Порядок осуществления таможенного контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 11:45, курсовая работа

Описание

Целью работы является раскрытие содержания общих положений таможенного контроля, а также порядок его осуществления.

Работа состоит из  1 файл

Введение.doc

— 135.50 Кб (Скачать документ)

- если существует  необходимость осуществления осмотра или досмотра товаров или транспортных средств, которые таможенными органами были обнаружены вне постоянной зоны таможенного контроля.

Андриашин X.А., Свинухов В.Г., Балакин В.В. Таможенное право. М., 2008. С. 103.

Таким образом, зона таможенного контроля представляет собой четко ограниченную территорию, предназначенную для нахождения товаров и транспортных средств, которые подлежат таможенному контролю. Следовательно, перемещение товаров и транспортных средств через границы зоны таможенного контроля и в пределах зоны допустимо только по специальному разрешению таможенного органа и непосредственно под его надзором.

При ввозе на таможенную территорию Российской Федерации товары и транспортные средства считаются  находящимися под таможенным контролем непосредственно с момента пересечения таможенной границы и только до момента выпуска для свободного обращения, уничтожения, обращения в федеральную собственность, реализации как невостребованных , реализации как незаконно ввезенных на таможенную территорию РФ , фактического вывоза с таможенной территории РФ.

С момента принятия таможенной декларации или вывоза товаров  с таможенной территории РФ и непосредственно  до пересечения таможенной границы, то есть фактического вывоза за пределы  таможенной территории РФ, российские товары и транспортные средства считают находящимися под таможенным контролем. Косаренко Н.Н. Таможенное право. М., 2006. С 174.

Таким образом, товар  или транспортное средство, находящиеся  под таможенным контролем, -- это  всегда иностранный товар, а в отдельных случаях и российский, заявленный к вывозу за пределы таможенной территории РФ.

При обнаружении таможенными  органами товаров, незаконно перемещенных через границу, в соответствии с  пунктом 1 ст. 391 ТК РФ налагается арест  либо товары изымаются и помещаются на временное хранение. При этом указанное выше влечет за собой неуплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, которые установлены в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности у лиц, которые приобрели товары на таможенной территории РФ в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности. Для таможенных целей указанные товары рассматриваются как находящиеся под таможенным контролем.

Режим нахождения российских товаров под таможенным контролем  во многом отличается от аналогичного статуса иностранных товаров, находящихся  под таможенным контролем.

Это объясняется возможностью фактического невывоза части или  всей партии товара за пределы таможенной территории РФ.

Например, в соответствии с пунктом 3 ст. 122 ТК РФ российские товары могут быть вывезены в меньшем  количестве, чем количество, которое  заявлено при их помещении под  конкретный таможенный режим, независимо от причин, по которым и произошло уменьшение количества товаров. Андриашин X.А., Свинухов В.Г., Балакин В.В. Таможенное право. М., 2008. С. 107.

Следует отметить, что  таможенные органы продолжают осуществлять контроль за обратным ввозом вывезенных ранее российских товаров и транспортных средств или об обратном ввозе продуктов их переработки при вывозе товаров и транспортных средств за пределы таможенной территории РФ в соответствии с таможенными режимами по пункту 3 ст. 360 ТК РФ.

Существует еще  одна важная особенность таможенного  контроля, а именно, возможность его проведения после выпуска таких товаров в свободное обращение.

В соответствии с пунктом 2 ст. 361 ТК РФ таможенные органы в течение  одного года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем могут осуществить проверку достоверности сведений. При этом таможенные органы применяют такую форму таможенного контроля, как таможенная ревизия.

Таможенные органы вправе проводить таможенный контроль при обороте товаров, которые  были ввезены на таможенную территорию Российской Федерации, с помощью проверки сведений, подтверждающих выпуск таких товаров, а также с помощью проверки наличия на товарах маркировки или других идентификационных знаков, которые используются с целями подтверждения легальности ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации (пункт 3 ст. 361 ТК РФ). Возможность проведения данных проверок какими-либо сроками уже не ограничивается.

При проведении таможенного  контроля таможенные органы имеют право  временно ограничить права собственности на товары с помощью их ареста или изъятия. Тимошенко И. В. Таможенное право. М., 2008. С. 246.

ТК РФ позволяет  таможенным органам применять данные меры и после утраты товарами статуса  находящихся под таможенным контролем  в таких случаях, как:

- обнаружение товаров, которые были ввезены в РФ с нарушением таможенных правил (отсутствие специальных марок, идентификационных знаков ; не уплата таможенных пошлин, налогов, не соблюдение запретов и ограничений, предусмотренных законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, -- п. 1 ст. 391 ТК РФ);

- обнаружение отсутствия  или недостоверность в коммерческих  документах сведений о выпуске  товаров, а также отсутствия  на товары конкретных коммерческих  документов, в которых должны  быть указаны данные сведения ( пп. 2 п. 1 ст. 377 ТК РФ);

- обнаружение фактов  пользования или распоряжения  условно выпущенными товарами  в других целях, но не в  тех, в связи с которыми предоставлено  полное или частичное освобождение  от уплаты ввозных таможенных  пошлин, налогов (пп.3 п. 1 ст. 377 ТК РФ).

2.2 Формы и способы  осуществления таможенного  контроля

Таможенный контроль как совокупность проверочных мероприятий  в статье 366 ТК РФ закрепляется как  формы таможенного контроля. Данная статья содержит перечень форм таможенного контроля:

1) проверка документов  и сведений;

2) устный опрос;

3) получение пояснений;

4) таможенное наблюдение;

5) таможенный осмотр  товаров и транспортных средств;

6) таможенный досмотр  товаров и транспортных средств;

7) личный досмотр;

8) проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;

9) осмотр помещений  и территорий для целей таможенного  контроля;

10) таможенная ревизия.  ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС РФ: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  ЗАКОН ОТ 28 МАЯ 2003 Г. 61-Ф3(В РЕДАКЦИИ  ОТ 30.12.2008)

При проведении таможенного  контроля таможенные органы исходят  из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного  контроля, которые достаточны для  обеспечения соблюдения таможенного  законодательства Российской Федерации.

При выборе форм таможенного  контроля используется система управления рисками. При этом под риском понимается вероятность несоблюдения таможенного  законодательства Российской Федерации.

Таможенные органы проверяют документы и сведения (ст.367), представленные при таможенном оформлении товаров и транспортных средств. Цели проверки:

- установления подлинности  документов;

- достоверности содержащихся  в них сведений;

- правильности их  оформления.

Проверке подлежит как содержательная, так и внешняя  сторона документа, что дает более полную и точную информацию о товарах, транспортных средствах, лицах, их перемещающих, условиях перемещения и использовании документов для таможенного оформления.

Для проверки подлинности  ограничиваются визуальным осмотром. Правильность оформления устанавливается также визуально, но внимание обращается на полноту сведений, наличие реквизитов, установление неоговоренных исправлений и т.д.

Проверка достоверности  сведений осуществляется путем:

- сопоставления сведений  с информацией, полученной из других источников, в том числе по результатам проведения иных форм таможенного контроля;

- анализа сведений  специальной таможенной статистики;

- обработки сведений  с использованием программных  средств;

- другими способами,  не запрещенными законодательством Российской Федерации.

В обязательном порядке  проверяется правильность подсчетов, правильность определения товарной позиции по ТН ВЭД, и исходя из этого  правильность ставки таможенной пошлины.

В случае недостаточности  сведений, таможенный орган вправе попросить дополнительные документы и сведения исключительно в целях проверки информации. При этом следует уделить внимание мотивированности запроса. Таможенный орган составляет запрос в письменной форме с указанием срока представления требуемых документов.

Важным новшеством российского таможенного законодательства является положение о том, что  запрос дополнительных сведений и их проверка не препятствуют выпуску товаров, если иное прямо не предусмотрено  Таможенным кодексом РФ.

При достаточности  сведений таможенный орган завершает проверку документов не позднее трех рабочих дней со дня приема таможенной декларации.

При производстве таможенного  оформления товаров и транспортных средств должностные лица таможенных органов вправе проводить устный опрос (ст.368 ТК РФ) физических лиц, а также лиц, являющихся представителями организаций, обладающих полномочиями в отношении таких товаров и транспортных средств, без оформления объяснений указанных лиц в письменной форме.

Устный опрос сводится к получению дополнительных сведений о товарах и транспортных средствах, оформленных в устной форме.

Получение пояснений ( ст.369 ТК РФ) - получение должностным лицом таможенного органа сведений об обстоятельствах, имеющих значение для проведения таможенного контроля, от лиц, указанных в статье 16 ТК РФ, декларантов и иных лиц, имеющих отношение к перемещению товаров и транспортных средств через таможенную границу и располагающих такими сведениями. Пояснение оформляется в письменной форме по установленному образцу.

К кругу лиц, от которых может быть получено пояснение, относятся:

- российские лица, заключившие внешнеэкономическую  сделку или от имени либо  по поручению которых эта сделка  заключена;

- лица, имеющие право  владения ( пользования) товарами  на таможенной территории;

- декларанты;

- иные лица, имеющие  отношение к перемещению товаров  и транспортных средств через  таможенную границу и располагающее  необходимыми сведениями.

Содержание пояснений  ограничивается целями проведения таможенного  контроля.

Таможенное  наблюдение ( ст. 370 ТК РФ) применяется к товарам, находящимся под таможенным контролем, в процессе таможенного оформления. Таможенное наблюдение - гласное, целенаправленное, систематическое или разовое, непосредственное или опосредованное (с применением технических средств) визуальное наблюдение уполномоченными должностными лицами таможенных органов за перевозкой товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, совершением с ними грузовых и иных операций.

Отличается следующими чертами.

1. Осуществляется только уполномоченными должностными лицами таможенных органов. Законодательством ограничивается круг лиц, имеющих право на проведение таможенного наблюдения. Так же ограничивается и состав объектов контроля.

2. Является гласным,  то есть проводится открыто.

3. Целенаправленное  обусловлено пределами и целями  таможенного контроля.

4. Может быть разовым  и систематическим. Выбор частоты  зависит от конкретных обстоятельств  и поставленных задач. Систематические  наблюдения проводятся в случаях  неэффективности разового и существует необходимость в постоянном.

5. Может быть непосредственным  и опосредованным. Непосредственное  проводится лично должностным  лицом, а опосредованное - с применением  технических средств.

Таможенный  осмотр ( ст.371 ТК РФ) товаров и транспортных средств - внешний визуальный осмотр товаров, багажа физических лиц, транспортных средств, грузовых емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации товаров для целей таможенного контроля, проводимый уполномоченными должностными лицами таможенного органа, если такой осмотр не связан со вскрытием транспортного средства, либо его грузовых помещений и нарушением упаковки товаров.

Информация о работе Порядок осуществления таможенного контроля