Для упаковки типа "блистер"
применяют листовые и пленочные
материалы на основе ПС, ПВХ-Ж,
ацетатов, бутиратов и пропиатов
целлюлозы, иономеров. Упаковку
типа "блистер" применяют для
лекарственных препаратов, хозяйственных
товаров, канцелярских принадлежностей,
галантерейных, парфюмерных и косметических
товаров, сувениров, игрушек, инструмента
и т.д.
Транспортная
тара
Транспортная
тара предназначена для перевозок,
складирования и хранения продукции.
Эта тара может принадлежать любой
организации, участвующей в процессе обращения.
Транспортную тару условно можно
классифицировать по следующим
признакам:
- кратности использования: разовая
и многооборотная;
- стабильности размеров: жесткая,
мягкая;
- упаковываемой продукции: жидкости,
сыпучие продукты, штучные грузы;
-способу изготовления: сварная,
склеенная, выдувная, литьевая, прессованная,
термоформованная, вспененная;
- материалу: ПЭ, ПВХ, ПП, ПС и
т.д.;
- компактности: неразборная, разборная.
Транспортная тара подразделяется на
жесткую и мягкую. Широкое применение
в качестве жесткой транспортной тары
находят различного рода лотки, ящики,
бочки, амортизационные вкладыши к ящикам,
складные полимерные ящики и специальная
тара для перевозки продукции с использованием
пенопластов.
В жесткой транспортной таре
особенно нуждаются отрасли АПК,
потребность в ней составляет
сотни миллионов штук. За последние
годы этот вид тары из пластмасс
пришел на смену таре из
традиционных материалов. Жесткая
транспортная полимерная тара обладает
высокой прочностью и хорошим сопротивлением
динамическим нагрузкам, не требует систематического
ремонта, характеризуется длительным
сроком эксплуатации, надежно сохраняет
продукцию от внешних воздействий, имеет
красивый внешний вид. Из используемых
для ее изготовления термопластов можно
получать транспортную тару различной
формы и конструкции, что обеспечивает
рациональное затаривание продукции.
Благодаря своей жесткости тара может
легко штабелироваться в несколько ярусов,
занимая при складировании минимальные
площади, без применения дополнительных
устройств.
Основные способы изготовления
жесткой транспортной тары - литье
под давлением, термоформование,
ротационное формование, штамповка
и прессование с применением
сварки.
К мягкой транспортной таре относятся
мешки, чехлы, вкладыши, мягкие складные
контейнеры и упаковка из термоусадочной
пленки.
Мешки широко применяются для
перевозки и хранения различных
сыпучих продуктов, химических
удобрений и пестицидов, семян,
гранулированных продуктов, красителей
и др.
Мягкие контейнеры используются
для транспортирования и временного
хранения сыпучих, гранулированных,
штучных и жидких продуктов.
Они заменяют фанерные барабаны,
бочки, мешки и могут транспортироваться,
заполненные грузом, на железнодорожных
платформах или водным путем. Их применение
снижает трудоемкость операций по упаковыванию
и позволяет обеспечить механизацию погрузочно-разгрузочных
работ. Достоинством мягкой транспортной
тары из полимерных материалов является
то, что пустая она легко складывается
и занимает немного места при возвратных
перевозках.
В последнее время в качестве
транспортной тары все более
широкое распространение получают
упаковки с использованием термоусадочных
пленок, которые применяются в
виде индивидуальной и групповой упаковки
в мясомолочной, рыбной, пищевой, медицинской
и других отраслях промышленности. Основной
способ получения пленки - экструзия либо
соэкструзия.
Производственную и транспортную
тару иногда (главным образом,
за рубежом) называют распределительной,
поскольку она предназначена для продвижения
товаров через товарораспределительную
сеть от предприятия-изготовителя до пункта
назначения.
Особым видом транспортной тары
являются поддоны и контейнеры,
называемые тарооборудованием. К
нему относятся ящичные поддоны, в которых
товар доставляется с предприятий-изготовителей
и складов непосредственно в торговые
залы розничных магазинов самообслуживания.
Использование тарооборудования создает
большие удобства как при транспортировании
продуктов, так и при их реализации.
В торговом зале такой ящичный
поддон играет роль торгового
оборудования и заменяет стеллажи,
прилавки, торговые полки. Это
позволяет исключить очень трудоемкое
звено в цепи товародвижения -
отбор товаров на складе по
заказам розничных магазинов; эта работа
перекладывается в данном случае на самих
покупателей. Устраняется также и целый
ряд других операций: выкладка товаров
на полки стеллажей и прилавков, проставление
на них цен, что приводит к ускорению доставки
товаров, снижению издержек обращения,
уменьшению потерь от порчи товаров и
в конечном счете - к увеличению прибыли
в торговле.
Применение поддонов очень удобно
в торговле овощами, фруктами,
мясом, рыбой, поэтому они используются
в пищевых отраслях АПК, а
также в текстильной, химической,
парфюмерной промышленности.
Поддоны легко штабелируются
как в рабочем, так и в
сложенном виде, отличаются малой
собственной массой и высокой
долговечностью, легко стерилизуются
горячей водой и паром.
Ящичные поддоны из ПЭВП разнообразны
по конструкции и размерам, выдерживают
статическую нагрузку до 1,4х106 Н. Изготавливаются
складные ящичные поддоны литьем под давлением.
Размер поддонов в плане - 1000х1200 мм, внутренняя
высота - 600 мм, наружная (габаритная) -750
мм; высота в сложенном виде составляет
305 мм. Для обеспечения возможности замены
поврежденных деталей все боковые стенки
делаются съемными.
Важнейшая роль на стадии доставки
продуктов питания в торговую
сеть отводится транспортной
таре. Именно с помощью этой
тары должна быть обеспечена доставка
населению продуктов питания с минимальными
потерями.
Эффективным способом повышения
экономичности полимерной транспортной
тары является ее максимальная
унификация и стандартизация.
Унификация
тары
Унификация тары производится по
виду (форме), по типоразмерам и конструкции
или по отдельным конструктивным элементам.
Унификация тары необходима для сокращения
числа ее видов. Она способствует снижению
расходов на разработку и изготовление
полимерной тары, оснастки; содействует
организации специализированных производств
с высокопроизводительным оборудованием,
механизации, автоматизации и роботизации
технологического процесса. Некоторое
однообразие унифицированной тары может
быть компенсировано полиграфическим
оформлением, варьированием цветовой
гаммы используемых полимеров, декорированном
отдельных элементов упаковки. Эти приемы
позволяют создавать однотипную упаковку,
отвечающую высоким эстетическим требованиям.
Унификация тары по типоразмерам
базируется на модульной системе,
в основу которой положены площади плоских
поддонов, составляющие для стран-членов
ИСО 1200х800, 1000х800 и 1200х1000 мм. Принцип создания
унифицированных размеров состоит в том,
что площадь поддона делится на сетку
кратных поддону размеров, определяющих
наружные и внутренние размеры транспортной
тары.
Исходными данными при разработке
тары являются внутренние размеры.
Они, в свою очередь, разделены
на сетку кратных размеров, определяющих
наружные размеры потребительской
тары.
Требования кратности распространяются
на полимерную транспортную тару, получаемую
из любого материала и любым способом.
При этом размеры стандартного поддона
являются модульной единицей для конструирования
и проектирования погрузочно-разгрузочных
средств, оптимальных площадей складских
помещений, платформ различного вида транспорта.
Эти размеры положены также в основу пакетных
перевозок.
Унификация элементов тары обеспечивает
возможность замены быстроизнашивающихся
деталей, способствует сокращению
потерь рабочего времени при
остановке оборудования, выходе на режим,
отработке технологических параметров
и сокращению технологических потерь
перерабатываемых материалов.
Стандартизация полимерной тары
призвана обеспечить современный
уровень упаковки. Т.е. единство
четких показателей качества, механических
и амортизационных свойств, возможность
укладки в штабели, технологичность, эстетичность,
пригодность к нанесению красочной печати.
Стандартизация упаковочных материалов,
общих технических требований
к полимерной таре и методов
испытаний способствует сохранению качества
упаковываемой продукции, снижению потерь
при транспортировании, хранении и реализации,
а также улучшению технико-экономических
показателей во всех звеньях народного
хозяйства, применяющих полимерную тару
и упаковку.
С учетом широкого ассортимента полимерных
материалов, многообразия тары и упаковываемой
продукции, стандартизация приобретает
значение большой комплексной проблемы,
решение которой начинается с разработки
требований, предъявляемых к транспортной
таре, и включает следующие этапы: выбор
базового полимера, оптимизация состава
композиции, определение способа производства
тары и оптимизация режимов переработки,
оценка качества и определение срока службы
тары при эксплуатации.
Заключение
Упаковка
– средство или комплекс средств,
предназначенные для защиты продукции
от повреждения и потерь. Элементы упаковки:
тара, упаковочные материалы, перевязочные
материалы.
Свойства упаковки:
- безопасность,
- надежность
или сохранность упаковки,
- совместимость
– это способность не изменять потребительские
свойства товара (например, запах),
- экономичность
упаковки,
- эстетичность
(это влияет на конкурентное преимущество),
- эргономичность,
- экологичность.
Основными
признаками, по которым классифицируют
тару и упаковку, являются назначение,
материал, состав, конструкция, технология
производства.
Список
литературы
1.
Таможенный кодекс таможенного
союза, 2011
2.
ТН ВЭД ТС
3.
Розанцева Э.Г; М.; МГУПБ; 2009.