Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 17:53, курсовая работа
В последнее время наметилась тенденция к развитию внешнеторговых отношений стран СНГ по мере укрепления роли РФ на мировом рынке, подтверждением тому могут служить как образование единого экономического пространства, так и подписание договора о свободной торговле
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Существующие в международной торговой практике формы сотрудничества……………………………………………………………………5
2. Содружество Независимых государств………………………………………9
3. Формы экономического сотрудничества стран СНГ……………………….12
3.1 Договор о свободной торговле…………………………………………..….14
3.2 Единое экономическое пространство…………..………………………….19
4. Перспективы дальнейшего сотрудничества стран СНГ………………..…..26
Заключение…………………………………………………………………….…29
Список использованной литературы…………………...………………………30
"Если мы развивались такими темпами, не имея договора о свободной торговле, можно только предположить, как будет развиваться сотрудничество при его наличии", - заметил глава правительства РФ.
Кроме того, по итогам встречи глав правительств СНГ подписано соглашение об основных принципах политики в области валютного регулирования и валютного контроля, а также еще целый ряд документов о сотрудничестве в социальной сфере, в сфере обеспечения промышленной безопасности, борьбы с организованной преступностью, миграционной политики, обеспечения воздушной обороны и др.»[4]
Таким образом, в 2011 году практически полностью завершена работа по доработке Договора о зоне свободной торговли от 1994 года.
Единое экономическое пространство СНГ
23 февраля 2003 г. в совместном заявлении президентов России, Беларуси, Украины и Казахстана было объявлено о формировании Единого экономического пространства указанных государств. Было принято также решение об образовании Группы высокого уровня (ГВУ) по подготовке Соглашения о формировании ЕЭП. На Группу высокого уровня была возложена задача по разработке организационно-правовых основ формирования ЕЭП и определения дальнейших шагов по интеграции экономик России, Беларуси, Казахстана и Украины.
19 сентября 2003 г. на саммите в Ялте главами России, Беларуси, Украины и Казахстана было подписано Соглашение о формировании ЕЭП. Соглашение предусматривает разработку Комплекса основных мер по формированию ЕЭП, для осуществления которого должно быть заключено около пятидесяти договоров. В Ялте была также утверждена Концепция о формировании ЕЭП, являющаяся неотъемлемой частью подписанного Соглашения о создании ЕЭП.
15 января 2004 г. Правительство РФ одобрило Соглашение о формировании ЕЭП. 16 февраля 2004 г. Президент РФ внес данный документ на ратификацию в Госдуму. 20 апреля 2004 г. Соглашение о формировании ЕЭП было ратифицировано Государственной Думой РФ.
Одновременно с российским парламентом Соглашение о формировании ЕЭП 20 апреля 2004 г. 265 голосами "за" ратифицировала Верховная Рада Украины (с оговорками участия Украины в ЕЭП в рамках, не противоречащих Конституции Украины). Против ратификации голосовали депутаты от "Нашей Украины", "Блока Юлии Тимошенко" (БЮТ) и Социалистической партии Украины (СПУ).
В апреле 2004 г. Соглашение было ратифицировано парламентами Беларуси и Казахстана.
15 сентября 2004 г. на саммите глав государств-участников ЕЭП в Астане было принято решение о переходе с 1 января 2005 г. о взимании НДС при взаимной торговле товарами по стране назначению (цена вопроса для России, недобор бюджета, составляет 800 млн. долл.). Президенты одобрили перечень из 29 международных документов, подлежащих к подписанию в первоочередном порядке и направленных на углубление дальнейшей экономической интеграции.
6 февраля 2006 года в Астане на заседании Группы высокого уровня по формированию Единого экономического пространства Виктор Христенко сообщил, что на его имя поступило письмо от Российского союза промышленников и предпринимателей за подписью Александра Шохина. В письме отмечалось, что РСПП предлагает создать специальный механизм участия бизнес сообщества четырех стран в интеграционных структурах. Представители Беларуси, Казахстана и Украины поддержали эту инициативу. Представители Минпромэнерго при этом отметили, что в ближайшее время планируется создание совместной общей площадки для систематического и организованного обсуждения реальных проблем и перспектив интеграции с участием заинтересованных представителей бизнеса и экспертов. "Она могла бы взять на себя три функции: бизнес-диалог, экспертно-аналитическая поддержка и взаимодействие с государственным уровнем принятия решений".
25 ноября 2010 года в статье для немецкой газеты Süddeutsche Zeitung премьер-министр России
«Кризис показал, что экономики ЕС и России являются уязвимыми. Россия все ещё сильно зависит от сырьевого рынка. Среди минусов Европы - деиндустриализация экономики, которая приводит к потере позиций ЕС на рынке, в том числе и на рынке высокотехнологичных товаров. Чтобы изменить ситуацию, необходимо четко использовать плюсы обеих экономических систем — России и ЕС. Россия может предложить Европе ресурсы, инвестиционный капитал, новые технологии».[5]
9 декабря 2010 года РФ, Казахстан и Белоруссия подписали все 17 документов по созданию Единого экономического пространства: «Мы констатируем создание единого экономического пространства», — подчеркнул А.Лукашенко.
21 декабря 2010 года нижняя палата парламента Белоруссии, а 22 декабря верхняя, ратифицировали документы по созданию ЕЭП.
18 октября 8 стран-членов Содружества Независимых Государств -
Россия, Украина, Белоруссия, К
18 ноября 2011 года в Москве Президент России Дмитрий Медведев, президент Беларуси Александр Лукашенко и глава Казахстана Нурсултан Назарбаев подписали документы следующего этапа интеграции:
Декларация о Евразийской экономической интеграции
Договор о Евразийской экономической комиссии
Регламент работы Евразийской экономической комиссии.
В Декларации о Евразийской экономической интеграции заявляется о переходе с 1 января 2012 года к следующему этапу интеграционного строительства — Единому экономическому пространству, основанному на нормах и принципах Всемирной торговой организации и открытому на любом этапе своего формирования для присоединения других государств. Конечная цель — создание к 2015 году Евразийского экономического союза.
Заинтересованность в участии в Евразийском Экономическом Пространстве высказывали Киргизия, Абхазия,
В экспертном сообществе создание ЕЭП встретило неоднозначную реакцию. Украинские эксперты ряда аналитических центров постулировали тезис о невыгодности участия Украины в ЕЭП, так как данный шаг противоречит Конституции Украины и стратегическому курсу страны на интеграцию в евроатлантические структуры.
Согласно принятым документам целью формирования ЕЭП является создание условий для стабильного и эффективного развития экономик государств-участников. Государства-участники ЕЭП намерены содействовать развитию торговли и инвестиций, укреплению и развитию экономических потенциалов, а также повышению конкурентоспособности экономик стран-членов ЕЭП на внешних рынках.
Подписанное Соглашение декларирует многоуровневую (разноскоростную) интеграцию, при которой каждая из стран самостоятельно определяет степень своего участия в ЕЭП.
Участники Соглашения о формировании ЕЭП ставят перед собой выполнение следующих задач:
формирование зоны свободной торговли без изъятий и ограничений;
неприменение во взаимной торговле антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных мер на базе проведения единой политики в области тарифного и нетарифного регулирования, единых правил конкуренции, применения субсидий и иных форм государственной поддержки;
унификация принципов разработки и применения технических регламентов и стандартов, санитарных и фитосанитарных норм;
гармонизация макроэкономической политики;
создание условий для свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы;
гармонизация законодательств в той мере, в какой это необходимо для функционирования ЕЭП, включая торговую и конкурентную политику;
формирование единых принципов регулирования деятельности естественных монополий (в сфере железнодорожного транспорта, магистральных телекоммуникаций, транспортировки электроэнергии, нефти, газа и других сферах), единой конкурентной политики и обеспечение недискриминационного доступа и равного уровня тарифов на услуги субъектов естественных монополий.
Деятельность ЕЭП регулируется следующими нормативными актами - Соглашением о формировании ЕЭП и Концепцией формирования ЕЭП (оба документы подписаны и одобрены на саммите стран-основателей в Ялте 19.09.2003). В апреле 2004 г. Соглашение о формировании ЕЭП было ратифицировано парламентами всех государств-участников ЕЭП (России, Беларуси, Украины и Казахстана).
Руководящими органами ЕЭП являются Совет глав государств и Комиссия ЕЭП (в документах определяется как единый регулирующий орган). На данный момент Комиссия ЕЭП еще не сформирована и не действует, поэтому основным рабочим органом по формированию ЕЭП выступает Группа высокого уровня (ГВУ), готовящая документы к заседаниям Совета глав государств ЕЭП.
Руководящие органы ЕЭП создаются на основе сочетания межгосударственных элементов и принципа передачи части полномочий сторон единому регулирующему органу с постепенным повышением значимости последнего.
На межгосударственном уровне координацию и управление функционированием ЕЭП обеспечивает Совет глав государств (СГГ).
Количество голосов каждого государства-участника в рамках СГГ распределяется исходя из принципа "одно государство - один голос". Решения СГГ принимаются консенсусом.
Основными полномочиями СГГ являются:
- определение перспектив дальнейшей интеграции в рамках ЕЭП;
- контроль за выполнением Комплекса основных мер по формированию Единого экономического пространства;
- обеспечение применения и соблюдения основных принципов и мер, принимаемых для формирования ЕЭП;
- выработка торгово-экономической политики в отношении третьих стран;
принятие решений о приеме новых членов в ЕЭП;
- постановка задач по унификации таможенно-тарифной и конкурентной политики государств-участников ЕЭП и рассмотрение докладов Комиссии;
- принятие иных решений по принципиальным вопросам функционирования ЕЭП.
Согласно принятым документам единым регулирующим органом ЕЭП будет Комиссия, которой стороны делегируют часть своих полномочий. Решения Комиссии ЕЭП будут носить обязательный для исполнения всеми сторонами характер. В Комиссии ЕЭП решения по всем вопросам будут приниматься взвешенным голосованием. Количество голосов каждой из сторон определяется с учетом ее экономического потенциала.
Любая сторона имеет право внести в СГГ предложение о пересмотре решения единого регулирующего органа ЕЭП.
Комиссию ЕЭП предполагается наделить следующими полномочиями:
- обеспечение реализации целей и задач ЕЭП;
- принятие решений и подготовка заключений по вопросам, связанным с достижением целей и выполнением задач ЕЭП;
- разработка проектов нормативных правовых актов, методических материалов и других документов, необходимых для достижения целей и выполнения задач ЕЭП.
В дальнейшем координацию процессов формирования Единого экономического пространства и управления им намечается осуществлять соответствующими органами, структура которых будет разрабатываться с учетом уровней интеграции. [6]
Перспективы дальнейшего сотрудничества стран СНГ
В ноябре 2010 года статс-секретарь — заместитель министра транспорта РФ Сергей Аристов отметил, что к созданию ЕЭП заинтересованы присоединиться и другие страны СНГ, а в апреле того же года первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов заявил, что Россия стремится сформировать ЕЭП в рамках всего СНГ. Планы глав государств ещё более масштабны — так, в декабре 2010 года президент России Дмитрий Медведев и президент Белоруссии Александр Лукашенко заявили, что ЕЭП открыт для вступления новых стран, включая членов ЕС или даже всего ЕС в качестве коллективного члена.
Особую позиция всегда занимала Украина. Эта страна участвовала в формировании ЕЭП ещё в 2003 году — в частности, основные принципы объединения разрабатывались её тогдашним вице-премьером Николаем Азаровым, который ныне возглавляет правительство Украины. Однако после смены власти в 2004 году эта республика отказалась от планируемого объединения — президента Виктора Ющенко не устроили наднациональные органы ЕЭП, которые предполагалось создать. По мнению ведущего научного сотрудника Центра стран СНГ и Прибалтики Института экономики РАН Лидии Косиковой, Украина и раньше проявляла значительно меньший энтузиазм, чем другие участники процесса интеграции.
И в настоящее время Украина не намерена возобновлять своё участие. Как объяснил в феврале 2011 года её министр иностранных дел Константин Грищенко, это противоречило бы главным приоритетам её внешней политики — евроинтеграции и ассоциации с ЕС.
По мнению генерального директора Центра политической конъюнктуры Сергея Михеева, в этом решении политические мотивы довлеют над экономической выгодой — так, Украине объективно выгодно участвовать в ЗСТ на территории СНГ, но этому мешают обещания о евроинтеграции, данные Западу, а также существующее в стране «мощное прозападное лобби, которое считает любые интеграционные проекты на территории СНГ невыгодными для Украины и предательством евровектора».
Информация о работе Перспективы внешнеторгового сотрудничества стран СНГ