Информационное обеспечение управления деятельностью таможенных органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 13:59, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является анализ информационного обеспечения управления в таможенных органах. Цель достигается через ряд задач, а именно:
1. Определение общего понятия об информационном обеспечении управления;
2. Определение особенностей управления в таможенных органах;
3. Характеристика процесса автоматизации управления в таможенных органах.

Содержание

Введение
Глава 1. Информационное обеспечение управления организацией
1.1 Понятие информационного обеспечения управления организацией
1.2 Схема информационного обеспечения управления в организации
Глава 2. Информационное обеспечение управления в таможенных органах
2.1 Система управления в таможенных органах. Особенности функционирования таможенных органов в системе органов государственной власти
2.2 Этапы развития информационного обеспечения управления в таможенных органах
2.3 Общая схема информационного обеспечения управления в таможенных органах
Глава 3. Автоматизация управления и развитие информационных таможенных технологий
3.1 Органы, осуществляющие разработку и внедрение информационных таможенных технологий. Специфика работы
3.2 Направления совершенствования применения информациионных технологий в таможенном деле
3.3 Проблемы внедрения информационных таможенных технологий
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 50.35 Кб (Скачать документ)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Информационное обеспечение  управления организацией

1.1 Понятие информационного  обеспечения управления организацией

1.2 Схема информационного  обеспечения управления в организации

Глава 2. Информационное обеспечение  управления в таможенных органах

2.1 Система управления  в таможенных органах. Особенности  функционирования таможенных органов  в системе органов государственной  власти

2.2 Этапы развития информационного  обеспечения управления в таможенных  органах

2.3 Общая схема информационного  обеспечения управления в таможенных  органах

Глава 3. Автоматизация управления и развитие информационных таможенных технологий

3.1 Органы, осуществляющие  разработку и внедрение информационных  таможенных технологий. Специфика  работы

3.2 Направления совершенствования  применения информациионных технологий в таможенном деле

3.3 Проблемы внедрения  информационных таможенных технологий

Заключение

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В сложных условиях существования  современных организаций, когда  значительную роль для эффективного функционирования организации играет стратегия ее развития, растет роль информации и ускоряется темп принятия решений. Развитие техники приводит усложнению процессов производства, ускорению процесса принятия управленческих решений. Прогресс экономики сегодня  во многом определяется передовыми информационными  технологиями. В наиболее развитых странах, переходящих от индустриального  к информационному обществу, стремительное  развитие информационных технологий проявляется  в усилении информационного обеспечения  в экономике и управлении и  постоянной диверсификации информационного  сектора.

Среди многих факторов, способных  снизить риски и повысить эффективность  организации, особенно выделяется информационный фактор. Не случайно его выделяют как  новый фактор производства вместе с  факторами труда, земли и капитала. В ХХIв. «информация» наряду со «временем», «пространством», «энергией» становятся основополагающей характеристикой описания любого явления реально наблюдаемого мира. Знания, данные, экспертные оценки - все это близкие понятия, отражающие разные стороны информации. Управление в современных условиях тесно связано с информацией.

Таким образом, актуальность выбранной мной темы курсовой работы связана с тем, что информация уменьшает степень неопределенности и неполноту знаний, позволяет  принимать обоснованные управленческие решения. В рамках системы таможенных органов, находящейся на стадии модернизации, данные о современном состоянии системы и прогноз на будущее увеличивает вероятность принятия правильного управленческого решения.

Целью курсовой работы является анализ информационного обеспечения  управления в таможенных органах. Цель достигается через ряд задач, а именно:

1. Определение общего  понятия об информационном обеспечении  управления;

2. Определение особенностей  управления в таможенных органах;

3. Характеристика процесса  автоматизации управления в таможенных  органах.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Информационное  обеспечение управления организацией

1.1 Понятие информационного обеспечения управления организацией

Предпринимательский успех  в значительной мере зависит от наличия  необходимой и достаточной информации о состоянии контролируемых процессов, скорости ее преобразования в директивы, планы, проекты и действия. При  изучении связи управления и информации появляются такие понятия, как информационные системы, автоматизированные системы  управления, системы управления базами данных и т.д.

Информация - один из ключевых ресурсов, без которого невозможна эффективная деятельность. Информация (лат. informatio - разъяснение, изложение) - это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. В теории управления целесообразно применять определение информации, как совокупность сведений об изменениях, совершающихся в системе и окружающей ее среде, которая уменьшает степень неопределенности наших знаний о конкретном объекте, это обмен сведениями (данными) между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом. Информация используется как ресурс для исполнения служебных функций, а также как средство служебных коммуникаций, поскольку последние осуществляются в процессе передачи различных сведений. Главное то, что информация есть предмет, средство и продукт управленческого труда. Действительно ценной является только та информация, которая уменьшает неопределенность в конкретной управленческой ситуации.

На практике это представляет собой необходимость органам  управления иметь достаточно четкие представления:

1. о происходящих в  обществе, экономике, политике, социальной  сфере изменениях, тенденциях их  развития;

2. о том, на каком  этапе своего развития находится  организация и насколько она  и реализуемая ею стратегия  соответствуют тенденциям и целям  социально-экономического развития  общества;

3. насколько существующие  в организации подходы к управлению  отвечают требованиям гармоничного  взаимодействия с деловыми партнерами, традициям, культуре управленческих  отношений как внутри, так и  вне ее;

4. о том, какая стратегия  должна быть выработана для  организации, чтобы обеспечить  ее устойчивое функционирование, удовлетворение жизненных и социальных  потребностей персонала.

 

 

 

 


К. А. Нордстрем, Й. Риддерстрале. Бизнес в стиле фанк. Стокгольмская школа экономики в Санкт-Питербурге. - 2003. - с.165.

 Литвак Б.Г. Разработка  управленческого решения: учебник. - 6-е изд, испр. и доп. - М.: Дело, 2006. - с.296

Управленческую информацию классифицируют по различным признакам:

1. источникам возникновения: 

1.1. первичная; 

1.2. производная (промежуточная,  командная, отчетная);

 

2. способу фиксации:

2.1. устная;

2.2. документированная;

3. направлению движения:

3.1. входящая;

3.2. исходящая;

4. стабильности:

4.1. переменная;

4.2. условно-постоянная;

5. принадлежности к сферам  деятельности и функциям управления:

5.1. конструкторская; 

5.2. технологическая;

5.3. финансовая;

5.4. бухгалтерская;

5.5. планово-экономическая;

5.6. оперативно-производственная.

 

 

 

 

 

Информационные ресурсы  управления представляют собой некоторые  сведения, данные, оформленные таким  образам, чтобы обеспечивать удобство принятия решений в области целевой  деятельности. Потребность в информации разных субъектов и звеньев управления неодинакова и определяется прежде всего теми задачами, которые решает в процессе управления тот или иной субъект, тот или иной руководитель, работник управленческого аппарата. Она также зависит:

1. от масштаба и важности  принимаемых решений (чем масштабнее  и важнее решение, тем большая  по объему и разнообразная  по содержанию информация необходима  для его подготовки и принятия);

2. от количества и характера  управляемых, регулируемых параметров;

3. от количества вариантов  возможного состояния и поведения  управляемого объекта;

4. от величины и разнообразия  возмущающих управляемую систему  внутренних и внешних воздействий,  от количества и качества показателей,  характеризующих результаты функционирования  данной системы.

 

Информационные технологии, обладающие широким информационным пространством, представляют собой  систему «человек-машина», состоящую  из специально обученных и подготовленных людей и технико-технологической  базы. Система информационного обеспечения  представляет собой более широкое  понятие. Это прежде всего система «человек-машина-сеть-машина-человек». Другими словами, это, с одной стороны, человек - пользователь системы, с другой - совокупность информационных потоков и иерархий, коммуникационной системы по сбору, переработке и передаче информации об объекте с помощью информационных технологий, а с третьей стороны - это суммарность методов и средств по размещению и организации информации. Информационное обеспечение предназначено для отражения информации, характеризующей состояние управляемого объекта и являющейся основой для принятия решений. Информационное обеспечение включает совокупность единой системы показателей:

1) потоков информации - вариантов  организации документооборота;

2) систем классификации  и кодирования информации;

3) унифицированную систему  документации 

4) различные информационные  массивы (файлы), хранящиеся в  машине и на машинных носителях  и имеющие различную степень  организации.

 

 


Ершов А.Д., Копанева П.С. Информационное обеспечение управления таможенной системой: Монография. - СПб.: Знание, 2002. - с.34.

 

Информационное обеспечение  управления - это связь информации с системами управления предприятием и управленческим процессом в  целом. Система управления в настоящее  время представляет из себя систему управления такими объектами, как процессы, деятельность и персонал. Процессный подход к управлению рассматривает управленческий процесс как последовательную реализацию основных функций управления: планирование, организация и контроль. Далее представлена примерная схема взаимодействия источников информации и управленческого процесса.

На схеме большими оранжевыми стрелками выделен управленческий процесс. По отношению к среде  организации источники бывают внутренние  и внешние. Внешние источники, к  примеру, могут передавать информацию о состоянии внешней среды, а  внутренние - об организации или  обработанные сведения о внешней  среде. Взаимодействие между внутренними источниками информации необязательно носит опосредованный характер.

На схеме видно, что  источники информации для реализации определенной функции управления различны. На разных стадиях управленческого  процесса необходима определенная информация, имеющая характерные особенности:

1. на стадии планирования  информация должна содержать  данные о целях организации,  ее ресурсах, внешней среде, об  известных методах и инструментах  планирования, возможных источниках  информации, стратегических альтернативах  и т.д.;

2. на стадии организации  - о типах организационных структур, каналах связи, разделении полномочий, степени централизации управления  и т.д.;

3. на стадии контроля - о видах контроля, стандартах, показателях  результативности, допустимых отклонениях,  характеристиках эффективного контроля  и т.д.

Общие требования к управленческой информации можно сформулировать следующим  образом:

1. надежность (и достоверность);

2. своевременность;

3. адресность;

4. возможность многократного  использования.

Соблюдение всех рассмотренных  выше требований к информации повлияет на субъект (руководство организации) и на объект (работник) управления. Основные положительные результаты объединены в таблице 1.

 

 


Литвак Б.Г. Разработка управленческого  решения: учебник. - 6-е изд, испр. и доп. - М.: Дело, 2006. - с.296

 

 

Таблица 1.

Влияние качества информации на субъекта и объекта управления

 

пп

Субъект

Объект

 

11.

Повышение эффективности  управления напрямую зависит         от полноты и своевременности получения информации

Вовремя доставленная исполнителю  информация является одним из главных  условий успешного выполнения функций  и эффективного достижения поставленных целей

 

22.

Повышение конкурентоспособности  организации («Кто владеет информацией, тот владеет миром»)

Повышение ответственности  за невыполнение поручения в условиях достаточности информации

 

33.

Ускоряется реакция на изменения условий рынка

   

44.

Упрощение ускорение процесса выполнения функций

   
       

Рассмотрев влияние информации на управленческий процесс, целесообразно  перейти к проблемам информационно  обеспечения управления. На настоящий  момент можно выделить следующие:

1. деятельность компании  в целом, а также ее подразделений  и работников не имеет полного  объективного информационного отображения; 

2. невозможно узнать историю  вопроса: кто был инициатором,  каковы были исходные документы  и содержательные основания, почему  и кем были приняты конкретные  решения; 

3. трудно найти нужные  документы или даже получить  сведения об их существовании; 

4. не получается извлечь  адекватную запросу информацию  из документов, в которых она  содержится;

5. документы "движутся" медленно; неизвестна стадия, на  которой находится процесс; важные  бумаги теряются;

6. появляются дублирующие  или противоречивые документы; 

7. поручения о подготовке  документов исполняются с нарушением  установленных сроков, в отдельных  случаях вообще не выполняются; 

Информация о работе Информационное обеспечение управления деятельностью таможенных органов