Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 03:43, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - раскрытие роли таможенного тарифа в обеспечении развития и поддержки национального производителя.
В соответствии с целью можно выделить следующие задачи:
? определить роль таможенного тарифа в регулировании ВЭД ТС
? рассмотреть реализацию функций таможенного тарифа;
? раскрыть влияние таможенного тарифа на развитие отечественного производства;
? проанализировать основные направления защиты российской экономики.
Введение_________________________________________________________3
1. Сущность, назначение, роль таможенного тарифа в регулировании ВЭД ТС_______________________________________________________________4
1.1 Роль таможенного тарифа в регулировании ВЭД ТС и его основные функции_________________________________________________________ 4
2. Реализация функций таможенного тарифа__________________________12
2.1 Рационализация товарной структуры импорта товаров в ТС__________12
2.2 Влияние таможенного тарифа на развитие отечественного производителя____________________________________________________18
3. Основные направления защиты Российской экономики в современных условиях ________________________________________________________25
Заключение______________________________________________________30
Список использованных источников_________________________________33
Принцип эффективного тарифа:
Выполняется в установлении
низких ставок таможенных пошлин на товары,
необходимые для развития производства
с высокой долей вновь
Подводя итог, можно сделать
вывод, что таможенный тариф является
одновременно инструментом: поддержки
отечественных
2. Реализация функций таможенного тарифа ТС
2.1 Рационализация
товарной структуры импорта
Импорт необходим для нормального функционирования любой экономики. Страны ввозят товары, которые ими не производятся вообще или производятся в недостаточном количестве в силу природно-географических условий либо других факторов, определяющих их производственную специализацию.
Критерием последней является эффективность.
Для того чтобы импорт действительно
способствовал подъему
Национальные интересы РФ требуют активизации участия РФ в системе международного разделения труда, наращивания ее экспортного потенциала, особенно наукоемкой продукции и ограничения экспорта сырья, энергоносителей.
Импортная политика РФ должна
быть направлена на стимулирование импорта
высоких технологий и прогрессивных
видов техники, а также тех
товаров, потребности в которых
РФ не может полностью удовлетворить
за счет собственного производства из-за
ограниченности ресурсов или по соображениям
экономической
Таблица 1
Товарная структура
Товарная группа ТНВЭД |
Наименование |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
Темпы роста |
||
2010/ 2009 |
2011/ 2010 |
||||||
1-24 |
Продовольствие и сельхозсырье, кроме текстильного |
15,7 |
13,8 |
13,2 |
87,9 |
84,1 |
|
25-27 |
Минеральные продукты и электроэнергия |
2,4 |
2,3 |
3,1 |
95,8 |
129,2 |
|
27 |
Продукты химической промышленности, каучук |
15,8 |
13,8 |
13,2 |
87,3 |
83,5 |
|
28-40 |
Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них |
0,3 |
0,4 |
0,4 |
133,3 |
133,3 |
|
41-43 |
Древесина и целлюлозно-бумажные изделия |
2,9 |
2,7 |
2,4 |
93,1 |
82,8 |
|
44-49 |
Текстиль и текстильные изделия, обувь |
4 |
4,3 |
4,3 |
107,5 |
107,5 |
|
50-67 |
Металлы, драгкамни и изделия из них |
7,7 |
8,2 |
7,3 |
106,5 |
94,8 |
|
71 |
Машины, оборудования и транспортные средства |
47,7 |
50,9 |
52,7 |
106,7 |
110,5 |
|
72-83 |
Другие товары |
3,5 |
3,6 |
3,4 |
102,9 |
97,1 |
|
Импорт всего |
100 |
100 |
100 |
- |
- |
||
Проводя анализ данных таблицы 1 можно отметить, что наибольшая динамика наблюдается в увеличении объема импорта по таким товарам как машины, оборудования и транспортные средства с 47,7 % в 2009г. до 52,7% в 2008г. от всего объема импорта. Обратно этому, импорт продовольственных товаров и сельхозсырья в период с 2009 по 2011гг. заметно снизился с 15,7% до 13,2% от общего объема импорта.
Определение приоритетных направлений в таможенно-тарифной политике в отношении основных российских товаров, как известно, в большинстве случаев обусловливается нынешним состоянием их производства.
Как показывает анализ современной структуры российского импорта на основании таблицы 1, она достаточно далека от оптимальной. Пока импорт четко ориентирован на удовлетворение текущих потребительских нужд.
Значительное место в нем занимают продовольствие и сельскохозяйственное сырье, алкогольные и другие напитки, сигареты, медикаменты, парфюмерные, косметические и моющие средства, различная бытовая техника и изделия легкой промышленности. Потребительский характер российского импорта проявляется достаточно четко.
Подводя итог, можно сделать вывод, что существует несколько задач, стоящих в настоящее время перед российским импортом:
1. Способствовать техническому перевооружению и структурной перестройке экономики;
2. Обеспечить внутренний рынок продукцией, которая не производится в стране либо производится в недостаточном количестве.
Только вторая задача выполняется
более или менее
В связи с этим рационализация структуры российского импорта должна начинаться, с увеличения ввоза машин, оборудования, приборов, технологий и других инвестиционных товаров, необходимых для модернизации и структурной перестройки отечественной экономики, но не производящихся в стране. Большое значение имело бы также постепенное замещение ввоза готовых изделий импортом технологий и комплектующих для организации их производства в России.
Другое важное направление политики рационализации импорта в России должно состоять в сокращении чрезмерной зависимости от ввоза отдельных товаров. К началу 2009г. по некоторым товарам эта зависимость становится крайне высокой: по продукции легкой промышленности, бытовой технике и бытовой химии - 45-55%, медикаментам - 65%, продовольствию - 35%. Для страны, располагающей значительными производственными мощностями в легкой, химической и электротехнической промышленности, подобный высокий уровень зависимости от импорта непродовольственных потребительских товаров, как нам представляется, не может быть признан нормальным.
На современном этапе в РФ существует несколько крупных отраслей в экономике, это машиностроительная и пищевая, лесообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, требующие защиты от иностранной конкуренции, и особого внимания со стороны государства. Еще можно выделить следующие отрасли, к которым относятся: текстильное и швейное производство, производство неметаллических минеральных продуктов, металлургическое производство готовых металлических изделий и производство электрооборудования. А также производства, которые незначительно развиты в нашей стране и ориентированны в основном на вспомогательные функции обеспечения локального спроса. Это производства кожи, изделий из кожи, обуви; производства кокса и нефтепродуктов; химическое производство; производство резиновых и пластмассовых изделий; производство оборудования.
Проанализируем таможенные ставки на товары, производимые крупными отраслями промышленности РФ, и оценим их значение. Средняя ставка в таможенном тарифе 2011 г. на продукцию химической промышленности, составляет 14,26%, что свидетельствует о недостаточной защищенности отечественного производителя, следует применить более высокие ставки на данный вид продукции, чтобы защитить и поддержать отечественное производство.
На продукцию
Производства
Таким образом, РФ необходимо направлять импортную политику на стимулирование импорта высоких технологий и прогрессивных видов техники, а также тех товаров, потребности в которых РФ не может полностью удовлетворить за счет собственного производства из-за ограниченности ресурсов или по соображениям экономической нецелесообразности. А также должен быть ограничен импорт тех товаров, которые РФ вполне способна производить в необходимых количествах при обоюдовыгодном уровне затрат
В интересах защиты отечественной обрабатывающей промышленности может использоваться метод построения тарифов на основе эскалации ставок таможенных пошлин. Однако в ряде случаев наблюдается не соответствие таможенного тарифа ТС общепризнанному в мире принципу эскалации. В частности, сырье лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности облагается в России в среднем более высокими пошлинами, чем полуфабрикаты и готовые изделия этой отрасли. Готовые изделия наоборот, облагаются более низкими пошлинами, чем полуфабрикаты. Сырье для черной металлургии облагается в среднем такими же по размеру пошлинами, как и полуфабрикаты, что так же не соответствует общемировой практике.
Самый низкий уровень ввозных пошлин установлен в России на продукцию цветной металлургии - в среднем немногим более 9%, причем и в этой отрасли пошлины на полуфабрикаты выше, чем на готовые изделия.
2.2 Влияние таможенного
тарифа на развитие
Выбор верных направлений в таможенно-тарифной политике в отношении основных российских товаров, как известно, во многом обусловливается нынешним состоянием их импорта и производства.
Таблица 2
Удельный вес импорта в производстве отдельных товаров в РФ в 2009-2011гг.
Вид продукции |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
|
продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье |
37,55% |
38,67% |
39,73% |
|
минеральные продукты |
17,40% |
16,46% |
24,55% |
|
продукция химической промышленности |
63,83% |
63,43% |
61,46% |
|
древесина и целлюлозно-бумажные изделия |
21,47% |
22,15% |
24,52% |
|
текстиль, текстильные изделия и обувь |
105,86% |
155,51% |
182,71% |
|
металлы, драгоценные камни и изделия из них |
13,21% |
16,64% |
17,60% |
|
машины, оборудование и транспортные средства |
87,80% |
104,92% |
123,35% |
|