Интеграционные объединения мира: Европейский союз

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 12:13, курсовая работа

Описание

Цель данной работы заключается в рассмотрении истории создания ЕС, его современного состояния, а также отношений ЕС и России.
На пути достижения этой цели, был поставлен ряд задач:
- выявление проблем регионального развития Европейского союза;
- рассмотрение проблема безработицы;
- исследование проблем внешнего долга;
- институты Европейского союза.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..........3
1. ПРЕДПОСЫЛКИ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА…………………………………………………………………...…………..5
Предпосылки создания Европейского союза……………………………….5
Этапы развития Европейского союза………………………………………..9
Институты Европейского союза……………………………………………14

2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ……………………………………………………………………………...21
2.1. Проблемы регионального развития………………………………………..…21
2.2. Проблема безработицы………………………………………………………..23
2.3. Проблема внешнего долга…………………………………………………….28
3. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА И РОССИИ…………………………………………………………………………….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………39
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….40

Работа состоит из  1 файл

Курсовая ЕС.docx

— 149.47 Кб (Скачать документ)

 

Крупнейшей экономике ЕС – Германии – угрожает ущерб от владения облигациями Греции, Португалии, Испании и Ирландии. Сегодня эксперты отмечают замедление темпов роста экономики ФРГ, что во многом повязано с проблемами периферийных стран зоны евро. На немецкой экономике держится как ЕС, так и вся мировая экономика. Вероятность дефолта низкая.

  • ВВП: 3,3 трлн. €
  • Внешний долг: 4,2 трлн. €
  • Долг на душу населения: 50,659 €
  • Внешний долг к ВВП: 176%
  • Госдолг к ВВП: 83% 8.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА  И РОССИИ.

 

Российская  Федерация и Европейский союз являются важнейшими партнерами в целом  ряде ключевых сфер, включая экономику, энергетику, внутренние и внешние  аспекты безопасности.

Товарооборот  между Россией и странами ЕС в  настоящее время превышает 200 млрд. евро в год. За последние годы Россия превратилась в третьего, после США  и Китая, торгового партнера ЕС. При  этом на долю Евросоюза приходится более половины внешнеторгового  оборота России и более двух третей накопленных иностранных инвестиций в российскую экономику. ЕС является главным импортером российских энергоресурсов. Россия же прочно удерживает за собой позицию важнейшего для ЕС поставщика природного газа, на четверть, удовлетворяя суммарные потребности в нем стран – членов ЕС.

Все более  активно развиваются человеческие и профессиональные контакты и туризм. Во многом это стало результатом  действия Соглашений между Россией  и ЕС об упрощении визового режима и о реадмиссии9.

Укрепляется сотрудничество по вопросам внешней политики и безопасности, борьбы с нелегальной миграцией, оргпреступностью, терроризмом. Потенциал взаимодействия России и ЕС на этих и других направлениях предстоит еще реализовать, но главное достижение последних лет, которое сложно переоценить, - это утверждающееся понимание того, что российско - есовское партнерство является одной из ключевых опор для поддержания стабильности и благополучия не только в Европе, но и в мире. Совместная ответственность за поиск ответов на современные вызовы, равно как и солидный и по преимуществу позитивный фундамент традиционных, порой многовековых отношений с отдельными странами-членами Евросоюза, общие принципы и идеалы европейской цивилизации, схожесть исторических судеб - все это придает партнерству России и ЕС поистине стратегический характер.

Пока история официальных отношений  между Москвой и Брюсселем  насчитывает чуть больше двадцати лет: первым документом, регулирующим отношения  сначала Советского Союза, а затем  России как его продолжателя и  ЕС, стало подписанное 18 декабря 1989 года Соглашение о торговле, коммерческом и экономическом сотрудничестве между СССР, с одной стороны, и  Европейскими сообществами, с другой. Тогда речь шла просто о налаживании сотрудничества. Подписанное четыре с половиной года спустя - 24 июня 1994 года - Соглашение о партнерстве и сотрудничестве стало существенным продвижением вперед, предусматривая развитие углубленных отношений в политической, торгово-экономической, правовой и гуманитарной областях. Следующим этапным событием в российско-есовских отношениях явилось утверждение на саммите в Санкт-Петербурге в мае 2003 г. концепции формирования четырех общих пространств России и ЕС: Общего экономического пространства, Общего пространства свободы, безопасности и правосудия, Общего пространства внешней безопасности и Общего пространства науки и образования, включая культурные аспекты. Работа по реализации одобренных на саммите в Москве в мае 2005 г. «дорожных карт» по формирования Общих пространств остается ключевым треком взаимодействия России и ЕС.

На саммите в Лондоне в  октябре 2005 года Россия и Евросоюз заявили  о необходимости очередного обновления договорно-правовой базы, объективно переставшей  отвечать масштабу задач формирования Общих пространств и в целом  уже не отражавшей достигнутый уровень  сотрудничества. На следующем саммите  в Сочи в мае 2006 года была достигнута политическая договоренность о начале работы над новым базовым соглашением, призванным наполнить дополнительной конкретикой само понятие стратегического партнерства и создать эффективные механизмы для его реализации. Процесс переговоров по будущему соглашению, запущенный в 2008 г., продолжается.

Отношения России и ЕС опираются  на солидную институциональную архитектуру, позволяющую сторонам на различных  уровнях обсуждать практически  любые проблемы мировой политики. Сегодня форматы российско-есовского взаимодействия включают в себя саммиты с участием Президента России, с одной стороны, и Председателей Европейского совета и Еврокомиссии, с другой; встречи в формате «Правительство России - Еврокомиссия»; заседания Постоянного совета партнерства (на уровне министров иностранных дел и по отдельным секторальным вопросам, включая юстицию и внутренние дела, энергетику, транспорт, научные исследования); встречи на уровне политдиректоров; регулярные консультации Постпреда России при ЕС с председателем Комитета по внешней политике и политике безопасности ЕС. Нарастает интенсивность взаимодействия в рамках отраслевых диалогов (по энергетике, транспорту, промышленной политике, информационному обществу, сотрудничеству в области космоса и др.) и экспертных консультаций по отдельным внешнеполитическим вопросам (более 20 раундов ежегодно). На регулярной основе проводятся мероприятия по парламентской линии.

Ближайшие задачи по укреплению стратегического  партнерства России и ЕС продиктованы самой логикой развития отношений  с Евросоюзом. Среди них и переход  на безвизовый режим, и налаживание более эффективного и ориентированного на результат взаимодействия во внешнеполитической сфере, включая кризисное регулирование, и начало диалога о сопряжении концепций социально-экономического развития России и ЕС на период до 2020 года. Особое значение в условиях преодоления последствий глобального финансово-экономического кризиса приобретает одобренная на 25-м саммите Россия-ЕС в Ростове-на-Дону 31 мая - 1 июня 2010 года инициатива об учреждении «Партнерства для модернизации», призванного служить гибкими рамками для продвижения реформ, укрепления экономического роста и повышения конкурентоспособности России и Евросоюза10. В число приоритетных областей партнерства входят расширение возможностей для инвестирования в ключевые отрасли, стимулирующие рост и инновации; укрепление и углубление двусторонней торговли и экономического взаимодействия; содействие выравниванию технических регламентов и стандартов; развитие устойчивой низкоуглеродной экономики и энергоэффективности; укрепление взаимодействия в сферах инноваций и исследований; содействие развитию связей между людьми и укрепление диалога с гражданским обществом и предпринимательскими кругами. В ходе 26-го саммита Россия-ЕС в Брюсселе 7 декабря 2010 г. был дан старт реализации Плана действий в рамках «Партнерства для модернизации».

В духе стратегического партнерства  продолжается и уже начатое обсуждение с Евросоюзом двух крупных российских инициатив - о подготовке Договора о европейской безопасности и о выработке новой правовой базы международного сотрудничества в сфере энергетики, а также совместного российско-германского предложения об учреждении Комитета Россия-ЕС по вопросам внешней политики и безопасности (Мезебергский меморандум).

За прошедшие годы Европейский  союз стал важнейшим торговым партнером  России. В 2010 г. на страны ЕС пришлось примерно 50% российского экспорта товаров  и 55% товарного импорта, причем эти  доли в течение ряда лет остаются практически неизменными. В период с 2000 по 2010 гг. объем товарооборота  между Россией и Евросоюзом утроился в стоимостном выражении, достигнув 241 млрд. евро. Объем товарного экспорта России в ЕС-27 повысился с 64 млрд. евро в 2000 г. до 155 млрд. евро в 2010 г. За эти  же годы российский импорт товаров  из стран Евросоюза вырос с 23 млрд. евро до 86 млрд. евро.

Во внешней торговле товарами Европейского союза в 2010 г. Россия занимала третье место вслед за США и Китаем (первое и второе места соответственно). При том, что в период с 2000 по 2010 гг. удельный вес России во внешней  торговле товарами ЕС-27 возрос в два  раза, на ее долю приходится лишь 6% экспорта Евросоюза и 10% его импорта.

Асимметрия в торговле между  Россией и ЕС проявляется не только в дисбалансе между удельными  весами во внешнем товарообороте  друг друга, но и в структуре взаимного  экспорта и импорта. Так, в 2010 г. в  поставках из ЕС-27 в Россию около 44% пришлось на машины и оборудование, 20,3% - на химические товары, 23,8% - на прочие готовые изделия и 9,3% - на продовольственные  товары. В то же время в российском экспорте в Евросоюз доминирующую позицию  по-прежнему занимали топливно-энергетические товары - 82,8%(табл.4 – Приложение).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

Объединяясь в Европейский Союз, страны –  участницы руководствовались не только меркантильными интересами и  экономическими соображениями. Безусловно, они играют не последнюю роль, но в основе европейского единения лежат  также общая идеология, системы  ценностей и присущее всем европейским  политическим системам уважение прав и свобод человека. Именно положение  индивида в обществе, его роль в  политическом процессе, внимание, уделяемое  правительствами нуждам отдельного человека, а не некой абстрактной  общественной прослойки, видятся одним  из действенных стимулов к объединению.  
Безусловно, последние расширения ЕС внесли новые элементы в интеграционные процессы в этой группировке, они уже не будут такими, как они были до расширения. Еще до принятия новых членов в ЕС-15 стала очевидна разнородность Сообщества, что потребовало дифференциации при осуществлении отдельных видов политики. В частности, 15 стран разделились на тех, которые участвуют в Экономическом и валютном союзе (12 государств), и тех, которые не участвуют (Великобритания, Дания, Швеция). Однако это пока считается "внешним исключением", и такое положение не привело к расколу группировки. В Сообществе, состоящем из 27 государств – а в перспективе количество членов еще возрастет, необходимость дифференциации еще увеличится. Такая ситуация создает потребность изменений в интеграционных концепциях Евросоюза. 

Общая стратегия  Европейского Союза по отношению  к России – стратегия с добрыми  намерениями, но еще не обретшая завершенные  формы. Она подчеркивает общность судеб  России и Европейского Союза, и каждый, кто может что-то привнести в  это будущее – морально обязан это сделать. Единственный путь, который  в принципе неприемлем в отношениях между Россией и Европейским  Союзом – это конфронтация.

На самом  же деле Европейский Союз — это  в первую очередь испытанная и  проверенная гарантия мира. И именно по этой причине — если даже не брать  во внимания другие положительные стороны  — ценность Союза для людей  неизмерима. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

 

    1. Сумароков В.Н. Расширение Европейского союза и внешнеэкономические связи России/В.Н. Сумароков, Н.В. Сумароков. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 256 с. 

 

    1. Калиниченко П.А. Европейский союз: право и отношения с Россией. 2012г.

 

    1. Кашкин С.Ю. Право ЕС. 2010г.

 

 

start="4"

 А. Е. Дайнеко, Г. В. Забавский, Ф. А. Дмитракович. Расширение ЕС. 2004г.

 

    1. Статья Троцкого М. Журнал «Международные процессы». 

 

    1. Экономический портал Импити.

 

    1. http://www.europa.eu.int/ Официальный сайт ЕС в Интернет.

 

    1. http://www.eubasics.allmansland.com/ Региональное представительство ЕС.

 

    1. Economic Education – www.emritry.com

 

    1. Федеральный портал – www.protown.ru

 

    1.  www.nowosti – es.ru

 

    1. www.russiamission.eu

ПРИЛОЖЕНИЕ.

 

Таблица 1.

 

Год

Страна

Общее количество членов

1951

Франция, ФРГ, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Италия

6

1973

Великобритания, Дания, Ирландия

9

1981

Греция

10

1986

Испания, Португалия

12

1995

Швеция, Финляндия, Австрия

15

2004

Чехия, Эстония, Венгрия, Литва, Латвия, Польша, Словакия, Словения, Мальта, Кипр

25

2007

Болгария, Румыния

27

Информация о работе Интеграционные объединения мира: Европейский союз