Кадровые ресурсы таможенных органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 06:39, контрольная работа

Описание

Государственным таможенным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в по­рядке, установленном законом, обязанности по занимае­мой им должности в таможенных органах и организаци­ях таможенной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое из средств федерального бюджета, и кото­рому в порядке, предусмотренном законом, присвоено спе­циальное звание. При этом в Федеральном законе РФ «О службе в таможенных органах» понятие государственно­го таможенного служащего трактуется как «сотрудник таможенного органа».

Содержание

1. Понятие государственного таможенного служащего
2. Должности и специальные звания в таможенных органах
3. Общеслужебные права и обязанности должностных лиц таможенных органов
4. Прохождение службы в таможенных органах
5. Основы управления в таможенных органах
6. Заключение
7. Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Кадровые ресурсы таможенных органов.doc

— 195.50 Кб (Скачать документ)

Методы управления классифицируются по масшта­бам управленческой деятельности и по форме воздействия.

По масштабу управленческой деятельности в таможен­ных органах различают общие и частные методы.

Общие методы управления направлены на решение гло­бальных проблем, стратегических задач таможенного дела, они определяют способы достижения основных целей и задач функ­ционирования всей таможенной системы.

Частные методы управления используются преиму­щественно в системах оперативного и текущего управления (региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты).

В зависимости от форм. воздействия в таможенной систе­ме применяются методы прямого и косвенного воздействия.

Методы прямого воздействия опираются на волю и ав­торитет государства. К ним относятся организационно-распо­рядительные и правовые методы.

К методам косвенного воздействия относятся социаль­ные, психологические, экономические и экономико-матема­тические методы.

В процессе реализации в таможенных органах таких функ­ций управления, как организация и регулирование, с помощью организационно-распорядительных (административных) методов формируются отношения, которые включают такие ас­пекты деятельности сотрудников и коллективов, как долг, полно­мочия, ответственность, дисциплинарные требования и др.

Особенности организационно-распорядительных методов в таможенных органах, как военизированных и правоохранитель­ных, состоит в том, что они выражают прямое директивное воз­действие на систему в целом или на ее элементы в отдельнос­ти; дают возможность руководителю таможенного органа при­нимать однозначное решение; основаны на обязательности ис­полнения нормативно-правовых и директивных документов.

В таможенных органах применяются три группы организаци­онно-распорядительных методов: организационные, распорядитель­ные и дисциплинарные. Ведущее место отводится методам орга­низационного воздействия, составляющим первую группу. Они представляют собой долговременное закрепление организацион­ных связей в системе, служащее основой ее управления, и вклю­чают регламентирование, нормирование и инструктирование.

Регламентирование представляет собой жесткий тип организационного воздействия. Оно устанавливает в таможенных органах основу организации системы и процессов, протекающих в них, и заключается в разработке и введении в действие организа­ционных положений, к которым относятся: положения общеорга­низационного характера, устанавливающие организационную обо­собленность и порядок функционирования таможенной системы в целом; положения, определяющие и устанавливающие внутрен­ний порядок работы, организационный статус различных подраз­делений, их задачи, функции, полномочия; типовые структуры подразделений; должностное регламентирование, осуществляемое штатными расписаниями и должностными инструкциями.

Нормирование — это менее жесткий тип организа­ционного воздействия и заключается в установлении норм и нормативов, которые служат ориентировкой в деятельности, ус­танавливают ее границы по верхним и нижним пределам. Орга­низационное нормирование определяет пути и порядок выпол­нения функций и обязанностей, необходимые нормы, правила действий и взаимодействий в таможенной системе. В практике управления таможенными органами используются некоторые нормы времени и другие нормативы и идет постоянный процесс их совершенствования.

Инструктирование — всегда имеет форму методичес­кой и информационной помощи, направленной на успешное вы­полнение работы.

Второй группой организационно-распорядительных методов управления являются методы распорядительного воздействия, которые выражаются в повседневном оперативном обеспечении слаженной работы органов управления. Это методы текущей организационной работы, базирующиеся на организационной структуре, сформированной путем организационного воздейст­вия. В основе методов распорядительного воздействия в тамо­женной системе лежат полномочия и обязанности. Данные ме­тоды реализуются путем принятия решения коллегии ГТК Рос­сии, издания приказов, указаний, распоряжений, положений, резолюций на документах, а также принятия и доведения уп­равленческих решений в устной форме.

Приказы в таможенной системе издают только линейные руководители, распоряжения — их заместители и руководители функциональных служб в пределах делегированных им прав и полномочий.

В ГТК России правом подписи приказов пользуются и за­местители председателя Комитета в пределах полномочий, предоставленных им председателем ГТК России.

Третьей группой организационно-распорядительных методов управления являются методы дисциплинарного воздействия.

Суть этих методов в таможенных органах состоит в уста­новлении ответственности. Предназначены они для поддержа­ния стабильности организационных связей в системе управле­ния посредством дисциплинарных требований и системы ответ­ственности. Выделяют личную, коллективную, материальную, моральную и служебную ответственность.

Все указанные три группы организационно-распорядитель­ных методов используются в таможенной системе как раздель­но, так и совместно, дополняя и обогащая друг друга.

Правовые методы представляют собой совокупность юри­дических средств и способов воздействия на элементы социаль­но-экономической системы и отношения между ними в процес­се управления.

К правовым методам относятся: разработка, использование и применение правовых норм, формирование правовых отноше­ний, соблюдение требований правовых актов.

Правовые нормы устанавливают место всех таможенных органов в таможенной системе и методы руководства ими, оп­ределяют характер и содержание отношений, в которые они вступают с другими организациями.

Основными такими правовыми нормами являются: Тамо­женный кодекс Российской Федерации, Закон "О службе в та­моженных органах Российской Федерации", Положение о Госу­дарственном таможенном комитете Российской Федерации, по­ложения о других таможенных органах РФ и ряд других.

Деятельность управленческого аппарата таможенных орга­нов регламентируется правовыми актами трудового, граждан­ского, хозяйственного и некоторых других законодательств.

Социальные и психологические методы управления занимают важное место среди методов управления в таможенной системе, поэтому существует тесная зависимость между социаль­ными характеристиками коллектива, экономическими и организа­ционными показателями его деятельности. Так, эффективность служебной деятельности таможенных органов в значительной мере зависит, например, от текучести кадров, которая часто вы­зывается социальными и психологическими условиями труда в та­можне, а также от таких факторов, как дисциплинированность, добросовестность сотрудников, психологический климат в кол­лективе и др. Социальные и психологические методы управления пред­ставляют собой конкретные способы и приемы воздействия на процесс формирования и развития коллектива, на социальные процессы, проистекающие внутри его.

Целью социальных и психологических методов является обеспечение растущих социальных потребностей сотрудников, их всестороннего гармонического развития и повышение на этой основе служебной активности личности и эффективной деятель­ности коллективов. Эти методы управления основаны на исполь­зовании социального механизма, действующего в коллективе, в состав которого входят неформальные группы, роль и статус личности, система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и другие социальные аспекты.

Социальные методы управления включают методы соци­ального нормирования, социального регулирования, социальной преемственности, социального новаторства и морального стиму­лирования.

Методы социального воздействия находят отражение в пла­нах социального развития коллективов таможенных органов, включающих мероприятия по повышению культурно-воспита­тельного и квалификационного уровня сотрудников, по борьбе с текучестью кадров, по улучшению условий труда и быта.

Психологические методы, управления направлены на регу­лирование отношений между сотрудниками таможенных органов путем создания оптимального психологического климата в коллективах. К ним относятся методы: комплектования малых групп и коллективов; гуманизации труда; психологического побуждения (мотивации), профессионального отбора и обучения.

Применение психологических методов управления должно осуществляться в комплексе с социальными, организационными и экономическими методами, так как только в этом взаимодей­ствии можно добиться оптимального решения сложных задач социального развития коллектива.

Экономические методы управления — это система способов целенаправленного воздействия на объект управле­ния, построенная на использовании экономических интересов. К экономическим методам управления в таможенных органах относятся: централизованный плановый и метод экономическо­го стимулирования.

Важной особенностью экономических методов управления является то, что они направлены на обеспечение единства сис­темных государственных, коллективных и личных интересов, что в таможенных органах реализуется через два аспекта: пер­вый — управление путем установления директивных плановых заданий по формированию доходной части бюджета РФ, а вто­рой — управление на базе создания и использования фонда развития таможенной системы.

Метод экономического стимулирования базируется на вто­ром аспекте и включает материальное стимулирование, коллек­тивную материальную заинтересованность и экономическую от­ветственность.

В зависимости от особенностей решаемых задач управле­ния, в таможенных органах могут использоваться те или иные экономико-математические методы, которые делятся на нефор­мализованные, слабо формализованные и формализованные.

Так, в ходе модернизации таможенной службы, проводи­мой в соответствии с Федеральной целевой программой разви­тия таможенной службы Российской Федерации на 1996-1997 гг. и на период до 2000 г. по методике Всемирной таможенной ор­ганизации, предстоит провести диагностику всех таможенных органов. Этот этап модернизации будет проведен методом кол­лективной генерации идей, входящим в неформализованные ме­тоды управления.

В заключение необходимо подчеркнуть, что совершенство­вание методологии использования в управлении таможенными органами методов управления представляет собой органичес­кую и значительную часть всей проблемы повышения эффек­тивности системы управления таможенной деятельностью. Все методы управления следует изучать, совершенствовать и при­менять в диалектическом единстве.

Таким образом, в этой главе рассмотрены понятия об ос­новных категориях теории управления применительно к тамо­женной службе.

Знание рассмотренных категорий имеет важное значение: во-первых, они позволяют понять сущность и механизм управле­ния; во-вторых, они способствуют методологически правильной, осознанной организации работы руководителей таможенных орга­нов по управлению оперативно-служебной деятельностью подчи­ненных коллективов; в-третьих, знание рассмотренных катего­рий является основой для познания и эффективного применения законов и принципов управления; в-четвертых, правильное науч­ное понимание значений основных категорий способствует совер­шенствованию имеющихся и созданию качественно новых струк­тур управления таможенной деятельностью, что особенно важно в период модернизации таможенной службы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Основной итог деятельности таможенных органов РФ - это завершение процесса интегрирования таможенной службы в правоохранительную систему страны. Определились и оформились основные направления участия таможенной службы в укреплении экономических основ государства, регулировании внешнеэкономического оборота, обеспечении экономической безопасности
Державы.

Не мало сделано таможенной службой по линии борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил. Создана единая целостная, вертикальная система правоохранительных подразделений. На стадии завершения формирования нормативная база позволяющая вести эффективную борьбу с контрабандой и
НТП.

Таможня имеет свою охрану, службу собственной безопасности, создается таможенная авиация и флот. Таможенные органы РФ получили статус военизированной организации и стали субъектом оперативно-розыскной деятельности. За эти годы фактически заново создали весь фискальный блок, а именно механизмы, структуру по взиманию таможенных налогов и перечислению их в бюджет.

Создание системы таможенной службы, оснащенной современными средствами связи и транспорта, будет способствовать максимальному снижению контрабанды.
Одно из заключительных особенностей российской таможни является ее державный характер. Эта традиция идет из глубины российской истории.
Таможня всегда играла большую роль в утверждении русской государственности.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Таможенное законодательство. СЗА -М., 2004 г.

2. Приказ ГТК РФ «Об утверждении общих положений о таможенных органах

РФ». Таможенный вестник. 2001 г. № 2,

3. Габричидзе Б.Н., Зобов В.Е. «Таможенная служба в РФ». -М., 2003 г.

4. Габричидзе Б.Н. «Таможенное право». -М. Издательство «Бек». 2000 г.

5. Габричидзе Б.Н. «Российское таможенное право». Учебник для вузов.

«Норма» - М., 2002

6. Шапошников Н.Н. «Таможенная политика России». Электронное издание http://www.hi-edu.ru/x-books/xbook102/01/index.html?part-001.htm

 

2

 



Информация о работе Кадровые ресурсы таможенных органов