Юридические лица как субъекты таможенных правоотношений

Автор работы: Алена Марышкова, 17 Августа 2010 в 09:19, диссертация

Описание

Актуальность темы исследования. Современные социально-экономические тенденции развития России и ее взаимоотношения с другими государствами во многом зависят от того, насколько успешно будет осуществляться внешняя торговля.
Значительную роль в экономическом развитии страны играют таможенные органы, осуществляющие регулирование правоотношений, возникающих в процессе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Работа состоит из  1 файл

Дисертация Таможенное дело.doc

— 172.00 Кб (Скачать документ)

     Проведенное исследование позволило придти к выводу, что отличительной чертой правового статуса всех названных юридических лиц является регламентированная обязанность по заключению договора с иными субъектами (публичный договор). Отказ при наличии возможности осуществить определенные услуги в рамках договора не допускается. Вместе с тем таможенный брокер (представитель) обладает правом на установление в качестве условия заключения договора с представляемым лицом требования обеспечения исполнения этим лицом своих обязательств в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Кроме того, факт совершения таможенным брокером (представителем) таких операций не возлагает на него обязанностей по совершению операций, связанных с завершением действия таможенного режима, а также исполнения иных обязанностей, которые в соответствии с Таможенным кодексом возлагаются на иных лиц (т.е. на лиц, обязанных совершить таможенные операции для выпуска товаров).

     В третьем параграфе первой главы - «Сравнительно-правовой анализ российского и международного законодательства участия юридических лиц по оказанию услуг в сфере таможенного дела» проведено исследование на предмет участия Российской Федерации в международных договорах и соглашениях в области таможенного регулирования. Изучение данного вопроса показало, что в большинстве случаев международно-правовая регламентация, касающаяся деятельности  юридических лиц, оказывающих услуги в таможенной сфере, является необходимой исходя из специфичности таможенных правоотношений, возникающих в процессе  перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации.

     Нахождение  России на завершающей стадии вступления в ВТО обуславливает необходимость максимального приближения национального законодательства к сформировавшимся в таможенной сфере международным стандартам. Немаловажным в этом процессе является и то, что Россия находится на пороге присоединения к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур в редакции 1999 г. (Киотской конвенции). Названная Конвенция содержит основные нормы международного таможенного законодательства с целью упрощения таможенных правил, процедур и таможенного контроля, а также рекомендации ВТО.

     Для решения поставленных задач в данном диссертационном исследовании проведен подробный сопоставительный анализ российского таможенного законодательства и Киотской конвенции, включающей  Генеральное приложение (содержащее базовые принципы и подходы) и ряд Специальных приложений. Указанные приложения посвящены  различным таможенным процедурам и регламентируют  отдельные аспекты деятельности юридических лиц,  осуществляющих услуги в области таможенного дела. При этом отмечается, что важной особенностью Киотской конвенции является положение об обязательном присоединении  любой стороны к Генеральному приложению. Что касается принятия Специальных приложений, то присоединение к ним не является обязательным. При этом автором отмечается, что, несмотря на планируемую  Россией ратификацию Генерального приложения, не стоит исключать потребность государства в будущем дополнительного принятия Специальных приложений.

     В результате проведенного сопоставительного  анализа Генерального приложения и  норм Таможенного кодекса диссертант приходит к выводу о том, что многие понятия («перевозчик», «таможенный контроль» и др.) практически аналогичны. Некоторых определений,  содержащихся в Конвенции,  Таможенный кодекс не включает («грузовая декларация»). Ряд терминов различен, но отражает одно и то же явление («таможенный режим» в ТК России и «таможенная процедура» в Конвенции). В общей сложности, названные нормативно-правовые акты  содержат относительно одинаковое число определений понятий (27 – в Киотской конвенции, 31 – в ТК России), при этом только 9 из них полностью сопоставимы друг с другом. При более широком рассмотрении Специальных приложений в них выявляются еще несколько определений понятий, идентичных или близких по значению соответствующим определениям в Таможенном кодексе.

     Подводя итоги, автором отмечается, что в целом таможенным законодательством созданы необходимые предпосылки для формирования современной, соответствующей мировым стандартам правовой базы таможенного дела и условиям для развития таможенной инфраструктуры Российской Федерации. Но вместе с тем проводимая в целях адаптации национальной правовой системы работа по приближению к международным требованиям не является завершенной и требует в свете предстоящего вступления России в ВТО и присоединению к Киотской Конвенции приложения немалых усилий.

     Во  второй главе –  «Совершенствование механизма правового регулирования оказания услуг в области таможенного дела» - дана общая характеристика ответственности юридических лиц за совершаемые правонарушения в таможенной сфере, исследованы и приведены возможные пути решения проблем, связанных с совершенствованием механизма оказания услуг в области таможенного дела.

     В первом параграфе второй главы - «Ответственность юридических лиц, осуществляющих деятельность по оказанию таможенных услуг» - автором сделан вывод о том, что, несмотря на отсутствие в рамках юридической науки единого подхода к понятию «ответственность», общим основанием любой юридической ответственности является правонарушение.

     Несоблюдение  требований, предъявляемых к осуществляемой  юридическими лицами деятельности в  сфере таможенного регулирования,  влечет наложение санкций как нематериального (например, лишение свободы, лишение права заниматься определенной деятельностью), так и материального характера (например, конфискация, штраф). В отличие от частных правоотношений, ответственность в публичном праве, как правило, наступает независимо от воли потерпевшей стороны и размера понесенного ущерба.

     Отмечается, что в таможенных правоотношениях основной гарантией защиты законных прав и интересов как участников внешнеэкономической деятельности, так и таможенных органов в целом,  является, в первую очередь, предупреждение совершения профессиональными субъектами при реализации коммерческих услуг правонарушений.

     В рамках настоящего раздела подробно изучена ответственность юридических лиц – субъектов таможенных правоотношений. В результате совершения правонарушений и наложения санкций, регламентированных таможенным и административным законодательством, управомоченные субъекты лишаются права на осуществление деятельности в сфере таможенного дела. К числу таких мер ответственности относится, например, отзыв Свидетельства о включении в соответствующий Реестр. Согласно положениям Таможенного кодекса Российской Федерации перечень оснований, по которым Свидетельство о включении в соответствующий Реестр может быть отозвано, носит исчерпывающий характер. К примеру, неоднократное привлечение к административной ответственности за совершение правонарушений в области таможенного дела, предусмотренных нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Законодательством предусмотрен общий порядок исключения юридического лица из реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела. При этом подчеркивается, что исключение юридического лица из соответствующего Реестра не освобождает это лицо (его правопреемника) от обязанности завершить таможенные операции по перевозке или хранению товаров, находящихся под таможенным контролем.

     Особое  внимание автором в данном разделе отведено институту таможенного контроля, играющего немаловажную роль в реализации таможенными органами задач по соблюдению законодательства субъектами таможенных правоотношений и пресечению возможных правонарушений.

     Во втором параграфе второй главы - «Совершенствование механизма оказания услуг в области таможенного дела» - в результате проведенного исследования по вопросу участия юридических лиц в оказании услуг в сфере таможенного регулирования, автор пришел  к выводу о необходимости проведения таможенными органами работы по оптимизации деятельности таких организаций, поскольку значительная часть их деятельности еще не отвечает требованиям, предъявляемым таможенным законодательством и потребностям современной внешнеэкономической деятельности.

     По  мнению диссертанта, совершенствование  механизма оказания услуг должно реализовываться одновременно в нескольких направлениях. Одним из таких направлений должно быть совершенствование национального законодательства и приведение в соответствие с международным законодательством, в частности с Киотской конвенцией. К примеру,  автор полагает целесообразным рассмотреть возможность внесения в Таможенный кодекс ряда изменений, носящих общий характер, с целью унификации терминологии (например, внесения понятия «таможенная процедура», «грузовая декларация» и др.).

     Другим  направлением совершенствования рынка осуществления таможенных услуг представляется необходимость усовершенствования механизма реализации таможенного контроля. В этом вопросе важным аспектом работы таможенных органов является отказ от сплошного контроля в пользу системы, позволяющей управлять рисками, что соответствует  международным требованиям и стандартам. В основе данной системы лежит принцип выборочности, использование оперативной информации правоохранительных органов и специальных служб, информатизация и аналитическая работа таможенных органов по выявлению и предупреждению правонарушений в области таможенного дела, основными критериями которой являются, к примеру, нарушения, имеющие устойчивый характер.

     Исследование  показало, что неотъемлемой частью дальнейшего развития системы управления рисками является  использование информационных технологий, имеющих двоякое значение: регулирование применения в качестве сбора и обработки информации уполномоченными органами, а также регулирование отношений между субъектами предпринимательской и иной деятельности, в частности, деятельности юридических лиц, уполномоченных на осуществление услуг в таможенной сфере.

     На  основании проведенного анализа сделан вывод, что реализация таможенного контроля в полной мере распространяется и на юридических лиц, оказывающих услуги в сфере таможенного дела. Так, по мнению диссертанта, осуществление контроля за деятельностью таможенных брокеров (посредников) представляется наиболее необходимым, поскольку перед таможенными органами стоит задача – вывести российский институт таможенных брокеров (представителей) на уровень развития, сопоставимый с уровнем таможенных посредников европейских стран, а также максимально увеличить объемы товаров, оформляемых таможенными брокерами (посредниками).

     Еще одним важным направлением совершенствования  рынка таможенных услуг, на взгляд диссертанта, является формирование современной таможенной культуры в соответствии с выделяемыми типами культуры экономического развития общества, включающих культуру выживания, культуру обмена, культуру потребления и коммуникационную культуру.

     В настоящее время культура российской таможни находится на второй стадии и нуждается в переходе на третью. Второй этап развития таможенной культуры характеризуется «открытием границ». Таможня при этом работает в режиме своеобразного фильтра, пропускающего людей и товары, разрешенные к перемещению, и, напротив, задерживающего товары, запрещенные к ввозу или вывозу. Третий же этап развития культуры таможни характеризуется прежде всего приоритетной ориентацией на интересы клиентов, усиление связи с ними и развитием информационной инфраструктуры.

     Переход к третьему этапу развития культуры таможни во многом будет способствовать лучшему пониманию интересов участников внешнеэкономической деятельности, а также приближению к общепринятым мировым стандартам, в частности, принятым в  сфере оказания услуг в области таможенного дела. Вместе с тем необходимо отметить, что на протяжении последних лет нашим государством уже проведена большая работа по адаптации механизма внешнеторгового регулирования к требованиям ВТО, призванной формировать культуру мировой торговли. В рамках сказанного можно выделить уже реализованные в этом направлении меры: признание принципа свободы торговли, право каждого юридического и физического лица заключать экспортно-импортные сделки и др.

     По  мнению диссертанта, формирование современной таможенной культуры, как одного из направлений совершенствования механизма рынка таможенных услуг, предполагает осуществление мероприятий, направленных на совершенствование правоохранительной деятельности таможни, преодоление низкой правовой культуры, «культа таможни» в общественном сознании и политической практике, преодоление консерватизма таможенной деятельности и др.

     В заключении излагаются основные теоретические выводы и практические предложения, разработанные в ходе исследования.  

     Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:

     1. Денисова М.С. Совершенствование механизма оказания услуг в области  таможенного дела // Бизнес в законе. 2008. № 2. - 0,4 п.л.

     2. Денисова М.С. Использование системы управления рисками при осуществлении таможенного контроля // Вестник Московской академии рынка труда и информационных технологий. - М.: МАРТИТ, 2006. № 19 (41). Право. - 0,6 п.л.

     3. Денисова М.С. Правовой статус участников оказания услуг в сфере таможенного регулирования // Стратегия и факторы инновационного развития социально-экономических систем. - М.: Издательство РАГС, 2006.- 0,6 п.л.

     4. Денисова М.С. Правовое регулирование оказания услуг в сфере таможенного регулирования // Стратегия и факторы инновационного управления социально-экономическими системами. - М.: Издательство РАГС, 2006. № 2. - 0,7 п.л.

     5. Денисова М.С. Правовой статус таможенного перевозчика // Новое в экономике и управлении. - М.: МАКС Пресс, 2006. № 4. - 0,5 п.л.

     6.Денисова М.С. Ответственность юридических лиц, осуществляющих деятельность по оказанию таможенных услуг //  Новое в экономике и управлении. - М.: МАКС Пресс, 2008.  № 17. - 0,4 п.л.

Информация о работе Юридические лица как субъекты таможенных правоотношений