Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 00:20, реферат
С принятием УК РФ 1996 г. был криминализирован ряд общественно опасных деяний, причиняющих существенный вред в сфере таможенного дела. Расширение перечня таможенных преступлений в свою очередь в определенной мере усложнило задачу правоохранительных органов по правильной квалификации указанных преступных деяний и разграничении их между собой.
Наиболее серьезные трудности в практической деятельности правоохранительных органов возникают при разграничении контрабанды и уклонения от уплаты таможенных платежей, свидетельством чему является разноречивость следственно-судебной практики, а также научная полемика, развернувшаяся в последнее время на страницах юридической периодической печати.
1.Определение контрабанды и ответственность за неё в новых законодательных документах.
2. Вопрос контрабанды в современных условиях по материалам периодической печати.
3. Органы борьбы с контрабандой в ГТК, региональных управлениях, таможнях.
Список литературы
Нормативно-правовые акты
Всего в 2002 году на всех дальневосточных таможнях России было задержано 8,3 тонны осетровых рыб, 202 тонны медвежьей желчи, 46 медвежьих лап, 111 мускусных желез кабарги и 1275 оленьих пантов, когти трех уссурийских тигров, 38 норковых шкурок, 96 редких дальневосточных черепах бисса, 652 корня женьшеня и многое другое. Резко выросла контрабанда птиц - так, в минувшем году на Камчатке открылся браконьерский промысел ястребов-тетеревятников, а в Якутии - соколов, которых переправляют через АТР в Саудовскую Аравию. Вывозятся также волнистые попугайчики - их изъято около сотни особей. Ущерб не ограничивается числом реализованных на черном рынке особей редких животных и птиц. Примерно 30 процентов особей гибнет при отлове и передержке, еще 30 - при транспортировке.
Массовый характер приняла контрабанда осетровой икры. Около 50 процентов торговли черной икрой, по данным Службы охраны рыбных ресурсов и животного мира США, осуществляется нелегально. Поголовье осетровых в Каспии, где добывается 90 процентов всей черной икры, за последние 20 лет сократилось на 70 процентов. Россия в результате контрабанды лишается важного источника валютных поступлений.
О масштабах и общественной опасности данной категории преступлений свидетельствуют результаты многочисленных операций правоохранительных органов.
Контрабанда предметов культуры и произведений искусства.
За последние десять лет характер контрабанды антиквариата из России существенно изменился. В конце 80-х годов за границу увозили в основном произведения художников- авангардистов, работы Репина, приобретенные у частных коллекционеров предметы старины. Позднее предметом контрабанды стали ценнейшие коллекции картин, серебра, бронзы. С началом эпохи разгосударствления и появлением многочисленных антикварных лавочек контрабанда произведений искусства стала, как говорят специалисты, "бытовой". Злоумышленники без особого труда приобретают в магазинах, у коллекционеров, у рядовых граждан или у профессиональных преступников "заведомо украденные" или "честные", но все равно запрещенные к вывозу предметы антиквариата, и дальше уже каждый по-своему пытается решить проблему перевозки. Как отмечают специалисты петербургского управления ФСБ, каждый раз им приходится сталкиваться с каким-то новым способом провоза контрабанды. В своих ухищрениях злоумышленники практически не повторяются.
Контрабанда при осуществлении импортных операций.
Особое место в этой группе преступлений занимают деяния, связанные с незаконным ввозом и реализацией на территории страны автомобилей иностранного производства. Этот бизнес связан с деятельностью устойчивых преступных групп с распределением функций по скупке и перевозке машин, обеспечению растаможивания, хранению и сбыту, изготовлению фиктивных документов, печатей и штампов.
Предметом контрабандных операций, осуществляемых физическими лицами, чаще всего выступают автотранспортные средства иностранного производства. К основным методам их незаконного импорта относятся:
обход таможенных постов;
изготовление и использование поддельных личных номерных печатей и штампов таможенных органов для оформления товаросопроводительных документов;
проведение неправомерного растаможивания.
перемещение немаркированных подакцизных товаров под прикрытием части маркированных;
использование фальшивых акцизных и специальных марок;
Предметом контрабандных операций, осуществляемых юридическим лицами, являются в значительной степени товары, подлежащие обложению акцизами и таможенными пошлинами. К ним относятся в основном потребительские товары импортного производства - алкогольные напитки, табачные изделия, автомобили, мебель, бытовая техника, одежда. Особенно много правонарушений выявляется при ввозе таких товаров как алкоголь и табачные изделия.
По данным Министерства внешних экономических связей РФ объем импорта алкоголя приближается к 50% от производимого внутри страны, что может составить угрозу отечественному производству.
Беспрецедентных результатов достигли злоупотребления в процессе ввоза в Россию и реализации на ее территории автомобилей иностранного производства после введения таможенных пошлин в размере 5 ЭКЮ за 1 куб. см. объема двигателя, что по существу составляет 100 процентов их стоимости.
К основным методам незаконного импорта подакцизных товаров юридическим лицами относятся:
обход таможенных постов.
сокрытие от таможенного досмотра.
использование подложных документов.
ввоз товаров под видом транзита с последующей его реализацией внутри страны;
перемещение немаркированных товаров под прикрытием части маркированных;
использование фальшивых акцизных и специальных марок;
незаконное использование льгот, предоставляемых отдельным категориям лиц при ввозе автомобилей.
Импортные операции, связанные с незаконным автомобильным бизнесом, осуществляются устойчивыми преступными группировками, уклоняющимися от выполнения установленных требований по уплате таможенных и иных платежей.
Целям обеспечения уголовно-правовой охраны предусмотренного законом порядка и условий перемещения через таможенную границу РФ товаров и иных объектов и связанных с этим законных прав и интересов государства, юридических и физических лиц служат правовые нормы, содержащиеся в ст. 188, 189, 190.
Ст. 188 УК РФ контрабанда определяется как перемещение через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием.
Предметом контрабанды могут быть любые товары, т.е. вещи, ценности, соответствующие юридическому понятию товара, а также те объекты, которые по действующим нормативно - правовым актам подлежат таможенному контролю, таможенной идентификации или декларированию.
Контрабанда драгоценных металлов и камней.
Правоохранительными органами совместно с таможенными ежегодно пресекается огромное количество контрабандного вывоза и незаконных сделок с драгоценными металлами и камнями. Так, из незаконного валютного оборота, по данным МВД РФ, только в 1996 г. изъято более 300 кг золота, около 90 кг платины, 400 кг серебра, 100 кг изумрудов и изумрудного сырья, несколько тысяч каратов драгоценных камней.
Экономической основой контрабанды алмазов является заниженные цены первичных продаж алмазного сырья. Одна из возможных схем контрабандного вывоза состоит в следующем. На вполне законных основаниях алмазное сырье преступники подвергают пересортировке и наиболее качественные алмазы вывозят за рубеж контрабандой. В обмен доставлялись мелкие бриллианты низкого качества. Главным источником алмазного сырья выступает совместное предприятие. Такие факты не единичны, о чем говорит тот факт, что лишь в 1999 году за подобные нарушения "АЛРОСА" исключил из числа своих клиентов 29 фирм. На 11 из них заведены уголовные дела.
Помимо алмазной контрабанды значительных масштабов достиг нелегальный вывоз золота за пределы России. По оценкам экспертов, только в Магаданской области исчезает ежегодно до 30 процентов добываемого драгоценного металла. Специалисты утверждают, что у теневиков оседает до 5-8 тонн российского золота.
2. Вопрос контрабанды в современных условиях по материалам периодической печати.
Этот вопрос уже был затронут нами выше и достаточно полно раскрыт. Следует отметить, что вопрос контрабанды будет всегда затронут в СМИ, научных журналах, газетах. Особенно часто этот вопрос поднимается в журнале “Таможня”, бюллетене ГТК “Таможенные ведомости”, Таможенном вестнике, пресс - бюллетене ГТК. Ведутся дебаты и полемика по вопросу разграничения контрабанды и уклонения от уплаты таможенных платежей. Также существуют спорные вопросы при рассмотрении дел о контрабанде и в связи с этим было бы актуально затронуть вопрос о судебной практике. Результаты изучения судебной практики показывают, во-первых, что санкция ч.1 ст.188 УК РФ, предусматривающая наказание только в виде лишения свободы, практически не действует, поскольку чаще всего к виновным применяется условное осуждение. По нашим данным, за 2000 год реальное наказание в виде лишения свободы за контрабанду без квалифицирующих признаков назначалось только каждому десятому осужденному. Однако следует отметить, что условное осуждение возможно, если суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без отбывания наказания. При назначении условного осуждения суд должен учитывать характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность виновного, в том числе смягчающие и отягчающие обстоятельства. Анализ же судебной практики показывает, что в качестве оснований применения условного наказания судами, как правило, учитываются следующие обстоятельства: совершенное преступление не является тяжким; отсутствие обстоятельств, отягчающих наказание; наличие малолетних детей; совершение преступления впервые (как обстоятельство, характеризующее личность подсудимого); признание своей вины; положительная характеристика виновного.
На наш взгляд, многие из перечисленных обстоятельств не всегда характерны для применения условного осуждения.
С учетом того, что наказание по ч.1 ст.188 УК, как уже отмечалось нами, назначается, как правило, условно, уголовно-правовой запрет оказывается бездействующим. Лица, совершившие административные правонарушения (согласно закону менее опасные), наказываются более строго. В связи с этим предлагаем изменить санкцию ч.1 ст.188 УК, сделав упор на экономические меры воздействия.
Следует также отметить, что суды не всегда при вынесении приговора учитывают отягчающие обстоятельства, в частности, совершение контрабанды по предварительному сговору группой лиц.
К примеру, по делу в отношении помощников капитана теплохода К. и С. и пассажиров Н., Л. и Г. за контрабанду 51 510 долл. США Ленинский районный суд г. Новороссийска ко всем виновным применил условное осуждение. В приговоре даже не упоминалось, что преступление совершено группой лиц по предварительному сговору, т.е. при наличии серьезного отягчающего обстоятельства.
На практике суды неодинаково подходят к решению вопроса о судьбе вещественных доказательств (предметов контрабанды). Они либо возвращаются владельцам, осужденным за контрабанду, либо обращаются в доход государства.
Так, Ж. был привлечен к уголовной ответственности по ст.30 УК и ч.1 ст.188 УК за покушение на контрабанду валюты в сумме 3220 долл. США. Он намеревался вылететь из аэропорта г. Краснодара в г. Стамбул, скрыв от таможенного контроля указанную сумму валюты, однако деньги были обнаружены таможенными органами в ходе личного досмотра. Советский районный суд г. Краснодара, назначив Ж. условное наказание, валюту, как вещественное доказательство, возвратил осужденному.
Подобные судебные постановления в части решения вопроса о судьбе предметов контрабанды не соответствуют требованиям уголовно-процессуального законодательства. В соответствии с п.7 действующего постановления Пленума Верховного Суда СССР "О судебной практике по делам о контрабанде" от 3 февраля 1978 г. "предметы контрабанды как вещественные доказательства подлежат конфискации в доход государства". Данное разъяснение в полной мере соответствует действующему законодательству, в частности Таможенному кодексу РФ.
На основании ст.ст.276-279 ТК при отсутствии признаков уголовно наказуемой контрабанды перемещение через таможенную границу Российской Федерации помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием влечет обращение перемещаемых товаров в доход государства. На наш взгляд, если административное правонарушение влечет конфискацию перемещаемых товаров, то преступление тем более должно влечь их конфискацию, поскольку является более общественно опасным деянием.
Кроме того, исходя из смысла требований ст.ст.83, 86 УПК РСФСР, орудия преступления - это все предметы, которые использовались преступником для достижения общественно опасной цели, независимо от основного назначения предмета.
Таким образом, понятие "орудия преступления" включает в себя предметы преступления, которые, следовательно, подлежат конфискации.
Так, Президиум Верховного Суда РФ постановлением от 10 июня 1998 г. отменил все состоявшиеся ранее судебные решения по делу П., который приговором Советского районного суда г. Краснодара был признан виновным в покушении на контрабанду по ст.30 УК, ч.1 ст.188 УК, а изъятая же у него валюта в сумме 85 200 долл. США согласно этому приговору, оставленному без изменения определением судебной коллегии по уголовным делам Краснодарского краевого суда и постановлением Президиума этого же суда, возвращалась по принадлежности осужденному П.
Принимая такое решение по определению судьбы вещественных доказательств, суды ссылались на то, что санкция ч.1 ст.188 УК, по которой П. признан виновным, конфискацию имущества не предусматривает, а перечень мер, предусмотренных ст.86 УПК и принимаемых в отношении вещественных доказательств при разрешении уголовных дел, по мнению указанных судебных инстанций, расширительному толкованию не подлежит, поскольку согласно материалам дела П. приобрел доллары законным путем.
Не согласившись с такой позицией, Президиум Верховного Суда РФ в своем постановлении указал, что конфискацию имущества как дополнительное наказание следует отличать от конфискации предметов контрабанды, признанных вещественными доказательствами. Эти вопросы решаются в приговоре отдельно.
Признав П. виновным по ст.30 УК и ч.1 ст.188 УК, суды тем самым отнесли валюту к "товарам или иным предметам", перемещение которых в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации с сокрытием от таможенного контроля образует состав контрабанды, т.е. к предметам этого преступления. По смыслу же закона конфискации подлежат предметы, использовавшиеся при совершении преступления. Однако, несмотря на указания, изложенные в постановлении Президиума Верховного Суда РФ от 10 июня 1998 г., суды продолжают возвращать валюту осужденным за контрабанду.
Так, приговором Советского районного суда г. Краснодара Д. осужден по ч.1 ст.188 УК к двум годам лишения свободы условно. На основании п.8 постановления Государственной Думы "Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" от 26 мая 2000 г. осужденный Д. от назначенного судом наказания освобожден. При этом осужденному возвращены изъятые у него предметы контрабанды: 390 долл. США и 92 670 руб., которые являются вещественными доказательствами по уголовному делу. Судьба вещественных доказательств, т.е. предметов контрабанды, решена судом без учета требований закона, изложенных в п.1 ст.86 УПК. Кроме того, акт амнистии распространяется только на наказание, а в соответствии со ст.ст.44, 45 УК специальная конфискация не относится ни к основному, ни к дополнительному виду наказания. В связи с тем что данный приговор в части возвращения осужденному валюты является незаконным, Краснодарской транспортной прокуратурой внесен кассационный протест в судебную коллегию по уголовным делам Краснодарского краевого суда для его отмены. Однако кассационная инстанция необоснованно отклонила протест, в связи с чем Краснодарской краевой прокуратурой в порядке надзора внесен протест в президиум Краснодарского краевого суда, который удовлетворил протест, отменил приговор в указанной части, а дело направил на новое рассмотрение. При новом рассмотрении предметы контрабанды обращены в доход государства.