Методы определения таможенной стоимости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2011 в 01:46, курсовая работа

Описание

Целью данной работы стало изучение проблемы определения таможенной стоимости как основы исчисления таможенных платежей.

Задачи работы сводились к изучению принципов регулирования внешнеэкономической деятельности, описанию методов определения таможенной стоимости товаров и рассмотрению ряда наиболее актуальных проблем, стоящих перед сотрудниками таможенных органов, с одной стороны, и участниками внешнеэкономической деятельности с другой при применении тих методов на практике.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по методам определения там. стоимости.doc

— 297.50 Кб (Скачать документ)

    - честность и нейтральность оценок, т.е. стремление найти действительную, реальных стоимость ввозимого  товара; проводимые корректировки  должны обеспечивать получение  максимально реальной оценки;

    - простота и беспристрастность критериев оценки;

    - совместимость с коммерческой  практикой, недопустимость создания  ситуаций или использование методов  оценки, которые никогда не встречаются  в коммерческой практике;

    - если определение стоимости на  базе метода 1 невозможно, использование ближайших эквивалентов (альтернативных стоимостей);

    - не используется в качестве  базы для оценки стоимость  товаров отечественного происхождения  или произвольны в (фиктивные)  цены.

    Гибкость  подхода к использованию установленных  методов оценки заключается в том, что установленные методы оценки, т. е. методы 1-5 в рамках метода 6, должны быть теми же, но допускается разумная гибкость в их использовании, которая будет соответствовать целям и условиям Соглашения [7].

    Примерами гибкого подхода, допускаемого при применении в рамках метода 6 установленных Законом методов, являются [11] [5]:

    1. По цене сделки с идентичными  или однородными товарами (методы 2 и 3). Применительно к этим товарам гибкость допускается в отношении срока ввоза идентичных или однородных товаров. В качестве основы для таможенной оценки может рассматриваться таможенная стоимость идентичных или однородных товаров, произведенных другим производителем как в стране экспорта, так и в какой-либо другой стране, а также таможенная стоимость идентичных или однородных товаров, ранее определенная по методам 4 и 5.

    2. Метод вычитания стоимости (Метод  4). Здесь может быть допущена  гибкая трактовка требований  о сроках продажи товара на внутреннем рынке.

    При выборе товаров, проданных на внутреннем рынке, при отсутствии идентичных или однородных товаров допускается расширение рамок сравниваемых товаров: могут рассматриваться товары одного и того же класса или вида, ввезенные как из той же страны, что и оцениваемые товары, так и из других стран.

    Допускается использование продаж товаров между продавцом и покупателем, зависящими друг от друга с соответствующими поправками к цене продажи.

    При осуществлении гибкой интерпретации  условий применения методов оценки должна соблюдаться установленная  иерархия (последовательность) применения методов, т.е. от 2 к 5.

    3. Применение резервного метода  определения таможенной стоимости  на основе метода определения  таможенной стоимости по цене  сделки с ввозимыми товарами  недопустимо (п. 22 приказа ГТК  от 08.09.2003 № 998).

    Общими  требованием при использовании  в рамках метода 6 данных по другим сделкам  или разрешенной ценовой информации необходимо учитывать базовые, исходные условия конкретных сделок (например, такие как количество, наличие  скидок с цены, условия поставки и платежей по контракту), а также их строгую адресность, т.е. цена должна относиться к конкретному товару, который описан таким образом, что может быть однозначно идентифицирован и др.

    Законодательством установлены подходы, которые не могут быть использованы для оценки товаров в таможенных целях по методу 6 (ст.24п.2 Закона [4]). Так например, в качестве основы для определения таможенной стоимости товара по резервному методу не могут быть использованы [11]:

    а) цена товара на внутреннем рынке Российской Федерации;

    В ряде случаев это положение применяется буквально, без учета других положений Закона. Это приводит к тому, что исключается возможность применения для определения таможенной стоимости товаров метода 6 на базе метода 4 ("Метода на основе вычитания стоимости"). Между тем, суть данного пункта заключается в том, что не разрешается использовать для оценки товаров в таможенных целях по методу 6 цену товара на внутреннем рынке Российской Федерации в "чистом" виде, т.е. без соответствующей корректировки, обеспечивающей приведение внутренней цены к требуемой структуре таможенной стоимости, т.е. без корректировки, предусмотренной статьей 22 Закона. Для того, чтобы стало возможным исчисление таможенной стоимости на основе внутренней цены на оцениваемые, идентичные или однородные товары или на товары того же класса или вида, из нее необходимо выделить те элементы затрат, которые не подлежат включению в таможенную стоимость (например, суммы налога на добавленную стоимость, ввозной таможенной пошлины, сборов за таможенное оформление, взимаемые при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, расходы по доставке товаров после места ввоза; расходы по предпродажной обработке товара, сумма торговой надбавки и др.).

    б) цена на внутреннем рынке Российской Федерации на товары российского происхождения;

    в) цена товара, поставляемого из страны его вывоза в третьи страны;

    г) произвольно установленная или  достоверно не подтвержденная цена.

    При применении резервного метода покупатель (декларант) может запросить у  таможенного органа имеющуюся в его распоряжении ценовую информацию по соответствующим товарам и использовать ее в расчетах при определении таможенной стоимости.

    д) иные расходы, нежели расчетная стоимость, которая была определена для идентичных или однородных товаров в соответствии со статьей 23 настоящего Закона;

    е) цена, которая предусматривает принятие для таможенных целей наивысшей из двух альтернативных стоимостей;

    ж) произвольные или фиктивные стоимости;

    з) минимальные таможенные стоимости.;

    Алгоритм  последовательности действий таможенного органа при использовании метода 6 представлен на рис.4.

    

    рис.4 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3. Проблемы при определении таможенной  стоимости. 

    Одной из самых актуальных проблем в  работе таможенных органов является контроль за определением таможенной стоимости. Проблема точного определения таможенной стоимости – одна из наиболее острых для российских таможенников. Надо отметить, что таможенные органы неоднократно пытались создать механизмы контроля за декларируемой стоимостью. Только за последние годы принят ряд документов, ликвидирующих пробелы в действующем законодательстве. В частности, были введены комбинированные ставки таможенных пошлин. Таможенники получили право определять величину пошлины не только как процент от продекларированной стоимости, но и как фиксированную сумму за каждую единицу веса, объема или площади импортируемого товара. Следующим шагом стало создание механизма контроля по каждому случаю ввоза в страну товаров, чья декларируемая стоимость заметно отличается от установленной ФТС России временно-условной оценки, определяемой на основе мировых цен. Но это только временное решение, так как в настоящее время приказы и постановления всегда будут отставать от реальных проблем, и поэтому без каких-либо кардинальных изменений в области определения и контроля таможенной стоимости обойтись нельзя. [9]

    На  практике существует целый комплекс проблем, связанных с неправильным определением таможенной стоимости товаров, например, манипуляции с таможенной стоимостью, а также трудности в применении установленных в законодательстве методов ее исчисления.

    Говоря  о манипуляциях с таможенной стоимостью, обычно имеют ввиду её занижение. Это вполне справедливо, если подразумевать в первую очередь фискальную функцию таможенной стоимости как базы для взимания налогов, таможенных пошлин, сборов и иных платежей. В этом случае занижение таможенной стоимости действительно ведет к недополучению платежей в бюджет.

    Однако  помимо фискальной функции таможенная стоимость является основой для  контроля за репатриацией валютной выручки и вывозом средств в уплату за импортируемые товары. С этой точки зрения актуальной проблемой является не только умышленное уменьшение декларируемой таможенной стоимости, но и ее завышение. Оно позволяет незаконно и бесконтрольно вывозить капиталы за рубеж, повышая реальную стоимостную оценку импортируемого товара и, следовательно, отправляя за пределы РФ большую, чем следует по сделке, денежную сумму.

    Помимо  этого российские филиалы иностранных  фирм, а также расположенные в  России совместные предприятия могут умышленно завышать стоимость ввозимых в РФ сырья, материалов, комплектующих, используемых при производстве товаров на территории нашей страны, тем самым снижая налогооблагаемую базу, т.е. в итоге способствуя уменьшению поступлений в бюджет.

    Тем не менее занижение таможенной  стоимости также представляет собой  серьезную проблему не только с точки  зрения фискальной функции её определения, но и в связи с экономической  сущностью данной нетарифной меры регулирования  ВЭД. Так, при экспорте товаров занижение таможенной стоимости так же как и в предыдущем случае ведет к незаконному вывозу денежных средств с территории России, так как часть реально полученной экспортной выручки не репатриируется из-за границы. Кроме того, занижение таможенной стоимости при вывозе товаров может повлечь за собой применение санкций против РФ, в частности антидемпинговых и компенсационных пошлин, если стоимость ввозимых товаров окажется ниже их стоимости внутри страны.

    У данной проблемы есть и ещё один аспект. Вывоз товаров по заниженной стоимости может вызвать их дефицит на российском рынке, что повлечет за собой повышение внутренних цен и может сделать данные товары труднодоступными для российского потребителя.

    Таким образом, правильное определение таможенной стоимости важно не только и не столько для взимания должных сумм платежей в бюджет, но и в целях валютного и экспортного контроля, защиты российских интересов на международной арене, т.е. для обеспечения экономической безопасности и стабилизации страны в целом.

    Следовательно, в целях защиты экономических  интересов РФ необходимо правильно  определять таможенную стоимость товаров, не допуская манипуляций с нею  ни в сторону завышения, ни в сторону  занижения.

    Как говорилось ранее, для правильного  определения таможенной стоимости товаров разработаны шесть методов её определения. Однако в настоящее время используются практически только два из них: первый и шестой. Такая ситуация уменьшает возможность наиболее точного определения действительной таможенной стоимости товара, что, соответственно, снижает эффективность деятельности таможенных органов. Существует ряд случаев, в которых не может быть применен первый метод определения таможенной стоимости товара (отличный от купли-продажи характер коммерческой сделки, наличие зависимости между экспортером и импортером и т.д.). Так как в последнее время существует тенденция к увеличению подобных сделок, в которых таможенная стоимость не может быть определена первым методом, в распоряжении декларанта и сотрудника таможенных органов остается лишь шестой метод.

    Схожие  по своим принципам и логике применения методы по ценам сделок с идентичными  или однородными товарами используются в крайне редких случаях из-за отсутствия полной и достоверной информации о таких сделках. Это связано с тем, что к сделкам, которые берутся за основу, предъявляется ряд требований, и получить информацию о сделках, полностью им удовлетворяющих, в современных условиях трудно и не всегда возможно.

    Для решения этой проблемы, связанной  с возможностью использования второго и третьего методов, нужно создавать единую базу данных, содержащую сведения  о товарах, пересекающих таможенную границу РФ. Это позволит централизованно отслеживать информацию  о стоимости, условиях поставки и иных сведениях, касающихся перемещения товаров через таможенную границу страны. Так как в настоящее время разрабатывается Единая автоматизированная информационная система таможенных органов России (далее-ЕАИС), вполне возможно, что предлагаемая база данных будет входить в состав ЕАИС.

    Сложность в применении метода на основе вычитания  стоимости состоит в недостаточности  информации. Для определения величины расходов, которые необходимо вычесть  из внутренней цены товара, нужно владеть  статистической информацией о средней  величине этих расходов в данном регионе РФ. В настоящее время подобная информация практически отсутствует: статистические органы нашей страны мало занимаются сором, обработкой и обобщением информации. Результаты, которые публикуются, зачастую не доходят до сотрудников таможенных органов. Такая ситуация значительно усложняет работу таможенных органов по определению таможенной стоимости четвертым методом.

Информация о работе Методы определения таможенной стоимости