Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 13:18, курсовая работа
Актуальность темы. Уплата таможенных платежей является одним из основных условий перемещения транспортных средств и товаров через границу РФ. Это понятие основано, прежде всего, на правомерном поведении лиц, участвующих во внешнеторговых операциях.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3Глава 1. Таможенные платежи, уплачиваемые в федеральный бюджет …….5
1.1. Таможенные платежи и их роль в экономической и финансовой политике государства………………………………………………………………………...5
1.2. Виды таможенных платежей………………………………………………...7
1.3 Таможенные платежи как важный источник формирования доходов федерального бюджета РФ……………………………………………………...17
Глава 2 . Исследование таможенных платежей на примере Дальневосточного таможенного управления……………………………………………………......20
2.1 Общая характеристика объемов таможенных платежей, перечисленных в период 2005 – 2009 гг……………………………………………………………20
2.2Статистический анализ таможенных платежей в период 2005–2009 гг….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...26СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….......28 ПРИЛОЖЕНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1.1. Таможенные платежи и их роль в экономической и финансовой политике государства…………………………………………………
1.2. Виды таможенных платежей………………………………………………...7
1.3 Таможенные платежи как важный источник формирования доходов федерального бюджета РФ……………………………………………………...17
Глава 2 . Исследование таможенных платежей на примере Дальневосточного таможенного управления……………………………………………………
2.1 Общая характеристика объемов таможенных платежей, перечисленных в период 2005 – 2009 гг……………………………………………………………20
2.2Статистический анализ таможенных платежей в период 2005–2009 гг….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Уплата таможенных платежей является одним из основных условий перемещения транспортных средств и товаров через границу РФ. Это понятие основано, прежде всего, на правомерном поведении лиц, участвующих во внешнеторговых операциях. Отсутствие законности в деяниях субъектов может привести к юридической ответственности, что и является критерием разграничения финансовых ресурсов, взимаемых в области таможенного дела. Основная проблема, которая стоит перед законодателем, заключается в принятии более совершенной нормативной базы, уточняющей понятия правовой природы таможенных платежей и их роль для государства. Особенность системы таможенных платежей состоит в том, что в нее включены пошлины, налоги и сборы, имеющие различную юридическую природу. Это объясняется общими функциями и целями использования названных платежей. Но тем самым это вызывает сложности в вопросах правового регулирования таможенного обложения.
К системе таможенных платежей отнесены таможенные пошлины (ввозная и вывозная), налог на добавленную стоимость и акциз, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, а также таможенные сборы. Термин «таможенные платежи» является общим для всех видов платежей, перечисленных в ст. 318 Таможенного кодекса РФ.
Институт таможенных платежей тесно связан с понятием таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности. Обычно это связывают с применением таможенного тарифа (таможенных пошлин). Законодатель прямо относит ввозную и вывозную таможенную пошлину к мерам таможенно-тарифного регулирования. Контроль за уплатой таможенных платежей при перемещении товаров через таможенную границу РФ осуществляют таможенные органы.
К таможенным платежам относятся следующие категории обязательных взносов: пошлина, налог, сбор, плата. Сегодня таможенные платежи не способствуют в достаточной степени экономическому развитию страны. В условиях меняющейся экономической ситуации и трансформации мирового хозяйства Россия остро нуждается в пересмотре роли таможенных платежей в системе экономических отношений, ее переориентировании с решения чисто фискальных задач на содействие развитию высокотехнологичных отраслей экономики. Требуется разработка мер по предотвращению уклонения от уплаты таможенных платежей.
Проблемы экономической роли таможенных платежей находятся в фокусе внимания ряда научных исследований: А.А. Артемьева[1], В.Р. Берника[2], , Р.А.Шепенко[3], С.В. Широкова[4] и др.
Исследователи раскрывают отдельные составляющие назначения, видов таможенных платежей, механизма их взимания. Однако имеющиеся научные наработки в данной области весьма противоречивы и не дают должной аргументации для принятия обоснованных государственных решений. Это касается, прежде всего, исследования сущности таможенных платежей, их роли и места в доходной части федерального бюджета РФ.
Глава 1. Таможенные платежи, уплачиваемые в федеральный бюджет
1.1. Таможенные платежи и их роль в экономической и финансовой политике государства
Таможенные платежи занимают особое место в ряду государственных доходов. История таможенного налогообложения России насчитывает более 1000 лет. Издревле на Руси с продаваемых предметов взимались пошлины. Памятник древнерусского права «Русская Правда» (свод законов, в котором большое внимание уделялось таможенному налогообложению) свидетельствует, что таможенная плата за торговлю, или пошлина, была законодательно введена уже в IX в., а «мытник», или сборщик пошлин, рассматривался в ней как защитник интересов купцов и их имущества[5]. Наибольшего развития пошлины получили во времена татаро-монгольского ига, когда в русском языке появилось слово «тамга»[6]. В то время все взимаемые при продаже товаров на заставах в городах, селах, слободах, на рынках сборы получили название таможенных, а сборы, которые уплачивались непосредственно на границе, назывались «большой тамгой». И лишь со второй половины XVI в. пошлины, взимаемые на границе, стали отличать от внутренних пошлин и записывать в отдельные книги.
На протяжении всей истории России вопросам таможенного налогообложения уделялось большое внимание, что во многом определяется ролью таможенных платежей в развитии национальной промышленности и увеличении доходной части государственного бюджета. В зависимости от политических и экономических условий изменялась и степень вмешательства государства во внешнеэкономическую сферу. Существовавшая в СССР многие годы государственная монополия внешней торговли сменилась общепризнанными в мировой практике экономическими методами государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД), основная роль в котором принадлежит налоговому регулированию, в свою очередь базирующемуся на применении таможенных налогов и сборов.
Использование таможенных платежей как инструмента налогового регулирования при экспорте служит поддержанию рационального соотношения ввоза и вывоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ, обеспечению условий интеграции национальной экономики в мировую. Применение таможенных платежей при импорте обусловлено, с одной стороны, проведением политики разумного протекционизма, с другой – направлено на регулирование ввоза продукции, не имеющей отечественных аналогов или производящейся в недостаточном для удовлетворения потребностей внутреннего рынка количестве. Вместе с тем таможенные налоги и сборы как при экспорте, так и при импорте способствуют обеспечению поступлений доходов в федеральный бюджет.
Таможенные платежи – это налоги, сборы и иные обязательные поступления, взимаемые таможенными органами с участников внешнеэкономической деятельности при ввозе или вывозе товаров и транспортных средств на/с таможенной территории РФ.
В соответствии с частью первой Налогового кодекса РФ таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по части взимания таможенных налогов и сборов. Перечень таможенных платежей установлен Таможенным кодексом РФ.
1.2 Виды таможенных платежей
В Таможенном кодексе ТС (Статья 70) определены следующие виды таможенных платежей: 1.таможенная пошлина; 2.налог на добавленную стоимость;3.акцизы; 4.таможенные сборы за таможенное оформление; 5.таможенные сборы за хранение товаров;6.таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров; 7.плата за информирование и консультирование;8.плата за принятие предварительного решения; 9.плата за участие в таможенных аукционах; 10.сборы за выдачу лицензий таможенными органами РФ и возобновление действия лицензий; 11.сборы за выдачу квалификационного аттестата по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата.
.Все перечисленные платежи взимаются российскими таможенными органами и учреждениями. Это обстоятельство их объединяет. Платежи различаются как по юридической природе, так и по экономическому содержанию.
Для реализации всего комплекса таможенных мероприятий создаются таможенные органы, составляющие единую систему, в которую входят: Федеральная таможенная служба РФ (ФТС РФ), региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты. Основные функции таможенных органов закреплены в ТК ТС. Одной из них является взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей1.
Средства, получаемые от таможенных платежей, поступают в федеральный бюджет России. На величину таможенных платежей влияет целый комплекс разнообразных факторов, которые различаются в зависимости от перечисленных выше конкретных видов таможенных платежей.
Таможенная пошлина - это одна из разновидностей косвенных налогов, которым облагается внешнеторговый оборот при перемещении товаров через таможенную границу. Уплата таможенной пошлины носит обязательный характер.
Классификация таможенных пошлин.
Прежде чем приступить непосредственно к классификации таможенных пошлин следует отметить, что среди основных функций таможенного тарифа особо выделяется протекционистская и фискальная функции.
Протекционистская функция связана с защитой национальных товаропроизводителей. Взимание таможенных пошлин с импортных товаров увеличивает стоимость последних при их реализации на внутреннем рынке страны-импортера и тем самым повышает конкурентоспособность аналогичных товаров, производимых национальной промышленностью и сельским хозяйством.
Фискальная функция таможенного тарифа обеспечивает поступление средств от взимания таможенных пошлин в доходную часть бюджета страны.
Фискальная таможенная пошлина существенно отличается от протекционистской таможенной пошлины тем, что они влекут за собой доходы в бюджет и влияют на расходы тех покупателей, которые не могут обходиться без импортных товаров. Однако, во многих случаях таможенная пошлина, неся сперва характер чисто фискальный, становится со временем протекционистской, и четкого разделения между ними нет.
Балансировочная функция - относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых (в настоящее время в РФ практически не применяется).
Итак, таможенные пошлины делятся на:
1.По объекту обложения:
* Импортные - накладываются на импортные товары, при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающими пошлинами во всех странах.
* Экспортные - пошлины, которые накладываются на экспортируемый товар. В соответствии с нормами ВТО применяются крайне редко, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет.
* Транзитные - пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Вводятся крайне редко и используются как средство торговой войны.
2. По способу взимания:
* Специфические - начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 20$ за 1 тонну груза). Практическое использование специфических пошлин не представляет каких-либо технических сложностей. Специфическими, как правило, являются экспортные пошлины, ими облагаются главным образом сырьевые товары.
* Адвалорные - начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 15% таможенной стоимости);
* Специфические — начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10 долларов за 1 тонну);
* Комбинированные - сочетают оба вида таможенного обложения (например, 15% от таможенной стоимости, но не более 20 долларов за 1 тонну) 1.
3. По характеру:
* Сезонные - применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера.
* Антидемпинговые - пошлины, которые применяются в случае ввоза в страну товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров или препятствует расширению национального производства.
* Компенсационные - накладываются на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.
Применяются как ответная мера на дискриминационные действия, ущемляющие интересы страны, после неудачи решить разногласия политическим путем на переговорах.
4. По происхождению:
* Автономные - вводятся на основании односторонних решений органов государственной власти страны;
* Конвенционные - устанавливаются на базе двусторонних или многосторонних соглашений, такого как ГАТТ\ВТО;
* Преференциальные - пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Их цель - поддержать экономическое развитие этих стран.
5. По типам ставок:
* Постоянные - таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменятся в зависимости от обстоятельств.
* Переменные - таможенный тариф, ставки которого могут изменятся в установленных государственными органами случаях. Такие ставки довольно редки, используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики.
6. По способу вычисления:
* Номинальные - таможенные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свои импорт и экспорт.
* Эффективные - реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.
Информация о работе Роль таможенных органов в формировании бюджета