Перспективы внешнеторгового сотрудничества стран СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 17:53, курсовая работа

Описание

В последнее время наметилась тенденция к развитию внешнеторговых отношений стран СНГ по мере укрепления роли РФ на мировом рынке, подтверждением тому могут служить как образование единого экономического пространства, так и подписание договора о свободной торговле

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Существующие в международной торговой практике формы сотрудничества……………………………………………………………………5
2. Содружество Независимых государств………………………………………9
3. Формы экономического сотрудничества стран СНГ……………………….12
3.1 Договор о свободной торговле…………………………………………..….14
3.2 Единое экономическое пространство…………..………………………….19
4. Перспективы дальнейшего сотрудничества стран СНГ………………..…..26
Заключение…………………………………………………………………….…29
Список использованной литературы…………………...………………………30

Работа состоит из  1 файл

Курсовая ИТД текст.doc

— 146.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формы экономического сотрудничества стран СНГ

Экономическое сотрудничество государств СНГ осуществляется по следующим основным направлениям:

      межгосударственная ассоциация свободной торговли;

      таможенный союз;

      общий рынок товаров, услуг, капиталов и рабочей силы;

      валютный союз.

Договор о создании Экономического союза 1993 г., в частности, предполагает свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы в рамках СНГ; осуществление согласованной денежно-кредитной, бюджетной, налоговой, внешнеэкономической, таможенной и валютной политики; гармонизацию хозяйственного законодательства договаривающихся стран.

В соответствии с Соглашением о создании Межгосударственного экономического комитета Экономического союза 1993 г. был учрежден постоянно действующий орган Экономического союза — Межгосударственный экономический комитет.

В целях реализации Договора о создании экономического союза в 1994 г. было принято Соглашение о создании зоны свободной торговли. Соглашение предусматривает постепенную отмену таможенных пошлин, устранение препятствий для свободного передвижения товаров и услуг, координацию торгово-экономической политики, унификацию законодательства стран СНГ.

Зона свободной торговли являлась переходным этапом к формированию единого Таможенного союза, который складывается в настоящее время на территории государств — членов СНГ. И хотя Договор о свободной торговле был подписан, но фактически не работал до октября 2011 года, так как не был ратифицирован некоторыми странами ( в том числе, и Россией).

Помимо многосторонних конвенций, имеется значительное число двусторонних соглашений, предметом которых является торгово-экономическое сотрудничество стран СНГ в различных сферах (Соглашение между правительствами России и Киргизии о производственной и научно-технической кооперации предприятий оборонных отраслей промышленности 1994 г., Соглашение между правительствами России и Казахстана о сотрудничестве и развитии топливно-энергетических комплексов 1993 г. и другие).

Одним из направлений развития в рамках СНГ является сотрудничество государств по таможенным вопросам.

В соответствии с Соглашением о принципах таможенной политики 1992 г., подписанным большинством государств — участников СНГ, был создан Таможенный союз как самостоятельный субъект международного права. Участники Союза решили образовать общую таможенную территорию, на которой согласовывается общий таможенный тариф и обеспечивается единообразное внутреннее налогообложение товаров, ввозимых на общую таможенную территорию и вывозимых с нее. Товары, обращающиеся на территории Союза, не облагаются таможенными пошлинами.

Для обеспечения функционирования Таможенного союза учрежден Таможенный совет, в функции которого входят разработка и рассмотрение предложений по основным направлениям таможенной политики стран Союза; разработка и рассмотрение проектов актов Союза и международных договоров; обеспечение единообразного толкования и применения таможенных соглашений, разрешение споров стран Союза. Членами Совета являются члены правительств государств Союза. Функции рабочего аппарата Совета осуществляет Секретариат. Штаб-квартира Совета находится в Москве.

В 1995 г. Соглашение 1992 г. было дополнено двусторонними конвенциями о более тесном сотрудничестве в таможенной сфере. Так, б января 1995 г. руководители России и Белоруссии подписали Соглашение о Таможенном союзе между этими государствами. 20 января 1995 г. Россия и Белоруссия, с одной стороны, и Казахстан — с другой, приступили к созданию на их территории единого таможенного пространства. Предусматривается, в частности: унифицикация правил в отношении перемещения через границу товаров, транспортных средств, грузов и пассажиров, взимания таможенных пошлин, налогов и сборов; создание исполнительного органа Таможенного союза и другие меры координационного характера.

На основании Меморандума правительств Белоруссии, Казахстана и России об участии в тройственном Таможенном союзе других заинтересованных государств Экономического союза 1995 г. тройственный Союз формируется в два этапа. На первом этапе отменяются тарифные и количественные ограничения в торговле между его участниками, устанавливаются одинаковый торговый режим, общие таможенные тарифы и меры нетарифного регулирования в отношении третьих стран. На втором этапе объединяются таможенные территории в единую таможенную территорию, таможенный контроль переносится на внешние границы Таможенного союза. В 1995 г. были приняты Основы таможенного законодательства государств — участников Содружества Независимых Государств. В дальнейшем к Союзу присоединилась и Киргизия.

Договор о свободной торговле

В 1994 году на заседании Совета глав государств СНГ в Москве подписано Соглашение о создании зоны свободной торговли.

Идея формирования многосторонней зоны свободной торговли (ЗСТ) в СНГ была заложена в подписанном 24 сентября 1993 года Договоре о создании Экономического союза. Создание ЗСТ рассматривалось в качестве первого этапа создания единого экономического пространства. Подразумевалось, что ЗСТ позволит снять многочисленные торговые барьеры, будет стимулировать увеличение товарооборота и создаст предпосылки для устойчивого экономического роста России и других стран СНГ.

15 апреля 1994 года президенты Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Узбекистана и Украины подписали Соглашение о зоне свободной торговли (ЗСТ). Соглашение о ЗСТ представляет собой многостороннюю договорно-правовую базу региональной торговли на преференциальных условиях. В рамках ЗСТ государствами должна осуществляться беспошлинная торговля, отменяются тарифные и нетарифные ограничения во взаимной торговле в целях обеспечения своих интересов в расширении экономических связей, бескризисного развития экономики.

Однако многосторонний режим свободной торговли введен не был. Участники Соглашения, включая Россию, так и не приступили к согласованию общего перечня изъятий из режима свободной торговли, который в соответствии с условиями этого международного договора должен был стать его составной частью.

Во взаимоотношениях между Россией и партнерами по Содружеству продолжал действовать режим свободной торговли. Он был зафиксирован в двусторонних соглашениях о свободной торговле, заключенных в 1992 – 1993 годы со всеми странами СНГ (двусторонние соглашения о свободной торговле также были заключены между собой рядом других государств Содружества).

2 апреля 1999 года в Москве был подписан Протокол об изменениях и дополнениях к Соглашению о ЗСТ – рамочный документ, который должен был быть адаптирован к законодательству каждого государства. Протокол подписали президенты Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Узбекистана и Украины. Согласно Протоколу, взамен действовавшего  в СНГ двустороннего режима свободной торговли вводился многосторонний, отменялись все пошлины, а также налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие, и количественные ограничения на ввоз и (или) вывоз товаров во взаимной торговле государств-участников ЗСТ.

21 июня 2000 года Совет глав государств СНГ одобрил план-график реализации Предложений по формированию и функционированию зоны свободной торговли, в свою очередь Совет глав правительств СНГ 20 июня 2000 года утвердил план мероприятий по реализации Программы действий по развитию Содружества Независимых Государств на период до 2005 года.

В первом из этих документов были определены первоочередные мероприятия по формированию зоны свободной торговли, которые предусматривали:

1. Выполнение внутригосударственных процедур по введению в действие подписанных основополагающих документов, регламентирующих функционирование зоны свободной торговли.

2. Подготовку конкретных предложений, включая разработку дополнительных межгосударственных нормативно-правовых актов функционирования зоны свободной торговли.

3. Информационное обеспечение формирования и функционирования зоны свободной торговли.

Второй документ, имеющий среднесрочный характер, предусматривал:

1. Подготовку и подписание ряда межправительственных соглашений и документов, способствующих созданию условий для свободного движения услуг, капиталов, рабочей силы, обеспечения свободного транзита, решения проблемы неплатежей, эффективного функционирования транспортных коридоров.

2. Формирование отдельных важнейших сегментов зоны свободной торговли ‑ частного предпринимательства, многосторонней производственной кооперации, инвестиционного сотрудничества.

3. Развитие рынков отдельных видов продукции; совместное участие в реализации крупных экономических проектов.

Повышение конкурентоспособности продукции и другое.

В последующие годы Совет глав государств СНГ и Совет глав правительств СНГ неоднократно принимали документы, направленные на развитие ЗСТ, однако в полной мере режим свободной торговли не был введен.

19 сентября 2003 года решением Совета глав государств СНГ о завершении формирования зоны свободной торговли и развитии взаимодействия государств – участников СНГ в экономической сфере был утвержден План реализации важнейших мероприятий, направленных на развитие и повышение эффективности взаимодействия государств – участников СНГ в экономической сфере в 2003 – 2010 годах, состоящий из 10 разделов и охватывающий все основные направления деятельности в экономической сфере.

Мероприятия Плана направлены на поэтапное устранение барьеров во взаимной торговле, создание эффективной платежно-расчетной системы, формирование соответствующей правовой базы, позволяющей обеспечить добросовестную конкуренцию на национальных рынках.

Казанский саммит 26 августа 2005 года положил начало очередному этапу реформирования Содружества. 5 октября 2007 года Советом глав государств СНГ была одобрена Концепция дальнейшего развития Содружества Независимых Государств и утвержден План основных мероприятий по реализации данной Концепции. При этом в экономической сфере основная роль должна отводиться деятельности по следующим приоритетным направлениям:

1. Завершение введения полномасштабного режима свободной торговли.

2. Либерализация условий и дальнейшее развитие взаимной торговли, отмена действующих ограничений и изъятий из режима свободной торговли, в том числе касающихся импорта сырья и экспорта готовой продукции, в целях обеспечения свободного доступа товаров национальных производителей на рынки государств – участников СНГ.

3. Разработка согласованной линии относительно использования энергетических ресурсов и транспортных услуг, развитие общих рынков отдельных видов продукции, в первую очередь сельскохозяйственной продукции.

4. Развитие взаимодействия в области транспорта, в том числе формирование сети международных транспортных коридоров на пространстве СНГ.

5. Повышение эффективности тарифной политики и устранение влияния на национальном уровне фискально-административных барьеров при осуществлении международных грузовых перевозок и др.

В ноябре 2008 года главы правительств СНГ утвердили Стратегию экономического развития Содружества до 2020 года. Среди приоритетных направлений развития взаимодействия государств – участников СНГ в принятой стратегии – завершение формирования и функционирование зоны свободной торговли в рамках СНГ в соответствии с нормами и правилами Всемирной торговой организации (ВТО), формирование предпосылок для создания общего экономического пространства, развитие общих рынков отдельных видов продукции, в первую очередь сельскохозяйственной, создание эффективных механизмов валютно-финансового сотрудничества.

4 марта 2009 года Минэкономразвития России сообщило, что рабочая группа экспертов государств – участников СНГ проведет первое заседание по проекту договора о зоне свободной торговли стран СНГ до конца апреля 2009 года. Такое решение приняли эксперты семи государств – участников СНГ на совещании в Исполкоме СНГ: Республики Армения, Республики Беларусь, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Узбекистан и Украины. Совещание было посвящено вопросу рассмотрения проекта договора о зоне свободной торговли, подготовленного в соответствии с Планом основных мероприятий по реализации Концепции дальнейшего развития СНГ, утвержденного решением Совета глав государств СНГ 5 октября 2007 года.

Россия представила экспертам стран СНГ свой проект нового многостороннего договора о зоне свободной торговли. Россия предлагает заменить двусторонние соглашения между странами СНГ одним многосторонним – о зоне свободной торговли. Сейчас действует порядка 110 соглашений о взаимной торговле между различными странами СНГ, что создает неудобства и приводит в результате к различным дискриминационным последствиям в торговле.

В 2011 году состоялось знаковое для всех стран СНГ событие. Как сообщает РосБизнесКонсалтинг (РБК):

«По итогам заседания совета глав правительств СНГ в Санкт-Петербурге подписан договор о свободной торговле в рамках Содружества.

Премьер-министр РФ Владимир Путин пояснил, что договор подписали Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия, Молдавия и Таджикистан. Согласно договоренности Азербайджан, Туркмения и Узбекистан решат вопрос о своем участии в зоне свободной торговли СНГ до конца 2011г.

При этом глава российского правительства подчеркнул, что фактически подписание договора означает отмену взаимных экспортных и импортных пошлин на целые группы товаров. "Есть определенные изъятия, мы с ними согласились", - заметил глава российского правительства. В свою очередь, его украинский коллега Николай Азаров уточнил, что в документе закреплены сроки, в течение которых все изъятия должны быть ликвидированы.

Ранее премьер-министр РФ Владимир Путин заявил, что главы правительств СНГ договорились о подписании договора. "Неожиданно для самих себя в результате долгих, острых, но все-таки конструктивных переговоров мы пришли к решению главного вопроса, ради которого сегодня собрались", - сказал В.Путин.

Он напомнил, что договор о свободной торговле первоначально был подписан в 1994г., но не все страны, в том числе и Россия, ратифицировали его. По словам премьера, фактически документ не работал.

В.Путин также обратил внимание, что за I полугодие 2011г. товарооборот в рамках СНГ увеличился на 48% и превысил 134 млрд долл.

Информация о работе Перспективы внешнеторгового сотрудничества стран СНГ