Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 20:04, реферат
В настоящее время таможенно-тарифное регулирование становится не только инструментом общей экономической политики на национальном уровне, но и объектом регулирующей деятельности международных экономических организаций, в первую очередь ВТО. Деятельность ВТО направлена на формирование общих принципов, норм, правил и инструментов таможенно-тарифного регулирования с целью свести к минимуму препятствия для развития международной торговли.
Введение.
1. Государственное регулирование Внешнеэкономической деятельности.
2. Таможенно-тарифное регулирование в России.
3. Функции таможенного тарифа.
Список используемой литературы.
В закон включены
специальные разделы, предусматривающие
комплекс мероприятий со стороны
Правительства в целях
На законодательном уровне устанавливается обязательность информационного обслуживания участников внешнеторговой деятельности по широкому кругу вопросов, имеющих непосредственное отношение к их работе на внешних рынках. Такая информация будет предоставляться как российским, так и иностранным лицам МВЭС России.
Реализация на
практике основных положений закона
позволит восполнить тот правовой вакуум,
который до последнего времени сохраняется
в одной из важнейших сфер российской
экономики, послужит фундаментом для
совершенствования всего
Используемые государством методы регулирования внешнеторговой деятельности можно классифицировать следующим образом:
Экономические: таможенно-тарифные (таможенный тариф, таможенные пошлины), налоговые (акцизы, таможенные сборы, НДС, режим приграничной торговли, специальные льготы), валютные (валютный курс, обязательная продажа валютной выручки), стимулирующие экспорт (кредитование, страхование, субсидирование).
Административные: количественные ограничения (лицензирование, квотирование), запретительные (запрет экспорта и импорта отдельных товаров, эмбарго на торговлю с отдельными странами), контроль качества (сертификат соответствия, технический, фармакологический, ветеринарный, санитарный, экологический), таможенно-административные требования (перечень документов для таможни, контроль импортных цен, система методов определения таможенной стоимости товаров, определения стран происхождения товаров) валютный контроль (система уполномоченных банков – агентов валютного контроля, паспорт сделки).
Торгово-политические: создание благоприятных условий для доступа на внешний рынок (межправительственные торговые и другие соглашения, участие в международных торговых и таможенных союзах и организациях, включая ВТО), программирование ВЭД (федеральные программы, региональные программы, отраслевые программы), разработка ответных мер по защите экономических интересов РФ), содействие развитию ВЭД (организация выставок, ярмарок, симпозиумов, конференций), рекламные компании по развитию экспорта, информационное обеспечение.
Таможенно-тарифное регулирование основано на применении импортного и экспортного тарифа. Таможенный тариф – это свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, пересекающим таможенную границу России. Он является таможенным инструментом торговой политики и государственного регулирования взаимосвязей внутреннего и мирового рынка
Импортный таможенный тариф (систематизированный перечень товаров, облагаемых при ввозе таможенными пошлинами) – основной инструмент таможенно-тарифного регулирования ВТД. Содержание импортного тарифа – это его товарный перечень (номенклатура), методы определения таможенной стоимости ввозимых товаров и взимание пошлин, правила определения страны происхождения товара, пределы полномочий органов исполнительной власти.
Экспортный таможенный
тариф представляет собой инструмент
регулирования экспорта. Его применяют
отдельные страны, обладающие исключительными
природными ресурсами и достаточно
устойчивыми позициями на мировых
рынках. Экспортные пошлины в ряде
случаев способны повышать экспортные
цены без ущерба для размера вывоза
и служить источником получения
государством дополнительных валютных
поступлений. Однако применение экспортных
пошлин к тем или иным экспортным
товарам может осуществляться государством
не только в целях получения
Использование таможенного тарифа в целях регулирования внешней торговли используется на основе применения целого комплекса средств. Основным из них являются ставки пошлин, которые приводят к удорожанию товара и тем самым делают его менее конкурентоспособным. Соответственно это влечет за собой уменьшение их ввоза или вывоза Применяемые ставки экспортных и импортных таможенных пошлин утверждаются постановлениями правительства РФ с учетом конкретных сложившихся внутренних и местных условий.
К другим средствам регулирования ВТД на основе таможенного тарифа можно отнести следующие: разный уровень пошлин, применяемый в отношении отдельных групп стран (или в определенное время года); лишение тарифных льгот и штрафы за несоблюдение предпринимателями таможенного законодательства. Что касается метода оценки таможенной стоимости товара, от которого зависит размер пошлины, и правил определения страны происхождения товара (в целях получения тарифных преференций), то по методике всемирной торговой организации они относятся к нетарифным методам (так называемая вторая группа – административные импортные формальности) регулирования, хотя по нашему законодательству включаются в группу методов тарифного регулирования. Изменение в тарифы вносятся как по инициативе официальных учреждений, действующих внутри государств, так и на основе многочисленных предложений, вносимых различными странами в процессе переговоров, проводимых на двусторонней и многосторонней основах по вопросам уровня и методологии взимания пошлин.
2. Таможенно-тарифное регулирование в России.
Таможенное регулирование
в Российской Федерации в соответствии
с таможенным законодательством
Таможенного союза и
В Российской Федерации
применяются меры таможенно-тарифного
регулирования, запреты и ограничения,
затрагивающие внешнюю торговлю
товарами (далее - запреты и ограничения),
предусмотренные международными договорами,
составляющими договорно-
Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему. Должностными лицами таможенных органов являются граждане Российской Федерации, замещающие в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, должности сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов Российской Федерации.
Таможенными органами являются:
1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела;
2) региональные таможенные управления;
3) таможни;
4) таможенные посты.
Деятельность таможенных органов основана на принципах:
1) законности;
2) равенства лиц перед законом, уважения и соблюдения их прав и свобод;
3) единства
системы таможенных органов и
централизованного руководства;
4) профессионализма и компетентности должностных лиц таможенных органов;
5) ясности,
предсказуемости, гласности
6) единообразия
правоприменительной практики
7) недопущения
возложения на участников
8) совершенствования
таможенного контроля, применения
современных информационных
В государственном
регулировании внешней торговли
России используются все общепринятые
в мировой практике методы и инструменты
таможенно-тарифного
Таможенные тарифы имеют все страны мира. Современные тарифы унифицированы на базе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров, что облегчает пользование тарифами на разных языках и сопоставление ставок пошлин на одинаковые товары. Тариф, используемый на территории Российской Федерации, являет собой образец договорного, или конвенционного, тарифа, так как он устанавливается по взаимному соглашению государств. Антиподом ему выступает автономный тариф, определяемый государством самостоятельно.
3. Функции таможенного тарифа.
Функции таможенного тарифа:
1. Протекционизм - защита отечественных товаров от иностранной конкуренции
2. Фискальная - пополнение госбюджета.
Особое значение имеет фискальная функция, поскольку таможенные пошлины в России составляют одну из важнейших статей доходной части федерального бюджета.
Фискальная функция таможенного тарифа является наиболее актуальной для России, и если в развитых странах доходы от таможенных платежей составляют небольшую долю поступлений в государственный бюджет (например, в США – не более 1,5%), то в российском бюджете – до 40–50% его доходной части. В соответствии с требованиями развития мирового хозяйства и ВТО назрела необходимость снижения средней ставки таможенного тарифа, поэтому необходимы поиски новых подходов к исследованию таможенно-тарифных отношений, переориентации таможенного тарифа с выполнения фискальной функции на регулирующую, а в определенной степени и протекционистскую, поскольку она выполняет роль защиты национального производителя.
Страна имеет
тем больше возможностей для маневра
в ходе переговоров по согласованию
взаимных тарифных уступок, чем больше
товарных позиций содержится в ее
импортном таможенном тарифе. Развитость
товарной номенклатуры является косвенным
показателем уровня развития системы
внешнеторгового регулирования
в стране. Для стран с неразвитой
системой регулирования характерны
слабо детализированные импортные
тарифы. Степень дифференциации тарифа
зависит как от применяемой товарной
номенклатуры, так и от того, насколько
полно она используется. Наибольшее
использование имеет
Для общей характеристики и сопоставления таможенных тарифов используют обобщенные показатели уровня ставок таможенного тарифа. Для характеристики таможенного тарифа в целом, а также для анализа положения в области обложения пошлинами крупных товарных групп, подгрупп, разделов используются показатели среднего уровня тарифных ставок. Существуют и другие показатели, которые касаются не только уровня обложения, но и структуры тарифа. Такими показателями являются, например, максимальный уровень ставок тарифа (пиковые ставки тарифа), удельный вес товаров, пользующихся режимом беспошлинного ввоза и др.
Необходимость
цифровых кодов обусловлена тем,
что они используются для определения
ставок таможенных пошлин, так как
на основе ТН ВЭД составляется таможенный
тариф - система таких ставок. Основополагающей
характеристикой ТН ВЭД является
"строгое соблюдение правила однозначного
отнесения товаров к
Таким образом, таможенный тариф устанавливает соотношение между товарной номенклатурой и ставками таможенной пошлины. Главный вектор развития таможенного тарифа - создание наиболее приоритетных направлений в структуре российской экономики. При этом должны быть учтены и максимально сбалансированы интересы государства и общества в соответствии с проблемами, условиями, целями и возможностями, имеющимися в стране.
Использование таможенного тарифа, содержащего оптимальные ставки таможенных пошлин, обладает рядом достоинств. Так, если страна может оказывать влияние на мировые цены, оптимальный уровень ставки таможенной пошлины может принести ей существенный выигрыш. Известный экономист П.Х. Линдерт отмечает, что таможенный тариф "всегда выгоден производителям товаров, конкурирующих с импортом, даже если совокупное благосостояние нации при этом снижается". В любом случае введение тарифа - всегда лучший вариант по сравнению с экономической пассивностью.