Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 11:14, курсовая работа
В ходе работы предполагается решить следующие задачи:
определить сущность и выявить направления научно-технического прогресса для общества в целом и для таможенного дела в частности;
проанализировать планирование и эффективность внедрения таможенной службой научно-технических достижений;
определить роль НТП в модернизации таможенной службы.
Курсовая работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованных источников.
В условиях постоянного роста объема внешней торговли и возрастающей нагрузки на таможенные органы применение достижений НТП приобретает все большее значение для таможенного дела. Передовые таможенные службы стремятся к всемерному развитию информационных систем и технологий, а правительства выделяют для этих целей гигантские суммы.
Важность применения информационных технологий очевидна: они позволяют не только повысить контроль над участниками внешнеэкономической деятельности, но и значительно ускорить процесс таможенного оформления и контроля, что, в свою очередь, увеличивает товарооборот и ведет к экономическому росту. Кроме того, вступление России во Всемирную Торговую Организацию в ближайшем будущем приведет к увеличению грузопотока, как следствие, увеличится нагрузка на таможенные органы. В настоящее время не редкость многокилометровые очереди в пунктах пропуска через государственную границу. Чтобы этого избежать в будущем существуют два пути развития таможенной системы: первый – увеличение числа таможен, количества служащих (экстенсивный путь), второй – внедрение информационных технологий, «автоматизация» таможенного контроля и оформления (интенсивный путь).
Федеральная таможенная служба (ФТС России) признана одной из самых технологичных и технически оснащенных в стране. Этот факт является результатом уже реализованных ФТС России IT-проектов и открытости ведомства к внедренческим процессам. Использование современных информационных технологий (IT) в деятельности таможенных органов помогает совершенствовать и облегчает сам процесс таможенного оформления и таможенного контроля, повышает пропускные способности пунктов пропуска на государственной границе РФ.
Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2012 года в соответствии с основными направлениями социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу определяет следующие приоритеты использования информационных технологий в сфере внешнеэкономической деятельности: повышение собираемости таможенных платежей, сокращение времени, необходимого для таможенного оформления и контроля, повышение эффективности таможенного контроля и борьбы с таможенными правонарушениями на основе создания комплексной системы учета участников внешнеэкономической деятельности и анализа их деятельности, информационно-аналитического обеспечения правоохранительной деятельности в таможенной сфере и внедрения комплексной системы управления рисками, развития систем электронного декларирования.
Использование информационных систем и технологий в деятельности таможенных органов позволяет решать много задач, связанных с эффективным осуществлением таможенного администрирования. Среди таких задач можно выделить следующие:
- упрощение и ускорение таможенного оформления и таможенного контроля, в том числе за счет использования электронной формы декларирования, внедрения экспериментальных технологий таможенного оформления;
- использование системы управления рисками;
- накопление информации об участниках внешнеэкономической деятельности и иных лицах, если такое накопление предусмотрено в порядке, установленном законодательством;
- ведение баз данных, реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела;
- оперативное осуществление информационного обмена с иными органами государственной власти и зарубежными органами в порядке и на условиях, установленных законодательством.
Активное вовлечение
России в мирохозяйственные связи
посредством механизма
Многообразие разработанных подходов к оценке эффективности деятельности таможенного органа обусловлено абстрактно-отвлеченным характером понятия «эффективность деятельности таможенных органов», под которым в данной работе подразумевается комплексная характеристика таможенного дела, выраженная в отношении полученных в процессе функционирования результатов к понесенным затратам.
Сложность объекта исследования (эффективность деятельности таможенного органа) делает целесообразным применения многокритериальной оценки на системной основе. Например, предложенный Диановым А.Ю. интегральный подход предусматривает включает три этапа: анализ структуры результативности совокупного процесса деятельности таможенных органов, формирование интегрирующих показателей и расчет этих показателей во времени.
В иной плоскости рассматривает проблему Клищ Н.Н.: оценка эффективности деятельности государственных органов (служащих) базируется на результативном подходе, предусматривающем 5 групп показателей: входящие ресурсы, процессы, непосредственные результаты, конечные эффекты, влияние.(см. таб.1).
Таблица 1 - Виды показателей результативности деятельности государственных служащих
Тип показателя результативности |
Описание |
Примеры |
Показатели входящих ресурсов |
Показатели, характеризующие затраты на определенные виды деятельности и (или) набор требований к профессиональным и личным навыкам госслужащего |
-затраты на командировки; -наличие сертификатов, оценивающих знание иностранного языка; - объем финансовых средств, |
Показатели процессов |
Показатели, характеризующие сроки и нормативы выполнения определенной деятельности |
-средняя продолжительность -среднее время ожидания |
Показатели непосредственных результатов |
Показатели, характеризующие объем проделанной работы (оказанных услуг) |
-процент рассмотренных жалоб; -число активных проектов на текущую дату; |
Показатели конечных эффектов |
Показатели, характеризующие степень достижения целей и задач таможенных органов и (или) изменение в состоянии целевой группы потребителей услуг |
-число погибших на -сокращение числа совершенных преступлений на 10 тыс. жителей; |
Для анализа экономической эффективности таможенной единицы А.В. Губин предлагает метод сравнения расчетного и фактического бюджетного результатов: эффективность обратно пропорциональна разности между этими показателями. Суть предлагаемого подхода заключается в сравнении максимально возможных поступлений от таможенных операций (расчетного бюджетного результата) с фактическими (фактическим бюджетным результатом). Наряду с этим данный ученый предлагает сопоставление совокупных затрат и результатов (в том числе, таможенных сборов в федеральный бюджет) таможенной деятельности.
Наряду с теоретическими подходами особый интерес представляют действующие системы оценки эффективности, реализация которых происходит как в деятельности зарубежных таможенных администраций, так и в рамках ФТС России.
Так, применяемая во Франции методика оценки эффективности деятельности таможенных органов (performance measurement) являет собой иерархическую систему, где стратегические цели предопределяют частные задачи. Степень отклонения фактических значений формируемых на основе этих задач показателей от целевых дает на выходе эффективность отдельно взятой таможенной единицы (см. таб. 2)
Таблица 2 - Оценка эффективности таможенных органов в РФ
Аспект деятельности |
Цель |
Показатели |
Целевые значения показателей |
Социально-экономический |
Борьба с организованной преступностью |
Стоимостной объем конфискованного табака (в млн. евро) |
54,5 |
Стоимостной объем конфискованных наркотиков (в млн. евро) |
340 | ||
Физический объем поддельной продукции (в млн. штук) |
5,5 | ||
Число раскрытых особо опасных преступлений |
5550 | ||
Качество обслуживания |
Ускорение времен выпуска товаров |
Среднее время выпуска (в минутах) |
7 |
Удельный вес электронных |
80 | ||
Организационный |
Повышение эффективности таможенного контроля |
Доначисленные платежи за таможенный контроль (в евро) |
104 000 |
Количество особо опасных |
8 | ||
Аспект деятельности |
Цель |
Показатели |
Целевые значения показателей |
Сокращение расходов на сборы таможенных платежей |
Средняя стоимость процедуры сбора таможенных платежей, приходящаяся на 100 евро (в евро) |
0.51 |
В ином ракурсе данный вопрос рассматривают как деятельность непрерывного процесса, на входе которого имеет место исходные ресурсы, используемые с разной степенью интенсивности (пропускная способность), а на выходе образуются как результаты конкретных решений локальных таможенных органов (прием таможенной декларации, задержание продукции), так и в целом воздействие таможенной системы на общество (поощрение благоприятных практик, правомерного поведения, поддержание долгосрочного сотрудничества через институт уполномоченного экономического оператора).
Рис.1. Система оценки эффективности деятельности таможенных органов в РФ
Выработанная на сегодняшний день в России методика оценки эффективности деятельности таможенных органов построена на системе показателей эффективности деятельности (ПЭД) и имеет ряд допущений: эффективность таможенной деятельности представлена в качестве системы, состоящей из 3 разделов-подсистем в соответствии со стратегическими целями ФТС России; высокие агрегаты (разделы) разукрупнены на конкретные индикаторы; балльное выражение некоторых показателей; наличие показателей без балльной оценки.
В итоге на основе экспертных оценок можно получить результирующий показатель – эффективность деятельности таможенной единицы:
где - показатель эффективности подсистемы (раздела показателей;
- удельный вес показателя эффективности подсистемы;
-число подсистем.
Таким образом, несмотря на представленную выше дифференциацию подходов, ни одна из рассмотренных методик не раскрывает в полной мере содержание эффективности деятельности таможенной единицы. С одной стороны, это демонстрация сложности обозначенной проблемы, с другой, - широкое поле для дальнейших научных исследований.
Кроме того, стремительная динамика и усложнение форм внешнеэкономических отношений, новый институциональный дизайн в контексте ожидаемого вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию предъявляют к оценке таможенной деятельности все новые и новые требования. Очевидно, что вследствие вышесказанного механизм оценивания деятельности таможенных органов должен находиться в состоянии непрерывного развития и совершенствования.
Таким образом, на экономические и социальные процессы в обществе влияют многие факторы, но ускорение НТП является главным из них.
Любое предприятие не
может иметь хорошей
Сделаем некоторые выводы о роли научно-технического прогресса в таможенном деле и о его основных направлениях.
Планирование НТП, как на любом предприятии, так и в таможенной службе должны осуществляться на основе выработанной стратегии развития предприятия на дальнюю перспективу с учетом реальных финансовых возможностей.
Под эффективностью НТП понимается соотношение эффекта и затрат, вызвавших этот эффект. Под эффектом понимается положительный результат, который получается в результате внедрения достижений НТП.
За последние годы 2011 – 2012 года российская таможня значительно продвинулась в разработке, внедрении и широком применении передовых информационных таможенных технологий в сфере таможенного оформления и таможенного контроля.
Модернизация таможенной службы, подготовка к работе в условиях, диктуемых Таможенным кодексом Таможенного союза, невозможна без оснащения таможенных органов современными техническими средствами, повсеместного внедрения информационных технологий.
Современная таможня - это новейшие информационные технологии; это самые совершенные средства таможенного контроля, проведения оперативно-розыскной деятельности; это идентификационные и дактилоскопические средства, техника для лабораторных исследований, радиоизмерительное оборудование и многое другое. Использование информационных систем и технологий в деятельности таможенных органов позволяет эффективно решать поставленные задачи, связанных с эффективным осуществлением таможенного администрирования.
1.Таможенный кодекс Таможенного союза, 2010.
Информация о работе Эффективность деятельности таможенных органов