Площадь
плоских покрытий и пустующих
чердаков жилых зданий Российской
Федерации оценивается в 500-600
млн. м2, поэтому только надстройка
в один этаж может дать 50-70 млн. м2
дополнительной площади, т.е. около одного
миллиона квартир. Кроме того, экономия
городской территории для нового строительства
составит около 10000 га. Мансардные этажи
позволяют получить жильё по себестоимости
на 25-40% дешевле, чем в новом доме. У города
появляется реальная возможность получить
дополнительную жилую площадь по меньшим
затратам, без отвода новых земель, на
благоустроенной территории, уже имеющей
социальную и транспортную инфраструктуры.
Таким образом, возможны 3 вида
надстроек:
- устройство мансард, т.е. расположение помещений в подкрышном пространстве, на месте переустроенного чердака;
- собственно надстройка здания, т.е. возведение ещё нескольких этажей на существующих или автономных конструкциях;
- размещение на функциональной эксплуатируемой крыше небольших помещений и реакционных пространств ( например, устройство престижного жилья – «пентхаусы», площадок обзорных, прогулочных, для приготовления барбекю и прочих).
Следует отметить,
что в конструктивном плане надстройки
чрезвычайно разнообразны (это хорошо
отображено на фотографиях, сделанных
с различных строительных объектов нашей
страны):
- в большинстве случаев стены надстраиваемой части повторяют несущие стены существующего здания;
- иногда внутренние несущие стены заменяют в надстройке колоннами(столбами);
- возможно устройство самостоятельной каркасной системы по верху надстраиваемой части;
- иногда надстройку выполняют на самостоятельных опорах (метод «Фламинго»);
- промежуточные опоры в возводимой надстройке не возводят, а нагрузка передается только на наружные стены через систему мощных прогонов или ферм, спрятанных в толще перегородок;
- реализованы варианты подвески перекрытий в надстройке к стропильным фермам
- наконец, встречаются комбинации всех перечисленных решений надстройки зданий.
Во всех вариантах
устройства мансард, как правило, используются
схемы устройства 2-этажных помещений.
Однако при этом площадь верхнего уровня
получается очень малой и здесь реально
можно разместить лишь спальные помещения.
Окна в помещениях мансарды могут располагаться:
непосредственно в плоскости ската крыши;
в вертикальной плоскости (по аналогии
со слуховыми чердачными окнами); в плоскости
наращиваемых по высоте стен здания (т.е.
в фасадной плоскости). При применении
двухуровневых мансард возникает проблема
размещения внутриквартирных лестниц,
являющихся не только коммуникативным
средством, но и очень важным фактором
решения (украшения) интерьера.
Несущие
конструкции мансард обычно выполняют
в дереве, иногда с включением
металлических конструктивных элементов.
Обычно это самостоятельная (не
наслонная) рамная стропильная
подкосная система. Если мансарда
двухуровневая, то межуровневые
балки служат затяжками стропильной
системы, уменьшающими свободную
длину стоек и стропильных
ног.
В практике
надстройки зданий с плоскими крышами
встречаются варианты, когда на них сооружаются
небольшие помещения под клубы, вспомогательные
помещения, мини-кафе, открытые места (террасы)
на крыше при квартирах верхнего этажа,
на которых разбиваются газоны, площадки
для игр и отдыха, ставят перголы и беседки.
При этом возникает необходимость не только
усиления перекрытий над последним этажом,
но и создания условий для эксплуатации
крыши. Например, зеленые насаждения выставляются
в емкостях с грунтом, газоны устраиваются
из рулонных ковров по усиленной гидроизоляции
и т.п.
Значительно реже
встречается такой вариант реконструкции,
как перебивка этажей в зданиях
старой постройки, где высота
этажа составляет от 3,6 до 5,2 м.
За счёт частичной перебивки
оконных проемов и замены перекрытий
устраивается дополнительный этаж
после незначительного наращивания стен.
Рис. 1.1
3.2 Пристройки
к зданиям и встройки
Пристройки
к зданиям и встройки осуществляют в случаях,
когда необходимо устранить разрыв между
зданиями или увеличить ширину корпуса.
Чаще всего новый объем, добавляемый к
существующему зданию в процессе реконструкции
застройки, пристраивают в торец или сбоку.
Встройки применяют и в случаях архитектурного
объединения конгломерата разностильных
зданий. В случае удачного применения
надстроек, встроек и пристроек удается
получить градостроительный комплекс,
в котором существуют старые и новые архитектурные
формы, порождая новое качество городской
застройки.
Конструктивно
пристройки решаются, как объекты
нового строительства, и лишь
в местах примыкания новых
объемов к существующим приходится
осуществлять комплекс специальных
конструктивных мер, связанных
прежде всего с потенциальной
возможностью появления осадочных
деформаций. В основаниях старых
зданий грунт за время эксплуатации
уплотнился, а основание под новым
зданием будет уплотняться в
течение достаточно длительного
срока (годами) в зависимости от
величины и характера нагрузки.
Поэтому примыкание нового строения
к существующим должно выполняться
с обязательным устройством осадочных
швов, обеспечивающих беспрепятственное
вертикальное смещение пристройки
или встройки относительно существующего
здания.
3.3 Передвижение
и подъем зданий и сооружений
В больших
развивающихся городах всегда
существует несоответствие между
исторически сложившейся застройкой
и новыми градостроительными
замыслами, направленными на расширение
или выпрямление существующих
магистралей. Рост интенсивности
транспортных потоков диктует
необходимость совершенствования
транспортной инфраструктуры, что
в принципе невозможно без
сноса или передвижения зданий
и сооружений.
Первое
известное из истории передвижение
осуществлено в 1455 г. Аристотелем
Фиораванти, переместившим на 10,5 м
колокольню церкви Св. Марка в
Болонье. В 1870 г. В США появилась
строительная фирма, специализирующаяся
на передвижении каменных зданий.
В 1898 г. В России было выполнено
передвижение 2-этажного здания на Каланчевской
(ныне Комсомольской) площади в Москве.
В 1929-1931 гг. Метрострой запроектировал,
а затем осуществил работы по подводке
фундаментов под ряд зданий, расположенных
в зоне прохождения будущих туннелей метрополитена.
Во всех рассмотренных случаях здания
предварительно раскреплялись внутри,
а их эксплуатация на период передвижения
прекращалась.
В 1936 г. В СССР
была организована «Контора по передвижке
зданий», осуществившая большое количество
перемещений зданий в Москве и по всей
стране. Интересно, что по мере совершенствования
технологии работ специалисты отказались
от вывода здания из эксплуатации на период
передвижения. Например, ряд жилых зданий,
подключенных к инженерным коммуникациям
с помощью гибких вставок, передвигался
вместе с жильцами со средней скоростью
от 15 до 30 см/мин. В особо ответственных
случаях сохранность перемещаемого здания
или сооружения обеспечивает «коробка
жесткости» - структура, повторяющая контуры
здания и обеспечивающая его сохранность
во время перемещения.
Возможные
виды перемещения зданий и
сооружений:
- перемещение по горизонтали (траектория движения – преимущественно прямая линия с необходимыми разворотами по дугам окружности), по наклонной плоскости, по неспланированной территории на большие расстояния, по вертикали;
- по каткам, полозьям, на домкратных тележках, выпрямление крена.
В основу
технологии работ лёг способ
передвижения (передвижки) с заводкой
в стены специальных рандбалок.
В стене прорубались две горизонтальные
борозды (штрабы), в которые заводились
рандбалки из швеллера №50. Рандбалки (соответственно,
здание) через систему цилиндрических
катков диаметром 144 мм опирались на рельсовый
путь (обычно 4 рельса высотой 140 мм), уложенный
по шпалам. Если здание было не очень велико
по размерам и толщина стен не превышала
2,5 кирпича, то часто вместо рандбалок
использовалась система поперечных балок.
Иногда
здание, имеющее сложную форму
в плане, приходится разрезать
на относительно простые объемы
(близкие к параллелепипеду) и
передвигать их по отдельности.
Поскольку в передвигаемое здание,
как правило, заводится система
рандбалок, образующих пространственную
стальную раму, то целесообразно
не просто переместить здание,
но затем и поднять его как
минимум на 2 этажа (т.е.выполнить
подстройку).
В общем
случае перечень описываемых
работ включает:
- подготовку территории;
- заводку во все несущие и самонесущие стены рандбалок и поперечных балок для перекрепления перегородок;
- устройство клеток с поочередным вывешиванием домкратами стен, разборку стен под рандбалками, устройство путей и посадку здания на катки;
- монтаж тяговых устройств;
- передвижение на новый фундамент;
- поочередное вывешивание стен с заполнением пространства между рамой и фундаментов кладкой с параллельным демонтажом катков, рельсов, шпал (но не рандбалок, оставляемых в толще стен).
Для подъема
зданий используют систему помкратов,
установленных под стенами с
шагом от 0,5 до 5 м. При большом шаге домкратов
усилие на стену передается через раму-обвязку
(или рандбалки). При частой расстановке
домкратов можно ограничиться только
опорными балками, установленными непосредственно
под шток домкрата. Метод подъема зданий
незаменим при реконструкции застройки,
когда необходимо поднять исторически
ценное здание, которое в результате роста
культурного слоя на территории города
оказалось намного ниже относительно
ныне существующих планировочных отметок.
Историко-архитектурные
памятники, обладающие высокой
градостроительной ценностью, при
необходимости подлежат подъему
или перемещению безотносительно
к стоимости мероприятия. Проблему
передвижения зданий опорного
жилого фонда, находящихся в
хорошем техническом состоянии,
необходимо решать в ином плане.
Решающим фактором становится
экономическая целесообразность. Следует
сказать,что передвижение здания
обходится очень дорого. Например,
перемещение 4-этажного здания
на 30 см составляет от 40 до 50% его
стоимости. Но перемещение на
то же расстояние 6-этажного здания
обходится лишь на 12% дороже, т.е.
чем выше здание, тем процедура
передвижения относительно дешевле.
Однако выбор варианта (снос или
передвижение) выполняется на основе
определения не только прямых затрат,
но и затрат на последующую эксплуатацию.
Например, определяющими могут стать такие
факторы, как термическое сопротивление
ограждающих конструкций (не отвечающих
современным подходам к энергосбережению)
и долговечность здания.[3]
Заключение.
В заключении проделанной работы,
я выяснил для себя очень много интересных
тонкостей, которые используются при реконструкции
зданий в современном строительстве. Как
я и предполагал в начале работы, одна
из причин популярности реконструкции
«хрущёвок» - это экономическая целесообразность,
однако совсем не этот фактор на мой взгляд
является определяющим. Гораздо более
важным (особенно с учётом плотности застроек
в мегаполисах) является тот факт, что
встройка, пристройка и главным образом
надстройка зданий позволяет сэкономить
колоссальный объем территории и в то
же время существенно увеличить жилую
площадь в здании. На мой взгляд, если выделять
достаточное количество средств на разного
рода реконструкции, то можно не только
улучшить внешний облик городов, сэкономив
при этом деньги, но и решить наконец проблему
обеспечения жилой площадью таких категорий
населения, как молодые семьи, инвалиды,
пенсионеры, ветераны, многодетные семьи
и т.д. На мой взгляд именно реконструкция
и является этим самым скрытым ресурсом,
которого не хватает для решения проблемы
расселения граждан. Современные методы
реконструкции – огромный шаг вперед
в мире строительной индустрии, и этот
шаг наверняка сможет дать толчок к новым
открытиям и новым возможностям.
Библиографический
список.
- Травин В.И. «Капитальный ремонт и реконструкция жилых и общественных зданий». Феникс. Ростов-на-Дону. 2004
- Касьянов В.Ф. «Реконструкция жилой застройки городов». Издательство Ассоциации строительных вузов. Москва, 2005.
- Федоров В.В. «Реконструкция зданий, сооружений и городской застройки». Москва. ИНФРА-М. 2011
- Девятаева Г.В. «Технология реконструкции и модернизации зданий». Москва. ИНФРА-М. 2010
- Шепелев Н.П., Шумилов М.С. «Реконструкция городской застройки» Москва. Высшая школа. 2000