Система источников таможенного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 11:21, курсовая работа

Описание

Таможенное право представляет собой сравнительно новую отрасль отечественной системы права. Она оформилась как самостоятельная отрасль в начале 90-х гг. ХХ в. До этого времени в советском праве таможенные отношения регулировались в основном нормами административного права1. Таможенное право (как отрасль российского права) можно определить как совокупность правовых принципов и норм, регулирующих общественные отношения, связанные с перемещением лиц, товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза.

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………...………3
Глава 1. Общая характеристика источников таможенного права……………..5
Глава 2. Киотская конвенция как основной кодифицированный
международно-правовой акт в международном таможенном
праве……………….……………………………………………………………...13
2.1. Киотская конвенция до принятия Протокола 1999 года…………………13
2.2. Киотская конвенция в редакции Протокола 1999 года…………………...15
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованных источников…………………………………………...29

Работа состоит из  1 файл

Курсовая_таможенное право.docx

— 62.53 Кб (Скачать документ)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………...………3

Глава 1. Общая характеристика источников таможенного права……………..5

Глава 2. Киотская конвенция как основной кодифицированный

международно-правовой акт в международном таможенном

праве……………….……………………………………………………………...13

2.1. Киотская  конвенция до принятия Протокола  1999 года…………………13

2.2. Киотская  конвенция в редакции Протокола  1999 года…………………...15

Заключение……………………………………………………………………….27

Список использованных источников…………………………………………...29 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Таможенное  право представляет собой сравнительно новую отрасль отечественной  системы права. Она оформилась как самостоятельная отрасль в начале 90-х гг. ХХ в. До этого времени в советском праве таможенные отношения регулировались в основном нормами административного права1. Таможенное право (как отрасль российского права) можно определить как совокупность правовых принципов и норм, регулирующих общественные отношения, связанные с перемещением лиц, товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза.

     У таможенного права как нормативно-правового  образования:

     – существует самостоятельный предмет  правового регулирования, представляющий собой обособленный комплекс общественных отношений, связанных с перемещением лиц, товаров и транспортных средств;

     – есть собственный метод регулирования – система приемов и способов, применяемых для регулирования предмета и определяемых его спецификой2;

     – имеется свой круг субъектов и  объектов регулирования;

     – существует собственная система  правовых источников, которым и будет посвящена данная работа.

     Актуальность  избранной темы обуславливается  тем, что в настоящее время  в связи с возникновением Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации система источников в корне изменилась. Создан Таможенный Кодекс таможенного союза, подписано множество международно-правовых актов (договоров, соглашений). И, следовательно, необходимо определиться с иерархией источников таможенного права, выяснить какой правовой акт имеет большую силу при решении какого-либо вопроса в области таможенного дела.

     Предметом данного исследования является анализ источников таможенного права.

     Цель  настоящей работы – разработка и изучение системы источников таможенного права.

     Положения и выводы данной работы основываются на изучении правовых актов в сфере таможенного дела (Конституции РФ, ТК ТС, международных договоров и т.д.).

     Также при написании курсовой работы была использована юридическая литература таких авторов, как А.В. Граве, С.В. Халипов, К.А. Бекяшев и Е.Г. Моисеев, И.В. Тимошенко и др.

     Таким образом, в 1 главе мы раскроем систему источников таможенного права РФ, поподробнее разберем каждую группу источников. 2 глава работы будет посвящена Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур 1973 г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Общая характеристика  источников таможенного  права

 

     Под источниками права в юридической  науке традиционно понимают формы выражения и закрепления правовых норм. Источники права определяются спецификой правовой системы, а также особенностями той или иной отрасли права.

     Соответственно  источники таможенного права – это внешние формы выражения и закрепления норм таможенного права (совокупность нормативно-правовых актов, в которых содержатся нормы таможенного права).

     Исследовав  систему источников какой-либо конкретной отрасли права, можно сделать  вывод о специфике правового  регулирования, об основных применяемых  в ходе такого регулирования приемах  и способах, об особенностях правового  воздействия на общественные отношения. Особенности системы источников права наряду с предметом и методом правового регулирования служат средством идентификации отрасли права, способом отличить ее от других отраслей и исследовать отдельно и целенаправленно.

     Система источников таможенного права состоит  из следующих групп нормативно-правовых актов:

     1. Международно-правовые договоры  и иные соглашения по таможенному  делу (ст. 15 Конституции РФ).

     2. Таможенный кодекс таможенного союза, международные договоры и соглашения в рамках Таможенного союза, решения Комиссии ТС.

     3. Конституция РФ, федеральные конституционные  законы, кодексы, федеральные законы.

     4. Правовые акты по вопросам  таможенного дела, издаваемые Правительством  РФ, Федеральной таможенной службой  РФ, Президентом РФ, Министерством  финансов России, Центральным банком  РФ и иными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными регулировать правоотношения в области таможенного дела.

     Рассмотрим  каждую группу источников поподробнее.

     Известно, что таможенное право регулирует отношения, связанные с международной  торговлей, т.е. сферу общественных отношений, имеющей иностранный элемент. Поэтому важнейшую роль в таможенно-правовом регулировании играют международные договоры.

     Исключительное  значение для таможенного права (для системы отечественного права  вообще) имеет положение Конституции  о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права  и международные договоры РФ являются составной частью законодательства нашей страны. И если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрены национальным законодательством, то применяются нормы международного права (ч.4 ст. 15 Конституции РФ).

     В настоящее время Россия участвует  в подавляющем большинстве международных  договоров и соглашений в сфере  таможенного дела.

     К ним относятся:

     1) Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция) 1973 г.

     2) Таможенная конвенция о корнете А.Т.А для временного ввоза товаров 1962 г.

     3) Гаагские конвенции, касающиеся  унифицированного права по международной  купле-продаже:

     – Гаагская конвенция о единообразном законе о заключении договоров о международной купле-продаже товаров 1964 г.;

     – Гаагская конвенция о единообразном законе о международной купле-продаже товаров 1964 г.;

     – Венская конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. (пришла на смену Гаагских конвенций).

     4) Система соглашений Всемирной  торговой организации, пришедшая  на смену Генеральному соглашению  по тарифам и торговле:

     Генеральное соглашение о тарифах и торговле 1994 г;

     – Генеральное соглашение по торговле услугами ;

     – Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности и  др.

     5) Соглашения по торговым аспектам:

     – Соглашение о торговых отношениях между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки 1990 г.;

     – Соглашение о торговых и коммерческих отношениях между Российской Федерацией и Канадой 1992 г.;

     – Соглашение о создании зоны свободной  торговли 1994 г. и др.

     Далее рассмотрим Таможенный кодекс таможенного  союза. Договор о Таможенном кодексе  таможенного союза принят Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС (высший орган Таможенного союза) на уровне глав государств 27 ноября 2009 г.

     Важность  принятия этого международного документа безусловно значительна, поскольку без единого таможенного администрирования на единой таможенной территории Таможенного союза невозможно представить дальнейшее развитие интеграционных процессов.

     Таможенный  кодекс таможенного союза – это  надгосударственный международный  правовой акт, который регламентирует функции и порядок действий таможенных органов в условиях единой таможенной территории и единой таможенной границы Таможенного союза в целях обеспечения экономических и иных интересов государств-сторон – участников таможенного союза.

     Таможенный  кодекс ТС состоит из 8 разделов, 50 глав и 373 статей.

     В связи с принятием ТК ТС произошли  изменения в понятийном аппарате. Так, например:

     – «таможенный брокер» заменен «таможенным представителем»;

     – «таможенный режим» заменен термином «таможенная процедура»;

     – введено новое понятие «экспресс-груз»;

     – исключены понятия «свободное обращение», «таможенное оформление».

     Также Кодексом исключена процедура внутреннего  таможенного транзита, введен институт уполномоченного экономического оператора и многое другое.

     К международным договорам и соглашениям, принятым в рамках Таможенного союза, можно отнести:

     Договор о Комиссии таможенного союза от 6 октября 2007 года;

     Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза от 6 октября 2007 года;

     Соглашение о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года;

      Соглашение о вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран от 25 января 2008 года;

     Соглашение о единых правилах определения страны происхождения товаров от 25 января 2008 года и др.

     Приведем  примеры некоторых решений Комиссии ТС:

     – Решение Комиссия ТС № 228 от 16.04.10 О ходе приведения национального законодательства Сторон в соответствие с Таможенным кодексом Таможенного союза 27.04.10;

     – Решение Комиссия ТС № 196.1 от 26.02.10. О корректировке ставки ввозной таможенной пошлины единого Таможенного тарифа Таможенного Союза в отношении отдельных видов бумаги и картона 05.04.10;

     – Решение Комиссия ТС № 206 от 25.03.10 О вступлении в силу международных договоров, формирующих договорно-правовую базу таможенного союза.

     Конституция как основной закон нашей страны является универсальным правовым актом. Он регулирует все общественные отношения, входящие в сферу правового воздействия, является основным источником любой отрасли права, в том числе и таможенного.

     Конституция РФ, будучи ее основным законом, предопределяет характер таможенного дела в целом и относит таможенное регулирование (п. «ж» ст. 71 Конституции РФ) к ведению федеральных органов государственной власти, поэтому правовые акты государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в число источников таможенного права не входят.

     Часть 1 ст. 74 Конституции РФ запрещает  установление на территории Российской Федерации таможенных границ, пошлин и сборов, а также каких-либо иных препятствий для свободного перемещения  товаров, услуг и финансовых средств  и тем самым определяет принцип  единства таможенной территории России.

Информация о работе Система источников таможенного права