Понятия сметы и сметной стоимости в строительстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 14:22, доклад

Описание

В строительстве правоотношения субъектов хозяйственной деятельности (заказчиков и подрядчиков) регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации. «Строительные работы на объекте должны быть выполнены в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие, предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ» (статья 743 ГК РФ). Гражданский кодекс правомерно отражает взаимосвязь между технической документацией и сметой, как отдельными самостоятельными документами, и сметной стоимостью, как результатом сметных расчетов в строительстве.

Содержание

Строительная смета

Сметная документация

Сметная стоимость

Договорная (контрактная) стоимость строительства

Понятия и определения профессионального сметного дела

Примерная рыночная стоимость дорожно-строительных работ

Работа состоит из  1 файл

что такое смета.docx

— 38.40 Кб (Скачать документ)

Понятия сметы и сметной  стоимости в строительстве

 

Содержание

Строительная смета

 

Сметная документация

 

Сметная стоимость

 

Договорная (контрактная) стоимость  строительства

 

Понятия и определения  профессионального сметного дела

 

Примерная рыночная стоимость  дорожно-строительных работ

 

 

 

 

 

 

В строительстве правоотношения субъектов хозяйственной деятельности (заказчиков и подрядчиков) регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации. «Строительные работы на объекте  должны быть выполнены в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие, предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ» (статья 743 ГК РФ). Гражданский кодекс правомерно отражает взаимосвязь между  технической документацией и  сметой, как отдельными самостоятельными документами, и сметной стоимостью, как результатом сметных расчетов в строительстве. В других нормативных  документах и в прочих административных указаниях по ценообразованию в  строительстве, например, в № 190-ФЗ от 29.12.2004 г. Градостроительном кодексе  Российской Федерации и в письмах  Минрегиона РФ последнего периода, эти  понятия смешиваются и отождествляются, что вносит хаос в понятийный и  смысловой аппарат сметного нормирования и ценообразования строительства. Профессиональные основы сметного дела разделяют понятия «техническая документация», «смета» и «сметная стоимость».

 

Строительство, а тем более, экономические расчеты при планировании будущего строительства - составление  смет, законодательно государством (исполнительными  органами власти) не регулируется, а  является объектом гражданско-правовых отношений, основанных на положениях Конституции  и Гражданского кодекса Российской Федерации. Составление сметы на строительство и расчеты сметной  стоимости являются независимой  коммерческой и профессиональной деятельностью  специалистов в области строительного  инжиниринга.

 

Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами (статья 2 ГК РФ), «осуществляющими предпринимательскую  деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской  является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли  от пользования имуществом, продажи  товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными  в этом качестве в установленном  законом порядке». В соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса  РФ граждане и юридические лица свободны в заключение договора и понуждение к заключению договора не допускается. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или  иными правовыми актами.

 

Действующее законодательство - Закон «О лицензировании отдельных  видов деятельности» от 25.09.98 "О  лицензировании отдельных видов  деятельности" № 158-ФЗ, не содержит требования лицензирования деятельности по составлению  сметной документации, так как  эти работы не связаны с обеспечением прочности, устойчивости и эксплуатационной безопасности возводимых зданий и сооружений (письмо Минстроя России от 28.02.97 № БЕ-19-7/12).

 

Порядок определения цены как экономического обоснования  стоимости будущего строительства  устанавливается в статье 709 Гражданского кодекса РФ - «1. В договоре строительного  подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения. 2. Цена в договоре подряда  включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение. 3. Цена работы может быть определена путем составления сметы». Таким  образом, по законодательству составление  сметы не является обязательным условием определения стоимости строительства, а расчеты сметной стоимости  определяются как один из равноправных вариантов формирования текущей  цены строительства.

 

Строительная смета является обобщающим понятием, объединяющим все  виды экономических расчетов и обоснований  в строительстве на этапах планирования, организации работ и учета  расхода ресурсов при сооружении объекта и на период его полезной эксплуатации. Сметой устанавливаются  как средние, общественно-необходимые  затраты ресурсов, так и индивидуальные издержки производителей строительных работ и заказчиков строительства. Смета в строительстве может  принимать разные формы и качества экономических расчетов в зависимости  от поставленных задач, интересов потребителей - субъектов строительной деятельности, уровня управления проектом, этапов строительства, конъюнктуры рынка строительных ресурсов и услуг. В строительных сметах отражаются все элементы экономических обоснований, представляется исходная информация расчетов, источники ее получения и результаты составления сметы. Задачей сметных расчетов является определение потребности во всех видах ресурсов, необходимых для строительства объекта.

 

Сметная документация является итогом сметных расчетов, определенным образом оформленных материалов расчета потребности в ресурсах для основных этапов и уровней  планирования и управления строительным проектом. Общепринятая публичная форма  сметного расчета в строительстве  реализуется в виде сметной документации, которая является собственностью заказчика, независимо от разработчиков - составителей сметного расчета.

 

Сметная стоимость является составной частью сметных расчетов, наиболее важным и значительным результатом  разработки смет на строительство, и  устанавливает потребность строительства  в финансовых ресурсах. Физические показатели сметы (перечни и объемы работ, расход ресурсов, потребность  в услугах) в натуральных измерителях  определяются в полном объеме при  проектировании строительства и  являются постоянными, неизменяемыми  характеристиками строительного проекта, а сметная стоимость может  быть рассчитана на любой момент времени  по новым текущим ценам на ресурсы  и услуги в строительстве. Стоимостные  показатели сметного расчета

 

- сметная стоимость строительства,  используется только в преддоговорной  период реализации инвестиционно-строительного  проекта. После проведения конкурсов  (торгов) и заключения подрядных  договоров с исполнителями

 

- строительными и прочими  организациями, правоотношения и  взаиморасчеты между участниками  строительства осуществляется только  на основе договорной (контрактной)  стоимости строительства.

Строительная смета

 

В «Основных положениях (концепции) ценообразования и сметного нормирования в строительстве в условиях развития рыночных отношений» - информационное письмо Госстроя России от 22.10.93 "Основные положения (концепция) ценообразования  и сметного нормирования в строительстве  в условиях развития рыночных отношений" №  БЕ-19-21/12, были провозглашены принципы рыночного ценообразования в  строительстве современной России:

 

«(п.1.1.) При определении  стоимости строительства необходимо обеспечивать:

 

- гибкий, вариантный подход  к вопросам ценообразования, без  жесткой регламентации и чрезмерной  централизации;

 

- возможность выбора наиболее  рационального способа исчисления  величины сметной прибыли, накладных  расходов других затрат, сопутствующих  строительству, с освобождением  от влияния конъюнктуры цен  на рынке строительных материалов;

 

- соблюдения принципа  равноправия участников инвестиционного  процесса, обязательного взаимного  согласия сторон по принимаемым  решениям в ходе согласования  свободных (договорных) цен на  строительную продукцию;

 

- рекомендательный характер  общих положений вместе с возможностью  учета отраслевых и местных  особенностей осуществления строительства  путем отражения этих особенностей  в ведомственных и региональных  методических документах;

 

- возможность широкого  выбора соответствующей нормативной  базы, на основе которой производится  расчет затрат.

 

(п.1.5.) Государственное воздействие  на формирование цен в строительстве  осуществляется, как правило, косвенными  методами регулирования. Косвенные  методы, т.е. влияние на уровень  цен, - это предоставление льготных  кредитов, дотаций, финансовая поддержка  отдельных предприятий за счет  бюджета и внебюджетных фондов, изменение уровня налоговых ставок  и др.»

 

Все последующие методики, указания и нормативы, опубликованные Госстроем РФ до ликвидации в 2004 году, были направлены на дискредитацию этой концепции и внедрение в практику сметного ценообразования обязательных правил, норм, цен, расценок и форм сметного расчета, предлагаемые административными  органами исполнительной власти. Насаждение в России административного порядка  составления смет и внедрение  нерыночных методов определения  стоимости строительства привело  к тотальной дискреции ценообразования  строительства - неограниченной возможности  должностных лиц решать вопросы  по собственному усмотрению, что сделало  строительство одной из самых  коррумпированных отраслей хозяйственной  деятельности в стране.

 

В тоже время, все постановления, методики (МДС), сметные нормы (ГЭСН), прочие нормативы и указания, изданные Госстроем РФ и относящиеся к  вопросам ценообразования и нормирования в строительстве, ремонте и эксплуатации объектов любой формы собственности (в том числе и бюджета всех уровней) не легитимны и не влекут правовых последствий, как не имеющие  статуса государственных нормативно-правовых актов. Указ Президента Российской Федерации от 23.05.96 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» установил: - «(п.10) Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации. Нормативные правовые акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров».

 

Ни один из документов по сметному нормированию и ценообразованию  в строительстве, выпущенный Госстроем  РФ с 1991 по 2004 годы и его последователями  до настоящего времени, не прошел государственной  регистрации в Минюсте РФ и  не является нормативным правовым документом межведомственного действия. Таким  образом, как планирование стоимости  предстоящего строительства по указаниям  Госстроя РФ, так и «государственная экспертиза смет в строительстве» выполняется  не по законодательным или профессиональным правилам, а по понятиям чиновников разных уровней, собирающих административную ренту с долгосрочных инвестиций и подрядного строительства.

 

В рыночной системе ценообразования  строительная смета определяется как  экономический расчет потребности  всех видов ресурсов, необходимых  для осуществления строительства  объекта. К ресурсам в сметном  нормировании и ценообразовании  относятся затраты живого труда, предметы и орудия труда, цены, ассигнования, услуги, время выполнения работ и  прочие ресурсы, используемые и уничтожаемые в процессе строительного производства для создания объектов недвижимости - зданий, сооружений, передаточных устройств. Порядок, методы и формы разработки строительных смет (сметные расчеты) не регламентированы, однако практика делового оборота сметного дела установила определенные правила составления  смет и характеристики результатов  сметного расчета в виде сметной  документации с типовым содержанием, структурой и формами публикации.

 

По содержанию строительные сметы разделяются по методам  получения важнейшего результата расчета - сметной стоимости строительства. Сметная стоимость строительства  определяется в уровне текущих рыночных цен на момент составления сметы  двумя способами:

 

- по базисным расценкам  на строительные работы с индексами  пересчета сметной стоимости  в текущий уровень цен - базисно-индексный  метод;

 

- по расчетной потребности  в ресурсах на строительство  объекта и текущим региональным  ценам на эти ресурсы - нормативный  и проектный методы.

 

Базисно-индексный метод  использует традиционные нормы, правила  и порядок сметных расчетов директивного управления строительством с приведением  базисной цены прошлых периодов к  текущему уровню с помощью административных индексов пересчета сметной стоимости. Такие модели сохраняют и переносят  в настоящее время принципы ортодоксального  затратного механизма административно-командной  системы. Применяемые индексы пересчета  базисной сметной стоимости (для 2000 года) в текущий уровень цен, разрабатываются  не для отдельных строительных ресурсов или их номенклатурных групп, а для  абстрактного набора ресурсов в нормативно-технологических  моделях (ПТМ) строительства. Базисно-индексный  метод дает приблизительные и  неопределенные по точности результаты планирования стоимости предстоящего строительства.

 

Сметные расчеты в текущих  ценах используют сегодняшние региональные цены на ресурсы и услуги в строительстве  и требуют определения потребности  во всех видах ресурсов в натуральных  единицах измерения. Принципиальный порядок  определения потребности в ресурсах устанавливает метод сметного расчета  в текущих ценах - нормативный  или проектный.

 

Нормативный метод сметного расчета устанавливает порядок  расчета потребности на основе норм расхода ресурсов на строительные процессы (сметные работы) в сметно-нормативных  базах и показателей физических объемов для этих работ на объекте  строительства. В нормативном методе сметного расчета объемы сметных  работ принимаются по данным проекта  строительства объекта, в формулировке (по названиям и единицам измерения) сметных норм в сборниках существующих сметно-нормативных баз (сметно-информационные базы). Сметные нормы в действующих  базах усредняют расход ресурсов для типовых условий и технологии строительных работ, а сами перечни  сметных работ ограничены и укрупнены  по отношению к реальным строительным работам и процессам. Сметная  потребность в ресурсах, рассчитанная нормативным методом, оценивается  приблизительно и зависит как  от качества норм расхода ресурсов в сметно-информационных базах, так  и от квалификации исполнителей - разработчиков  смет, описывающих технологию строительства  конкретного объекта в понятиях и терминах сметно-нормативных баз  прошлых периодов.

Информация о работе Понятия сметы и сметной стоимости в строительстве