Нетарифное регулирование ВЭД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 07:34, курсовая работа

Описание

Цель данной работы состоит в изучении современной системы нетарифного регулирования внешне-экономической деятельности. Для достижения данной цели в работе будет:
 рассмотрено понятие, сущность и элементы системы нетарифного регулирования ВЭД;
 исследованы особенности применения мер нетарифного регулирования в России;
 проанализировать статистику использования нетарифных ограничений в РФ
 рассмотрены проблемы и перспективы применения нетарифных мер в регулировании ВЭД в России.

Содержание

Введение
Глава I. Система нетарифного регулирования ВЭД: понятие, сущность, элементы
1.1. Понятие и сущность нетарифного регулирования
1.2. Меры прямого ограничения…………………………………………………8
1.3. Специальные защитные меры
1.4. Прочие нетарифные меры
Глава II. Исследование особенностей применения мер нетарифного регулирования в России
2.1. Нормативно правовая база нетарифного регулирования в ТС………..16
2.2. Применение запретов и ограничений неэкономического характера…………………………………………………………….…………….
2.3. Применение нетарифного регулирования
Глава III. Проблемы и перспективы применения нетарифных мер в регулировании ВЭД в России
3.1. Статистика использования нетарифных ограничений в РФ
3.2. Перспективы использования нетарифных ограничений в РФ 33
Заключение
Список использованной литературы 40
Приложение ………………………………………………………...……………..43

Работа состоит из  1 файл

нетарифы-3год.doc

— 701.50 Кб (Скачать документ)
">«Антидемпинговая пошлина - применяется при введении меры по противодействию демпинговому импорту. Антидемпинговая мера - мера по противодействию демпинговому импорту, которая применяется по решению Правительства Российской Федерации посредством введения антидемпинговой пошлины, в том числе предварительной антидемпинговой пошлины, или одобрения ценовых обязательств, принятых экспортером»[16].

Компенсационная пошлина - пошлина, которая применяется при введении компенсационной меры и взимается таможенными органами Российской Федерации независимо от взимания ввозной таможенной пошлины. Компенсационная мера - мера по нейтрализации воздействия специфической субсидии иностранного государства (союза иностранных государств) на отрасль российской экономики, применяемая по решению Правительства Российской Федерации посредством введения компенсационной пошлины, в том числе предварительной компенсационной пошлины, либо одобрения обязательств, принятых уполномоченным органом субсидирующего иностранного государства (союза иностранных государств) или экспортером.

Специальная пошлина - пошлина, которая применяется при введении специальной защитной меры и взимается таможенными органами Российской Федерации независимо от взимания ввозной таможенной пошлины. Специальная защитная мера - мера по ограничению возросшего импорта на таможенную территорию Российской Федерации, которая применяется по решению Правительства Российской Федерации посредством введения импортной квоты или специальной пошлины, в том числе предварительной специальной пошлины.

В настоящее время из вышеперечисленных действуют антидемпинговые и компенсационные пошлины только в отношении некоторых видов товаров из Украины.

На современном этапе развития государство стремится регулировать внешнеторговую деятельность не административными запретами и ограничениями, а через создание благоприятных экономических условий для осуществления тех внешнеторговых операций, которые способствуют повышению эффективности российской экономики, реализации конкретных задач социально-экономического развития РФ. И, наоборот, для операций, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на экономику страны, создаются менее благоприятные экономические условия. В этих целях используются экономические инструменты внешнеторгового регулирования - понижение или повышение ставок импортного таможенного тарифа, изменения в порядке совершения валютных операций и т.п.


Глава III. Проблемы и перспективы применения нетарифных мер в регулировании ВЭД в России

 

Переговоры с ВТО оказали влияние на систему нетарифных мер в России и необходимость ее приведения в соответствие с международными соглашениями. А для России это значит ослабление административных мер воздействия на внешнюю торговлю.

 

3.1. Статистика использования нетарифных ограничений в РФ

 

Рассмотрим динамику основных внешнеторговых показателей в России с 1994 по 2009 год. (см. Рисунок 1)

 

Рисунок 1. Динамика экспорта и импорта РФ за 1994-2009 гг.

 

На протяжении всего рассматриваемого промежутка времени торговый баланс России оставался положительным, а с 2003 г. его объем ежегодно заметно увеличивался. Прирост экспорта за период с 2003 по 2008 г. составил 334 млрд долл., в то время как прирост импорта за то время равнялся 210 млрд долл. В 2009 г. произошло существенное снижение внешнеторгового оборота (около 46% по отношению к 2008 г.) в результате глобального финансового кризиса[17].

Структура товарооборота Российской Федерации с 1995 по 2008 г. претерпела существенные изменения.

Так, за этот период доля минеральной продукции в экспорте Российской Федерации заметно выросла: с 42% в 1995 г. до почти 70% совокупного экспорта в 2008 г. А вот доля всех остальных товарных групп, кроме продовольствия и сельскохозяйственного сырья (рост на 0.8 п.п.), заметно снизилась за последние 13 лет. Так, доля металлов и драгоценных камней в российском экспорте снизилась почти на 13.5 п.п., доля машин и оборудования – на 5.3 п.п., продукции химической промышленности – на 3.5 п.п.

В структуре импорта за последние 13 лет существенно выросла доля машин и оборудования – с 24% совокупного импорта в 1995 г. до 53% в 2008 г. Небольшой рост (на 2.2 п.п.) произошел в поставках продукции химической промышленности.

Наибольшее снижение доли в совокупном импорте отмечено в группе продовольственных товаров – почти 15 п.п. В период финансового кризиса 2008–2009 гг. снижение физического объема экспорта было незначительным, а объемы импорта были свернуты существенно (см. Рис. 2). Падение российского импорта было обусловлено снижением курса рубля, уменьшением реальных располагаемых доходов населения, спадом инвестиций, сложностями получения кредитов торговыми организациями. Кроме того, при ослаблении курса рубля сокращение объемов импорта по стоимости протекало в более острой форме, оно оценивается в целом за год на уровне 66,0%.

Однако в целом в 2000–2008 гг. рост импорта опережал рост экспорта и по физическому, и по стоимостному объему, что, в конечном счете, привело к абсолютному сокращению доли чистого экспорта в ВВП.

Рисунок 2. Изменение динамики ВВП, экспорта, импорта и чистого экспорта 1998 – 2009, и по кварталам 2008-2009 гг., в % к соответствующему периоду предыдущего года

 

Анализ формирования ресурсов внутреннего рынка показывает, что с 2005 г. действовала тенденция к росту доли импорта в товарообороте и инвестиционных расходах. Несмотря на то, что динамичный рост импорта и способствовал созданию конкурентной среды, высокая доля импорта в обороте розничной торговли и в объеме инвестиций в машины, оборудование и транспортные средства усилила зависимость баланса товарных ресурсов внутреннего рынка от изменений внешнеэкономической конъюнктуры.

«Для предварительной оценки влияния нетарифных мер регулирования внешней торговли на физический объем импорта товаров в Российскую Федерацию построим сводный индекс нетарифной защиты. Вес нетарифной меры – это некая условная величина, экспертная оценка степени влияния введения данного вида нетарифной меры на объем импорта данной категории товара в страну. Этот сводный индекс представляет собой средний уровень нетарифной защиты импорта в конкретной стране»[18].

При вычислении сводного индекса нетарифной защиты для Российской Федерации были использованы следующие веса нетарифных мер (см. Таб.2).

Таблица 2. Веса нетарифных мер регулирования внешней торговли для вычисления свободного индекса нетарифной защиты импорта РФ

 

Нетарифная мера

Вес

Обязательное сертифицирование импортных товаров

100

Фитосанитарный контроль

25

Санитарно-эпидемиологический контроль

25

Регулирование ввоза товаров, содержащих озоноразрушающие вещества

25

Запрет на ввоз опасных отходов

100

Государственное регулирование ввоза опасных отходов

50

Импорт по лицензиям в объеме установленных квот

50

Импорт по лицензиям (без квотирования)

50

 

На диаграмме представлен сводный индекс нетарифной защиты импорта в Российскую Федерацию за период 2001–2008 гг.

 

Рисунок 3. Свободный индекс нетарифной защиты импорта товаров РФ за 2001-2008гг.

 

В связи с тем что в 2005 г. была впервые введена такая нетарифная мера, как обязательные санитарно-эпидемиологические заключения, в том году наблюдался резкий скачок величины индекса. В целом динамика индекса отражает основные тенденции в нетарифном регулировании импорта в России. Так, например, в 2003 г. было отменено обязательное сертифицирование на ряд товаров из групп 02 и 03 по классификации ТН ВЭД, что привело к существенному снижению индекса (около 6 пунктов).

В последнее время использование тарифных мер существенно ограничивается принятыми соглашениями внутри торговых организаций и союзов, этим объясняется предпочтение, отдаваемое в последнее время многими странами нетарифным мерам по сравнению с тарифами. При этом данные меры используются различными странами крайне неравномерно, что видно в приведенной ниже таблицы 3. Степень защиты различных товарных рынков в отдельных странах (доля товарных позиций, к которым применяется какая-либо нетарифная мера по отношению ко всем товарным позициям, по каждой товарной группе, в %)

 

Таблица 3. Степень защиты товарных рынков в отдельных странах

 

Товарные позиции

Китай

Япония

Европейский союз

США

Российская Федерация

Сырье

6.46

7.49

1.98

4.69

1.13

Продукция сельского хозяйства

7.30

7.69

2.30

4.56

0.66

Продукция добывающих отраслей

1.51

6.31

0.47

5.44

3.92

Готовые изделия

8.00

5.08

10.77

5.23

0.73

Железо и сталь

44.85

0.48

51.94

42.44

0.00

Химические товары

3.90

1.15

4.18

3.35

0.65

Другие полуфабрикаты

1.36

0.64

0.86

4.59

1.22

Машины и средства транспорта

14.02

0.05

2.41

5.18

0.00

Текстиль и одежда

2.85

23.06

87.21

1.13

0.00

Другие потребительские товары

5.05

0.68

4.82

0.92

2.84

Другие товары

0.00

0.00

0.00

0.00

50.00

Все товары

7.62

5.61

5.79

5.08

0.90

 

Степень нетарифной защиты в России держится на достаточно высоком уровне (в среднем, 60%) по сравнению с большинством развитых стран мира. Так, например, средний уровень нетарифной защиты в США равен 25%, в Европейском союзе – 30%, а в Японии в среднем по отраслям – 20%. Столь высокий объем применения нетарифных мер может свидетельствовать о высоком уровне протекционизма в российской экономике. В таких условиях крайне важной задачей является оценка влияния столь высоких нетарифных барьеров на внешнюю торговлю Российской Федерации.

3.2 Перспективы использования нетарифных ограничений в РФ

 

В целях интеграции экономики России в мировую экономику Российская Федерация в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права участвует в международных договорах о таможенных союзах и свободных экономических зонах.

Совершенствование нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности РФ предполагает его гармонизацию с нормами и правилами ВТО, изменение и дополнение законодательной базы с целью упрощения порядка лицензирования и процедуры выдачи лицензий, а также создания необходимых правовых условий для реализации российскими предпринимателями прав и возможностей по продвижению российских товаров на мировой рынок. На случаи установления торговыми партнерами России дискриминационных ограничений в отношении экспорта российских товаров в действующее законодательство вносятся изменения и дополнения, предусматривающие принятие ответных мер.

Все это позволит в перспективе получить для российских участников внешнеэкономической деятельности на мировых рынках более справедливые и недискриминационные условия, будет содействовать развитию экспортных возможностей России и улучшению структуры ее экспорта.

В настоящее время Правительство России уделяет большое внимание проекту Федеральной программы развития экспорта России, основной целью которой является увеличение стоимостного объема российского экспорта, расширение его номенклатуры за счет продукции с повышенной степенью обработки, наукоёмких товаров, технологий.

Основные направления таможенной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов подготовлены Минэкономразвития России во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации «О порядке составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период»[19] и в соответствии с положениями Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2020 года, Внешнеэкономической стратегией Российской Федерации до 2020 года.

Информация о работе Нетарифное регулирование ВЭД