Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 01:57, дипломная работа
Цель дипломной работы – определение актуальных вопросов контроля таможенной стоимости товаров, выявление значения контроля таможенной стоимости как важнейшего инструмента доначисления таможенных платежей и пополнения доходной части бюджета.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятия, общего механизма и особенностей контроля таможен-ной стоимости;
- провести анализ правового обеспечения и организации контроля таможенной стоимости;
- определить роль таможенной стоимости при пополнении доходной части бюджета РФ;
- проанализировать практические примеры и методы определения таможенной стоимости товаров;
- выявить проблемы в определении и контроле таможенной стоимости.
Введение.........................................................................................................
Глава 1. Теоретические основы и нормативная база контроля таможенной стоимости товаров.................................................................................................
1.1. Таможенная стоимость как элемент государственного регулирования коммерческой деятельно-сти...................................................................................
1.2. Функции таможенной стоимости товаров и её роль при пополнении доходной части бюджета...............................................................................................
1.3. Значимость контроля таможенной стоимости товаров с точки зрения взимания таможенных платежей.................................................................................
Глава 2. Практические аспекты контроля таможенной стоимости товаров........
2.1. Практические примеры и методы определения таможенной стоимости товаров.........................................................................................................................
2.2 ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В ОБЛАСТИ КОНТРОЛЯ ЗА ПРАВИЛЬНОСТЬЮ И ДОСТОВЕРНОСТЬЮ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРОВ.........................................................
Глава 3. Правоприменительная практика Федеральных Арбитражных судов в вопросах таможенной стоимости............................................................................
Заключение.....................................................................................................................
Список использованных источников...........................................................................
Если договором предусмотрены
условия поставки CIP, СРТ, DDP, DDU и, следовательно,
в фактурную стоимость вошли
расходы по доставке товара до места
назначения, то для выделения этой
части расходов из цены сделки или
из общей суммы этих расходов и
раздельного учета транспортных
расходов до места ввоза на территорию
России и от этого места до места
доставки, необходимо их раздельное приведение
в счете-фактуре и
При отсутствии такого раздельного
указания в счете-фактуре расходы
по транспортировке товара на отрезке
"место ввоза - пункт назначения"
могут быть вычтены из общей стоимости
расходов по транспортировке только
при условии, что таможенному
органу будут представлены обоснованные
доказательства того, что цена, определяемая
из расчета "Франко-граница", была
бы значительно ниже цены, определенной
из расчета "Франко-место назначения".
При этом таможенные органы контролируют
обоснованность их включения в ДТС
и правильность определения заявленных
сумм.
б) Расходы по погрузке, выгрузке, перегрузке
и перевалке товаров, включая расходы
по складированию
Данные расходы включаются в таможенную стоимость, если они возникли до места ввоза на таможенную территорию Российской Федерации. Например, если по условиям поставки доставка товаров не входит в обязанности продавца и, следовательно, соответствующие расходы не включены в цену товара, то доставка осуществляется за счет покупателя. При перегрузке товара в пути с одного транспортного средства на другое (если доставка осуществлялась с использованием разных видов транспортных средств), их выгрузке где-либо по пути следования товара и т.п. все эти расходы должны быть включены в таможенную стоимость. В том случае, если при этом товар хранился на складе (например, при перегрузке в стране экспорта товара с автомобиля на судно товар 2 дня хранился на складе), то расходы на складирование также необходимо включать в таможенную стоимость.
в) Страховая сумма (расходы
на страхование)
К этой статье относятся расходы на страхование,
связанное с доставкой товара, т.е. страхование
на период транспортировки, погрузки,
разгрузки товаров и операций, связанных
с погрузочно-разгрузочными и складскими
работами.
Б. Расходы, понесенные
покупателем
В Законе "О таможенном
тарифе" предусматриваются три
случая:
- комиссионные и брокерские вознаграждения,
за исключением комиссионных по закупке
товара;
- стоимость контейнеров
и (или) другой многооборотной
тары, если в соответствии с
Товарной номенклатурой они
- стоимость упаковки, включая
стоимость упаковочных
Комиссионные и брокерские
вознаграждения, за исключением комиссионных
по закупке товара
В том случае, когда продавец
или покупатель прибегают к услугам
посредника соответственно при продаже
или закупке товара, то встает вопрос
о включении расходов на оплату услуг
посредника в таможенную стоимость.
Вознаграждение агента (посредника) имеет
вид комиссионных, которые, как правило,
выражаются в процентах от общей
цены товара. Агенты, работающие от имени
покупателя, называются агентами по закупке;
агенты, работающие от имени продавца
- агентами по продаже. Соответственно
их вознаграждение является комиссионными
за закупку или продажу.
Закон устанавливает, что в таможенную
стоимость включаются комиссионные вознаграждения
по продаже товара, т.е. те расходы, которые
произведены продавцом для того, чтобы
найти покупателя и продать ему товар.
Как правило, эти расходы уже содержатся
в цене продавца. Если по какой-либо причине
они не вошли в эту цену, то их необходимо
начислить дополнительно на основании
соответствующих договоров с посредниками,
счетов и платежных документов.
По-другому обстоит дело, если речь идет
о комиссионных по закупке. Этот термин
означает вознаграждение, которое импортер
выплачивает своему агенту за услуги по
поиску нужных ему товаров и по представлению
его за границей при покупке оцениваемых
(ввозимых) товаров.
Комиссионное вознаграждение по закупке
товара не включается в таможенную стоимость
товара, заявленную декларантом при ввозе
товара на таможенную территорию Российской
Федерации. Поэтому на практике важно
различать агентов этих 2-х типов, причем
различать не по названиям, а по тои роли,
которую они играют в сделке. Комиссионные
агенту по закупке выплачиваются покупателем
и они должны отличаться от платежа за
товары. При участии посредника в сделке
должен быть заключен договор комиссии.
Именно в этом договоре отражаются функции
агента по закупке и форме оплаты его услуг.
Комиссионные, получаемые агентом по продаже,
оплачиваются продавцом и, как правило,
указываются в счетах-фатурах (инвойсах)
продавца.
Особое место среди агентов различных
видов занимают так называемые брокеры.
Брокер - это посредник, содействующий
совершению различных сделок (коммерческих,
кредитных, страховых, фрахтовых и т.д.)
между заинтересованными сторонами - клиентами
по их поручению и за их счет. За посредничество
брокер получает вознаграждение в виде
комиссионных. Итак, брокер - это тот же
посредник, но он осуществляет посредничество
самостоятельно. Брокер работает для того,
чтобы свести продавца и покупателя. За
свою деятельность брокер взимает комиссионные,
как с покупателя, так и с продавца. Вся
оплата брокера должна быть включена в
таможенную стоимость ввозимого товара.
Следует иметь в виду, что при сделке, совершаемой
с участием брокера, может быть заключен
трехсторонний договор (продавец-брокер-покупатель).
При заполнении деклараций таможенной
стоимости указываются расходы на комиссионные
и брокерские вознаграждения (за исключением
комиссионных по закупке товара), если
они ранее не были включены в цену сделки.
Если форма ДТС заполняется на товары
нескольких наименований, входящих в одну
партию, то расходы на комиссионные и брокерские
услуги распределяются между каждым наименованием
товаров пропорционально их стоимости
(в том случае, если договор относится
ко всем или нескольким товарам из данной
партии).
Итак, таможенная стоимость является стоимостью товара, определяется в целях исчисления таможенных платежей (пошлин, таможенных сборов, акцизов, НДС) и фактически является налоговой базой. Итак, определяется декларантом, однако правильность определения контролируется таможенными органами. Методы определения таможенной стоимости, применяемые в России, соответствуют принятым в мировой практике.
2.2. Проблемы определения таможенной стоимости ввозимых товаров
Практическое применение таможенных тарифов, эффективность мер тарифного регулирования, их согласованность и соответствие международным нормам и правилам, а также реальный уровень тарифного обложения во многом предопределяется теми правилами, которые устанавливают порядок исчисления базы таможенных пошлин и других таможенных платежей, т.е. зависят от той стоимости товара -которая используется в качестве базы налогообложения.
В установлении четких правил определения налогооблагаемой базы при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации заинтересовано как государство, так и коммерческие круги. Так, в федеральном бюджете значительная доля его доходной части формируются за счет таможенных пошлин и налогов, в связи с чем государственным органам для планирования ожидаемых поступлений в бюджет необходимо знать порядок исчисления налогооблагаемой базы. Для коммерческих кругов знание правил налогообложения ввозимых товаров - это реальная эффективность внешнеэкономической деятельности, прибыли и убытки от конкретных сделок и операций.
С учетом этого становится понятным, почему в международной торговой практике использование различных национальных методик определения таможенной стоимости обычно рассматривается в качестве нетарифного барьера. Это дает властям страны реальную возможность для усиления протекционистской направленности таможенных пошлин и налогов.
В связи с этим правомерно встает вопрос: какая же стоимость товара может быть принята в качестве базы для расчета таможенных платежей? Как известно, экономика оперирует различными стоимостными категориями начиная от себестоимости и заканчивая его розничной ценой, по которой он продается конечному потребителю, Очевидно, что на различных этапах продвижения товара от изготовителя к потребителю его стоимость будет различна, т.к. будет включать различные ее составляющие. При этом каждая из этих стоимостей рассчитывается по вполне определенным правилам и имеет свое функциональное назначение.
1. Стоимость товара, которая используется для расчета таможенных платежей при перемещении товаров через таможенную границу, образуется на определенном этапе продвижения товаров от продавца к покупателю. включает соответствующие этому этапу компоненты (составляющие затрат и прибыли) и рассматриваются в качестве таможенной стоимости товаров.
Так в случае заявления временно ввезенных товаров к таможенному режиму выпуска для свободного обращения, а временно вывезенных товаров - к таможенному режиму экспорта, применяется таможенная стоимость действующая на день помещения товаров под таможенный режим временного ввоза (вывоза). При этом не учитывается фактическое состояние товара, то есть. изменения его физических и других характеристик, которые мог претерпеть данный товар, помещенный под таможенный режим «временного ввоза (вывоза)». Нужно учитывать, что амортизационные издержки в зависимости от вида товара могут составлять разный процент от таможенной стоимости данного товара. Таможенная стоимость - это та стоимость, которая используется в целях таможенного обложения, т.е. в качестве исходной расчетной базы для исчисления таможенных платежей. При изменении таможенного режима раннее освобожденные от уплаты таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость и акцизов временно ввозимые (вывозимые)товары и транспортные средства будут проводить таможенное оформление с полной уплатой вышеперечисленных таможенных платежей. Поэтому необходимо учитывать амортизационные издержки для более точного определения таможенной стоимости.
2. Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе» закладывает основы для обеспечения «справедливой, единообразной и нейтральной системы оценки товаров». Установление единых для всех участников ВЭД , методов определения таможенной стоимости, не зависящих от субъекта, их применяющего, ставит всех участников ВЭД .в равные конкурентные условия. На практике обеспечение нейтральной системы оценки в ряде случаев затруднено действующей схемой подтверждения таможенной стоимости. Так, при наличии сделки купли-продажи и соблюдения условий применения первого метода определения таможенной стоимости (по цене сделки с ввозимыми товарами), цены на товары в ряде случаев остаются весьма низкими. Такие случаи характерны для участников ВЭД, имеющих иностранные инвестиции и частных предпринимателей. Анализ наличия взаимозависимости либо влияния каких-либо других факторов на цену сделки результатов не дает. Постановка на мониторинг и последующие проверки финансово-хозяйственной деятельности полностью подтверждают принятую цену сделки. Соответственно, хотя и имеется факт наличия достаточно низких цен на товары, оснований для их изменения у таможенного органа нет. При существующей и развивающейся системе различных способов взаиморасчетов, такие как, расчет наличными, с помощью пластиковых карточек, взаимозачетов, которые могут производиться неофициально через третьих лиц без отражения данных операций в бухгалтерском учете, у недобросовестных участников ВЭД появляется возможность скрыть истинную цену сделки, а механизм контроля в свою очередь не позволяет пересмотреть достаточно низкие цены. В данном случае считаем необходимым либо расширить перечень товаров с уровнем минимальной их стоимости, либо предусмотреть обязательный перечень дополнительных документов, необходимых для таможенного оформления при определении таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами (метод № 1). :
3. Следующим проблемным вопросом является определение таможенной стоимости товаров, перемещаемых в качестве вклада в уставной фонд предприятий с иностранными инвестициями или в качестве гуманитарной и технической помощи, а также поставки товаров по сделкам купли-продажи в адрес -взаимозависимых лиц. Таможенная стоимость таких товаров определяется с помощью методов 2-5. Затруднение вызывает оценка методами 2-6 товаров технологического характера единичного производства, когда идентичных и однородных товаров практически не калькуляция цен изготовителя данного товара также не может быть представлена, экспертное заключение, в силу специфики товара затруднено, соответственно изменить таможенную стоимость, заявленную на основания предоставленных документов не представляется возможным. В данном случае считаем необходимым ввести представление при таможенном оформлении обязательного перечня дополнительных документов, которые предусматривали бы экспертное заключение уполномоченных Компетентных организаций.
4. Проблемным вопросом также является определение таможенной стоимости при предоставлении покупателю за импортируемый товар определенных скидок, которые, как правило, оговорены в контрактах и отражены в счетах-фактурах. Затруднение вызывает возможный уровень принятия предоставляемых скидок при таможенном оформлении в зависимости от их размера и характера. Необходимо законодательно установить возможный перечень, границы предоставляемых скидок по их характеру и размерам в зависимости от видов товаров для применения при определении таможенной стоимости.
5. При поступлении товаров в результате досмотра обнаруживается его несоответствие по количеству и качеству. Причем, как правило, между покупателем и продавцом до начала или в процессе таможенного оформления отношения урегулируются путем предоставления дополнительных соглашений, предусматривающих несоответствие по. количеству и качеству. Возникает вопрос о достаточности документального подтверждения урегулированности отношений между продавцом и покупателем и возможности учета данного несоответствия при расчете таможенной стоимости. Особенно остро встает вопрос, когда несоответствие товара по количеству и качеству возникло после ввоза на таможенную территорию РФ. Следовательно необходимо внести изменения в нормативные акты, регламентирующие вопросы определения таможенной стоимости товаров при несоответствии их по количеству и качеству с указанием наличия обязательного перечня дополнительных документов для признания данного несоответствия при определении таможенной стоимости.
6. Проблема курсовой разницы, возникающая при несовпадении валюты цены и валюты платежа. Если условиями контракта предусмотрены две валюты ( валюта цены и валюта платежа), которые отражены в ПС ( ПСи ), при таможенном оформлении товара в ГТД необходим) заявив фактурную и таможенную стоимость в валюте цены. Однако при пересчете таможенной стоимости по курсу на дату таможенного оформления в валюту платежа полученная величина будет отличаться от суммы , подлежащей оплате по контракту , так как валютная оговорка предусматривает иной курс пересчета . Таким образом , происходит искажение информации, которое влечет за собой в некоторых случаях занижение таможенной стоимости и, следовательно, уменьшение суммы таможенных платежей . В данном случае возможно заявлять фактурную стоимость в валюте, цены в соответствии с контрактом , счетом-фактурой и ПСи , а при расчете таможенной стоимости использовать сумму в валюте платежа . подлежащую уплате продавцу . пересчитанную в валюту цены по курсу на дату таможенного оформления .