Наркомхоза РСФСР в составе
Фаусек, Кочетыгова, Левитана и Репкина,
которые являлись разработчиками плана
перепланировки города) приняли обязательство:
«От старого Верного не останется и следа.
На его месте будет социалистический город-сад
Алма-Ата – столица Советского Казахстана».
Считается, что первый советский генплан
был разработан в 1937 году. Но анализ первоначального
замысла проектировщиков позволяет говорить
о том, что с первых же шагов застройка
велась по четко продуманной схеме, которая
предопределила особенности развития
города на последующие десятилетия. Газета
«Советская степь» писала в ноябре 1927
года о точном плане Алматы, составленном
Н. И. Веселовским. Первоначально строительство
сооружений и ансамблей новой столицы
республики планировалось в историческом
ядре (примыкающих к парку 28 гвардейцев-панфиловцев
кварталах), требуя значительного сноса
наиболее крупных сооружений города, сосредоточенных
в этом районе. Но этот вариант был сразу
отвергнут из-за острой нехватки помещений.
Однако, это всего лишь логические выкладки
историков, тогда как официальная история
говорит о следующем.
В 1936 году архитектурно-планировочная
мастерская №1 Наркомпроса РСФСР (архитекторы
А. Репкин, И. Гуревич) подготовила генеральный
план развития города Алматы, утвержденный
16 марта 1937 года СНК КазССР. Генплан развивал
основные планировочные характеристики
центрального района, намеченные градостроительной
деятельностью проектировщиков конца
1920 – середины 1930 годов. Кроме того, в перспективе
предполагалось расширение территории
преимущественно в западном направлении
(за реку Есентай) и незначительно – в
южном, завершая застройку проспекта Абая.
В северном направлении, в связи с неблагоприятными
гидрогеологическими и сейсмическими
условиями, дальнейший рост территории
не предполагался.
В проекте также предусматривалось сохранение
сложившейся прямоугольной системы планировки,
размещение административно-культурного
центра в районе нынешнего проспекта Абылай
хана, улиц Гоголя и Кабанбай батыра. Центральная
площадь с новым Домом Правительства была
расположена у пересечения проспекта
Абылай хана и улицы Толе би. Также были
определены места расположения важнейших
архитектурно-планировочных узлов города
– вокзальной и театральной площадей.
Кроме того, планировались реконструкция
основных магистралей, укрупнение мелких
кварталов и проведение мероприятий по
улучшению облика города. В соответствии
с этим проектом, население города к 1960
году должно было составить 360 тысяч жителей.
Как следствие, во второй половине 30-х
годов в городе вырос ряд крупных предприятий:
механический завод, мясокомбинат, плодоконсервный
комбинат, хлебозаводы №1 и №2, макаронная
фабрика, элеватор, табачная фабрика. Улучшается
качество покрытия дорог. К 1939 году длина
асфальтированных улиц составила около
70 километров, длина улиц, мощенных камнем,
равнялась 65 километрам. В 1939 году население
Алматы увеличилось до 230 тысяч человек.
В связи с первоначальным замыслом размещения
центра в восточном районе: появились
разбросанные среди дореволюционных построек
одноэтажные (комфортабельные, коттеджевые
– по проекту В. Львова) и многоквартирные
барачного типа жилые дома. Они заполнили
внутриквартальные пространства в различных
частях города, в частности вдоль Головного
арыка, по улице Шевченко, где частично
сохранились до наших дней. Практически
во всех частях города появились типовые
восьмиквартирные жилые дома. Они состояли
из двух- и трехкомнатных квартир со всеми
удобствами. Позднее, в большинстве своем
из-за проблем с жильем в городе, утратив
даже водопровод, превратились в так называемые
коммуналки. Они были выполнены из различных
материалов: кирпичные, каркасные (с заполнением),
из камышита и даже в особых случаях (для
работников ГПУ) из тянь-шанской ели. Отличались
они декором (деревянными филенками или
скромной лепниной в виде тяг, розеток)
и в приемах трактовки удобных в южном
климате просторных террас (фактически
летняя комната) на обоих этажах (с торца
или по фасадам, где они были остекленены,
с отдельным входом первого этажа). Эти
дома сохранились до наших дней в жилых
образованиях, оформивших границы городских
кварталов западного района (по улицам
Сейфуллина, Байтурсынова, Жамбыла, Шевченко).
Ранее существовали по улицам Кабанбай
батыра, Курмангазы, Кунаева, Зенкова,
где их использовали с частичной перепланировкой
под детские сады, ФЗУ, общежития горного
института.
Предложения по планировке города начала
1930-х годов развивали основные идеи первоначального
проекта, но уже не только по центральному
району, а по всему городскому пространству.
Большое влияние на принципы застройки
Алматы оказала линейная планировка, одна
из наиболее значимых для архитектуры
авангарда. Замысел поточной планировки
лег в основу градостроительной схемы
Алматы. Вероятно, данная идея связана
с деятельностью М. Гинзбурга, лидера конструктивизма,
одного из главных разработчиков теории
линейного города.
Схема зонирования, учитывая природно-климатические
особенности, рельеф, предусматривала
комплексную застройку всего городского
пространства. Зоны располагались с севера
на юг, имея возможность пространственного
и временного развития на запад: производственная,
далее – жилая, с полосой общественного
центра; и, наконец, у предгорий – зеленая.
Прямолинейная сетка городских кварталов
хорошо вписывалась в линейную композиционную
структуру (идеальная планировка со сторонами
квартала в широтном направлении – 150
м, в меридианном – 120 м). Существенной
особенностью линейной схемы был четко
очерченный и акцентированный городской
центр, который не разрывал планировку
на звенья. Это связано с относительно
небольшим масштабом города в те годы,
а также со спецификой формирования соцгорода
Алматы. Необходимость переезда в 1929 году
большого числа учреждений новой столицы
вызвала необходимость экстренного строительства
комплекса административных зданий республиканского
значения, образовавших ансамбль «Красной
площади»: Дом правительства, Управление
Турксиба, Главпочта.
Относительно небольшая правительственная
«Красная площадь» ограничивала центр
с юга. Самая масштабная площадь складывалась
из пространства перед зданием библиотеки.
Далее она включала обширную аванплощадь
перед Национальным театром со стадионом
и правительственными трибунами, ориентированными
на восток. С востока границы площади обозначили
административные здания – банк, наркоматы
и Дом областных организаций.
Одним из центральных событий советской
архитектуры стал конкурс МАО 1927 года
(было подано 56 проектов) на здание Дома
правительства для Алматы, в связи с разработкой
типологии учреждения народовластия.
Графические материалы позволяют сделать
вывод о стилистической однородности
объектов, выполненных ведущими архитекторами
с позиции конструктивистских приемов.
Несмотря на довольно обобщенно сформулированные
требования программы к будущему сооружению,
М. Гинзбург, победитель конкурса, усложнил
свою задачу. Он добивался органичного
единства условий и традиций республики
со спецификой нового социального уклада,
новой строительной техники. В контексте
демократических установок тех лет архитектор
призывал к изучению восточного города
и жилого дома, а не «атавистического»
воскрешения декоративных форм монументальной
архитектуры.
ПЕРВЫЙ генеральный план
Именно первый генплан подарил нашему
городу такое уникальное сооружение, как
Казахский Государственный Академический
театр оперы и балета имени Абая. Здание
расположено в центральной части города
на фоне снежных вершин Заилийского Алатау.
По обе стороны театра разбиты два сквера
с фонтанами и водоемами. Вообще, проектирование
и строительство здания театра представляет
собой первый серьезный опыт поиска национальной
формы в архитектуре Казахстана. На классической
основе очень творчески использовано
наследие национального зодчества и орнаментального
искусства Казахстана. Через кассовый
зал посетитель попадает в вестибюль,
связанный по торцам боковыми фойе зрительного
зала и парадными трехмаршевыми лестницами
со вторым этажом. В партерную часть зрительного
зала можно попасть из боковых фойе. Парадные
трехмаршевые лестницы с перилами, чугунные
решетки, которые выполнены с использованием
мотивов национального орнамента, ведут
в главное фойе театра, расположенное
на втором этаже. В его убранстве в большом
разнообразии применены национальные
орнаментальные мотивы. Композиционным
центром помещений театра является зрительный
зал, который рассчитан на 1 200 человек.
При отделке барьеров лож и балконов также
использован разнохарактерный национальный
орнамент. В центре расписного подвесного
потолка находится большая фигурная люстра.
Строился театр в период с 1939 по 1941 годы,
строительство было окончено в ноябре
1941 года. Авторами этого, несомненно, уникального
проекта являются архитекторы Н. А. Простаков,
Т. К. Басенов.
В годы Великой Отечественной войны городская
территория претерпела большие изменения.
С целью организации всесоюзного тыла
и концентрации производственных и материальных
ресурсов был уплотнен жилой фонд для
размещений более 26 тысяч эвакуированных
и высвобождено 45 тысяч квадратных метров
площадей. Конечно, всех переселенцев
в жилых помещениях разместить не удалось.
Под жилье использовались террасы домов
и классы учебных заведений, летом дворы
и сады были заполнены людьми. Эвакуированные
старались жить колониями по национально-географическому
признаку. В Большой станице проживали
еврейские деятели культуры, на Клеверных
участках – украинцы, в западной части
на улицах-линиях – белорусы, в центральной
части – московская элита. Писатель-натуралист
Максим Зверев как-то вспоминал, что группа
ленинградских литераторов обжила даже
помещения алма-атинского зоопарка, потеснив
экзотических животных.
Из прифронтовой полосы в Алма-Ату было
перенесено более 30 промышленных объектов,
развернуто 8 эвакогоспиталей, размещено
15 вузов и техникумов, около 20 научно-исследовательских
учреждений. В сложившихся условиях войны
все сферы городского хозяйства претерпели
изменения и вынуждены были развиваться
в ускоренном темпе. Только промышленное
производство за годы войны возросло на
184% и пополнилось новыми предприятиями
тяжелой, легкой и пищевой индустрии. После
окончания войны многие предприятия так
и остались в Алма-Ате – Ворошиловградский
завод «ХХ лет Октября», Луганский паровозостроительный,
ставший АЗТМ, на базе Реутовской, Полтавской
и Ивантеевской фабрик было создано хлопкопрядильное
и трикотажное производство, Московская
и Харьковская кондитерские фабрики увеличили
выпуск алма-атинской сладкой продукции.
Второй генеральный план
Второй проект планировки и реконструкции
города Алматы был разработан в 1949–1950
годы ленинградским отделением Гипрогора.
Авторы проекта – Д. Д. Барагин, И. И. Белоцерковский
и Л. К. Вертоусов. В основе этого градостроительного
проекта лежит в основном первый проект
планировки. Так, развитие города в западном
и юго-западном направлениях, положение
основных магистралей, расположение основных
архитектурно-планировочных узлов и крупных
зеленых массивов города – все это остается
без изменений. Но в проекте были и некоторые
новшества, которые были сформулированы
в виде следующих задач:
- организовать планировочную связь с
северным районом путем продолжения Узбекской
улицы (впоследствии проспект Сейфуллина)
в северном направлении до железнодорожной
станции Алматы 1;
- сохранить Каргалинский тракт (впоследствии
улица Жандосова) в виде диагональной
магистрали, связывающей центральную
часть города с юго-западным районом;
- создать обходные транспортные магистрали
– восточное полукольцо, соединяющее
Каргалинский тракт с Талгарским; северное
полукольцо, связывающее Ташкентскую
аллею с Талгарским трактом.
Не остался без внимания вопрос озеленения
города. Большие массивы зеленых насаждений
предусматривались в поймах рек Весновка
и Малая Алматинка, которые должны были
служить каналами для поступления чистого
горного воздуха в жилые районы.
Улица Толе би отныне была принята в качестве
основной композиционной оси плана города
в широтном направлении. Второй осью была
выбрана улица Фрунзе. Центральный район
города был очерчен в пределах, ограниченных
Ташкентской аллеей (ныне проспект Райымбека)
– на севере, рекой Малая Алматинка –
на востоке, Головным арыком – на юге и
руслом реки Весновка – на западе. Архитекторы
помнили о высокой сейсмической активности
территории города, поэтому этажность
застройки предусматривалась довольно
низкой: в центральном районе – трехэтажная,
в других районах – одно-, двухэтажная.
Город рос, поэтому возникало все больше
периферийных районов. Их развитие шло
на основе старого генплана города. Например,
планировка западного района была решена
простым приемом – удлинением сети широтных
улиц центрального района и проведением
перпендикулярных к ним новых улиц, идущих
с севера на юг и носящих название «линий».
Основной композиционной осью западного
района становится широкая бульварная
улица – 13-я линия, которая позже стала
улицей Гагарина. На пересечении улицы
Гагарина с главной магистралью города
– улицей Толе би – была организована
предзаводская площадь. В начале 50-х годов
уже сложились основные магистрали города,
были определены важнейшие архитектурно-планировочные
узлы, вновь создана система общественной
зелени, проведена реконструкция старой
уличной сети и осуществлены крупномасштабные
мероприятия по внешнему благоустройству.
Итак, центр города складывается в районе
улицы Гоголя, проспекта Достык, улиц Кабанбай
батыра и Наурызбай батыра.
Основными композиционными осями городского
плана и его центра становятся проспект
Абылай хана и улица Толе би. О проспекте
Абылай хана следует сказать, что он начинается
в северной части территории – от привокзальной
площади на станции Алматы-2 и идет прямо
на юг. В те годы он заканчивался у Головного
арыка. Улица Толе би начинается на востоке
– у реки Малая Алматинка и, проходя через
весь город в строго западном направлении,
заканчивалась в то время у села Тастак.
Здания на этих двух магистралях города
расположены бессистемно, в зависимости
от наличия свободных от застройки участков.
Третья крупная транспортная магистраль
– проспект Райымбека, который начинается
в северо-восточной части города – у реки
Малая Алматинка, и проходит по северной
границе центральной части города в направлении
на запад, в сторону населенного пункта
Каскелен.
Четвертая важная магистраль Алматы –
проспект Достык. Он начинается в центре
города у парка имени 28-ми гвардейцев-панфиловцев.
В период действия второго генплана главными
архитектурно-планировочными узлами города
являлись: центральная, театральная, привокзальная
и предзаводская площади. В то время они
находились в стадии застройки. Территория
города расширилась в юго-западном направлении
до слияния с поселком Тастак, на севере
– с поселком Турксиб и на юге – с поселком
совхоза «Горный Гигант».
В течение этих лет строились преимущественно
жилые дома, проводились масштабные работы
по благоустройству города. Только в течение
1948 года было замощено и заасфальтировано
около 87 тысяч квадратных метров улиц
и площадей. При строительстве жилых домов
улучшалось планировочное решение, применялось
встроенное оборудование, обеспечивалось
сквозное и угловое проветривание квартир,
использовались такие элементы, как балкон
и лоджии. С начала 50-х годов одним из основных
направлений проектирования явилась разработка
типовых проектов для жилищно-гражданского
строительства. Были разработаны типовые
проекты кирпичных жилых домов, школ различной
вместимости. Продиктованная временем
необходимость выполнения больших объемов
работ в короткие сроки требовала внедрения
типизации и индустриализации строительства
в более широких масштабах. Существенную
роль в изменении творческой направленности
архитектуры города сыграло Всесоюзное
совещание строителей и архитекторов
в декабре 1954 года. На этом совещании был
намечен путь коренной перестройки архитектурно-строительного
дела.
В 1950 году началось строительство главного
здания Академии наук Казахстана. Это
сооружение размещено в границах улиц
Шевченко, Пушкина, Курмангазы и Кунаева.
Здание главным фасадом обращено на север
– улицу Шевченко. Расширением северной
стороны этой улицы перед главным фасадом
организуется небольшая площадь, которая
оформлена партерной зеленью и фонтанами.
Здесь установлен памятник выдающемуся
казахскому ученому и просветителю Чокану
Валиханову. Главное здание Академии наук
поставлено на приподнятом стилобате,
возвышается над окружающей постройкой
на фоне снежных вершин Заилийского Алатау.
Простые и монументальные формы фасада
соответствуют характеру сооружения.
Оно имеет трехосевую композицию, состоящую
из центрального (главного) портала, объемов
средних корпусов и боковых ризалитов
с порталами.
Главный портал, который является центром
всей композиции, выполнен в торжественных
формах. В его центральной части находится
глубокая ниша, завершенная стрельчатой
аркой. В глубине ниши расположен проем
парадного входа, имеющий хорошо отделанное
обрамление с мотивами народного орнамента.
Боковые порталы более скромные, но с выразительными
формами. В архитектуре здания использованы
мотивы национального характера, а также
орнаментальное искусство.
В советское время мемориальные сооружения
воздвигались, как правило, в честь партийных
деятелей, героев революции и гражданской
войны. Ярким примером такого возведения
памятников может служить конная статуя
руководителю восстания 1916 года Амангельды
Иманову (1950 г.). Это был первый памятник,
установленный в эпоху социализма, и долгие
годы он являлся символом старой Алма-Аты.
Сейчас памятники, как и следует из этимологии
слова, являются вехами памяти города,
напоминая нам о событиях минувших лет.
Так, об исторических событиях повествуют
нам памятники героиням Отечественной
войны Маншук Маметовой и Алие Молдагуловой,
акыну Джамбулу и кобзарю Шевченко, ученому-геологу
Канышу Сатпаеву и просветителю Ахмету
Байтурсынову, репрессированному в советское
время. К 200-летию со дня рождения гениального
русского поэта Александра Пушкина поставлен
бюст на улице, которая носит его имя с
1899 года. А на привокзальной площади Алматы
величаво возвысился монумент великому
хану Степи Абылаю.
В 1955 году на базе завода железобетонных
изделий №1 был образован Алматинский
домостроительный комбинат. Восемь лет
спустя, после освоения крупнопанельного
домостроения, комбинатом было сдано 152,8
тысячи квадратных метров жилой площади.
Началось возведение первых микрорайонов
из 4-этажных зданий в западной части.
организована общегородская (старая) площадь
для проведения демонстраций и других
массовых мероприятий горожан. Южнее площади
– сквер с партерной зеленью. С восточной
и западной стороны Дома Правительства
также расположены зеленые скверы с фонтанами.
Дом Правительства – пятиэтажное, прямоугольное
в плане здание. Поставленное на высокий
постамент, оно доминирует над окружающей
постройкой. Объем здания – 108 600 квадратных
метров. Здание состоит из трехК концу
50-х годов завершается строительство Дома
Правительства. Согласно конкурсному
заданию для сооружения Дома правительства
отводился участок за счет сноса существующих
крупных верненских зданий (Офицерское
собрание, дом архиерея) и части примыкающего
к ним парка, где планировали сделать площадь.
Московские архитекторы отвергли эту
идею, определив местоположение городского
центра в районе бывшей Казачьей площади,
с 1927 года переименованной в Красную площадь
(в периметре улиц Богенбай батыра, Абылай
хана, Кабанбай батыра, Панфилова). Это
здание также является одним из ярких
примеров действия второго генплана. Величественно
здание расположено в центральной части
города по улице Толе би, между проспектом
Абылай хана и улицей Панфилова. Главный
фасад обращен на юг, на улицу Толе би.
Перед главным фасадом здания композиционных
объемов, связанных между собой широкими
проходами. В центре – зал заседаний, имеющий
круглую конфигурацию в плане, расположенный
по главной продольной оси здания, образующий
два внутренних дворика.
В основе композиционного решения здания
– сочетание принципов классической архитектуры,
традиций народного зодчества и элементов
национального прикладного декоративного
искусства. Здание решено в монументальных
формах. Главный фасад имеет огромный
8-колонный пространственный портик. Вход
в зал заседаний с северной стороны выполнен
в виде 4-колонного портика, боковые входы
обрамлены декоративными порталами. Плоскости
стен имеют вертикальное членение в виде
плоских пилястров, которые придают определенную
строгость и собранность, характерную
для общественных сооружений. Колонны
южного и северного портиков облицованы
белым мрамором, стены оформлены полированным
гранитом. Подпорные стены стилобата отделаны
гранитным камнем «под скалу». Ступени
парадных лестниц также из гранита.
В 1960 году в Алма-Ате установлен памятник
Абаю. В этом же году вступил в строй широкоэкранный
кинотеатр «Целинный».
Третий генеральный план
Город динамично рос и развивался, и в
1962–1963 годах назрела необходимость разработки
очередного генплана. Третий генеральный
план был разработан «Ленгипрогором»,
архитектором Г. А. Бобович при участии
архитектора Т. К. Басенова. Этот генплан
предусматривал развитие Алматы на период
20–25 лет с расчетной численностью населения
до 750 тысяч человек.
Проектом планировки предлагалось развивать
город в основном за счет новых западных
территорий. Также уделялось внимание
реконструкции существующих районов и
в дальнейшем, после уточнения инженерной
характеристики, развитию новых восточных
территорий. Предусматривался ряд существенных
мер, ликвидирующих или смягчающих сложившиеся
планировочные недостатки города. Чрезмерно
частая уличная сеть укрупнялась, создавались
общегородские магистрали, которые соединяли
основные районы города, несколько инертные
направления улиц (север–юг, запад– восток)
обогащались магистральными диагональными
направлениями. Таким образом, общественный
центр города развивался и получал логическую
завершенность.
Согласно третьему генплану, город делился
на четыре планировочных района. Три из
них – районы капитальной застройки –
расположены южнее Ташкентской аллеи
(впоследствии проспект Райымбека): Центральный
(восточнее реки Весновка), Выставочный
(между реками Весновка и Малая Алматинка),
Западный (западнее реки Большая Алматинка).
Четвертый район – Северный, расположен
севернее проспекта Райымбека на территории
повышенной сейсмичности – район малоэтажного
жилого фонда. Помимо указанных, предусматривался
резервный восточный район перспективного
развития города (между Талгарским и Кульджинским
трактами).
В конце 60-х была запроектирована и построена
крупная гостиница «Алматы» на пересечении
улиц Кабанбай батыра и Панфилова. Здание
представляет собой композицию из двух
объемов – основного восьмиэтажного корпуса
и ресторана. Этажи главного корпуса, подчеркнутые
сплошными балконами, создают ритм горизонтальных
полос, а их мягкий изгиб передает характерную
для этого объекта своеобразную пластику
фасада. Перед входом в гостиницу расположены
два бассейна с фонтанами. Расположенный
напротив большой благоустроенный сквер
оперного театра с каскадами водоемов
дополняет благоприятную атмосферу для
отдыха гостей. Вместимость гостиницы
– 480 мест. За проектирование и строительство
здания авторский коллектив удостоен
премии Совета Министров СССР. Сроки строительства
– 1967–1969 годы. Авторы: архитекторы П. И.
Картаси, А. Я. Косов, В. Г. Чиркин; конструкторы
Л. М. Ширшова, С. И. Каламкаров, А. С. Брохович.
Многим алматинцам известен Дворец бракосочетаний,
размещенный на восточном берегу реки
Весновка по проспекту Абая. Здание, круглое
в плане (диаметр 34 метра), состоит из трех
цилиндрических объемов, имеет два этажа.
Стены здания кирпичные, а для отделки
фасадов использованы белый мрамор и солнцезащитные
устройства, представляющие собой дюралюминиевые
решетки в виде орнамента на фоне сплошного
зеркального остекленения. Сроки строительства
этого праздничного и несомненно оригинального
сооружения – 1969–1971 годы. Авторами проекта
являются М. М. Мендикулов, А. А. Леппик,
инженер Н. О. Оразымбетов.
Недалеко от Дворца бракосочетаний находится
и здание казахского цирка, сооружение,
известное всем алмаатинцам с детства.
Это уникальное здание. Основной круглый
объем сооружения с шатровым чешуйчатым
покрытием красиво вырисовывается на
фоне гор Заилийского Алатау. С технологической
точки зрения Алматинский цирк был признан
одним из лучших в странах СНГ. Конструкция
– монолитный железобетонный каркас,
перекрытие зала – металлические формы.
Своеобразие сооружению придает конусообразная
шатровая кровля. Форма шатра, имеющая
фигурную конфигурацию в виде пирамиды
изогнутого очертания с сужением к верху,
напоминает формы традиционной казахской
культовой и мемориальной архитектуры.
Благодаря умелому поиску пропорций она
получила новое звучание. Сроки строительства
Алматинского цирка – 1969–1972 годы. Авторы
этого уникального проекта – архитекторы
В. З. Кацев, И. В. Слонов, инженеры С. Б. Матвеев,
М. В. Плохотников.
На пересечении улиц Тулебаева и Курмангазы
в 1970–1973 годы был построен двухэтажный
Дом дружбы. В основном павильоне (размер
в плане 30х30 м) на втором этаже располагается
круглый зал заседаний (диаметр 18 м), являющийся
основным композицонным ядром здания.
Он предназначен для проведения международных
встреч, заседаний, различных культурных
мероприятий. В отделке здания применены
дерево ценных пород, алюминий, полированное
стекло, мрамор, каменная штукатурка. Архитектурно-композиционное
решение здания лаконичное и выразительное.
Характерным элементом главного фасада
является венчающий широкий скошенный
козырек, обработанный «чешуйками» из
алюминия ромбовидной формы. За проектирование
Дома дружбы авторский коллектив в 1974
году был награжден Государственной премией
Казахстана. Авторский коллектив – архитекторы
Р. А. Сейдалин, Х. А. Якупбаев, Л. Г. Тимченко,
конструктор А. А. Фурдуй.
На западном берегу реки Весновка размещен
Музей изобразительных искусств имени
А. Кастеева. В основу планирования положено
четкое функциональное деление всех помещений
на основные группы. Площадь экспозиционных
помещений превышает пять тысяч квадратных
метров. Центральный вводный зал (размеры
в плане 24х24 м) выполнен в виде пирамиды.
Северный фасад, ориентированный на улицу
Сатпаева, решен ритмом скомпонованных
под углом 45 градусов стеновых панелей,
создающих систему односторонне освещенных
эркеров с целью ограничения прямого попадания
солнечных лучей в экспозиционные залы.
Главный вход в здание акцентируется колоннадой
и козырьком, перекинутым через бассейн.
Пандус у входа вымощен красным гранитом,
колонны и козырьки облицованы белым мрамором.
В отделке фасада применены естественные
камни. Цоколь облицован красным полированным
гранитом, стены – розовым ракушечником.
В отделке внутренних помещений использованы
высококачественные материалы: красный
и белый мрамор, ракушечник, ценные породы
дерева. Построен Музей изобразительных
искусств в 1969–1979 годы. Его авторы – архитекторы
Э. К. Кузнецова, Б. М. Новиков, О. Е Наумова,
конструкторы М. Л. Кашарский, Э. Н. Суханова,
Б. М. Цигельман.
Особое внимание и интерес вызывает аэровокзал
Алматинского аэропорта, рассчитанный
на тысячу пассажиров в сутки. Здание расположено
в северо-восточной части города. В плане
оно представляет собой прямоугольник
(размеры 156 на 36 м, высота 12–14 м), внутри
– просторное двухсветное помещение с
залами прилета и вылета пассажиров с
зонами регистрации и посадки. На антресольном
этаже расположен зал ожидания. Общее
архитектурно-художественное решение
отличается лаконичностью.
Аэровокзал планировался как сооружение,
обеспечивающее сейсмонадежность конструкций
в сейсмически активной зоне. Проект разработан
«Алматыгипрогором» при консультативном
участии научной части института «Аэропроект»
Министерства гражданской авиации СССР.
Проект металлических конструкций выполнен
Казахским отделением института «Проектстальконструкция»
Главстройпроекта Госстроя СССР. Сроки
строительства – 1971–1973 годы. Авторы –
архитекторы В. П. Ищенко, Ю. Г. Литвиненко,
Ю. И. Шарапов, конструкторы – К. К. Нурмаков,
З. Г. Суханова, М. Л. Кашарский.
Проекту высокогорного ледового комплекса
«Медеу» до сих пор нет равных. Именно
он привлекает внимание всех гостей Алматы.
Он был воздвигнут в живописном урочище
Заилийского Алатау на месте бывшего естественного
катка, в 16 километрах от города на отметке
1 694 метра над уровнем моря. Всемирную
известность и славу «фабрики рекордов»
катку «Медеу» обеспечили уникальные
природные условия с редким сочетанием
факторов, благоприятных для достижения
конькобежцами высоких результатов: мягкий
климат, оптимальный уровень солнечной
радиации, пониженное атмосферное давление,
безветрие, высочайшего класса «сырье»
для производства льда – ледниковая вода
речки Малая Алматинка. Трибуны для зрителей
окружают арену с востока, юга и запада.
Административный корпус занимает овал
с севера. Ледовое поле – уникальное по
своей конструкции и площади сооружение.
Оно выполнено в виде многослойной конструкции
общей толщиной 2,3 метра, с использованием
свыше двадцати наименований материалов.
В нем замоноличены трубные батареи из
170 километров труб диаметром 1,5 дюйма
для циркуляции хладоносителя-фреона.
Машинный зал холодоснабжения расположен
на нижней террасе. Холодильные агрегаты
общей мощностью 5 млн. ккал/час в состоянии
держать лед на огромной площади катка
в течение восьми месяцев в году, а на одних
только конькобежных дорожках или игровом
поле – круглогодично. За создание уникальных
конструкций ледового поля авторский
коллектив проектировщиков и строители
были удостоены Государственной премии
СССР. |