Система источников таможенного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 11:21, курсовая работа

Описание

Таможенное право представляет собой сравнительно новую отрасль отечественной системы права. Она оформилась как самостоятельная отрасль в начале 90-х гг. ХХ в. До этого времени в советском праве таможенные отношения регулировались в основном нормами административного права1. Таможенное право (как отрасль российского права) можно определить как совокупность правовых принципов и норм, регулирующих общественные отношения, связанные с перемещением лиц, товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза.

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………...………3
Глава 1. Общая характеристика источников таможенного права……………..5
Глава 2. Киотская конвенция как основной кодифицированный
международно-правовой акт в международном таможенном
праве……………….……………………………………………………………...13
2.1. Киотская конвенция до принятия Протокола 1999 года…………………13
2.2. Киотская конвенция в редакции Протокола 1999 года…………………...15
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованных источников…………………………………………...29

Работа состоит из  1 файл

Курсовая_таможенное право.docx

— 62.53 Кб (Скачать документ)
p align="justify">     3) таможенное оформление и другие  таможенные формальности,

     4) пошлины и налоги,

     5) гарантии,

     6) таможенный контроль,

     7) применение информационных технологий,

     8) отношения между таможенной службой  и третьими лицами,

     9) информация, решения и предписания  таможенной службы,

     10) обжалование по таможенным вопросам.

     10 специальных приложений:

     1) Прибытие товаров на таможенную территорию,

     2) ввоз,

     3) вывоз, 

     4) таможенные склады и свободные  зоны,

     5) транзит, 

     6) переработка, 

     7) временный ввоз,

     8) правонарушения,

     9) специальные процедуры, 

     10) происхождение товаров. 

     В Генеральном приложении Конвенции  даются общие положения и определения, касающиеся всех таможенных процедур и таможенного регулирования  в целом. Так, в Генеральном приложении сформулированы принципы таможенного  контроля и таможенных процедур, уплаты таможенных платежей, принципы обжалования  по таможенным вопросам, отношений  между таможенной службой и третьими лицами и т. д. Генеральное приложение представляет собой свод норм и принципов, подлежащих применению ко всем таможенным правилам и процедурам, отнесенным к регулированию Конвенции. Принятие Генерального приложения является обязательным условием участия государств в обновленной  Киотской конвенции. Отказ от соблюдения положений Генерального приложения означает отказ от участия в Конвенции  в целом (ст. 12 Конвенции)9.

     Специальные приложения обновленной Киотской конвенции  посвящены отдельным таможенным процедурам (ввоз, вывоз, транзит, переработка, временный ввоз, таможенные склады, свободные зоны и т. д.), а также  таможенным правонарушениям, специальным  таможенным процедурам и правилам происхождения  товаров. При присоединении к  Конвенции Договаривающаяся сторона  вправе принять любое из Специальных  приложений, либо какую-либо главу (главы) Специального приложения10.

     Положения обновленной Киотской конвенции  сформулированы не в виде единых норм или норм прямого действия, а в  виде международно-правовых норм, определяющих общие условия и рамки единообразного правового регулирования, которые  являются базой для выработки  на их основе единообразных национально-правовых норм. Тем самым разработка, внедрение положений обновленной Киотской конвенции представляют собой договорный механизм гармонизации правовых систем в сфере таможенных процедур.

     Конвенция содержит три вида норм: Стандартные  правила, Стандартные правила с  переходным сроком и Рекомендуемые  правила.

     Применение  Стандартных правил (в том числе  с переходным сроком) определяется Конвенцией как необходимое для  достижения гармонизации и упрощения таможенных правил и процедур (ст. 1 Конвенции)11. Рекомендуемые правила, признаются содействующими достижению цели гармонизации и упрощения таможенных правил и процедур, их более широкое применение определяется Конвенцией как желательное12.

     Генеральное приложение Конвенции содержит только Стандартные правила, в отношении  которых государства-участники Конвенции  не имеют права делать оговорки. Применение Стандартных правил и  Стандартных правил с переходным сроком является обязательным. Срок внедрения  и применения Стандартных правил для государств-участников Конвенции составляет 36 месяцев. Стандартные правила с переходным сроком должны начать применяться не позднее чем через 60 месяцев с момента вступления Конвенции в силу в отношении соответствующего государства-участника (ст. 13 Конвенции).

     Специальные приложения Конвенции содержат как  Стандартные правила, так и Рекомендуемые  правила. В отношении Рекомендуемых  правил, государства-участники Конвенции  могут делать оговорки. Если оговорка не сделана, Рекомендуемые правила  подлежат применению автоматически. Однако, если оговорка все же сделана, то в последующем она может быть снята. Кроме того, Конвенцией прописывается, что Договаривающаяся сторона не просто вправе отзывать оговорки по Рекомендуемым правилам, но обязана пересматривать указанные оговорки каждые три года и информировать о результатах такого пересмотра Генерального секретаря ВТаО с указанием тех положений ее национального законодательства, которые не позволяют отозвать оговорки (п. 3 ст. 12 Конвенции).

     Все приложения и главы обновленной  Киотской конвенции содержат рекомендации ВТаО по их внедрению. Рекомендации охватывают подробную информацию по всем таможенным процедурам в Приложениях, методам их применения. Рекомендации – это пояснения к положениям Генерального приложения и Специальных приложений, определяющие возможные варианты применения Стандартных правил, Стандартных правил с переходным сроком и Рекомендуемых правил. Рекомендации описывают передовой опыт и примеры, которые могут способствовать наибольшей эффективности применения таможенных процедур. Рекомендации не имеют юридической силы, поскольку не являются частью юридического текста Конвенции. Рекомендации – это инструмент ВТаО по пересмотру и обновлению Конвенции. В них включается весь накопленный передовой опыт. Таким образом, важным преимуществом обновленной Киотской конвенции является возможность постоянной актуализации ее положений.

     Понятийный  аппарат Конвенции в целом, сформулирован  в главе 2 Генерального приложения «Определение понятий». Помимо этого, каждая глава Специальных приложений Конвенции предваряется определениями понятий, используемых в этой главе, где сформулированы основные черты таможенной процедуры, о которой идет речь в главе.

     Положения обязательного для государств-участников Генерального приложения Конвенции  являются универсальными. Об этом свидетельствует  тот факт, что в каждой главе  Специального приложения имеется Стандартное  правило, в соответствии с которым  процедура, изложенная в этой главе, регулируется данной конкретной главой и, в той степени, в какой это  применимо, положениями Генерального приложения. Таким образом, во всех государствах-участниках обновленной  Киотской конвенции в независимости  от выбора ими для подписания того или иного Специального приложения, должны действовать единообразные  национально-правовые таможенные нормы, разработанные на основе Стандартных  правил Генерального приложения.

     В обновленной Киотской конвенции  заложен достаточный ресурсный  потенциал для ее развития с учетом постоянно происходящих в мире изменений. Так, для обеспечения выполнения положений Конвенции, принятия мер  по ее единообразному толкованию и  применению, а также подготовки предложений  по внесению в нее изменений, на основе ст. 6 Конвенции создан и действует  в рамках ВТаО Управляющий Комитет13. Членами Управляющего комитета являются государства-участники Конвенции. Кроме того, в заседаниях Управляющего комитета могут присутствовать в качестве наблюдателей представители международных правительственных и неправительственных организаций и государства, имеющие право на присоединение к Конвенции согласно положениям ст. 8 Конвенции (любой член ВТаО и любой член ООН или ее специализированных учреждений).

     Основными функциями Управляющего комитета являются, в частности:

  • внесение предложений по изменению основного текста Конвенции, предложений по внесению изменений в Генеральное приложение, Специальные приложения и их Главы, а также по введению новых Глав в Генеральное приложение;
  • принятие решений о внесении изменений в Рекомендуемые правила или о введении новых Рекомендуемых правил в Специальные приложения или их Главы;
  • информирование Постоянного технического комитета ВТаО о принятых решениях и т. д.

     Предложения по вопросам Конвенции государства-участники  направляют Генеральному секретарю  ВТаО с просьбой включить их в повестку дня заседания Управляющего комитета. Голосования на заседаниях Управляющего комитета проводятся раздельно по каждому Специальному приложению и каждой Главе Специального приложения. Решения о внесении изменений и дополнений в Конвенцию принимаются большинством в две трети голосов участников заседания, обладающих правом голоса. По остальным вопросам решения Управляющего комитета принимаются простым большинством голосов (статьи 6, 7 Конвенции).

     Таким образом, для развития Конвенции  предусмотрена возможность обновления Генерального и Специальных приложений новыми положениями, отражающими передовой  опыт. Предполагается также возможность  придания в перспективе Рекомендуемым  правилам статуса Стандартных правил, пересмотр сделанных государствами  оговорок, а также обновление рекомендаций для включения в них прогрессивных  идей.

     В обновленной Киотской конвенции  уточнены и приведены в систему  международно-правовые нормы, касающиеся, в частности, всех таможенных процедур: транзита, ввозы, вывоза и т. д. Более того, обновленная Киотская конвенция является универсальным кодифицированным международно-правовым актом в области таможенного дела, регулирующим, несмотря на название, практически все таможенные вопросы: таможенные процедуры, таможенные формальности, связанные с действиями до подачи таможенной декларации, обеспечение таможенными методами безопасности мировой торговли, налаживание информационного обмена таможенных органов и деловых кругов, проблемы таможенной стоимости, таможенных правонарушений. Учитывая этот универсальный кодифицированный акт в области международного таможенного сотрудничества, можно констатировать становление, формирование новой отрасли международного публичного права, выделившейся из международного экономического права - международного таможенного права.

      Обновленная Киотская конвенция - это самый значительный международно-правовой документ в сфере  унификации и гармонизации таможенных процедур в рамках ВТаО. Конвенция выступает в качестве ориентира для построения национальных таможенных законодательств многих стран (в том числе и России). Она представляет собой свод международно-правовых норм, на которых должны базироваться национально-правовые единообразные нормы государств-участников Конвенции.

      Обновленная Киотская конвенция разработана  с учетом принципов, касающихся таможенных вопросов, сформулированных в нормах Всемирной торговой организации  – Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 г. (ГАТТ). Так, в Конвенции нашли отражение Статья V ГАТТ «Свобода транзита», Статья VIII ГАТТ «Сборы и формальности, связанные с ввозом и вывозом» и некоторые другие.

     В старой редакции Киотской конвенции  отсутствовали единые для регулирования  всех таможенных процедур и таможенного  дела в целом принципы, обязательность которых бы устанавливалась для  всех государств-участников конвенции. В обновленной Киотской конвенции такие принципы четко определены. Эти принципы, по сути, как нам представляется, являются специальными принципами международного таможенного права, как складывающейся самостоятельной отрасли международного публичного права.

     Киотская  конвенция вступила в силу 5 февраля  2006 г., когда в соответствии с условиями ст. 3 Протокола об изменении Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур 1999 г. истекли три месяца после того, как сороковая страна (Индия) выразила свое согласие на обязательность для нее вышеуказанного Протокола14.

     Россия  присоединилась к Киотской конвенции, когда Президент РФ 3 ноября 2010 года подписал Федеральный закон «О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 г. в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 г.» № 279-ФЗ.

     Российская  Федерация присоединилась к Конвенции  в объеме Основного текста и Генерального приложения.

     После вступления для РФ Основного текста и Генерального приложения в силу она должна:

     – в течение 36 месяцев обеспечить выполнение принятых Стандартов Генерального приложения;

     – в течение 60 месяцев обеспечить выполнение принятых  Переходных стандартов Генерального приложения15.

     Как уже выло отмечено выше, Таможенный кодекс таможенного союза ЕврАзЭС  разработан на основе положений обновленной  Киотской конвенции.

     И с 1 июля 2010 года в практику таможенных органов Российской Федерации, Беларуси и Казахстана введены новые понятия, по-новому регулируются ряд правоотношений. Таможенный брокер (агент) теперь называется таможенным представителем, контейнеры отнесены к транспортным средствам. Но это не самые существенные изменения.

     Таможенным  кодексом таможенного союза предусмотрены  новые формы таможенного контроля, вместо таможенной ревизии будет  проводиться таможенная проверка, которая  может быть камеральной и выездной.

Информация о работе Система источников таможенного права