Нетарифное регулирование ВЭД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 07:34, курсовая работа

Описание

Цель данной работы состоит в изучении современной системы нетарифного регулирования внешне-экономической деятельности. Для достижения данной цели в работе будет:
 рассмотрено понятие, сущность и элементы системы нетарифного регулирования ВЭД;
 исследованы особенности применения мер нетарифного регулирования в России;
 проанализировать статистику использования нетарифных ограничений в РФ
 рассмотрены проблемы и перспективы применения нетарифных мер в регулировании ВЭД в России.

Содержание

Введение
Глава I. Система нетарифного регулирования ВЭД: понятие, сущность, элементы
1.1. Понятие и сущность нетарифного регулирования
1.2. Меры прямого ограничения…………………………………………………8
1.3. Специальные защитные меры
1.4. Прочие нетарифные меры
Глава II. Исследование особенностей применения мер нетарифного регулирования в России
2.1. Нормативно правовая база нетарифного регулирования в ТС………..16
2.2. Применение запретов и ограничений неэкономического характера…………………………………………………………….…………….
2.3. Применение нетарифного регулирования
Глава III. Проблемы и перспективы применения нетарифных мер в регулировании ВЭД в России
3.1. Статистика использования нетарифных ограничений в РФ
3.2. Перспективы использования нетарифных ограничений в РФ 33
Заключение
Список использованной литературы 40
Приложение ………………………………………………………...……………..43

Работа состоит из  1 файл

нетарифы-3год.doc

— 701.50 Кб (Скачать документ)

Согласно данному документу реализация таможенной политики в 2011 г. и в плановый период 2012 - 2013 годов будет осуществляться в качественно иных мирохозяйственных, торгово-политических и рыночных условиях, отличающихся тем, что:

      посткризисное восстановление мировой экономики и мировых товарных рынков будет характеризоваться высокой нестабильностью, значительными колебаниями конъюнктуры и цен, что существенно повышает требования к обоснованности, оперативности и гибкости внешнеторговой и таможенной политики;

      ускорятся технологические и структурные изменения в мировой экономике, расширится и усложнится ассортимент торговли, еще более возрастет конкурентоспособность новых центров силы из числа развивающихся стран, что потребует совершенствования структуры и других качественных параметров таможенного тарифа, упорядочения системы преференций, повышения эффективности таможенного администрирования;

      радикально изменится институционально-организационный и торгово-политический контекст осуществления таможенной политики - в полном объеме начнет функционировать Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана (ТС), определятся основные параметры единого экономического пространства трех стран, будет создана многосторонняя зона свободной торговли СНГ, Россия в наиболее вероятном сценарии станет членом ВТО.

Это позволит регламентировать и унифицировать все значимые вопросы применения мер торговой политики, в том числе нетарифного регулирования, в рамках ТС и в целом СНГ на базе норм и правил многосторонней системы регулирования торговли, повысит предсказуемость и прозрачность торговых режимов стран СНГ.

Согласно Основным направлениям необходимо обеспечить эффективность и оперативность механизма функционирования наднациональных органов Таможенного союза, полностью отвечающего задачам, стоящим как перед союзом в целом, так и перед каждой из стран-участниц. Это требует внедрения соответствующих правил, процедур и регламентов, позволяющих действенно согласовывать позиции сторон в рамках ТС и учитывать их в рамках решений наднациональных органов.

Одновременно настройка таможенно-тарифного и нетарифного регулирования на стимулирование производства и экспорта инновационной, высокотехнологичной продукции потребует развития институтов содействия экспорту, совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере таможенного дела, упрощения и сокращения числа административных процедур, использования всего инструментария мер по защите рынка, допускаемых положениями и нормами ВТО.

Усиление глобальной конкуренции вызовет необходимость расширения спектра используемых мер поддержки конкурентоспособности российских производителей на внутреннем и внешнем рынках. Среди них - реализация среднесрочных планов действий со странами - основными торговыми партнерами России, определяющих в том числе отраслевые приоритеты взаимного сотрудничества, формирование и обеспечение эффективной работы Российского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций, государственное содействие реализации приоритетных инвестиционных проектов с иностранным участием, активное противодействие дискриминации отечественных экспортеров на внешних рынках.

Однако данные меры повышения эффективности нетарифного регулирования могут быть нивелированы действиями зарубежных партнеров протекционистского характера. Так, по состоянию на 1 мая 2010 года Минэкономразвития России зафиксированы 93 ограничительные меры, применяемые иностранными государствами для защиты своего внутреннего рынка, в том числе: 40 антидемпинговых мер, 8 специальных защитных мер, 45 мер нетарифного регулирования торговли, включая меры административного регулирования. Кроме того, проводятся 2 антидемпинговых расследования, 6 специальных защитных расследований, а также 7 пересмотров введенных ранее антидемпинговых мер.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации (пункт 5.3.7) в Министерстве ведется работа по совершенствованию системы идентификации и преодоления торговых барьеров. При этом во внимание принимается опыт, полученный от изучения аналогичных систем, действующих в ЕС и США.

Особого внимания заслуживает анализ причин возникающих сложностей с доступом российских товаров на рынки зарубежных государств. К ним следует отнести:

      несовершенные двусторонние и многосторонние соглашения, не обеспечивающие в полной мере благоприятные условия для доступа российских предпринимателей на внешние рынки, не предусматривающие необходимые средства защиты их экономических прав и интересов, не устанавливающие механизмы разрешения споров и санкций за неисполнение обязательств;

      дискриминацию торговыми партнерами России отечественных производителей и экспортеров при проведении антидемпинговых расследований;

      осознанное нарушение российскими экономоператорами нормальных условий конкуренции на зарубежных рынках (некоторые предприятия искусственно занижают экспортные цены, завышают внутренние, перекладывая издержки на внутрироссийское потребление; в этой ситуации обвинение в демпинге является вполне обоснованным и не может считаться дискриминацией российских экспортеров, поскольку причиной нарушения внешнего рынка является неправильное ценообразование российских компаний);

      низкий уровень знаний российских участников ВЭД;

      их пассивность или неучастие в работе по защите своих интересов на внешних рынках;

      активный выход российских предприятий со своей конкурентоспособной продукцией на внешние рынки, нарушающий сложившиеся пропорции на рынках стран-импортеров, что влечет за собой нанесение ущерба их производителям вследствие вытеснения их менее конкурентоспособной продукции с отечественных рынков.

Для устранения отмеченных причин Минэкономразвития предполагает наладить сотрудничество с производителями и экспортерами российских товаров и услуг. Еще одно важное направление деятельности Минэкономразвития - либерализация выявленных торговых ограничений в иностранных государствах и устранение дискриминационных торговых барьеров. Это направление включает в себя разработку и применение мер по оптимизации работы с торговыми барьерами с целью рационального распределения ресурсов, сопоставление приоритетных проблем с доступными средствами и инструментами, выбор подхода и инструментов для разрешения проблемы, обеспечение правоприменения международных и двусторонних правил торговли через имеющиеся механизмы разрешения споров, формирование двусторонних договоренностей по разрешению споров и иных инструментов по урегулированию конфликтных ситуаций.
Другими направлениями соответствующей деятельности Минэкономразвития России являются:

      взаимодействие с третьими странами по вопросам доступа на внешние рынки;

      совершенствование договорной правовой базы РФ с торговыми партнерами. В рамках реализации данного направления с целью устранения торговых барьеров во взаимной торговле осуществляется работа по заключению нового соглашения о свободной торговле в рамках СНГ, формированию торгового режима между государствами - участниками ЕврАзЭС и Таможенного союза, а также рассматриваются возможности для заключения преференциальных соглашений с другими торговыми партнерами;

      выработка выгодных для РФ правил международной торговли через более активное вовлечение в работу международных организаций. Одним из значительных факторов в обеспечении благоприятных условий доступа на внешние рынки должно стать присоединение России к ВТО, что позволит перейти на качественно новый уровень в устранении дискриминационного подхода в установлении торговых барьеров нашими торговыми партнерами;

      организация и осуществление подготовки специалистов в области торговой политики для работы в органах государственной власти и в бизнесе, создание в этой области необходимого экспертного, кадрового и научного потенциала. В рамках реализации этого направления запланировано проведение работы по созданию системы обучения в области мер торговой политики, включающей в себя специализированные программы по онлайн-обучению, семинары и консультации для бизнеса и органов государственной власти;

      партнерство с бизнесом по обеспечению благоприятных условий доступа российских товаров и услуг на внешние рынки.

Реализация основных целей торговой политики, связанная с повышением эффективности мер нетарифного регулирования, должна подкрепляться соответствующими правовыми и организационными мерами.

Заключение

 

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Нетарифное регулирование – комплекс мер регулирования внешней торговли товарами, осуществляемых путем введения количественных и иных запретов и ограничений, которые установлены международными договорами государств-членов таможенного союза, решениям Комиссии таможенного союза и нормативными актами государств-членов таможенного союза.

Виды мер, применяемые для нетарифного регулирования: запрет ввоза и (или) вывоза, количественные ограничения ввоза (вывоза) - квотирование, предоставление исключительного права на ввоз (вывоз) товаров - лицензирование, разрешительный порядок ввоза (вывоза) и иные меры регулирования.

Особой мерой нетарифного регулирования является предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров которые регистрируются в специальных перечнях и определяются федеральными законами.

В соответствии с федеральным законом могут вводиться специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры при импорте товаров для защиты экономических интересов российских производителей товаров.

Применение нетарифных методов государственного регулирования международной торговли обусловлено тем, что на национальной территории государство может устанавливать специальный порядок проникновения в страну иностранных производителей товаров и услуг, а так же создавать благоприятные предпосылки для эффективного развития экспортных производств и проводить специальные мероприятия, направленные на защиту отечественных производителей и потребителей. Наиболее эффективно систему нетарифного регулирования применяют в рамках внешнеторговой политики развитые страны.

Нетарифные методы регулирования являются наиболее эффективным элементом осуществления внешнеторговой политики в силу следующих причин:

      во-первых, нетарифные методы регулирования, как правило, не связаны какими-либо международными обязательствами. В этой связи объем и методика их применения полностью регулируется национальными государственными органами и определяется рамками хозяйственного и технического законодательства страны

      во-вторых, нетарифные методы более удобны в достижении искомого результата во внешнеэкономической политике

      в-третьих, нетарифные методы позволяют учесть конкретную ситуацию, складывающуюся в мировой экономике и применить адекватные меры защиты национального рынка в рамках конкретно определенного срока

      в-четвертых, нетарифные методы не являются дополнительным налоговым бременем для населения.

Совершенствование нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности РФ предполагает его гармонизацию с нормами и правилами ВТО, изменение и дополнение законодательной базы с целью упрощения порядка лицензирования и процедуры выдачи лицензий, а также создания необходимых правовых условий для реализации российскими предпринимателями прав и возможностей по продвижению российских товаров на мировой рынок.


Список использованной литературы

 

    1. О единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: / http://base.consultant.ru, 22.10.2011.
    2. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ (ред. от 11.07.2011)/Собрание законодательства РФ, 15.12.2003, № 50, ст. 4850.
    3. О валютном регулировании и валютном контроле Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 18.07.2011)/Собрание законодательства РФ, 15.12.2003, № 50, ст. 4859.
    4. О карантине растений Федеральный закон от 15.07.2000 № 99-ФЗ (ред. от 18.07.2011) / Собрание законодательства РФ, 17.07.2000, № 29, ст. 3008.
    5. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 19.07.2011)/Собрание законодательства РФ, 05.04.1999, № 14, ст. 1650.
    6. О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров Федеральный закон от 08.12.2003 № 165-ФЗ (ред. от 11.07.2011) / Собрание законодательства РФ, 15.12.2003, № 50, ст. 4851.
    7. О техническом регулировании от 27.12.2002 № 184-ФЗ (ред. от 28.09.2010)/Собрание законодательства РФ, 30.12.2002, № 52 (ч. 1), ст. 5140.
    8. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ/Собрание законодательства РФ, 28.07.2008, № 30 (ч. 1), ст. 3579.
    9. О ветеринарии Закон РФ от 14.05.1993 № 4979-1 (ред. от 18.07.2011)/ Ведомости СНД и ВС РФ, 17.06.1993, № 24, ст. 857.
    10. Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР Закон РСФСР от 31.10.1990 № 293-1 / Ведомости ВС РСФСР, 1990, № 22, ст. 260.
    11. О порядке составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ на очередной финансовый год и плановый период Постановление Правительства РФ от 29.12.2007 № 1010 (ред. от 06.04.2011)/Собрание законодательства РФ, 28.01.2008, № 4, ст. 263.
    12. Об утверждении Положений о лицензировании в сфере внешней торговли товарами и о формировании и ведении федерального банка выданных лицензий Постановление Правительства РФ от 09.06.2005 № 364 (ред. от 08.12.2010) / Российская газета, № 126, 15.06.2005.
    13. О ввозе на таможенную территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия Постановление Правительства РФ от 07.02.2008 № 53 (ред. от 08.12.2010) / Собрание законодательства РФ, 11.02.2008, № 6, ст. 509.
    14. 14. Официальный сайт КТС. Документы. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.tsouz.ru/Docs/Pages/default.aspx

Информация о работе Нетарифное регулирование ВЭД