Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 12:13, курсовая работа
Цель данной работы заключается в рассмотрении истории создания ЕС, его современного состояния, а также отношений ЕС и России.
На пути достижения этой цели, был поставлен ряд задач:
- выявление проблем регионального развития Европейского союза;
- рассмотрение проблема безработицы;
- исследование проблем внешнего долга;
- институты Европейского союза.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..........3
1. ПРЕДПОСЫЛКИ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА…………………………………………………………………...…………..5
Предпосылки создания Европейского союза……………………………….5
Этапы развития Европейского союза………………………………………..9
Институты Европейского союза……………………………………………14
2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ……………………………………………………………………………...21
2.1. Проблемы регионального развития………………………………………..…21
2.2. Проблема безработицы………………………………………………………..23
2.3. Проблема внешнего долга…………………………………………………….28
3. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА И РОССИИ…………………………………………………………………………….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………39
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….40
Общий рынок – определение очередного этапа европейской интеграции. Установление общего рынка как одной из важных целей и одновременно очередного этапа интеграции было заложено в Римском договоре о создании Европейского экономического сообщества. При этом было оговорено, что данный процесс должен проходить эволюционно в течение 12 лет, то есть до 1969 года. Однако само понятие общего рынка определялось только в очень общих чертах, как некая территория, в рамках которой осуществлена свобода перемещения факторов производства или реализованы так называемые четыре свободы: перемещения капиталов, товаров, услуг и рабочей силы. Следствием размытости этого понятия был недостаток описания конкретных инструментов или установления способов осуществления такой формы интеграции. Фактически же не произошло создания общего рынка, процесс интеграции остановился на этапе таможенного союза.
Одним из главных инициаторов всех дел выступал тогдашний председатель Еврокомиссии Жак Делор. По его инициативе комиссия под руководством лорда Кокфельда выпустила "Белую книгу". Этот документ содержал кроме всего прочего подробный анализ препятствий на пути создания общего рынка, в нем же был перечислен инструментарий для необходимых изменений. Одобренная Европейской комиссией и принятая на саммите в Милане в июне 1985 года "Белая книга" послужила основой реальной программы создания общего рынка, совпавшей с реформой основополагающих договоров сообществ, главным образом Римского договора, которым и было положено начало создания ЕЭС. Принципы институциональных и политических изменений и необходимых импульсов для развития нашли окончательное выражение в Едином европейском акте, подписанном в 1986 году всеми странами – членами Европейских сообществ (вступил в силу 1 июля 1987 года). В дальнейшем, понятие общего рынка в этом акте было заменено понятием внутреннего рынка, который описывался как пространство без внутренних границ. Впоследствии на основании данного соглашения было принято около 280 правовых актов, послуживших реализации этого рынка согласно принятому решению до 1992 года. В целом же потребовалось почти 30 лет, чтобы концепция общего рынка (внутреннего рынка) в полной мере стала реальностью.
Он означает
такой уровень международной
интеграции, который с помощью
валютно-денежной унификации дополняет
таможенный coюз, зону свободной торговли
и общий рынок.
В рамках Европейского союза экономический
и валютный союз стали функционировать
с 1 января 1999 года согласно Маастрихтскому
договору (Договор о Европейском Союзе).
Начиная с 1 января 2002 года союз стал полностью
валютным союзом – как известно, общая
валютная единица евро введена в обращение
в 12 странах, в которых эта единица заменила
национальные валюты. Однако директивное
решение было принято в Гааге в 1969 году
(1–2 декабря). Если допустить, что введение
общей валюты является последним элементом,
венчающим всю многоуровневую конструкцию
валютного союза, то впору говорить о существовании
30 – летнего периода строительства этого
союза с различными последовательными
фазами.
(European Council) образован в 1974, а с 1986 его статус был официально закреплен в Едином европейском акте. В его состав входят главы государств и правительств стран-членов ЕС, а также председатель Европейской комиссии. По регламенту, Европейский совет заседает дважды в год, а фактически – четыре раза в год (по две встречи на каждое полугодовое председательство страны-члена). В ходе этих встреч обсуждаются общая ситуация и важнейшие политические проблемы Союза, а также состояние мировой экономики и международных отношений, определяются приоритетные направления деятельности, принимаются программы и решения стратегического характера. В случае необходимости созываются также внеплановые заседания, посвященные, как правило, одному крупному вопросу, требующему принятия политического решения. Заседания происходят под председательством главы или премьер-министра того государства, которое в данное полугодие председательствует в Совете. Итоги дискуссий и принятые решения доводятся до всеобщего сведения в виде соответствующих политических заключений председательствующей стороны. Формально, это политический документ, который в последующем трансформируется в правовые акты и решения, принимаемые соответствующими институтами ЕС.
Совет ЕС (Совет министров) - высший законодательный орган ЕС.
Совет обладает правом принятия решений,
обеспечивает координацию общей
экономической политики государств-членов,
осуществляет общее руководство
бюджетом (совместно с Парламентом),
заключает международные
Подготовка сессий Совета осуществляется в Брюсселе Комитетом постоянных представителей государств – КОРЕПЕР (COREPER) в составе глав национальных делегаций при Сообществе. КОРЕПЕР проводит предварительное обсуждение вопросов, выносимых на Совет, что обеспечивает непрерывность функционирования последнего. Генеральный секретариат, также работающий в Брюсселе, готовит решения Совета и следит за их выполнением.
(European Commission) – исполнительный орган ЕС, обладающий одновременно правом законодательной инициативы.
Комиссии принадлежит право
законодательной инициативы: она
разрабатывает законодательные
предложения и направляет их в
Совет, контролирует дальнейший процесс
законотворчества; следит за применением
законодательных актов, принятых Советом.
В случаях нарушений может
прибегнуть к санкциям, – например,
передать дело в Суд. Она вправе принимать
самостоятельные решения в
Комиссия состоит из 32 членов (по два представителя от Франции, Германии, Италии, Испании и Великобритании, по одному – от остальных государств-членов). Они назначаются на пять лет национальными правительствами, но полностью независимы в выполнении своих обязанностей. Кандидатуры утверждаются Европейским парламентом.
Комиссия состоит из 26 генеральных директоратов (Directorate-General), ведающих отдельными направлениями деятельности ЕС, включая отношения с третьими странами. Например, Генеральный директорат XVI занимается вопросами проведения политики сплочения, Генеральный директорат VIII – вопросами развития сотрудничества с государствами АКТ (Государства Африки, Карибского моря и Тихоокеанского региона, участники Ломейских конвенций). В штате Комиссии насчитывается 15 тыс. служащих – это самое большое учреждение ЕС.
Комиссия собирается один раз в неделю в Брюсселе.
Европейский парламент (European Parliament) – консультативно-законодательный орган ЕС, состоит из представителей государств-членов, избираемых прямым голосованием в этих странах.
Осуществляет функции
Комиссия подотчетна Парламенту. Парламент может принимать санкции в отношении Комиссии, например, вынести ей вотум недоверия, заставить ее уйти в отставку.
Парламенту отведена ведущая роль
при назначении председателя и членов
Комиссии. Парламент контролирует деятельность
Совета посредством рассмотрения программ
и отчетов
Римский договор 1957 отводил Парламенту исключительно консультативную роль. С течением времени его полномочия были значительно расширены. Современный процесс законотворчества в ЕС предусматривает участие Европарламента в законодательном процессе через обязательные процедуры взаимодействия Комиссии и Совета с Парламентом. Существуют три основные процедуры: консультации, совместное принятие решений, выражение согласия.
Процедура принятия бюджета, предусматривающая
два чтения в Парламенте, позволяет
ему вносить поправки в разработанный
Советом проект. В исключительных
случаях Парламент, если его мнение
не было принято в расчет, может
отклонить бюджет в целом. Он дает
заключение о деятельности Комиссии,
связанные с выполнением
После приема в Союз новых стран-членов, он насчитывает 732 депутата. Число представителей, избираемых в каждом государстве-члене, должно соответствовать числу голосов каждой страны в органах ЕС.
С 1979 парламент избирается прямым голосованием. Срок полномочий депутатов составляет пять лет.
Ежемесячные пленарные сессии проходят
в Страсбурге, дополнительные сессии
и заседания комиссий – в Брюсселе.
Генеральный секретариат
В Европарламенте представлены как европейские партии, так и парламентские фракции, представляющие собою политические альянсы менее крупных партий.
Деятельность Парламента осуществляется под руководством Бюро, состоящего из председателя и 14 вице-председателей, избираемых на два с половиной года. Повестки дня сессий определяет Конференция председателей. Помимо пленарных заседаний депутаты работают в 20 комиссиях, ведающих отдельными направлениями деятельности ЕС. Межпарламентские делегации поддерживают связи с национальными парламентами всего мира.
Обеспечивает единообразное
Суду ЕС подведомственны все вопросы, связанные с исполнением норм права Сообщества. Решения Суда не могут быть оспорены и подлежат безусловному исполнению.
Состоит из 27 судей (по одному от каждого государства) и девяти юридических советников (число последних может быть увеличено единогласным решением Совета). Они назначаются на шестилетний срок правительствами государств-членов и независимы в выполнении своих обязанностей. Председатель Суда избирается судьями на три года. Каждые три года происходит частичное обновление состава судей и юридических советников.
Место пребывания – Люксембург.
Счетная палата (Палата аудиторов). Создана в 1975 для аудиторской проверки бюджета ЕС и его учреждений.
Проверяет отчеты о доходах и расходах ЕС, и всех его институтов и органов, имеющих доступ к фондам ЕС; следит за качеством управления финансами; после завершения каждого финансового года составляет доклад о своей работе, а также представляет Европарламенту и Совету заключения или замечания по отдельным вопросам (по просьбе институтов или по собственной инициативе); помогает Европарламенту контролировать исполнение бюджета ЕС.
Палата состоит из представителей государств-членов (по одному от каждого государства-члена). Они назначаются Советом единогласным решением на шестилетний срок и полностью независимы в исполнении своих обязанностей.
Место пребывания – Люксембург.
(Economic and Social Committee) – консультативный орган ЕС. Образован в соответствии с Римским договором.
Консультирует Совет и Комиссию по вопросам социально-экономической политики ЕС. Представляет различные сферы экономики и социальные группы (работодателей, лиц наемного труда и свободных профессий, занятых в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания, а также представителей общественных организаций).
Члены Комитета назначаются Советом единогласным решением сроком на 4 года. Комитет выбирает из числа своих членов Председателя сроком на 2 года.
Информация о работе Интеграционные объединения мира: Европейский союз