Пути совершенствования финляндско-российского торгового и таможенного сотрудничества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 11:52, контрольная работа

Описание

Главная цель заключается в определении путей совершенствования финляндско-российского торгового и таможенного сотрудничества и выработке основных направлений его дальнейшего расширения и углубления на основе изучения, обобщения и анализа фактического материала, статистических данных, исторического опыта.
Цель исследования обусловила постановку и решение следующего комплекса задач:
- определить место Финляндии в мировой экономике на современном этапе и дать оценочную характеристику факторам, которые воздействуют на них;
- исследовать торговое сотрудничество Финляндии и России;
- исследовать таможенное сотрудничество Финляндии и России.
Так как серьезных проблем в сотрудничестве России и Финляндии не возникало научных работ написано не было.

Работа состоит из  1 файл

к.р. готовая.docx

— 72.63 Кб (Скачать документ)

При участии финской стороны  в России в настоящее время  реализуется около 20 средних и крупных инвестиционных проектов. Крупнейшим среди финских инвесторов в РФ сейчас является энергетический концерн «Fortum», инвестиционная программа которого для российской экономики оценивается в 3 млрд. евро. Это один из важнейших зарубежных стратегических инвесторов в России. Важный момент – торговля услугами. Ее денежное выражение составляет примерно одну пятую от суммы товарооборота. По итогам 2010 года мы ожидаем цифры минимум в 3,3 млрд. долл.

Сегодня Торговое представительство  остается одной из востребованных переговорных площадок – переговоры проходят почти каждый день. Торговое представительство – торгово-политический орган, предельно открытый. Ежегодно оно получает 200-300 письменных запросов от российских предприятий, заинтересованных в поиске партнеров в Финляндии, продвижении экспорта и др. Более ста аналогичных запросов каждый год поступает от финнов. Ни один не остается без внимания, особенно те, что представляют новую российскую экономику не сырьевого сектора.

В России Финляндию  оценивают  как одного из важнейших партнеров в Европе. По интенсивности диалога и контактов на высшем уровне с ней сопоставима разве что Германия. В первом десятилетии XXI века Финляндия входит в группу 15 стран – наиболее крупных торгово-экономических партнеров РФ. Основными секторами внешнеэкономических связей сейчас являются энергетика, лесопромышленный комплекс, информационные технологии и связь, химическая промышленность и металлургия. При достаточно большом объеме товарооборота наши страны связаны весьма тесно.6

Нефть, нефтепродукты, газ  и уголь в совокупности по-прежнему превалируют в структуре российского  экспорта. Вместе с тем, нельзя отказываться от преимущества стратегического партнера Европы в энергетике, обладая уникальными ресурсами, но им нельзя довольствоваться. Российское руководство ставит задачу по диверсификации экспорта, в том числе в привязке к торговле с Финляндией. Это не значит, что мы будем искусственно ограничивать экспорт нефти и газа, но мы все активнее ищем новые направления.

 Перспективна, например, сфера телекоммуникаций, в которой  Финляндия является сейчас и будет в дальнейшем нашим стратегическим партнером. Сотрудничество с Россией развивают такие известные фирмы, как «Nokia», «Nokia-Siemens Networks», «Tieto», ряд других, заинтересованных в работе на российском рынке. Очень оживленная работа полным ходом идет на корпоративном уровне. Это уже не завтра, это происходит сегодня. Много интересного в области IT-технологий. IT-центр на базе Петрозаводского госуниверситета, созданный совместно с финской фирмой «Метсо Аутомейшн», 14 лет назад, выполняет заказы и финских компаний. Перспективным является сотрудничество в рамках системы технопарков, например, в Санкт-Петербурге.

Одна из самых перспективных  областей сотрудничества – судостроение, особенно арктическое. Российско-финляндская верфь в Хельсинки, по сути, станет базой для создания Центра арктических технологий, задачей которого будет не только строительство и проектирование кораблей, но и подготовка российских специалистов. Хотят объединить имеющийся по обе стороны границы научно-технологический потенциал. Впереди – освоение Арктики, и финны – наш стратегический партнер. Совместно с финнами россияне будут строить не только ледоколы, но и газовозы, контейнеровозы, обслуживающие суда – по экспертным оценкам, к 2030 году России нужно создать около 300 новых судов различного назначения для Арктики. Решить эту задачу можно только за счет производственной кооперации. Верфь в Хельсинки уже приступила к постройке двух судов для работ по освоению шельфов северных морей. Возможно также использование финского опыта при строительстве новых верфей в России.

Стоит также отметить, что  нынешние успехи рыбных хозяйств, действующих в Республике Карелия и в других приграничных регионах, в значительной степени базируются также на финских технологиях выращивания товарной форели.

 Мы должны воспринимать  финский опыт, но делать все  своими руками. Интересно также сотрудничество в сфере производства здорового питания – финны преуспели в этом, и нам интересен опыт по созданию продуктов питания с оздоровительными добавками. Торгпредство рекомендовало нашим предприятиям обратить особое внимание на эту сторону, и уже есть первые результаты. Свои проекты в России реализуют финские продовольственные фирмы, такие, как молочный гигант «Valio», производитель мясопродуктов «Atria», и это хорошие примеры, поскольку производство идет не только по финским технологиям, но и по российским – экологически чистое, здоровое питание. И здесь Финляндия снова наш стратегический партнер.

  В 2011 году открылось предприятие по переработке дикорастущих ягод в Петрозаводске. Это итальянская технология, но Россия предлагала и финнам внедрять свои. Прошли времена, когда только из Карелии на финский рынок каждый год поступало 5-7 тыс. тонн необработанных ягод. Это безвозвратно ушло – надо получать выгоду от высокотехнологичного сотрудничества на территории России.7

 

2.2 Таможенное  сотрудничество

Приграничное и таможенное сотрудничество занимает важное место  во взаимоотношениях Финляндии и  России. Оно основывается на заключенном в 1992 году межправительственном соглашении о сотрудничестве в Мурманской области, Республике Карелия, Санкт-Петербурге и Ленинградской области.8 Координация сотрудничества возложена на руководимую министерствами иностранных дел финско-российскую рабочую группу по развитию приграничного сотрудничества.

Работая в рамках мировой  экономики в условиях глобальных сетей как финские, так и российские компании постоянно расширяют свою деятельность на более обширную географическую зону. В глобальном мире регионы конкурируют друг с другом за привлечение на свою территорию компаний и инвестиций.

Не стоит забывать, что  в настоящее время российско-финляндская  граница также граница соприкосновения  двух Таможенных союзов. Таким образом, свое влияние на развитие сотрудничества имеют таможенные тарифы. Предстоящее вступление России во всемирную торговую организацию (далее – ВТО) будет гармонизировать тарифы и улучшит их предсказуемость.

Еще более важным вопросом является прогнозирование и скорость процесса прохождения таможенного  оформления. Децентрализуя свои производственные процессы между странами, расположенными по обе стороны границ Таможенного  союза, компании нужно быть абсолютно  убежденной в том, что производственный процесс не будет страдать от неожиданных перебоев или сбоев из-за проблем при растаможке продукции. В этой сфере компании, в особенности Nokian Tyres, «Рапала», «PKC-Group», уже долгие годы успешно взаимодействуют с таможенными органами своих регионов, а также совместно с Федеральной таможенной службой совершенствуют процесс прохождения таможенного оформления и связанные с ним процедуры передачи информации.

В 2010 году заместитель государственного секретаря Департамента внешних  экономических отношений МИД  Финляндии Пекка Хухтаниеми с заместителем уполномоченного председателя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Евгением Лукьяновым посетили республику Карелия в целях ознакомления с деятельностью компании «Рапала» и «PKC-Group». В ходе визита представителями компаний были подняты некоторые вопросы. Российская сторона пообещала исключительные меры по дальнейшему развитию взаимодействия компаний и таможенных служб.

Финская промышленность постоянно  ищет подходящие места для запуска  производств в регионах, чей уровень расходов делает возможным сохранение конкурентоспособности компаний в условиях жестокой глобальной конкуренции. С точки зрения нашего государства децентрализация компаниями своего производства на прилегающих к Финляндии территориях является более выгодным вариантом, чем перенос производства продукции в Китай или Южную Америку. Для работающих на глобальном рынке предприятий Финляндии и северо-запада России представляются одну совокупность, а Китай и Южная Америка другую. Поэтому компаниям нужно обеспечить как можно более выгодные условия в сопредельных регионах за счет сотрудничества наших должностных лиц. Для этого понадобиться взаимодействие и добрая воля со стороны органов власти Финляндии и России.

У наших стран отличные отношения, а также много инструментов для развития взаимодействия. Общий  бюджет этих инструментов составляет на годовом уровне 50 млн. евро.

 Кроме государственных  органов власти значительную  роль в качестве двигателя развития экономического сотрудничества Финляндии и России играют также региональные должностные лица.

Пограничная инфраструктура с Финляндией исчерпала свой резерв роста, то есть таможенными технологиями фактически полностью выбрали всю  способность пограничной инфраструктуры ускорять прохождение транспортных средств через границу. Даже в  самые пиковые нагрузки, типа Нового года или завоза товара перед Новым годом, наши технологии позволяли достаточно быстро оформлять транспортные средства, и четко было видно, что основной проблемой очередей в настоящее время становятся инфраструктурные проблемы.

Безусловно, есть еще какие-то возможности для технологического ускорения движения товаров через  границу. Можно было бы привести пример, в связи с тем, что таможенной службе передаются иные функции государственного контроля, скорее всего, будем возрождать ранее имевшуюся с Финляндией договоренность об использовании результатов контроля друг друга. То есть если Финская таможенная служба произвела, например, взвешивание автомобиля, то мы можем уже эти действия не делать на нашей стороне, а просто взять эти результаты Финской таможенной службы.

Практически технологические  способы для ускорения движений товаров через границу мы скоро исчерпаем. И предварительное информирование у нас уже применяется, и две службы на границе сейчас остается, и определенные формы контроля мы со своей стороны тоже минимизировали и ввели определенные критерии для оценки деятельности наших сотрудников, чтобы они не выходили за эти рамки, и в Таможенном кодексе определены рамки для прохождения процедур в пункте пропуска, но если всего одна полоса для взвешивания или две полосы для въезда, больше уже транспортных средств через них не пропустишь. Без физического расширения пунктов пропуска в ближайшей перспективе не решится проблема очередей. Поэтому  считается очень важным перенос части товаров, которые ввозятся автомобильным транспортом на железнодорожный транспорт и на морской. Тем самым мы бы могли сосредоточить в автомобильных пунктах пропуска как раз только те грузы, которые логистически более выгодно вести только автомобильным транспортом. Такие случаи, как поступление контейнеров в морские порты Финляндии, мне кажется, вполне можно было бы закрыть железнодорожным транспортом, то есть ставить эти контейнера не на автомобили, а на железнодорожные платформы. Пропускная способность наших железнодорожных пунктов пропуска исчерпана на много меньше, чем автомобильных. Поэтому мы считаем, что диверсификация транспортных потоков с точки зрения видов транспорта очень важна для целей ускорения прохождения грузов через границу и ликвидации очередей.9

Главное, конечно, это услышать бизнес и адекватно отреагировать  на его обоснованные потребности. Правительства  наших стран уделяют большое  внимание проблемам экономики. При  Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству работает свыше 20 рабочих  групп, в том числе рабочая  группа по таможенным делам. Дипломатические представительства играют свою немаловажную роль в открывании дверей в партнерстве с национальными организациями.

Работа таможен, конечно, имеет ключевое значение для работы компаний. Радует факт, что таможенные службы наших стран уже традиционно имеют тесные хорошие связи. Созданы действующие механизмы решения текущих проблем, в чем сегодня в очередной раз уже могли убедиться, что многое было достигнуто. Как свидетельствуют некоторые опытные на российском рынке финские компании, за последние десять лет в развитии таможенного администрирования произошли весьма заметные сдвиги. Однако в меняющейся обстановке при становлении Таможенного союза, при реализации внутренних программ реорганизации российских таможенных органов бывали случаи, когда компании оказывались перед случившимися факторами. Порой усложнялась их работа, например, при закрытии ряда внутренних таможенных пунктов. Фирмам очень желательно получить информацию о таких изменениях заблаговременно, чтобы как следует готовиться к новым порядкам. На сегодняшний день иностранные компании называют еще и такие проблемы, как корректировка таможенной стоимости товара, искажение конкуренции на рынке в результате серого импорта, а так же задержки в таможенном оформлении. Понятно, что весьма часто таможня выступает лишь как исполнитель решений принятых другими органами.

Разных контролирующих органов  в России очень много. Законы и нормативы далеко не всегда однозначны. Особенно проверка соблюдения всех санитарных и фитосанитарных норм оставляет много места для толкования и является в настоящее время одним из самых ощутимых барьеров для торговли. С нетерпением ждем также скорейшего сближения разниц стандартов, сертификатов и строительных норм в России и Евросоюзе.

Мешают торговле так же инвестиции. Рейтинг России в разных сравнительных исследованиях по инвестиционному климату в последние  годы, увы, заметно снизилось. Отрадно, что руководство России объявило о своей поддержке к делу привлечения иностранных инвестиций, как важному элементу курса нацеленного на модернизацию экономики. Финляндия с удовольствием принимает участие в этом процессе. Для этого в марте была подписана финляндско-российская декларация о партнерстве и модернизации. Финляндия так же активно участвует в реализации партнерства по модернизации между Европейским союзом и Россией.

Информация о работе Пути совершенствования финляндско-российского торгового и таможенного сотрудничества