Опираясь
на оценку опыта функционирования отечественных
быстровозводимых комплексов, можно
сформулировать следующие обобщающие
выводы по проблеме:
1. Изменения
социально-политической обстановки
в последние годы, продолжающаяся
реформа Вооруженных сил России
поставили перед руководством
страны новую актуальную и
сложную техническую проблему
создания принципиально новой
по существу системы БК. Строительство
капитальных объектов с помощью временных
стационарных объектов значительно отстает
от реальных потребностей и требует необоснованных
крупномасштабных затрат материальных,
трудовых и финансовых ресурсов. Возникло
противоречие между возрастающими потребностями
в оперативном обустройстве с помощью
быстровозводимых комплексов и научно-техническими
и экономическими возможностями отрасли
по их удовлетворению. Необходимость научно
обоснованного разрешения данного противоречия
является существом проблемы по созданию
новой теории разработки новых систем
и прогноза развития их в будущем.
2. Решение
проблемы оперативного обустройства
может быть найдено за счет
широкого использования принципов
и методов специального класса
строительных комплексов - быстровозводимых
комплексов. Быстровозводимые комплексы
представляют систему зданий, сооружений,
подсистем технического обеспечения,
инженерных сетей, объединенных общей
территорией в единую общую систему функционально,
пространственно и конструктивно взаимосвязанных
подсистем, сроки строительства и развертывания
которых, как правило, меньше нормативных
и обеспечивают оперативное обустройство
населения.
3. Основу
быстровозводимых комплексов составляют
мобильные здания и сооружения,
которые являются объектами комплектной
заводской поставки, инструкции которых
обеспечивают возможность их разборки,
свертывания и передислокации. В стране
серийно изготавливаются и эксплуатируются
два основных типа мобильных объектов:
контейнерные и сборно-разборные. Контейнерные
здания состоят из одного блок-контейнера
полной заводской готовности, передислоцируемого
на любых пригодных транспортных средствах,
в том числе на собственной ходовой части.
Сборно-разборные здания состоят из отдельных
блок-контейнеров, плоских и линейных
элементов или их сочетаний, соединенных
в конструктивную систему на месте эксплуатации.
Передислокация является перемещением
мобильного объекта с помощью транспортных
средств с одного места эксплуатации на
другое.
4. Проблема
оперативного обустройства строителей
заключается в размещении заданного
контингента с созданием необходимых
и достаточных жилищно-бытовых условий
в ограниченные сроки, определенные директивами
и нормативами, с использованием мобильных,
перебазируемых сборно-разборных быстровозводимых
зданий, сооружений, инженерного оборудования
заводского изготовления для временного
или постоянного расквартирования. Под
временным обустройством понимается расквартирование
с использованием комплексов временных
зданий и сооружений при продолжительности
нахождения на одном месте до двадцати
лет.
5. Значительный
опыт оперативного обустройства
накоплен в системе бывшего Госстроя
РФ, МЧС, строительных подразделениях
Минобороны, где методы ускоренного строительства
широко применяются с послевоенных лет
до сих пор при дислокации строительных
подразделений, частей и организаций на
строящихся общевойсковых, оборонных
и гражданских объектах. Сформировалась
специализированная отрасль предприятий
строительной индустрии, которые освоили
массовый выпуск зданий и сооружений на
основе мобильных конструктивных систем
"Модуль", "Сокол", СРМ, ЦУБ, "Контейнер"
и других, а также мобильных котельных,
установок водоснабжения, канализации,
электростанций и других комплектно-блочных
инженерных объектов. Созданы экспериментальные
образцы новых складывающихся, тентовых
и пневматических систем ПСС, ТСБ и КПС.
6. В наибольшей
степени современным предъявляемым
требованиям отвечают технические
характеристики воинских зданий
и сооружений на основе сборно-разборной
конструктивной системы "Модуль",
которая позволяет формировать комплексы
жилого, производственного, общественного,
складского и специального назначения
любой мощности для различных климатических
условий. Наиболее важными преимуществами
системы является высокая мобильность
монтажа и демонтажа, легкая транспортабельность,
надежность эксплуатации, возможность
развития функции во всех направлениях,
рациональная модульная координация и
размеры конструктивных элементов, высокая
оборачиваемость и долговечность, которые
обоснованы многолетней практикой эксплуатации
объектов в мирное и военное время в России
и за рубежом.
Тем не менее
ни одна из серийно изготавливаемых
и экспериментальных быстровозводимых
систем не удовлетворяет в полной мере
всей совокупности современных технических
требований, предъявляемых к ним: функциональным,
строительно-техническим, экономическим,
по безопасности и другим. В существующих
теоретических разработках отсутствуют
научно обоснованные принципы создания
новых типов БК, модели их развития, не
создана методологическая база для прогноза
их совершенствования в будущем.
Над этим
и предстоит серьезно потрудиться
специалистам отрасли в ближайшее
время.
Список
литературы
Юрий КАЗАКОВ,
доктор технических наук, профессор,
помощник ректора СПбГАСУ, советник
РААСН. Санкт-Петербург
Строительная
газета N 006 стр. 5 от 11.02.2005
Савицкая
Г.В. Анализ хозяйственной деятельности
предприятия. Минск, 2000г.