Устройство и назначение башенных кранов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 17:27, реферат

Описание

Башенные краны, являясь универсальными монтажными машинами, применяются для монтажа высоких и протяженных сооружений там, где могут быть использованы стреловые самоходные гусеничные и пневмоколесные краны.
Основные преимущества башенных кранов:

Содержание

Введение
Устройство башенных кранов
Механизм передвижения
Механизм поворота
Механизм изменения вылета и выдвижения башни
Механизм подъема
Металлоконструкция башенного крана
Приборы безопасности башенного крана
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

устройство и назначение башенных кранов.docx

— 794.06 Кб (Скачать документ)

Оглавление

 

 

 Введение

 Устройство башенных кранов

 Механизм передвижения 

 Механизм поворота

 Механизм изменения вылета и выдвижения башни

 Механизм подъема

 Металлоконструкция башенного крана

 Приборы безопасности башенного крана

 Заключение 

 Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

 Башенные краны, являясь универсальными  монтажными машинами, применяются  для монтажа высоких и протяженных  сооружений там, где могут быть  использованы стреловые самоходные  гусеничные и пневмоколесные краны.

 Основные преимущества башенных кранов:

1) стрела высоко крепится к  башне крана, обычно выше отметки  монтируемых конструкций, что  позволяет подавать их в любую  точку обслуживаемой территории в любой последовательности;

2) большая грузоподъемность при больших вылетах стрелы;

3) простота перемещения крана;

4) четкая организация монтажной площадки.

 Недостатками башенных кранов  являются длительность и трудоемкость  монтажа и демонтажа, сложность  транспортирования их с площадки  на площадку и высокая стоимость  путей. Все это значительно  повышает стоимость эксплуатации  крана и сокращает полезное  время его работы. Современные  модели башенных кранов предусматривают  перевозку кранов при наименьшем  демонтаже узлов и возможность  быстрого монтажа и демонтажа  без применения дополнительных механизмов.

 Большое разнообразие типов  кранов затрудняет их эксплуатацию. Для устранения разнотипности  утвержден типаж башенных кранов  единого ряда типа КБ. В основу  типажа положен грузовой момент. Типаж включает краны КБ-4; КБ-16; КБ-25; КБ-40; КБ-60; КБ-100;’КБ-160 и КБ-250 (где  цифрой обозначен грузовой момент, т. е. произведение максимального  веса поднимаемого груза на  вылет, ему соответствующий, в тс-м).

 Краны типа КБ изготовляют  из унифицированных узлов, выпускаемых  специализированными заводами. В  настоящее время выпускают краны КБ-60, КБ-100 и КБ-160.

 По грузоподъемности башенные  краны подразделяются на три  группы: – для подъема легких  грузов — менее 5 т, с грузовым  моментом до 60 тс-м; – для подъема средних грузов — от 5 до 25 т, с грузовым моментом до 300 тс-м; – для подъема тяжелых грузов — более 25 т, с грузовым моментом более 300 тс-м.

 Башенные краны получили  массовое распространение в строительстве.

 По назначению башенные краны делят на:

 а) краны малой мощности  грузоподъемностью до 5 т для обслуживания  малоэтажного гражданского строительства;

 б) краны средней мощности  грузоподъемностью от 5 до 25 г для  обслуживания многоэтажного гражданского  и промышленного строительства;

 в) краны большой мощности  грузоподъемностью 25—75 т, а иногда  и до 100 т для монтажа сборных  элементов конструкции в гидростроительстве и промышленном строительстве.

 В гидротехническом строительстве  башенные краны малой мощности  применяют для обслуживания вспомогательных  работ; краны средней мощности  используют преимущественно как  краны-бетоноукладчики для подачи  бетонной смеси бадьями в блоки  бетонирования при возведении  монолитных бетонных сооружений; краны большой мощности используют  в качестве монтажных кранов  при возведении сооружений из сборного железобетона.

 Монтажные большегрузные башенные  краны особенно эффективны для  обслуживания строительства низконапорных  гидроузлов с весом сборных  элементов до 70—80 т и даже 100 т;  они перемещаются с обеих сторон  сооружения.

 

 

 

 

 

 

Устройство башенных кранов

 

 

 Башенный кран – поворотный  кран со стрелой, закрепленной  в верхней части вертикально  расположенной башни (рис. 1). Основные параметры башенного крана: грузоподъемность, вылет, высота подъема груза, глубина опускания груза, скорость подъема (опускания) груза, скорость поворота башни, скорость перемещения крана.

 Существует множество типов  башенных кранов. Они нашли широкое  применение при строительстве  зданий и сооружений в производстве  погрузочно-разгрузочных работ.  Башенный кран состоит из следующих  основных узлов: башня, ходовая  рама с колесами, опорно-поворотное  устройство, поворотная платформа  с грузовой и стреловой лебедкой, с противовесом; механизм поворота  и электрооборудования, механизм  подъема груза, механизм для  изменения вылета, механизм передвижения  крана и т.д.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Башенные краны

а – быстромонтируемый кран на винтовых опорах РБК-2-20; б – кран на рельсовом  ходу КБ-504А: 1 - ходовая рама; 2 - опорно-поворотное устройство; 3 - поворотная платформа; 4 - механизм поворота; 5 - грузовая лебедка; 6 - стреловая лебедка; 7- противовес; 8 - башня; 9 - кабина; 10 - стреловой расчал; 11 - тележечная лебедка; 12 - стрела; 13 - грузовая тележка; 14 - крюковая подвеска.

  Все башенные краны имеют башню,  что подразумевается уже самим  их названием, и стрелу; эти  башни и стрелы бывают самыми  разнообразными. Башня крана –  как бы его остов, который  служит для поддержания стрелы  на определенной высоте, а также  для передачи нагрузок со стрелы  на ходовую раму и крановые  пути. Башню изготовляют из металлических  уголков или труб, иногда бывают  башни, выполненные в виде сплошной  трубы. В вертикальном положении  башни крепятся на портал или шарнирно с помощью подкосов.

  У ряда кранов высота башни  при необходимости может меняться  с помощью выдвижных секций (телескопические  и наращиваемые башни). Существуют  краны с башней, которая складывается  в боковом направлении с помощью  монтажного полиспаста. Такой тип  башни особенно удобен при  транспортировке крана с одного объекта на другой. Если башня крана – его корпус, то стрела – его рука, с помощью которой кран дотягивается до нужного предмета, находящегося от него на определенном расстоянии. Стрелы крепят к верхней части башни. Они бывают подъемными или балочными.

  Преимущество подъемных стрел  заключается в сравнительно малом  их весе и размерах, меньшей  трудоемкости монтажа и перевозки.  Краны с подъемными стрелами  наиболее распространены в строительстве.  Недостатком подъемных стрел  является то, что для изменения  вылета крюка нельзя горизонтально  переместить груз, поэтому необходимо  производить поворот и передвижение  крана: Стрелы бывают подвесные,  подвесные с гуськом, подвесные  со стойками, молотовидные. Больше всего из них распространены подвесные подъемные стрелы. Так же, как и башни, стрелы изготовляют из уголков или труб большого диаметра. Решетчатые конструкции из труб легки, прочны, способны выдерживать большие ветровые нагрузки. Балочные стрелы бывают подвесные и молотовидные. Последние менее распространены из-за довольно значительного веса и больших габаритов. Нижний пояс подвесной балочной стрелы представляет собой двутавровую балку, по которой перемещаются катки грузовой тележки, необходимой для подвешивания и перемещения грузов.

  Важный элемент башенного крана  – ходовая рама для передачи  действующих нагрузок на крановые  пути. У кранов с неповоротными  башнями ходовые рамы выполнены  в виде закрытого шатрового  или открытого П-образного портала.  У большинства кранов, имеющих  неповоротную башню, ходовая рама  – шатровая, выполненная в форме  усеченной пирамиды. В кранах  с поворотными башнями действующие  на кран нагрузки передаются  на ходовую раму через опорно-поворотное  устройство, размещенное в верхней  части рамы, и с нее – на  крановые пути. Через опорно-поворотное  устройство у мобильных кранов  башня соединена с ходовой  рамой. Само по себе опорно-поворотное  устройство необходимо для обеспечения  вращения поворотной части башенного  крана относительно неповоротной  части и для передачи нагрузок  с поворотной части на неповоротную. Это устройство расположено на поворотной платформе крана.

  В верхней части башни находится  оголовок, который жестко соединен  с башней или связан с нею  с помощью опорно-поворотного  устройства. На противовесной консоли,  расположенной со стороны, противоположной  стреле, размещены противовесы, а  также грузовая, стреловая и тележечная  лебедки. На башенных кранах  с поворотной башней вместо  противовесной консоли устанавливают  более простые по конструкции  распорки, предназначенные для отвода  от башни ветвей стреловых  канатов. На распорках крепят только блоки стрелового расчалю и грузового каната. Железобетонные блоки балласта и блоки противовеса нужны для повышения устойчивости крана как в рабочем, так и в нерабочем состоянии. В кранах с неповоротной башней противовес располагают на конце противовесной консоли, а в кранах с поворотной башней — на поворотной платформе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Механизм передвижения

 

 

  Механизмы передвижения различных  кранов существенно отличаются  друг от друга; их компоновка  во многом зависит от типа  и характера ходового оборудования. Ходовое оборудование бывает  автомобильное, пневмоколесное, гусеничное, шагающее и рельсовое. Передвижные  башенные краны выпускаются на  рельсовом и автомобильном ходу. Приставные краны не имеют  механизма передвижения. Башенный  кран на автомобильном ходу (например, АБКС-5) во время работы вывешивается  на опорах и передвигаться не может.

  Как правило, башенные краны  опираются на рельс четырьмя, восемью, двенадцатью, а тяжелые  – 32 колесами. При наличии восьми  или большего числа колес их  объединяют в ходовые балансирные  (рычажные) тележки. Это делают  для того, чтобы равномерно распределить  нагрузку от крана на все колеса.

  При жестком креплении ходовых  колес (рис.2 а) за счет допустимых  продольных и поперечных уклонов  путей и неодинаковой жесткости  основания кранового пути и  самих рельсов может произойти  перегрузка отдельных колес. При  объединении колес в балансирные  тележки (рис.2 б,в) нагрузка воспринимается всеми колесами. Для равномерного распределения этой нагрузки соотношение плеч рычагов-балансиров выбирают: для двухколесной тележки 1:2, для трехколесной 1:3 и т.п..


 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.2 Схемы ходовой части рельсовых кранов.

  а – жесткое крепление; б  – балансирное крепление при  двухколесных

  тележках; в – то же, при трехколесных тележках;

1 – ходовая рама; 2 – ходовые колеса; 3 – балансиры.

G – нагрузка от массы крана  на ходовую часть; l – расстояние между осями колес.

  Расположение приводных (ведущих)  ходовых колес и тележек бывает  двустороннее – на разных рельсах  и одностороннее – на одном  рельсе. При расположении ведущих  колес на разных рельсах кран  движется более ровно, без перекосов.  Однако при движении по путям  с закруглением ходовые колеса, движущиеся по внутреннему рельсу, пробуксовывают и изнашиваются, поэтому чаще устраивают привод  на колеса, расположенные на одном рельсе (односторонний).

При установке крана с односторонним  приводом на пути, где есть участок  с закруглением, ведущие колеса или  тележки располагают на внешнем, относительно центра закругления, рельсе. Это позволяет снизить скорость и мощность механизма передвижения при проходе по кривым, повысить плавность движения крана и уменьшить износ реборд.

Кран, имеющий четыре ходовых колеса, приводится обычно от одного механизма передвижения с приводом на два колеса. При  большем количестве колес, когда  они объединены в тележки, каждая ведущая тележка имеет самостоятельный  привод. В этом случае кран комплектуется  обычно двумя ведущими и двумя ведомыми тележками.

Механизм  передвижения кранов типа БКСМ и кранов-погрузчиков  КП-8 выполнен в виде двух ведомых (без  привода) и двух ведущих (приводных) ходовых тележек (рис.3 а,б).

Электродвигатель 1 передает крутящий момент через муфту  на ведущий вал двухступенчатого цилиндрического зубчатого редуктора 3. На выходном валу редуктора сидит  шестерня 4, находящаяся в зацеплении с зубчатым венцом 9 одного из ходовых  колес 5. Вращение на венец второго  ходового колеса передается через промежуточную  шестерню 8. Все передачи выполнены  на подшипниках качения, что снижает  износ передач, упрощает эксплуатацию и уменьшает потери на трение.

На  торцах рамы тележки размещены рельсовые  откидные захваты 11, служащие как противоугонное устройство при действии ветровых нагрузок на кран в нерабочем состоянии. Они  представляют собой пару губок, свободно висящих на поперечной горизонтальной оси. При перерывах в работе губки  опускают вниз (как показано на рис.3) и с помощью рукояти и стяжного винта притягиваются друг к дугу. При этом нижние концы губок, имеющие пазы, прочно обжимают головку рельса, препятствуя угону крана ветром. Для работы крана губки разводятся в стороны и переводят в верхнее положение, опирая их винт на выемки в щеках торца тележки.

На  одной из тележек крана закреплен  конечный выключатель 10 ограничителя передвижения. При наезде на путевую  линейку рычаг выключателя поворачивается и размыкает цепь питания привода  тележки.

Информация о работе Устройство и назначение башенных кранов