Периодизация истории таможенного дела России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 14:58, реферат

Описание

Основополагающим принципом периодизации истории таможенного дела и таможенной политики является принцип историзма. «Читатель заметит, - писал Н. М. Карамзин, - что описываю деяния не врозь, по годам и дням, но совокупляю их для удобнейшего впечатления в памяти. Историк не летописец: последний смотрит единственно на время, а первый на свойство и связь деяний: может ошибиться в распределении мест, но должен всему указать свое место». Н. М. Карамзин предложил свою периодизацию Руси -России, которая облегчила автору создание периодизации истории таможенного дела.

Содержание

1. Принципы и методы формирования периодизации 3
2. Критерии периодизации 5
3. Периодизация истории таможенного дела 7
Заключение 20

Работа состоит из  1 файл

там дело.doc

— 105.50 Кб (Скачать документ)

       Четвертый период (конец XII - середина XIII в.) - угасание сложившейся системы пошлинных обрядностей. Из-за роста производительных сил и их несоответствия производственным отношениям наметился экономический и политический кризис Киевского государства. Обострилась борьба за киевский престол, участились междоусобицы великого князя с удельными.

       После смерти Ярослава ослабла зависимость удельных князей от киевского князя. Древнерусское государство начало распадаться, усилилась вражда между князьями, падал авторитет центрального княжества, иногда уделы дробились до мизерного размера. К началу XII в. удельные княжества обособились, резко обострилась борьба между ними. Участились нападения на русские земли извне. «Под гнетом этих тревог и опасностей, - писал В. О. Ключевский, - при возрастающих усобицах князей почва общественного порядка в Киевской Руси становится зыбкой, ежеминутно грозившей погромом, возникло сомнение в возможности жить при таких условиях».

       Киев  в 1169 г. был захвачен удельными князьями и беспощадно разграблен. Население  уходило на запад, в Польшу, Галицию, на северо-восток, в Суздальскую  землю. Завершился разгром Киевской Руси нашествием монголо-татар в 1237-1240 гг. Часть русских земель в XIII в. была захвачена литовцами.

       Так произошла первая национальная катастрофа, одним из последствий которой  стал распад сложившейся системы  торгово-пошлинных обрядностей в виде мытных сборов.

       Пятый период (вторая половина XIII - начало XIV в.). В связи с захватом Руси. Монголо-татары ввели тамгу, усилился сбор дани, пошлины росли, сбор осуществлялся в пользу татарских князей.

       К началу XIV в. складывались новые таможенные отношения. На их характер наложили отпечаток оживление хозяйства великих и удельных княжеств, развитие ремесленного производства, развитие живописи, архитектуры, градостроительства. Особенностью этого периода является укрепление власти феодалов.

       Шестой  период (XV-XVII вв.). Для него характерен процесс складывания таможенных обрядностей. Этому способствовало освобождение от монголо-татарского ига, территориальное и политическое объединение русских земель и, в конечном счете, образование Московского централизованного государства как сословно-представительной монархии, под властью Москвы, возникновение предпосылок экономического развития государства, зарождения всероссийского рынка.

       Объективно  встал вопрос о реформировании таможенного  дела. К началу XVI в. таможенное дело представляло собой, по образному выражению  К. В. Базилевича, «Механический конгломерат  долголетних исторических напластований». Местные князья творили суд таможенный, бесправный. Попытки русских царей упорядочить таможенные сборы, законодательно закрепить таможенные правила не всегда достигали цели. В указанный период предпринимались усилия для реформирования таможенных обрядностей. Это просматривается в содержании царских таможенных грамот. Среди них Уставная грамота по сбору таможенных пошлин в городе Суздале (1606), «Память Новгородским таможенным головам о взимании пошлин с немецких людей, приезжающих из Швеции» (1612), «Таможенная грамота Никольскому Песношскому монастырю на взимание пошлины в селе Рогачеве» (1621), «Таможенная грамота о сборе пошлин в селе Холму в пользу Бежецкаго Антониева монастыря» (1641), Именной указ «О высылке Английских купцов из России и по приезде им токмо к Архангельску, за многие несправедливые и вредные их для торговли Российской поступки, особенно же за учиненное в Англии убийство Короля Карла I» (1649).

       Документы показывают стремление государственной  власти влиять на таможенное дело и  назревшую необходимость его  централизации.

       Наступает период реформирования таможенного дела. Определяющую роль в решении этой задачи сыграл вышедший 25 октября 1653 г. Именной указ царя Алексея Михайловича с боярским приговором «О взымании таможенной пошлины с товаров в Москве и городах, с показанием по сколько взято и с каких товаров». Царским указом вместо различных таможенных сборов вводилась рублевая пошлина. Дальнейшему развитию таможенного законодательства послужил Новоторговый устав 1667 г. В последней четверти XVII в. в дополнение к нему было издано около восьмидесяти законодательных и нормативных актов, регламентирующих таможенное дело в Московском государстве. В 1668 г. был принят документ, учреждающий централизованную сдачу таможенных сборов в царскую казну.

       Седьмой период (XVIII в.) - период завершения таможенной реформы, организации централизованного управления таможнями. Их укомплектование осуществлялось по принципу вольного найма и носило сословный характер. Важным шагом в развитии таможенного дела явилось принятие первого протекционистского тарифа России в 1724 г. В тот же период в свет вышел ряд документов, регламентирующих оформление и контроль грузов на море, что нашло отражение в Морском пошлинном уставе 1731 г. В 1755 -- 1757 гг. завершение таможенной реформы привело к ликвидации внутренних таможен. Результаты реформы были закреплены в Уставе таможенном 1755 г.

       Во  второй половине рассматриваемого периода  таможенное дело осуществлялось на основе включения механизма таможенного  регулирования. Это время характеризуется  поисками наиболее приемлемой системы таможенного обложения и определением направлений таможенно-тарифной политики. Таможенное дело оказало влияние на экономические преобразования в стране, рост промышленности и торговли. Доходы от внешней торговли выросли более чем в 3 раза, во столько же увеличились и таможенные доходы.

       Развитие  России шло цивилизованным путем, но преградой на этом пути стояло крепостное право, которое сдерживало промышленный переворот.

       Восьмой период (XIX в.) характеризуется поисками наиболее приемлемой таможенно-тарифной политики. Он состоит из трех этапов.

       Первый  этап связан с переходом к протекционизму. В 1819 г. был принят фритредерский  таможенный тариф, который, как отмечал  министр финансов России Е. Ф. Канкрин, убил русскую промышленность.

       Лишь  со времени принятия протекционистского таможенного тарифа 1822 г., обеспечивавшего защиту национальной промышленности от внешней конкуренции, удалось осуществить первый этап промышленного переворота, развернуть строительство предприятий легкой и химической промышленности, приступить к индустриализации страны.

       Второй  этап - 50 -70-е годы - попытки решить задачи развития внешней торговли на основе фритредерского таможенного тарифа, осуществить ряд мероприятий по оздоровлению финансовой системы государства. В конце этапа наметились протекционистские тенденции, которые привели к пересмотру взглядов на место и роль таможенного дела в государстве.

       Принятие  умеренного тарифа 1868 г. и введение некоторых элементов протекционизма способствовали экономическому развитию страны. Решающую роль в этом процессе сыграла отмена крепостного права в 1861 г.

       Страна  выходила из общенационального кризиса. Большое значение имело принятие протекционистского таможенного тарифа, начало которому положила золотая пошлина 1877 г. Это позволило перейти к осуществлению второго этапа промышленного переворота.

       Третий этап - вторая половина XIX в. - характеризуется широким использованием таможенного механизма регулирования внешней торговли в интересах индустриализации страны. Значительно вырос уровень таможенного законодательства, в нем были обоснованы деятельность таможенной охраны, а также пограничной и корчемной стражи. Дифференцированный подход к разработке таможенных тарифов позволил умело сочетать протекционистские и фритредерские принципы в зависимости от экономического уровня развития государств, с которыми торговала Россия, и в соответствии с собственными российскими экономическими интересами. К концу XIX в. таможенное законодательство вполне отвечало потребностям государства и мировым стандартам.

       Девятый период (конец XIX - начало XX в.). На рубеже XIX- XX вв. поляризация общественного мнения и связанная с этим борьба идей привели к победе приверженцев протекционизма, которые рассматривали протекционистскую таможенную политику как объективную потребность качественно нового этапа экономического развития Российского государства и средство защиты от экономической экспансии промышленно развитых стран. Был принят протекционистский тариф 1891 г., что вызвало обострение отношений России и Германии и привело к «таможенной войне». Таможенное дело оказалось на острие экономических противоречий, вызванных протекционистскими тарифами. На повестку дня вновь встал вопрос о выборе направленности таможенной политики.

       Под давлением Германии Россия пошла  на уступки. В 1894 г. был заключен, а затем в 1904 г. пролонгирован конвенционный тариф, в результате чего Россия потеряла самостоятельность в таможенной политике и, по образному выражению Н. Н. Шапошникова, свернула с мирового ма-гистрального экономического пути развития.

       В связи с отсутствием соответствующих  законов в Россию беспрепятственно пошли иностранные капиталы, которые  вкладывались в российскую экономику  и в создание филиалов иностранных  предприятий. Производимые ими товары беспошлинно поступали на российский рынок. Таможенный протекционизм себя изжил, а таможенная политика подчинилась интересам иностранных государств.

       В то же время в начале XX в. усиливается  рост таможенных доходов. Это происходило  за счет активного ввоза на российский рынок иностранных товаров, получивших право конкурировать с товарами, производимыми в стране.

       В начале XX в. активизировалась нормотворческая  таможенная деятельность. К дискуссии  о целесообразности протекционизма и путях выхода из кризиса таможенной системы была привлечена широкая общественность.

       Десятый период (1921 - 1991) - переход от протекционизма к государственной монополии на внешнюю торговлю. Его можно условно разделить на три этапа.

       Первый  этап (1921 - 1927) - включение таможенного механизма регулирования внешней торговли в период НЭПа. На этом этапе были введены протекционистские таможенные пошлины, что позволило восстановить внешнеторговые связи, снять экономическую блокаду, решить вопросы пополнения бюджета и добиться главного - к 1927 г. в основном восстановить разоренное войнами народное хозяйство, ввести в действие промышленные предприятия, наладить добычу полезных ископаемых, разработку леса и других производств и на эти средства восстановить основные фонды на заводах и фабриках и приступить к планомерному промышленному развитию страны.

       Второй  этап (конец 1927 - 1949) - таможенная служба Советского государства выполняла роль контролера: отвечала за пропуск и регистрацию товаров и пассажиров. Ее численность сократилась после НЭПа в 3 раза, а в годы Отечественной войны таможенная служба состояла всего из 500 человек. В послевоенный период таможенное ведомство насчитывало около 1000 человек.

       Третий  этап (1949 - 1986) деятельности таможенного ведомства СССР - Главного таможенного управления Министерства внешней торговли - характеризуется некоторым подъемом в связи с созданием Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) в рамках стран народной демократии, а затем социалистического содружества. В этот период были унифицированы таможенное законодательство и правила таможенного контроля, усилено внимание к подготовке кадров, создан межгосударственный высший интеграционный таможенный орган в виде ежегодных совещаний руководителей таможенных служб и их центральный печатный орган - журнал «Социалистический таможенный контроль».

       Таможенные службы социалистических стран внесли значительный вклад в осуществление экономических реформ и экономического роста своих государств и подготовили условия для перехода регулирования внешнеэкономических связей в условия рыночной экономики.

       Полученный  опыт совместного 'решения вопросов таможенного контроля стран - участниц СЭВ обогатил теорию и практику таможенного дела. Он способствовал унификации таможенного оформления грузов, развитию теории таможенного дела и приближению к международным правилам проведения таможенных процедур.

       Однако, учитывая тот факт, что государство  держало в руках регулирование  ввоза и вывоза товаров, а таможенный механизм регулирования внешней  торговли не работал, таможенная система  не выполняла своих главных функций, обусловленных экономическими законами. Отрицательно сказалась на работе таможенных органов их ведомственная подчиненность и непричастность к формированию таможенной политики. В государстве отсутствовали специальные высшие учебные заведения по подготовке таможенных кадров и не велась научно-исследовательская работа в этой области.

       Четвертый этап (1986-1991) - функционирование таможенной службы в условиях начала либерализации внешней торговли и перехода к рыночной экономике. Он наступил до распада СССР и связан с реорганизацией таможенной службы и преобразованием ее в Государственную таможенную службу.

Информация о работе Периодизация истории таможенного дела России