Применение системы управления рисками при проведении таможенного контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 00:10, курсовая работа

Описание

Практика работы таможенных органов при использовании СУР состоит в том, что от контроля за всеми товарами, перемещаемыми через границу, современная таможня переходит к выборочному контролю, сосредотачивая свое внимание на предотвращении правонарушений, имеющих наиболее негативные последствия для экономики и безопасности страны. Стоит отметить, что применение такого метода таможенного администрирование было введено относительно недавно, поэтому остро стоит вопрос о создании эффективных условий функционирования системы и непрерывного ее совершенствования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ КАК НОВЫЙ МЕТОД ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ 5

История внедрения системы управления рисками в деятельность таможенных органов 5
1.2. Элементы системы управления рисками 8

1.3. Цели, задачи и принципы СУР 11

ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ 15

2.1. Применение должностными лицами таможенных органов системы управления рисками 15

2.2. Управление рисками 20

ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ 23

3.1. Основные проблемы системы управления рисками и способы их решения 23

3.2. Пути совершенствования таможенного контроля с применением системы управления рисками 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

Работа состоит из  1 файл

ОТК КУРСОВАЯ.docx

— 178.59 Кб (Скачать документ)

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российская таможенная академия» 

Кафедра организации таможенного контроля 
 

Курсовая  работа 

по  дисциплине  «Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств»

на  тему «Применение системы управления рисками  при проведении таможенного контроля» 
 

              Выполнила: студентка 3-его курса очной формы обучения факультета таможенного дела, группа Т-082 Антуневич Л. А.

              Подпись_____________________ 

              Научный руководитель: Шишкина О.В.,

              кандидат  экономических наук, доцент

              Подпись_____________________ 
               
               
               

            Москва

                 2011

            ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ КАК НОВЫЙ  МЕТОД ТАМОЖЕННОГО  АДМИНИСТРИРОВАНИЯ 5

    1. История внедрения системы управления рисками в деятельность таможенных органов 5

1.2. Элементы системы управления рисками 8

1.3. Цели, задачи и принципы СУР 11

ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ  УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ  ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ТАМОЖЕННОГО  КОНТРОЛЯ 15

2.1. Применение должностными лицами таможенных органов системы управления рисками 15

2.2. Управление рисками 20

ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ 23

3.1. Основные проблемы системы управления рисками и способы их решения 23

3.2. Пути совершенствования таможенного контроля с применением системы управления рисками 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ОБЩАЯ СИСТЕМА  УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ 33

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.  ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТОВ  ВВЕДЕНИЯ СУР 34 
 
 
 
 
 
 
 

       ВВЕДЕНИЕ 

       Тема  данной работы «Применение системы  управления рисками  при проведении таможенного контроля». Актуальность темы не вызывает сомнений. Так как  одним из приоритетных направлений  деятельности таможенной службы является обеспечение  надлежащего  уровня  содействия для международного торгового  сообщества, но в  то же время и  обеспечение  соблюдения регулятивных требований, то именно система управления рисками является эффективным механизмом для достижения поставленных целей. Практика работы таможенных органов при использовании СУР состоит в том, что от контроля за всеми товарами, перемещаемыми через границу, современная таможня переходит к выборочному контролю, сосредотачивая свое внимание на предотвращении правонарушений, имеющих наиболее негативные последствия для экономики и безопасности страны. Стоит отметить, что применение такого метода таможенного администрирование было введено относительно недавно, поэтому остро стоит вопрос о создании эффективных условий функционирования системы и непрерывного ее совершенствования.

       Для рассмотрения и раскрытия темы стоит  обратить внимание на такие вопросы, как история возникновения системы  управления рисками и внедрения  в таможенную сферу деятельности, элементы системы, ее принципы, цели и  задачи. Необходимо рассмотреть непосредственно  применение должностными лицами таможенных органов системы управления рисками, определить основные ее проблемы, пути их решения и совершенствования системы в целом.

       Объектом  направления исследования данной работы являются, исходя из темы, является система  управления рисками. Предметом исследования можно определить внедрение нового метода администрирования в систему  таможенного контроля, законодательная база, регулирующая  применение системы управления рисками,  особенности  функционирования данной системы, ее сильные и слабые стороны, значимость СУР в таможенной деятельности.

       При подготовке данной работы была использована информация  из учебной литературы, также из нормативно-правовых источников, имеющих непосредственное  отношение  к применению системы управления рисками при проведении таможенного  контроля. Также В работе были использованы данные, размещенные на Интернет-ресурсах Федеральной таможенной службы Российской Федерации и Таможенного Союза.

       При написании данной работы мною были поставлены следующие задачи: наиболее подробно раскрыть тему, найти наиболее интересную и значимую информацию о системе управления рисками и ее применении в процессе таможенного контроля. Таким образом, для раскрытия темы была определена логическая и рациональная  структура самой работы. Курсовая содержит три главы. Первая глава определяет основные аспекты системы управления рисками как нового метода таможенного администрирования, рассматривает историю ее возникновения, определяет основные элементы, цели, задачи и принципы. Вторая глава посвящена непосредственно применению системы управления рисками при проведении таможенного контроля, а в третьей главе определены основные проблемы функционирования системы, пути их решения и перспективы совершенствования таможенного контроля с применением системы управления рисками. 
 
 
 

       ГЛАВА 1. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ КАК НОВЫЙ  МЕТОД ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ 

    1. История внедрения системы  управления рисками  в деятельность таможенных органов

       Экономическое развитие Российской Федерации в  настоящее время невозможно без  активной экспортно-импортной деятельности, без привлечения иностранных  инвестиций. Внешнеэкономическая политика Российской Федерации направлена на интеграцию с мировой экономикой, активное включение в международную  торговлю, которое предписывает соблюдение Российской Федерацией основных принципов  Киотской конвенции. Реализация конвенционных  начал, направленных на ускорение внешнеторгового  оборота и создание условий, благоприятствующих законной торговле, ведет к снижению объемов таможенного контроля товаров  и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации. При этом возрастает риск пропуска через таможенную границу  недекларированных или недостоверно декларированных товаров, что может привести к снижению уровня экономической безопасности государства.

         В силу этого особая роль  по защите экономического суверенитета  государства, обеспечению его  экономической безопасности, по  формированию доходной части  федерального бюджета отводится  таможенной службе как наиболее  динамично развивающемуся органу  государственного управления внешнеэкономической  деятельностью, своевременно и  качественно обслуживающему ее  участников.

         Постоянная тенденция к увеличению  внешнеторгового оборота и вместе  с тем ограниченные возможности  содержания таможенной службы  требуют от таможенной службы  постоянного совершенствования,  заставляют искать оптимальные  формы и механизмы осуществления  своих функций.

       Эффективным механизмом, обеспечивающим удовлетворение интересов государства и участников внешней торговли при проведении таможенного контроля, в настоящее  время выступает распространенная практически во всем мире система  управления рисками в таможенном контроле.

         В Австрии в 1995 г. впервые  в мире был создан стандарт  по управлению рисками в таможенной  службе. Многие страны прошли  данный этап, и их практический  опыт подтверждает эффективность  использования в деятельности  таможенных органов системы управления  рисками, которая значительно  ускорила движение грузов через  таможни, сократив время оформления, и, самое главное, подняла конкурентоспособность  своих национальных экспортеров  и импортеров.

       Базовыми  международными нормами, определяющим принципы и основные направления  деятельности таможенных органов в  области управления рисками, являются стандартные правила Главы 6 "Таможенный контроль" и других глав Международной  конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Конвенция Киото), в редакции 26 июня 1999 года1.

       Рекомендации  к Главе 6 названной Конвенции  раскрывают содержание основных терминов, используемых в стандартных правилах указанного международного документа.2

       В Российской Федерации основные понятия  и принципы управления рисками в  сфере таможенного регулирования  нашли свое нормативное закрепление  во введенной в действие с 1 января 2004 года редакции Таможенного кодекса  Российской Федерации. В статье 358 "Принципы таможенного контроля" названного Кодекса определялись основные аспекты таможенного контроля в его обновленном значении, а также были установлены общие начала управления рисками.

       В соответствии с п. 1 ст. 358 Таможенного  кодекса Российской Федерации при  проведении таможенного контроля таможенные органы должны исходить из принципа выборочности и, как правило, ограничиваться лишь теми формами таможенного контроля, которые достаточны для соблюдения таможенного законодательства России.

       Данный  принцип в полной мере соответствует  стандартному правилу 6.2 названной  Конвенции, согласно которому таможенные органы ограничиваются минимумом, необходимым  для соблюдения таможенного законодательства.

       Применение  системы управления рисками в  таможенной сфере связывался (пункт 2 статьи 358 Таможенного кодекса Российской Федерации) с возможностью решения  таких задач, как предотвращение нарушений таможенного законодательства Российской Федерации, характеризующихся:

  • устойчивым характером;
  • уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах;
  • наличием угрозы конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей;
  • наличием угрозы для других важных интересов государства, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы.

       Правовая  природа системы управления рисками  основывается на выявлении, а также  систематизации и формализации признаков, обычно указывающих на вероятность  совершения правонарушения. Перечень таких признаков может быть чрезвычайно  широким. В него включаются любые  показатели, которые, по мнению таможенных органов, обычно свидетельствуют о  совершаемом правонарушении. Следует  заметить, что до принятия Таможенного  кодекса Российской Федерации 2003 г. одним из основных инструментов должностного лица таможенного органа при осуществлении таможенного контроля была его интуиция и личный профессиональный опыт.

       В развитие правовых норм статьи 358 Таможенного  кодекса Российской Федерации в  ГТК России 26.09.2003 был издан приказ № 1069 "Об утверждении Концепции  системы управления рисками в  таможенной службе Российской Федерации". Названная Концепция содержит основные понятия, применяемые системой управления рисками, ее элементы, основные задачи, принципы построения, а также, что  немаловажно, цель и предпосылки  ее разработки. Анализ данной Концепции  показывает, что ее положения соответствуют  положениям Конвенции Киото, идентичными  являются и используемые определения.

Информация о работе Применение системы управления рисками при проведении таможенного контроля